Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» |
 Скачать 0.56 Mb. |
МБОУ ВСОШ №1
ПРОЕКТ
«Доверие»
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении
Составитель:
Алеева Э.Г. учитель английского языка,
классный руководитель 6б класса
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
2013 г.
Аналитическая записка.
Актуальность вопроса об организации психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в общеобразовательных школах обусловлена необходимостью обеспечения особой культуры помощи и поддержки в решении задач обучения, воспитания и социализации данной категории подростков. Анализ ситуации состояния дел по профилактике правонарушений характеризуется ростом негативных тенденций в детской и подростковой среде. Одной из таких тенденций являются правонарушения среди подростков, рост уровня конфликтности и агрессивности. На ребенка в современном обществе, в реальных ситуациях его жизнедеятельности оказывают влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в различных формах, в том числе в виде различных правонарушений. Одним из причин совершения правонарушений является то, что подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации. В результате эти потребности реализуется через совершение противоправных действий. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы самооправдания собственных негативных поступков.
Одной из основных задач при построении воспитательного и образовательного пространства является выявление «группы риска» и построение эффективной системы работы по поддержке и помощи подростку в учебно-воспитательном процессе, а так же создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного формирования и развития личности. Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы. Задачи проекта:
1.диагностировать и выявить в классе «группу риска», проанализировать проблемы «группы риска» (выявить условия жизни, изучить особенности личности)
2.разработать план по предупреждению, устранению и профилактике правонарушений
3.организовать условия по социально-психологической реабилитации учащихся «группы риска» через включение в коллективную деятельность класса, школы, социальной среды.
4. организовать информационную среду по формированию психолого-педагогической компетенции родителей учащихся «группы риска»
Целевая группа проекта: учащиеся 6 Б класса, входящие в группу риска и их родители
Участники проекта: учащиеся «группы риска», учащиеся 6б класса, администрация школы, отдел по делам несовершеннолетних, родительский комитет класса
Срок реализации проекта: август 2013-сентябрь2014
Место реализации проекта: МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Концепция проекта
Проблема психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» особенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет. Особое внимание к психосоматическому здоровью подростков данного возраста, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений поведения необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Учащиеся "группы риска" – категория детей, находящиеся под воздействием одного или нескольких факторов риска, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Прежде всего как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям.
Третий фактор риска, - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками.
К «группе риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с асоциальным поведением, (несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом), дети , испытывающие трудности в разрешении конфликтных ситуаций), дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Характерными чертами подростков «группы риска» являются: плохая успеваемость, утрата интереса к учебе как следствие нарушения контакта с окружающими людьми, коллективом где учится, уязвимость к воздействию со стороны администрации и товарищей по учебе; малочувствительность к осуждению его плохой учебы, уверенность в своей непогрешимости, безнаказанности; подмена стремления к достижению успехов в учебе желанием хорошо провести время в группах асоциальной направленности (где чувствуют себя нужными и равными среди равных, впоследствии - формирование привычки находиться постоянно в компании); интерес к бесцельному времяпровождению, постоянному озорству (со временем перерастает в хулиганство).
Категория «трудных» подростков разнородна. Остановимся, только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов.
Подростки с явлениями психической неустойчивости. Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением». К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС ребенка, аномальное формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Малоспособные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей. Нарушения поведения у подростков с психической неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально – волевой, личностной незрелостью. При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности нереалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту. Более актуальные пути, направленные на формирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.
Подростки "группы риска"с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Основное проявление их школьной дезадаптаци – аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренное половое развитие с бурным физическим ростом.
Подростки с ЗПР. Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется рядом трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей, требующие медико-психологической коррекции.
В формировании нарушений поведения у всех категорий группы риска ведущая роль принадлежит социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности.
Нарушения поведения у всех категорий детей «группы риска» обнаруживают связь с различными видами отклонений ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа полового созревания.
Характеристика рассмотренных детей "группы риска" позволяет разработать систему работы по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска» с использованием технологии восстановительного подхода в условиях средней общеобразовательной школы. Разработка и работа по программе индивидуального сопровождения подростков «группы риска» позволит выявить факторы риска в подростковой среде, поможет устранить причины противоправного поведения подростков,
создать педагогические, психологические, социальные условия успешного формирования и развития личности.
