Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»
страница5/5
Э.Г. учитель
Дата22.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5


Сравнительный анализ данных показывает следующее:

1 По определению, что такое «конфликт», ключевой фразой у учащихся являются понятия «ссора, ссориться»

2 По выбору сферы, в которой чаще возникают конфликты, у 58% учащихся класса(50% девочек, 66%мальчиков) нет конфликтной сферы, 26% учащихся (20% девочек, 33%мальчиков) выделяют ответ б-группа сверстников, компания, друзья. Сферу «школа» отметили 20% учащихся.

3.По вопросу о нарушении прав человека при возникновении конфликта на первом месте стоит ответ б-иногда (конфликт может проходить без нарушения прав человека)(58% опрошенных). На втором месте ответ в- редко(31% опрошенных)

4.По вопросу о роли администрации в разрешении конфликтов 47% опрошенных ответили, что вмешательство нужно только в самых крайних случаях, 26% опрошенных выбрали ответ б-администратор нужен, но некоторые ситуации можно решить и без него.

5. По вопросу причины возникновения конфликтов с учащимися 58% опрошенных (70% девочек, 44 %мальчиков) выбрали ответ е-оскорбление личности достоинства. 21% учащихся (10% девочек, 33% мальчиков0 выбрали ответ д-неадекватное поведение. На 3 месте «отношение к учебе» -21% (30%-д, 11%-м), на 4 месте «национальность»- 16% (10%-д,22%-м), Поскольку класс многонациональный, в классе учатся татары, русские, армяне, лизгинка, вопрос толерантности является ключевым в воспитательном процессе.

6. По вопросу частотности возникновения конфликтов с учениками 42 %(50%-д, 33%-м) учащихся отмечают, что не имеют конфликтов с учащимися. Редко, то есть реже одного раза в месяц бывают конфликты у 37 % учащихся (40%-д, 33%-м).

7. По вопросу о частотности возникновения конфликтов с учителями 95% учащихся (100%-д, 89%-м) ответили, что не имеют конфликтов с учителями, что свидетельствует о наличии положительной психологической атмосферы в отношениях учитель – ученик в классе.

8. Доминирующим в определении основной причины конфликтов между учениками и учащимися является нарушение учеником дисциплины.(74% опрошенных(70%-д, 77%-м).

9. О манере поведения в случае конфликта с учителем 42% опрошенных(50%-д, 33%-м) отметили ответ з-другое, где ключевой идеей отмечается «нет конфликтов». Это еще раз подтверждает наличие в классе положительного психологического фона в взаимоотношениях учащихся и учителей. В случае возникшего конфликта учащиеся идут на компромисс 26% опрошенных(30%-д, 22%-м) и пытаются договориться, сотрудничают 26% опрошенных(20%-д, 33%-м).

10.По вопросу о последствии конфликтов 63% опрошенных(60%-д, 66%-м) выбирают ответ з-свой вариант, в котором основным ответом является «не было конфликта». 26% опрошенных(20%-д, 33%-м) считают, что им занижают отметки, 21% опрошенных(40%-д) считают, что учитель игнорирует их на уроке, и 21% (30%-д,11% - м) предпочитают не здороваться с учителем, переживая процесс «ссоры» с учителем.

11. По вопросу о том, какие действия со стороны учителя можно рассматривать как нарушение прав ученика 68%(70%-д, 66%-м) доминирующим считают применение физической силы. На втором месте ответ г - необъективное выставление оценок (47%(40%-д, 55%-м). На третьем месте – досмотр личных вещей без ведома ученика – 47% (50%-д,44%-м).

12. По вопросу о том, какие действия со стороны учеников можно расценивать как нарушение прав учителя 84% опрошенных(10%-д, 67%- м) считают повышение голоса на учителя. 63% (60%- д, 67%-м) считают нарушением права обзор личных вещей преподавателя и 58% опрошенных (50%- д., 67%-м) отмечают, что права учителя нарушены, если весь класс систематически прогуливает уроки.

13. Анализ результатов теста-опросника, а так же педагогические наблюдения, беседы, позволили выявить круг детей «группы риска». Дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Конфликты, возникающие в школах, часто остаются  неразрешенными из-за неэффективных способов реагирования на конфликты в школах, и могут являться  причиной возникновения новых конфликтов и правонарушений.


