Главная страница

Программа по внеурочной деятельности кружка «Россошанская слобода»



НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности кружка «Россошанская слобода»
страница1/10
Дата19.04.2016
Размер1.56 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования и науки РФ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области


Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

Хайменова Л.Н.

Протокол № от

«__»______________2014г.

Согласовано

Зам. дир. по УВР

Т. И. Садовничая
«__»______________2014г.

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП

В.Ф. Ловцова

Приказ № от «__»_________2014г.


Программа по внеурочной деятельности кружка

«Россошанская слобода» 5- 9 классы

(общекультурное направление)

Учитель музыки

Дочкина Антонина Петровна

Художественно-эстетическое

Музыкально- образовательная программа кружка «Россошанская слобода» -

«Наша хата затеями богата»

«…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия…в народе не может сохраниться то искусство которое не представляет ценности»

М.И. Калинин


  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе нормативных документов:

1.Постановления Правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 .

2. Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Приказа «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус областной инновационной площадки по направлению «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от27 сентября 2010 года №795 .

3. Постановления Правительства РФ «Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 гг.» от 23.12.2005г.

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Пр. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897).

5.Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы.

6.УставаМКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.

7.Локальных актов школы.

8.Конвенции о правах ребёнка;

9.Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

10.Программы развития МКОУ СОШ №25 с УИОП

11.Гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса» (СанПиН, раздел 2.9).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цель программы– развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


  1. Общая характеристика курса.

Актуальность программы:

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Новизна программы:

Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании школьников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь школы. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании школьников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Сроки реализации программы: 5 лет.

Вид программы: творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети 5- 9 классов.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество.

Постановка проблемы

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании школьников трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Целью данной программы является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый и новый фольклорный материал. 

Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье школьников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус учащихся. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психо- коррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Данная программа является необходимой, т.к. дети нашей школы проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации программы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Основной принцип программы – принцип взаимодействия учащихся с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.       

При отборе и выстраивании музыкального материала в проекте учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Содержание занятий по внеурочной деятельности в 5-9 классах последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5- 9 классов введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


  1. Описание места курса в плане учебно- образовательного процесса.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Количество часов в год – 111, всего за 5-9 – 555 часов

Количество часов в неделю – 3.

Количество часов в I полугодии – 52;

Количество часов во II полугодии – 59.

План реализации программы

Реализация данной программы рассчитана на 5 лет и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (5 класс). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (6- 8 классы). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (9 класс). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 5 лет обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). На каждом году обучения отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса.

Личностные результаты:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные


  1. Содержание курса.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьника.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5- 9 классов введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод игры.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

коллекции (фонотека, видеотека).

Виды музыкальной деятельности, используемые на занятиях, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях, самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Формы организации музыкальной деятельности.

- проведение совместной образовательной деятельности, педагога с детьми, различного типа;

- проведение народных праздников: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха и пр.

- проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и другие

- организация самостоятельной музыкальной деятельности учащихся.

- организация праздников, совместных с родителями

Содержание программы кружка «Россошанская слобода» рассматривает разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Тематический план курса.

Наименование темы


Классы

Русская народная песня в быту

5

Старинная песня

6

Обрядовая песня

7

Русская народная песня

8

Авторская песня

9


Тематический план разбит на разделы:

Традиционное пение

Цель:

- знакомить детей с яркими песенными примерами России, Воронежской области и Россошанского района с учетом их возрастных особенностей;

- дать основные навыки песенного мастерства;

- научить детей коллективному исполнению произведения.

- развитие творческой личности, выявление вокальных данных.

- формирование актерских, эмоциональных возможностей.

Задачи:

- дать детям основы звуко- извлечения (пения),

- интонационная чистота,

- правильное дыхание,

- четкая дикция,

- ритмическое пение.

- формировать у детей творческую активность, эмоциональное восприятие.

- познакомить детей с особенностями традиционной песни, игры.

- познакомить детей с народными обрядами.

- развивать длительное внимание.

Музыкальные способности ребенка включают в себя целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический), чувство метроритма, музыкальную память. Музыкальные способности тесно связаны с общими способностями личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и др. Специальные способности в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность одного специального спать вида деятельности.

В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию и точный показ голосом. Педагог должен обладать актерскими данными, мягкостью характера, незаурядной настойчивостью, огромной искренностью и доброжелательностью.

