Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста автор программы


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеПрограмма развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста автор программы
страница3/3
Чернявская О. В
Дата21.04.2016
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3

У нас под крышей


Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. В. Селивёрстов

Выразительные движения: первая и вторая строчки: руки над головой! Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Занятие №20.

1. «Цветик – семицветик».

Цель: игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик – семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а так же красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценку взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

2. «Узнай, кто Я».

Цель: развивать воображение у детей.

Контурной пунктирной линией нарисовать что-нибудь не очень сложное, например цветок или рыбку. Сказать ребенку, что в точках кто-то прячется. Чтобы узнать кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

3. Этюд «Факир».

Цель: саморасслабление.

Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.

Занятие №21.

  1. «Колобок».

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображение, выразительность речи.

Дети стоят в кругу и катают под музыку друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько приятных (добрых) слов или задать ему вопрос:

  • Как тебя зовут?

  • Колобок ты мне нравишься.

  • Колобок, давай с тобой дружить?

  • Приходи ко мне в гости, Колобок.

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» соседу или кому захочет.

2. «Три краски».

Цель: это упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие.

Предложить ребенку взять три краски, по его мнению наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

3. «Джин».

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

Дети встают в кругу с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джин. Ребенок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.


Занятие №22.

1. «Рисуем на асфальте».

Упражнение проводится на улице.

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Дать детям мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется.
2. Этюд «Иголка и нитка».

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

Дети становятся друг за другом. Первый ребенок – иголка. Он бегает меняя направления. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Можно использовать музыку фр. Народная «Горбуны».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

Разработанная психолого-педагогическая программа развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста может являться методическим пособием для применения ее в детских садах, как педагогом-психологом, так и воспитателями.

На наш взгляд, это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними, и всем тем, кто заинтересован развивать в ребенке творческую личность.

Практические рекомендации

Для развития творческого воображения, художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, рекомендуем:

  1. Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Кроме игр и игровых упражнений, которые строятся, с одной стороны, на развитии механизма синестезии, с другой стороны – на развитии механизма эмпатии, рекомендуем использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта детей; через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.

  1. При проведении игр и игровых упражнений, а также в процесс эстетической игры использовать произведения искусства (учитывая эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка и группы в целом); использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения – нетрадиционные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализ познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

13. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. №4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

17. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

18. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

19. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25–78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

21. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. (Стр.30).

22. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 299с. – (Школа развития). (Стр.286)

23. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 198. – 588 с. (Стр.477,478,479).

25. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Книголюб, 2005. – 64с. (Психологическая служба)

26. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Психологическая служба)

27. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития)

28. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
1   2   3