Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа «Школа полезного действия»


Скачать 450.21 Kb.
НазваниеПрограмма «Школа полезного действия»
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер450.21 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»
Утверждаю:

Директор ЦРТДЮ

Т.П.Карева______________________

«____»_______2015г

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Школа полезного действия»
Авторы: Ленькина Юлия Васильевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Тураева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Возраст детей: 13-18 лет.

Срок реализации: 3 года

Новотроицк, 2015г.

Содержание стр.

Пояснительная записка…………………………………………………….. 3-11

Учебно-тематический план …………………………….………………… 11-14

Содержание программы ……………………………..……………............ 14-23

Методическое обеспечение программы………………………………….. 23-24

Литература педагогу…………………..…………………………………… 25-26

Литература воспитаннику……………………………………………………..27

Приложение№1. Алгоритм разработки социального проекта

Приложение№2. Технология разработки социального проекта

Приложение №3. Основные требования к социальному проекту

1. Пояснительная записка

Направленность программы «Школа полезного действия» - социально-педагогическая.

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года предусматривает содействие в формировании сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для развития личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны. В условиях адаптации системы образования к принципиально новым условиям свободного развития гражданского общества и рыночной экономики дополнительное образование берет на себя решение задач формирования у молодежи основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений. 
Актуальность данной программы заключается в том, что опыт и результаты социального проектирования убедительно свидетельствуют, что включение школьников, учителей, родителей в деятельностные технологии развивают их инициативность, самостоятельность, гражданственность в решении проблем местного сообщества. Через участие в социально значимой деятельности у них появляется уверенность в своих силах, значимость личного вклада в решении проблем, толерантность, творческий подход к решению жизненных ситуаций.  Практика внедрения социального проектирования является новой для дополнительного образования и предполагает существенные изменения. Кроме того, сам процесс обучения социальному проектированию требует от всех участников многих новых знаний и компетентностей.

Таким образом, возникает необходимость создания объединения «Школа полезного действия».

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что осознание собственных сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, различный образовательный уровень и опыт обучающихся, различное видение проблем местного сообщества позволяет сформировать у обучающихся представление о роли социальных проектов в решении задач местного сообщества.

Новизна и отличительная особенность образовательной программы «Школа полезного действия» состоит в дополнении традиционного «знаниевого» понимания дополнительной образовательной программы, как систематизированного перечня блоков учебного материала, подлежащего усвоению для достижения поставленных программных целей, деятельностным подходом, при котором программа рассматривается как совокупность последовательных умственных и практических действий, осуществляемых и «проживаемых» обучаемым для решения конкретных учебных и практических задач и проблем.

Цель программы: привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам родного города, к возможной практической деятельности по разрешению проблем  силами самих учащихся.

Задачи программы:

в области обучения:

  • обучение технологии социального проектирования;

  • освоение способов планирования предстоящей деятельности;

  • освоение способов расчета необходимых ресурсов, анализа результатов и окончательных итогов деятельности;

  • знакомство с принципами взаимодействия с другими людьми;

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации.

в области развития:

  • развивать навыки командной работы;

  • развивать полезные социальные навыки и умения;

  • развивать навыки уверенного поведения;

  • развивать навыки командной работы.

в области воспитания:

  • формировать навыки «разумного социального» поведения в сообществе;

  • формировать навыки социальной мобильности.

  • формировать навыки и знания по установлению партнёрских отношений.

Программа «Школа полезного действия» предназначена для обучающихся 13 – 18 лет. Создаются разновозрастные группы детей: первый год обучения: 13-15 лет; второй год обучения: 15- 17лет; третий год обучения: 17-18 лет. Учитывая особенности содержания занятий, группы комплектуются по 6-7 человек, по личному желанию.

Срок реализации и режим занятий.

Программа рассчитана на три года обучения и реализуется в объеме 684 часа:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа.

2 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов.

3 год обучения: 3 раза в неделю по 3 часа, всего 324 часа.

Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие.