Есть несколько основных принципов развития певческого голоса у детей:

- четкое произношение слов, утрируя твердые согласные, в работе которых участвуют язык и губы;

- формирование у детей устойчивой потребности активно использовать речевую функцию.

Что касается развития громкости голоса у детей, то это зависит от целого ряда индивидуальных особенностей каждого ребенка. В пении участвуют мышцы всего туловища, и наша задача – развить их у детей. Постепенная работа над мышцами, участвующих в пении, гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса.

Манера народного пения тесно связана с живой народной речью. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжения, “скаты”, призвуки, красочная игра слова и многое другое. Передать детям подлинно народную манеру исполнения, всю образность речи и напева – все это является условием правдивости исполнения.

Хореография (народный танец)

На протяжении многовековой истории своего развития танец был всегда связан с песней, трудом и обычаями человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Каждая новая эпоха, каждые новые политические и экономические условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые, зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика, танец наполнялся новым содержанием. Понимание красоты и непреходящие ценности своего танца – части духовного богатства нашего народа – должно воспитывать у тех, кто его изучает, не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к своей Родине.

Программа предусматривает групповые и индивидуальные практические занятия по хореографии, которые тесно взаимодействуют между собой. На практических занятиях дети должны освоить элементы народного танца. Большое внимание должно быть уделено характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. Необходимо из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений в зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Хореографические навыки осваиваются в фольклорных классах в процессе игры. По мере усложнения песенного материала изменяется и уровень хореографических постановок. Изучение элементов народного танца строится по принципу “от простого к сложному”.

Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Благодаря этому жанровому слиянию педагогам удается сформировать у детей интерес к народному искусству.

Театр (сценическое мастерство)

Народный театр зародился в глубокой древности: в играх, сопровождающих охотничьи и земледельческие праздники, где содержались элементы перевоплощения. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Театрализация действия присутствует в календарных и семейных обрядах (святочные ряженья, свадьбы…). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие обряды.

В народном театре различают два направления

- театр живых актеров;

- театр кукол.

А так как в группах занимаются дети младшего возраста, то постижение сценического мастерства идет от игры кукол, пародийных сценок и ролевых игр.

Репертуар народного театра составляют пьесы фольклорного происхождения. И чем старше класс, тем больше включается в репертуар профессиональных пьес (или их переработка). Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов.

Дети – актеры учатся общаться с публикой. В ходе представления вызывают зрителей на диалог, а иногда и просто предоставляют активное участие в действе (петь хором, изображать второстепенных персонажей). Народный театр, как правило, не имеет сцен и декораций (или они очень просты). Основной интерес в нем сосредоточен не на глубину раскрытия характера действующих лиц, а на трагичность или комичность ситуации, положения.

В народной драме существуют два типа персонажей:

- драматические (торжественный стиль);

- комические (пародийность, игра слов).

Фольклорный театр соединяет в себе три вида искусства

- музыку-пение;

- хореография;

- режиссура спектакля.

Народная песня должна быть не только исполнена, но и разыграна, как в настоящем театре. Она имеет глубокое образно-смысловое начало, при этом песни как бы превращаются в игру или целое действо.

Культурное пространство Воронежской области, Россошанского района, всей России.

Данный раздел программы направлен на ознакомление обучающихся с учреждениями, организациями, творческими коллективами, музеями, системой фестивалей и праздников, которые составляют основу культурного пространства Воронежской области, Россошанского района и всей России.

Цель:

- сформировать у обучающихся представление о системе творческих коллективов, организаций и проектов, которые развивают культуру на современном этапе.

Задачи:

- учить детей воспринимать, чувствовать и понимать красоту в искусстве, общественной жизни, природе,

- формировать у детей эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства.

Приоритетные направления деятельности:

- образовательное

- методическое

- музейно-выставочное

- культурно-просветительное
Методические рекомендации к разделу

«Русская народная песня в быту» - 5 класс

Разнообразие форм и жанров старой крестьянской песни было обусловлено разнообразием назначений песни в труде и быту древнего земледельца. Именно этим объясняется, так называемая, многожанровость русской крестьянской песни.

Русские народные песни первоначально не выделялись в отдельный жанр. Они вышли из трудовых песен. О труде не только рассказывали, но одновременно имитировали его – изображали в тех или иных хореографических движениях, сопровождавших пение.

