Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.54 Mb. |
У нас под крышей Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. В. Селивёрстов
Выразительные движения: первая и вторая строчки: руки над головой! Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Занятие №20.
1. «Цветик – семицветик».
Цель: игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Для этой игры понадобится цветик – семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а так же красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценку взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
2. «Узнай, кто Я».
Цель: развивать воображение у детей.
Контурной пунктирной линией нарисовать что-нибудь не очень сложное, например цветок или рыбку. Сказать ребенку, что в точках кто-то прячется. Чтобы узнать кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).
3. Этюд «Факир».
Цель: саморасслабление.
Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
Занятие №21.
«Колобок».
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображение, выразительность речи.
Дети стоят в кругу и катают под музыку друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько приятных (добрых) слов или задать ему вопрос:
Как тебя зовут?
Колобок ты мне нравишься.
Колобок, давай с тобой дружить?
Приходи ко мне в гости, Колобок.
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» соседу или кому захочет.
2. «Три краски».
Цель: это упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие.
Предложить ребенку взять три краски, по его мнению наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
3. «Джин».
Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Дети встают в кругу с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джин. Ребенок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.
Занятие №22.
1. «Рисуем на асфальте».
Упражнение проводится на улице.
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Дать детям мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется. 2. Этюд «Иголка и нитка».
Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок – иголка. Он бегает меняя направления. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Можно использовать музыку фр. Народная «Горбуны».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Разработанная психолого-педагогическая программа развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста может являться методическим пособием для применения ее в детских садах, как педагогом-психологом, так и воспитателями.
На наш взгляд, это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними, и всем тем, кто заинтересован развивать в ребенке творческую личность.
Практические рекомендации
Для развития творческого воображения, художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, рекомендуем:
Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Кроме игр и игровых упражнений, которые строятся, с одной стороны, на развитии механизма синестезии, с другой стороны – на развитии механизма эмпатии, рекомендуем использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта детей; через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.
При проведении игр и игровых упражнений, а также в процесс эстетической игры использовать произведения искусства (учитывая эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка и группы в целом); использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения – нетрадиционные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
3. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
4. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализ познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
13. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. №4. с. 98 – 108.
14. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
17. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
18. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.
19. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25–78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
21. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. (Стр.30).
22. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 299с. – (Школа развития). (Стр.286)
23. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 198. – 588 с. (Стр.477,478,479).
25. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Книголюб, 2005. – 64с. (Психологическая служба)
26. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Психологическая служба)
27. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития)
28. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128с.: ил. – (Коррекционная педагогика). |
|
|