Программа Школа полезного действия состоит из трех базовых компонентов:

1 компонентопределение социальных задач, для решения которых нужны определенные навыки, а также процедуры планирования проектов таким образом, чтобы они увеличивали эффективность обучения одновременно с выполнением социально значимой деятельности;

2 компонент - реализация проекта;

3 компонент – анализ полученного опыта, детальное осмысление проделанной работы (данный рефлексивный этап помогает улучшить полученный опыт и понять, с одной стороны, как общественно-полезная деятельность соотносится с потребностями общества, а с другой стороны, помогает участникам программы лучше осознать и усвоить приобретенные знания).

Прогнозируемые результаты

По окончании программы Школа Полезного Действия участники должны:

уметь:

  • формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;

  • выбирать оптимальные способы их решения;

  • составлять планы, графики, работ по проекту, распределять ответственность;

  • прогнозировать последствия проектной деятельности;

  • соотносить результаты с поставленными целями;

  • намечать перспективы дальнейшего развития проекта.

знать:




(первый год обучения)




второй год обучения

уметь:

  • формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;

  • выбирать оптимальные способы их решения;

  • ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению социальными проектами;

  • составлять планы, графики, работ по проекту, распределять ответственность;

  • правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта;

  • прогнозировать последствия проектной деятельности;

  • соотносить результаты с поставленными целями;

  • намечать перспективы дальнейшего развития проекта.

знать:

  • способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

  • методологию проектирования, прогнозирования и реализации социальных проектов;

  • алгоритм работы над социальным проектом;

  • критерии эффективности внедрения социального проекта.



третий год обучения

уметь:

  • формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;

  • выбирать оптимальные способы их решения;

  • консультировать проектные группы по разработке и реализации проектов;

  • ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению социальными проектами;

  • составлять планы, графики, работ по проекту, распределять ответственность;

  • правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта;

  • прогнозировать последствия проектной деятельности;

  • соотносить результаты с поставленными целями;

  • намечать перспективы дальнейшего развития проекта.

знать:

  • способы познавательной, коммуникативной, практической

деятельности;

  • инновационные методики в области социального проектирования;

  • методологию проектирования, прогнозирования и реализации

социальных проектов;

конкурсного финансирования.



Способы определения результативности освоения образовательной программы:

- анкеты, тесты;

- анализ разработки социального проекта;

- анализ презентации социального проекта;

- мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки).

Этапы реализации программы

Главным методом обучения в данной образовательной структуре является социальное проектирование, которое можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации подростков через общественно-полезную деятельность.

Система обучения в Школе Полезного Действия осуществляется по этапам:

1 этап. Лаборатория проектных идей (сентябрь - май)

Команда ШПД анализирует социально-культурную среду города Новотроицка: «Что мне не нравится в родном городе?», «Чтобы я хотел изменить?», «Решение каких проблем мне по силам?», «Какие проблемы я не в состоянии решить?». Ответы на данные вопросы выстраиваются в виде «дерева проблем», формируя проектные идеи. Кроме этого, с целью выявления социокультурных проблем города, участники программы проводят опрос населения. В основном, это случайные прохожие, горожане, которым предлагается на «Социальной карте проблем и решений Новотроицка» обозначить проблемные, на их взгляд, места и предложить пути решения.

В результате такого интеллектуального штурма создается Банк проектных идей, где указываются наиболее актуальные и «наболевшие» проблемы городской среды, для решения которых участники Школы полезного действия разрабатывают социальные проекты, переходя от идеи к конкретным делам.

2 этап. Фестиваль проектных идей «Город своими руками» (октябрь-ноябрь)

Школа полезного действия открывает свои двери для разновозрастной аудитории города от 13 и старше. Примерное количество участников – 150 человек. Участниками являются и дети и взрослые, и те и другие могут быть лидерами проекта.

Решается две основные задачи – привлечение внимания к ШПД и выявление лучших идей и лидеров проектов для летней школы.

В интересной творческой форме команда ШПД рассказывает о программе Школы, реализуемых проектах, их результатах, а также приглашает принять участие всех, кто неравнодушен к окружающей действительности, к судьбе родного города, кто верит в свои силы и понимает, что от его вклада многое зависит. Разработанные проектными группами идеи представляются на городском мероприятии Фестиваль социальных проектов «Город своими руками», куда приглашаются представители администрации города, различных городских ведомств, общественных организаций, бизнеса в качестве потенциальных социальных партнёров.