Хороводные и игровые песни постепенно отделялись от трудовых, так как получили самостоятельное жизненно-практическое назначение. Оно заключалось прежде всего в их воспитательном характере: эти песни всегда имели какое-либо поучительное, назидательное содержание. Они отражали либо трудовые процессы в песнях: «А мы просо сеяли», «Лен зеленой», либо семейно-бытовые в песнях: «Во лузях», «Было у тещи семеро зятьев», либо общественно-социальные отношения: «По диким степям Забайкалья», «Колодники», «Песня о молодом чернеце» и др.

Методические рекомендации к разделу

«Старинная песня» - 6 класс

Старинные русские народные песни в их подлинных распевах придают выступлению фольклорного ансамбля своеобразный этнографический колорит. При этом, исполнительское мастерство и творческие возможности коллектива ярче выявляются именно в трактовке старинных народных напевов, дошедших до нас в устном народном творчестве, в записях этнографических ансамблей.

Отличают старинную песню от других чистота и строгость музыкального языка, полифоничность музыкальной ткани, волевое начало в напевах, эпичность и диатоничность.

Основой старинных песен – «диалект» местного значения. Понятие «диалект» вбирает в себя и говор, и гаматический строй, и словарный запас того или иного местного наречия, и народные музыкальные лады, и импровизационность в исполнении.

Освоить диалект – значит осуществить связь времен, придать новизну восприятия традиционной песенной культуры.

Первоочередной задачей при работе над старинной песней это постижение диалекта, для чего необходимо:

  • Постичь, понять, изучить своеобразие музыкально-поэтического текста;

  • Усвоить способы и манеру исполнения старинных напевов с вокализацией говора;

  • Добиться осмысленного выразительного произношения слов при сохранении характерной народной интонации.

Немаловажную роль при освоении старинных песен играет правильно выученные голоса, которые не всегда, с точки зрения логики голосоведения, удобны, скорее наоборот. Первое, в чем нужно разобраться, это найти и выучить основной голос. Сольный голос не всегда может быть верхним. Так, в регионе Южного Алтая, первый основной голос, как правило, нижний, а верхний голос – это подголосок с ограниченным диапазоном, средний голос – играет роль «вторы» к верхнему голосу или импровизационная середина.

Изучив закономерности голосоведения, связанные с местными певческими традициями, необходимо изучить жанр исполнительской песни.

Жанры старинных песен могут быть самыми разнообразными: протяжные (проголосочные), любовно-лирические, плясовые и игровые, трудовые и обрядовые.

Народное вокальное мастерство с наибольшей полнотой раскрывается в жанре проголосочных, которые в большинстве своем, поются без сопровождения, что требует отработки широкого дыхания, протяжности звука и хорошего хорового ансамбля.

Чтобы старинная песня стала «репертуарной», требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Работа над корректировкой текста, особенно где напев с 20 куплетами, над выбором темпа, при сохранении признаков жанра, сделает песню доступной и понятной для восприятия современниками.

Не требуют особого переосмысливания свадебные песни, так как основные истоки ее интонационности лежат древнейшие попевки календарных песен (праздничных и весеннее-летних) и интонации причитаний, возникшие более поздних лирических свадебных песен.

При работе над свадебной старинной песней необходимо подчеркнуть эмоциональную сторону поэтического текста, потому как «свадьба пронизана в музыкальных напевах светом и радостью».
Методические рекомендации к разделу

«Обрядовая песня» -7 класс

Народную песню нельзя понять в отрыве от народной жизни: она является ее неотъемлемой частью.

Для древнего земледельца песня была не простым развлечением, а насущной необходимостью: она помогала ему в труде. Первые песни пелись не ради эстетического удовольствия, внимание народа было сосредоточено не на красоте, а на полезности песен, не столько, песне как таковой, сколько на ее практическом предназначении.

Это сказывается не только на песнях, непосредственно сопровождавших процессы труда, помогавших организовать труд, но и на песнях, которые чаще всего исполнялись на особых праздниках, входили составной частью в так называемые обрядовые действия.

Обрядовые песни, органично вплетенные в быт крестьянской жизни, приурочены к аграрному календарю, где расписано, когда работать, а когда отдыхать, как правило, приурочены к временам года и имеют одно общее название как песни годового земледельческого круга.

