Сравнительный анализ данных показывает следующее:
1 По определению, что такое «конфликт», ключевой фразой у учащихся являются понятия «ссора, ссориться»
2 По выбору сферы, в которой чаще возникают конфликты, у 58% учащихся класса(50% девочек, 66%мальчиков) нет конфликтной сферы, 26% учащихся (20% девочек, 33%мальчиков) выделяют ответ б-группа сверстников, компания, друзья. Сферу «школа» отметили 20% учащихся.
3.По вопросу о нарушении прав человека при возникновении конфликта на первом месте стоит ответ б-иногда (конфликт может проходить без нарушения прав человека)(58% опрошенных). На втором месте ответ в- редко(31% опрошенных)
4.По вопросу о роли администрации в разрешении конфликтов 47% опрошенных ответили, что вмешательство нужно только в самых крайних случаях, 26% опрошенных выбрали ответ б-администратор нужен, но некоторые ситуации можно решить и без него.
5. По вопросу причины возникновения конфликтов с учащимися 58% опрошенных (70% девочек, 44 %мальчиков) выбрали ответ е-оскорбление личности достоинства. 21% учащихся (10% девочек, 33% мальчиков0 выбрали ответ д-неадекватное поведение. На 3 месте «отношение к учебе» -21% (30%-д, 11%-м), на 4 месте «национальность»- 16% (10%-д,22%-м), Поскольку класс многонациональный, в классе учатся татары, русские, армяне, лизгинка, вопрос толерантности является ключевым в воспитательном процессе.
6. По вопросу частотности возникновения конфликтов с учениками 42 %(50%-д, 33%-м) учащихся отмечают, что не имеют конфликтов с учащимися. Редко, то есть реже одного раза в месяц бывают конфликты у 37 % учащихся (40%-д, 33%-м).
7. По вопросу о частотности возникновения конфликтов с учителями 95% учащихся (100%-д, 89%-м) ответили, что не имеют конфликтов с учителями, что свидетельствует о наличии положительной психологической атмосферы в отношениях учитель – ученик в классе.
8. Доминирующим в определении основной причины конфликтов между учениками и учащимися является нарушение учеником дисциплины.(74% опрошенных(70%-д, 77%-м).
9. О манере поведения в случае конфликта с учителем 42% опрошенных(50%-д, 33%-м) отметили ответ з-другое, где ключевой идеей отмечается «нет конфликтов». Это еще раз подтверждает наличие в классе положительного психологического фона в взаимоотношениях учащихся и учителей. В случае возникшего конфликта учащиеся идут на компромисс 26% опрошенных(30%-д, 22%-м) и пытаются договориться, сотрудничают 26% опрошенных(20%-д, 33%-м).
10.По вопросу о последствии конфликтов 63% опрошенных(60%-д, 66%-м) выбирают ответ з-свой вариант, в котором основным ответом является «не было конфликта». 26% опрошенных(20%-д, 33%-м) считают, что им занижают отметки, 21% опрошенных(40%-д) считают, что учитель игнорирует их на уроке, и 21% (30%-д,11% - м) предпочитают не здороваться с учителем, переживая процесс «ссоры» с учителем.
11. По вопросу о том, какие действия со стороны учителя можно рассматривать как нарушение прав ученика 68%(70%-д, 66%-м) доминирующим считают применение физической силы. На втором месте ответ г - необъективное выставление оценок (47%(40%-д, 55%-м). На третьем месте – досмотр личных вещей без ведома ученика – 47% (50%-д,44%-м).
12. По вопросу о том, какие действия со стороны учеников можно расценивать как нарушение прав учителя 84% опрошенных(10%-д, 67%- м) считают повышение голоса на учителя. 63% (60%- д, 67%-м) считают нарушением права обзор личных вещей преподавателя и 58% опрошенных (50%- д., 67%-м) отмечают, что права учителя нарушены, если весь класс систематически прогуливает уроки.
13. Анализ результатов теста-опросника, а так же педагогические наблюдения, беседы, позволили выявить круг детей «группы риска». Дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Конфликты, возникающие в школах, часто остаются неразрешенными из-за неэффективных способов реагирования на конфликты в школах, и могут являться причиной возникновения новых конфликтов и правонарушений.
