Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа «Школа полезного действия»


Скачать 450.21 Kb.
НазваниеПрограмма «Школа полезного действия»
страница3/3
Дата23.04.2016
Размер450.21 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3
Тема 18. Рефлексивный отчет.

Теория. Рефлексивный отчет готовится после защиты. Отчет пишется в свободной форме.

Практика. Отчет должен содержать ответы на следующие вопросы: краткое описание хода работ над проектом, характеристика ключевых (поворотных) точек работы над проектом, характеристика проблемных точек работы над проектом, характеристика приобретенного опыта проектной работы. Подготовка к Бирже социальных проектов.

Тема 19. Заключительное занятие.

Теория. Обсуждение результатов реализации проектов.

Практика. Награждение лучших проектов по итогам Биржи. Подведение итогов работы за учебный год.


4. Методическое обеспечение образовательной программы.
Образовательная программа строится на следующих базовых основаниях:

  • основные положения государственной политики в области образования;

  • учет и использование результатов научных исследований по проблемам социального проектирования; 

В качестве важных источников построения программы выступили:

  • документы и материалы, рассматривающие вопросы реализации аспектов гражданского образования в практике образовательных учреждений;

  • основные положения Концепции модернизации российского образования.

Условия реализации программы.

Необходимым условием реализации программы «Школа полезного действия» является:

- логика реального процесса обучения должна в главном соответствовать логике подачи материала в учебном плане и программе, учитывая также особенности конкретной ситуации обучения;

- поскольку обучающиеся рассматриваются и как коллективный субъект, и как индивидуальные субъекты обучения, среда обучения организуется таким образом, чтобы создать возможность интенсивной коммуникации слушателей с преподавателем и между собой, что предполагает возможность удобного размещения в аудитории, доступность аудиовизуальных средств, наличие условий для работы в микрогруппах;

- чрезвычайно важным фактором успеха обучения является создание на занятиях интеллектуально напряженной и при этом эмоционально комфортабельной атмосферы, побуждение участников к взаимоподдержке, поощрение командного духа; 

- в аудиторной работе использование монологических методов мотивируется реальной необходимостью и наличием у слушателей актуального запроса на новую теоретическую информацию, нужную для решения учебных задач. При наличии технических возможностей широко используются компьютерные презентации и другие современные средства наглядности;

- лекции должны носить проблемный характер, изложение материала сопровождается постоянным диалогом со слушателями, вопросами на уточнение и на понимание, а также выполнением различных упражнений с последующим обсуждением и комментированием их результатов;

- значительное место в аудиторной работе должно отводиться работе по анализу ситуаций, работе с диагностическими методиками, анализу и оценке документов и материалов, разработке, защите и экспертизе индивидуальных и групповых микропроектов, проведению аукционов идей, ярмарок проектов, круглых столов, презентаций опыта, научно-практических конференций, мозговых штурмов, деловых и ролевых игр, решению ситуационных задач (кейс-стади). Обеспечение такой деятельности необходимыми исходными текстами требует от преподавателя и привлекаемых им слушателей работы с различными источниками, включая ресурсы сети Интернет;

- самостоятельная работа может включать в себя анализ литературы с подготовкой рецензий, докладов, разработку и анализ проектов документов, разработку программ исследования, проведение полевых исследований в образовательных учреждениях, решение учебных задач и т.д.

5. Литература педагогу

1. Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 - С. 168.

  1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.

  2. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. Региональная модель социального проектирования открытого гражданского образования в Томской области /методический сборник материалов по социальному проектированию/- Томск, РЦРО, 2005. – 56 стр.

  3. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Ефимова Л.М., Сухушина Е.В. Сборник рабочих материалов практико-ориентированной образовательной деятельности Детского оздоровительного лагеря «Восход» «Академия лета - 2005» - Томск, РЦРО, 2005. – 40 стр.

  4. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Черных М.Ф. Модель сетевой организации Центров гражданского образования детей и молодежи в Томской области. – Томск: РЦРО, 2006. – 64 стр.

  5. Воскресенская Н., Шехтера С. при участии Иоффе А. И Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. – 184 стр. 

  6. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.

  7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

  8. Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 – С. 82.

  9. Зеленцова А.В. Повышение квалификации организаторов гражданского образования/ А.В. Зеленцова. – Волгоград, 2002.

  10. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва, изд-во АКТИ, 2006.

  11. Кузнецова И.А. Организация гражданского образования: опыт становления// Демократическая школа. - №2 – 2005. – с 92-95

  12. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2000.

  13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996.

  14. Молодежь обустраивает Россию. Материалы Первой всероссийской акции «Я – гражданин России»..составитель В.В.Пахомов.-Москва – Самара: Изд-во «НТЦ», 2002. 

  15. На службе у детства (основы, создание и функционирование воспитательной системы).- М.: «Народное образование», 2003. – 304 с.

  16. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997.

  17. . Сборник «Социальное проектирование – шаг к гражданскому обществу». ОГУ РЦРО, Томск, 2007

  18. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.

  19. Социальное проектирование.- Н.Новгород, Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.

  20. Управление проектами /Под ред. В. Д. Шапиро. СПб., 1996.

  21. Управление проектами/ Под ред. В. Д. Шапиро. СПб., 1996.

  22. Щедровицкий П. Г. СМД-методология и философия игры – 



6. Литература воспитаннику

  1. Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 - С. 168.

  2. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.

  3. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: опыт систематизации. М., 1984.

  4. Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации// Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 – С. 82.

  5. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2000.

  6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

  7. Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием/ Под ред. В. Н. Южакова. Саратов, 1989.

  8. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

  9. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр. М., 1991.


Приложение №1

Алгоритм разработки социального проекта

  1. План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.





  1. ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

  2. ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

  3. ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.

  4. ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

  5. ШАГ №5. Составление детального плана работы.

  6. ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

  7. ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

  8. ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

  9. ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

  10. ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

  11. ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

  12. ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

  13. Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

  14. Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

  15. ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

  16. ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

  17. ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

  18. ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

  19. ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

  20. ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

  21. ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

  22. Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

  23. ШАГ №22. Анализ результатов работы по проекту.

  24. ШАГ №23. Информирование общественности о результатах реализации проекта


Приложение №2

Технология разработки социальных проектов

Уважаемые коллеги!

Приступая к разработке социально-педагогического проекта, Вы можете взять за основу следующий алгоритм:

1.Оцените текущее состояние, что предстоит сделать, определите направления развития, определите составляющие, подлежащие улучшению____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы четко изложите взгляд, объясните, почему это важно

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при реализации разрабатываемого проекта

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта_____________________________________________________________
5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения

а)________________________________________________________________________

б)________________________________________________________________________

в)________________________________________________________________________

г)________________________________________________________________________

д)________________________________________________________________________

7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи

а)_______________________________________________________________________

б)_______________________________________________________________________

в)_______________________________________________________________________

г)_______________________________________________________________________

д)_______________________________________________________________________

 8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач

а)______________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________________

в)______________________________________________________________________

г)______________________________________________________________________

д)______________________________________________________________________

 9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач

а)______________________________________________________________________

б)______________________________________________________________________

в)______________________________________________________________________

г)______________________________________________________________________

д)______________________________________________________________________

10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче)

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №3 

Основные требования к социальному проекту.

  1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

  2. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

3. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

  1. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

  2. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

  3.  Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

  4. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

  5. Требования к оформлению проекта

  6. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

  7. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

  8. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

  9. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

  10. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

  11. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

  12. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

  13. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.



1   2   3