Этим назначением объясняется поэтическое содержание древних трудовых песен, характер их напевов.

В песнях, обращенных к природе, человек обычно просил дружной весны, хорошего урожая, своевременного дождя и т. П., просил у природы, и просьба облекалась в особую форму речи. Желание воздействовать на силы природы, передать им свою волю подсказывало и манеру произнесения – напевную интонацию обращения. Но главное внимание уделялось слову. Напев служил в первую очередь для лучшего донесения слова, для его необыденной слышимости, громкости и продолжительности звучания. Поэтому музыка не связана непосредственно с поэтическим содержанием. Независимо от конкретных слов текста, в напевах наблюдается очень тесная связь, прежде всего с определенными интонациями человеческой речи – с интонациями обращения, призыва, возгласа, клича, которые претворяются с особой выразительностью: пропеваются, что продлевает их, вводит в русло собственно музыкальной речи.

Напевы имеют простое строение (состоят из двух-трех повторяющихся фразок). Они обычно короткие, неширокие по диапазону. Большие распевы отсутствуют: как правило, слогу соответствует один, редко – два-три звука. Слова в таких песнях как бы говорятся, музыкально произносятся (такой декламационный прием близок общеизвестной речитации). Это вызвано, в частности, тем, что в напевах выражали не личные чувства и настроения, а пользовались ими лишь для оформления и лучшего «донесения» призывов к природе, к ее силам.

Весь свод обрядовых песен состоит их свадебных, святочных, масленичных рождественских, Егорьевских, семицких, Троицких, Купальских, жнивных.

Жнивные песни замыкают цикл календарных песен. Начинался же он с зимних праздничных колядок (поздравительных песен) преимущественно величального характера.

В колядках магически призывался обильный урожай. В них пелось: «Мы не сами идем, мы козу ведем, где коза ходит, там жито родит».

В мелодиях отражался характер исполнения – они, как правило, светлые, приподнятые, праздничные. Напевы состояли из повторяющихся коротких фраз, обычно нисходящего движения, ритмически подвижных, часто мажорно окрашенных.

В народе хорошо чувствуют своеобразие музыки песен каждого времени года. Как мы видели, в разные периоды земледельческого календаря использовались разные по своим интонациям напевы. Несмотря на предельную простоту используемых выразительных средств, в древних трудовых песнях выработались мелодические формы, обладающие значительным образно-смысловым богатством. Так, по ряду признаков различаются зимние (праздничные), весенние (заклички) и летние (напевы). В их основе лежат разные сочетания звуков или, как говорят музыканты, различные звукоряды, сложившиеся в многовековой песенной практике народа.

Как отмечалось, напевы были связаны не с теми или иными определенными поэтическими текстами, а с определенной группой текстов, исполнение которых приурочивалось к той или иной дате земледельческого календаря. Поэтому, зная только напев древней трудовой песни, можно определить, в какое время года она исполнялась, и какое практическое назначение выполняла.

Несмотря на простоту и лаконичность музыкального изложения, работа над обрядовой песней очень многообразна, так как требует большой творческой работы (составления сценария обряда, его постановка, подбор литературных вставок, хореография). При работе над выучкой обрядовой песни необходимо выделить опорные моменты. Это:

- Выявить смысл, содержание произведения, определить, какой должна быть его тембровая окраска (регистровая, сумбрированная, светлая и др.);

- Найти верный характер исполнения конкретного произведения путем многократного повторения текста, осмысление интонации слова, и его внутреннего движения.

- Раскрыть существующую взаимосвязь музыки и текста, их музыкально-образное единство, художественную соразмерность.

- Обратить внимание на характер дикции, так как хорошая, а народном пении, певучая дикция способствует проявлению певческих качеств исполнителей, помогая экономить голосовые средства. Например, в старинной обрядовой песне «Ох, Сашки канашки мои» слова словно пляшут, а петь нужно, чтобы живые, чеканные слоги будто нанизываются на непрерывно звучащий напев. В то время как в произведении А. Костюка «Я сама любовь» напевного характера подача слова должна быть скороговорочная. Вокализация разговорной речи с ее диалектными и тембровыми особенностями – основной этап в работе над словом, дикцией в фольклорном ансамбле.

- Постановку сценария лучше всего начать с изучения ритуала обряда: христосование, кумление, гадание, колядование, зазывание, завивание березы венков, смотрины и т.д. и составления диалогических сцен с использованием пословиц и поговорок и подбора музыкального сопровождения.
Методические рекомендации к разделу

«Русская народная песня» - 8 класс.