6

6. Как часто у тебя бывают конфликты с учениками?





б) иногда (1-2 раза в месяц);

ж

м

1

3

10%

33%(21%)







7

. Как часто у тебя бывают конфликты с учителями?




б) иногда (1-2 раза в месяц);

ж

м


1


11%(5%)




9

Как ты ведешь себя в конфликте с учителем?

а) обращаюсь за помощью к родителям;


ж

м







б) жду, что все решится само собой;


ж

м

1

1

10%

11%(10%)


Разработка и системная работа по программе индивидуального сопровождения подростков «группы риска» позволит выявить факторы риска в подростковой среде, поможет устранить причины противоправного поведения подростков, оказать им и их семьям помощь в учебно-воспитательном процессе, создать педагогические, психологические, социальные условия успешного формирования и развития личности ребенка. 
Выводы

Полученные данные дают возможность говорить о том, что уровень конфликтности в 6б классе низкий, взаимоотношения с учителями и сверстниками ровные, психологическая атмосфера благоприятна для развития, обучения и воспитания детей. Понятие школа не является для учащихся сферой, в которой возникают конфликты. При разрешении конфликтов учащиеся в основном настроены на сотрудничество, пытаются договориться, идут на компромисс. Основной причиной конфликтов большинство учащихся видят в нанесении оскорбления достоинства личности, что говорит о достаточном уровне самооценки личности и уважении к своей личности. Во взаимоотношении ученик – учитель доминантный ответ учащихся, что повышение голоса на учителя является нарушением права учителя, можно интерпретировать как уважительное отношение к учителю, к своему наставнику, к человеку старшего поколения.

При планировании воспитательной работы особое внимание следует уделять сплочению детского коллектива, формированию у учащихся толерантного отношения друг к другу, укреплению связи учитель-ученик-родитель, формированию уважительного отношения к школе, учителям.

Приложение №3
Примерный план изучения семьи

1. Общие сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, место работы).

2. Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, дедушки, бабушки).

3. Материальное обеспечение семьи (средний месячный бюджет семьи, доход в месяц на каждого члена семьи).

4. Санитарная культура семьи (чистота, порядок, внешний вид родителей).

5. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, не удовлетворительные).

6. Образование родителей.

7. Отношение родителей к труду (трудолюбивы, ответственны за свою трудовую деятельность, проявляют равнодушие, безразличие к работе, негативно относятся к ней).

8. Участие родителей в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное).

9. Культурный уровень родителей (наличие библиотеки дома, посещение театров, музеев и т. д.).

10. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).

11. Культура общения в семье и с окружающими.

12. Взаимоотношения в семье между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или наоборот).

13. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?

14. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у ребенка, почему?

15. Отношение родителей и старших членов семьи к ребенку (внимательное, заботливое, чуткое или равнодушное, грубое, из любви к ребенку потакают его прихотям).

16. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка, сложившихся в семье (единство требований в семье к ребенку со стороны старших членов семьи, приучение его к труду, воспитание культуры поведения и т. д.).

17. Осуществление контроля за поведением и учебой школьника.

18. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).

19. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).

20. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя, равнодушно относятся к ним, отрицательно воспринимают их).

21. Общественная активность родителей (интересуются состоянием воспитания детей в школе, проявляют активность в оказании помощи ей, проявляют инициативу или равнодушны, выполняют работу лишь по просьбе учителей, руководителей школы, вообще не считают нужным принимать участие в воспитании детей).

Оценка семьи как воспитательного института.

Приложение №4
Основные направления профилактической работы

Система диагностики личности

а) уровень сформированности качеств личности;

б) общие творческие способности;

в) речевое развитие;

г) подготовленность ребенка к школе;

л) педагогические установки родителей;

е) родительское отношение, к ребенку.

2. Работа с учащимися

а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);

б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);

в) формирование общих творческих способностей, организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;

г) формирование заботливого отношения к членам семьи;

д) воспитание культуры отношений;

е) развитие культуры речи;

ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.

3. Работа с семьей

а) формирование педагогической культуры родителей;

б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.

4. Совместная деятельность школы и органов правопорядка

а) выявление мотивов правонарушений младших школьников;

б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;

в) организация досуга школьников в микросоциуме.
1   2   3   4   5