Психолого- педагогическое сопровождение детей «группы риска» связанно с воспитанием и образованием, а также содействием в положительном развитии и личностном становлении ребенка представляющем собой разновидность профессиональной педагогической деятельности. Оно представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому подростку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. Необходимо отметить, что на сегодняшний день выделяют следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: психофизиологический, индивидуально-психологический, личностный, микрогрупповой, социальный.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить феномен психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска как профессиональную деятельность педагога, ориентированную на особую культуру поддержки и помощи подростку в учебно-воспитательном процессе, а также создание условий (педагогических, психологических, социальных) его успешного формирования и развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития и содействие в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- активное участие педагогов, психологов в разработке и сопровождении программ воспитания, психологическое обеспечение образовательных программ;
- осуществление поиска и апробации форм эффективного взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников, социальных работников и психологов, педагогов-организаторов и администрации школы;
- использование в учебно-воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, безконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама и др.), групповому давлению и манипуляциям;
- создание и поддержка подростковых и молодежных объединений. В современной психолого-педагогической науке имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации и т.д., которые решают задачи воспитания и социализации подростков.
- сохранение и укрепление здоровья подростков, т.е. формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Уровни психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска
| Индивидуальное сопровождение
| Групповое сопровождение
| Системное сопровождение
|
Процесс психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска направлен на обеспечение трех согласованных уровней:
индивидуальное сопровождение подростка в образовательном учреждении, предполагающее обеспечение необходимой особой культуры помощи и поддержки в решении задач обучения, воспитания и социализации, а также развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации.
групповое сопровождение, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть подростков, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска). На данном уровне реализуются коррекционно-профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с учителями-предметниками, администрацией и родителями.
системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного подростка или группы, а для системы в целом. Данный уровень осуществляется в нескольких направлениях: разработка и реализация программ развития образовательных систем, экспертиза и анализ планов учебно-воспитательной работы, с целью создания более благоприятных условий для развития подростков; создание коррекционно-профилактических программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих подростков.
Основные направления педагогического сопровождения подростков группы риска:
-диагностика
-экспертиза
-консультирование
-профилактика
-развивающая работа
-информационная работа
-коррекционная работа
Направления работы имеют следующее содержание:
Диагностика предполагает процесс осознания сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения;
Профилактика предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в сочетании с целенаправленным обучением подростков здоровому образу жизни;
Консультирование позволяет раскрыть суть проблем каждого подростка группы риска и найти возможные варианты решения проблемы, обсуждая позитивные и негативные стороны разных решений, строя прогнозы эффективности, помогая выбрать различные методы;
Развивающая работа предполагает процесс раскрытия потенциальных возможностей ребенка, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития;
Коррекционная работа характеризуется замыслом "исправления" отклонений имея при этом определенный эталон развития, к которому стремятся приблизить подростка;
Информационная работа предполагает психолого-педагогическое просвещение и образование путем формирования и развития культуры учащихся, психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
Экспертиза предназначена для проведения контроля и анализа образовательных и учебных программ, проектов, пособий и в целом образовательной среды, в том числе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Для эффективной организации работы по программе психолого-педагогического сопровождения необходимо взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. По необходимости специалисты: врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, должны быть привлечены к работе с подростками группы риска. Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя. Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку. Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится классному руководителю и социальному педагогу. Они должны совместно с психологом изучить психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу, классному руководителю важно знать о материальных и жилищных условиях подростков, необходимо систематически анализировать те или иные жизненные проблемы, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из конфликтных ситуаций, взаимодействовать с различными социальными службами. Так же классный руководитель, социальный педагог организует правовое просвещение среди учащихся, родителей, разъясняя им их права и обязанности. В современных условиях на классного руководителя, социального педагога ложится ответственность за создание благоприятной социальной среды для воспитания и развития личности ребенка. Они должны обладать широким спектром профессиональных компетенций, владеть различными эффективными технологиями по работе с учащимися «группы риска», владеть методикой работы по программам психолого-педагогичекого сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи детям и семьям.
Значительная роль при работе с данной категорией подростков отводится семье, взрослым, родственникам, которые имеют для подростка вес, положительный статус. Для эффективной работы с подростками группы риска используют принцип коллективно распределенной ответственности - часть ее принимает на себя семья, ближайшее окружение, школа, социальные службы.
Необходимо выделить несколько общих правил, которые следует соблюдать в работе с подростками группы риска
Во-первых, первостепенная ответственность ложится на педагога, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую наиболее трудным и требует особого педагогического такта и применения специальных психолого-педагогических приемов и технологий.
Построение и стимулирование активности всех вышеперечисленных направлений работы - одна из важнейших задач правильно организованного процесса психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска, предполагающая особую культуру поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации личности. Этапы реализации проекта
1. подготовительный: изучение нормативно-правовой базы, научно-методической литературы, изучение опыта работы по организации психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе
диагностика, анализ ситуации в классе, определение «группы риска», разработка программы «Доверие» по психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска
2. основной: реализация программы «Доверие», анализ и оценка результатов
|
|
|