Русские народные песни первоначально не выделялись в отдельный жанр. Они вышли из трудовых песен. О труде не только рассказывали, но одновременно имитировали его – изображали в тех или иных хореографических движениях, сопровождавших пение.

Хороводные и игровые песни постепенно отделялись от трудовых, так как получили самостоятельное жизненно-практическое назначение. Оно заключалось прежде всего в их воспитательном характере: эти песни всегда имели какое-либо поучительное, назидательное содержание. Они отражали либо трудовые процессы в песнях: «А мы просо сеяли», «Лен зеленой», либо семейно-бытовые в песнях: «Во лузях», «Было у тещи семеро зятьев», либо общественно-социальные отношения: «По диким степям Забайкалья», «Колодники», «Песня о молодом чернеце» и др.

Несвязностью с трудовым процессом, празднеством или событием семейной жизни отличается от песен других жанров русской народной песни лирическая песня.

Лирические песни, как самостоятельный жанр возникли тогда, когда у человека появилась осознанная потребность выразить в песне свои внутренние сокровенные мысли, чувства и переживания. Лирическую песню поет тот, кто хочет петь, и там, где хочется петь. Лирические песни можно объединить по признаку от лица поющих: мужские, женские, молодецкие, разбойничьи, ямщицкие, бурлацкие.

Большинство лирических песен имеет особую форму. Протяжная песня – наиболее развитая форма русской крестьянской песенности. Мелодия в них играет первостепенную роль, что не случайно: лирическое чувство при своем музыкальном выражении обязательно требует мелодического распева. Отказавшись от напевов старого типа, непосредственно отображающих речевую интонацию, лирическая песня создавалась на основе внутрислогового распева, где отдельные звуки, соответствующие поэтическому слогу, распеваются в целую мелодическую фразу.

Характерные признаки лирической песни: самостоятельные голоса свободно перекликаются, то образуя аккорды, то двигаются параллельно интервалами, то сливаясь в унисон; наличие к основной мелодии подголоска. Например, в песнях «Дороженька», «Ах, ты степь широкая», «Лучина, лучинушка березовая», «Дубравушка», «Ай, да уж вы ночи», «Горы воробьевские», «Не орел ли с лебедем купался».

При работе над русской народной песней необходимо:

- научиться определять жанр песни, для того, чтобы лучше выявить и подчеркнуть характер;

- проработать текст таким образом, чтобы можно было ввести элементы игрового и сценического действия;

- выучить голоса партитуры и наметить динамико-звуковую сторону исполнения, приемы выразительной фразировки и трактовки.

Главное в русской народной песне певцу фольклорного ансамбля не изображать песню, а исполнительски действовать, творить в пределах художественной меры. Не примитивное и дословное следование за текстом, не внешняя иллюстрация его, а глубокое и точное проникновение в образный смысл песни.
Методические рекомендации к разделу

«Авторская песня» - 9 класс:

Задания:

      1. Выучить народный и литературный текст песен.

      2. Петь партию голоса с игрой и без игры.

      3. Работать над фразировкой, характером звуковедения и нюансировкой.

Современной народной и композиторской песне принадлежит особая роль, так как являясь антологией массовой песни, она всегда актуальна и современна в репертуаре фольклорного ансамбля.

В отличие от фольклорных песен, авторские песни не требуют много времени для освоения: аранжировки удобные, тесситура не высокая, фразировка удобная, голосоведение плавное.

Примерный репертуар кружка «Россошанская слобода»

5 класс «Русская народная песня в быту».

1.  Русская народная песня «Красно солнышко» обработка Смесовой Ф. Н.

2. А. Эшпай «Песня о криницах»

3. «Колечко» народная песня  

4. «Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной

  1. «Вдоль по улице, вдоль по широкой», запись Лядова А.

  2. «Березничек частовой», Калужская губерния, запись Лядова А.

  3. «Да кто ж у нас белая», Рязань, запись Лядова.А.

  4. «Ой, со вечора, с полуночи», Г. Зыряновск, запись Л.П. Поповой.

  5. «Ох, уж ты Порушка-Паранья», г.Омск, обработка Поповой Л.П.

  6. «Пчелочка златая» р.н.п.