Презентуя свои проекты, участники ШПД заявляют о важности назревших проблем в социально- культурной среде города, возможности их решения, привлекают к реализации своих идей единомышленников среди различных городских сообществ, готовых предоставить необходимые ресурсы как финансовые, так и материальные.

Итогом Фестиваля является разработка концепций новых проектов с планами их реализации и лидерами проектов. Лидеры сразу после завершения мероприятия должны сформировать проектную команду из своих сверстников, активных горожан. Очень важно привлечь в проектную команду предпринимателей и пенсионеров. После формирования проектной команды лидеры совместно с командой уточняют концепцию проекта и начинают работу по проекту.

После завершения Фестиваля, лидеры проектов проводят исследование с целью уточнения решаемой проблемы: действительно ли реализация данной идеи актуальна для города и его жителей, выявляют возможных партнеров в реализации проекта (в т.ч. взрослых партнеров: предпринимателей, родителей), определяют ресурсы, необходимые для реализации проекта, формируют проектную команду.

3 этап. Зимняя сессия координаторов ШПД (февраль - март)

Зимняя сессия позволяет каждому координатору ШПД получить глубокие знания и практически освоить умения по разработке социального проекта. По результатам сессии координатор ШПД будет обладать компетентностью для успешной разработки социальных проектов.
В процессе обучения моделируются и отрабатываются все ситуации, которые возникают в ходе разработки проекта, то есть, на зимней сессии обеспечено качественное освоение технологии социального проектирования.
В процессе обучения каждый координатор поэтапно разработает проект для своего города, в полном соответствии со структурой технологии социального проектирования.
4 этап. Биржа социальных проектов (апрель-май)

Цель биржи - капитализировать проекты путем привлечения больших ресурсов и партнеров.

В рамках работы Биржи происходит привлечение ресурсов для реализации проектов. Каждая проектная команда визуально представляет свой проект потенциальным покупателям, после чего происходит торговля и поддержка проекта.

В качестве потенциальных покупателей на Биржу приглашаются коммерческие структуры, предприниматели, администрация города, активные горожане. В целом социальные партнеры для социальных проектов, которые будут выставляться на Биржу, проектные команды определят на семинаре по подготовке Биржи, выявят их возможную мотивацию и сформулируют для них предложения.

5 этап. Летняя сессия ШПД (август)

Очень важен тот факт, что финансовую поддержку программы «Школа полезного действия» осуществляет Управляющая Компания "Металлоинвест», и это позволяет привлекать к деятельности ШПД специалистов-профессионалов в области социологических наук. Поэтому особое значение имеет летняя сессия ШПД, которая проводится ежегодно в августе. В межрегиональной летней сессии принимают участие наиболее активные участники ШПД (количество участников летней сессии устанавливает руководитель программы ШПД).

2. Учебно-тематический план

Первый год обучения

п/п

Разделы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

2

4

6

2.

Сущность и виды социального проектирования

2

12

14

3.

Структура социального проектирования

2

12

14

4.

Основные требования к оформлению социального проекта

4

12

16

5.

Ошибки социального проектирования

2

6

8

6.

Технология и структура работы над социальным проектом

4

24

28

7.

Разработка схемы реализации проекта

4

28

32

8.

Подготовка проекта

8

14

22

9.

Заключительное занятие


2

2

4

Всего:

30

114

144










Второй год обучения

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

2

2

4

2.

Знакомство с общественно полезной деятельностью во благо сообщества

4

6

10

3.

Определение нужд сообщества

4

6

10

4.

Определение темы проекта и начало планирования

4

6

10

5.

Структурирование проектной деятельности через ответы на вопросы

4

6

10

6.

Сотрудничество в пользу сообщества

4

6

10

7.

Определение ресурсной базы проекта

4

6

10

8.

Способы вовлечения сообщества в проектную деятельность

4

6

10

9.

Популяризация и реклама социального проекта

4

6

10

10.

Ответственное добровольчество

4

6

10

11.

Тематизация

4

14

18

12.

Оформление замысла

4

12

16

13.

Разработка схемы реализации проекта

4

20

24

14.

Разработка схем сопровождения проекта

4

22

26

15.

Защита проекта

2

12

14

16.

Техническое задание

2

8

10

17.

Рефлексивный отчет

4

6

10

18.

Заключительное занятие

2

2

4

Всего:

86

130

216









  1   2   3