6
| 6. Как часто у тебя бывают конфликты с учениками?
|
| б) иногда (1-2 раза в месяц);
| ж
м
| 1
3
| 10%
33%(21%)
|
|
| 7
| . Как часто у тебя бывают конфликты с учителями?
|
| б) иногда (1-2 раза в месяц);
| ж
м
|
1
|
11%(5%)
|
9
| Как ты ведешь себя в конфликте с учителем?
| а) обращаюсь за помощью к родителям;
| ж
м
|
|
| б) жду, что все решится само собой;
| ж
м
| 1
1
| 10%
11%(10%)
|
Разработка и системная работа по программе индивидуального сопровождения подростков «группы риска» позволит выявить факторы риска в подростковой среде, поможет устранить причины противоправного поведения подростков, оказать им и их семьям помощь в учебно-воспитательном процессе, создать педагогические, психологические, социальные условия успешного формирования и развития личности ребенка. Выводы
Полученные данные дают возможность говорить о том, что уровень конфликтности в 6б классе низкий, взаимоотношения с учителями и сверстниками ровные, психологическая атмосфера благоприятна для развития, обучения и воспитания детей. Понятие школа не является для учащихся сферой, в которой возникают конфликты. При разрешении конфликтов учащиеся в основном настроены на сотрудничество, пытаются договориться, идут на компромисс. Основной причиной конфликтов большинство учащихся видят в нанесении оскорбления достоинства личности, что говорит о достаточном уровне самооценки личности и уважении к своей личности. Во взаимоотношении ученик – учитель доминантный ответ учащихся, что повышение голоса на учителя является нарушением права учителя, можно интерпретировать как уважительное отношение к учителю, к своему наставнику, к человеку старшего поколения.
При планировании воспитательной работы особое внимание следует уделять сплочению детского коллектива, формированию у учащихся толерантного отношения друг к другу, укреплению связи учитель-ученик-родитель, формированию уважительного отношения к школе, учителям.
Приложение №3 Примерный план изучения семьи
1. Общие сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, место работы).
2. Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, дедушки, бабушки).
3. Материальное обеспечение семьи (средний месячный бюджет семьи, доход в месяц на каждого члена семьи).
4. Санитарная культура семьи (чистота, порядок, внешний вид родителей).
5. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, не удовлетворительные).
6. Образование родителей.
7. Отношение родителей к труду (трудолюбивы, ответственны за свою трудовую деятельность, проявляют равнодушие, безразличие к работе, негативно относятся к ней).
8. Участие родителей в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное).
9. Культурный уровень родителей (наличие библиотеки дома, посещение театров, музеев и т. д.).
10. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).
11. Культура общения в семье и с окружающими.
12. Взаимоотношения в семье между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или наоборот).
13. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
14. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у ребенка, почему?
15. Отношение родителей и старших членов семьи к ребенку (внимательное, заботливое, чуткое или равнодушное, грубое, из любви к ребенку потакают его прихотям).
16. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка, сложившихся в семье (единство требований в семье к ребенку со стороны старших членов семьи, приучение его к труду, воспитание культуры поведения и т. д.).
17. Осуществление контроля за поведением и учебой школьника.
18. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).
19. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).
20. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя, равнодушно относятся к ним, отрицательно воспринимают их).
21. Общественная активность родителей (интересуются состоянием воспитания детей в школе, проявляют активность в оказании помощи ей, проявляют инициативу или равнодушны, выполняют работу лишь по просьбе учителей, руководителей школы, вообще не считают нужным принимать участие в воспитании детей).
Оценка семьи как воспитательного института.
Приложение №4 Основные направления профилактической работы
Система диагностики личности
а) уровень сформированности качеств личности;
б) общие творческие способности;
в) речевое развитие;
г) подготовленность ребенка к школе;
л) педагогические установки родителей;
е) родительское отношение, к ребенку.
2. Работа с учащимися
а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);
б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);
в) формирование общих творческих способностей, организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;
г) формирование заботливого отношения к членам семьи;
д) воспитание культуры отношений;
е) развитие культуры речи;
ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.
3. Работа с семьей
а) формирование педагогической культуры родителей;
б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.
4. Совместная деятельность школы и органов правопорядка
а) выявление мотивов правонарушений младших школьников;
б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;
в) организация досуга школьников в микросоциуме. |