  7. «В саду ягода-малина», пос. Глубокое, запись Поповой Л.П.

  8. «Сговоренная девушка», обработка Н.Кутузова.

  9. «Любила меня мать», Тарханка, запись Поповой Л.П.

  10. «Каляда-маляда», запись Г. Науменко.

  11. «Посею лебеду на берегу» р.н.п.



6 класс «Старинная песня».



  1. «Во Горенко во новой», обработка Н.Кутузова.

  2. «Возле речки, возле мосту», пос. Тарханка, запись студентов УКПИ, обработка Поповой Л.П.

  3. «Вьюн над водой», г. Усть-Каменогорск, ВКО, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.

  4. «Корильная», г. Усть-Каменогорск, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.

  5. «Молодка, молодка молоденькая», с. Никольское, Алтайского края.

  6. «Ой, да ты ж вулица», г. Шемонаиха, запись Щурова А.

  7. «Ой, то не вечер, то не вечер», г.Зыряновск, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.

  8. «Ой, ходила, ой Катюша», обработка Поповой Л.П.

  9. «Посадила я куст черемушки», пос. Глубокое, Машуковы.

  10. «Потеряла я колечко», Алтайский край, запись Кряжевских В.К.

  11. «Скакал казак через долину», г. Усть-Каменогорск.

  12. «Ты ляти, ляти, калена стрела», г. Шемонаиха, запись Щурова А.

  13. «Шел казак на побывку домой», с.Уварово, гармонизация Кряжевских В.

  14. «Я все зори не спала», пос. Бухтарма, запись Багиздаевой, обработка Поповой Л.П.

 

  1. класс «Обрядовая песня»




  1. «Свой ковровый полушалок», Ярославская, К.Бромлей.

  2. «Таусеньки», запись Г. Науменко.

  3. «Да уж вы ельнички, да вы березнички», Ярославская, К.Бромлей.

  4. «Кудрявое дерево», Смоленская, запись С.Браз.

  5. «Ой, нервилась-то хмелинушка», запись К.Ильиной.

  6. «Прилетал тут сизый голубь», запись Лядова А.

  7. «Как при Нюрином девишничке», запись К.Бромлея.

  8. «Как со вечер вечеринушки», запись Лядова А.

  9. « А кто у нас моден», Нижегородская, запись Лядова А.

  10. «Во саду было, во садику", Кемерово, обработка Поповой Л.П.

  11. «Ой, перед воротечками», Новгородская губерния, запись Лядова А.

  12. «А кто у нас лебедин», Обработка Широкова А.

  13. «Дружки лесом ехали», Владимирская губерния, запись Лядова А.

  14. «По улице, по улице», обработка Широкова А.

  15. «Как по новой горенке», Ярославская, запись Бромлей.К.


8 класс «Русская народная песня»

  1. «Тонкая рябина», обработка Поповой Л.П.

  2. «Как при лужку, при лужку», обработка Поповой Л.П.

  3. «Кругом хаты – терен, терен», г. Ставрополь, обработка Поповой Л.П.

  4. «Вдоль по улице широкой», г Кемерово, обработка Поповой Л.П.

  5. «По Дону гуляет казак молодой», обработка Поповой Л.П.

  6. «Валенки», обработка Поповой Л.П.

  7. «Я на горку шла», обработка Поповой Л.П.

  8. «Пойди-выйди Степан-сударь», обработка Поповой Л.П.

  9. «Как хотела меня мать замуж отдать», обработка Поповой Л.П.

  10. «Не в трубу трубили утром», Ярославская, запись Бромлей.К.

  11. «Гармони» муз. А. Семка, сл. А.Менькова

  12. «Ивушка» муз. Г. Пономаренко, сл. В. Алферова

  13. «Вот речка льется» муз. А. и Г. Заволокиных, сл. народные

  14. «Девичьи припевки» муз. Ю. Романова, сл. Р. Рождественского


9 класс «Авторская песня»


  1. Г. Пономаренко, С.Есенин «Цветет черемуха к похолоданию» .

  2. А. Костюк, Т. Михайловой «Я не колдунья».

  3. А. Костюк, В.Степанов «Пой, гитара, пой»

  4. А. Костюк, В.Степанов «Я сама любовь»

  5. А. Костюк, В.Степанов «Давай, дружок на посошок»

  6. А. Костюк, В.Степанов «Мне не жаль ничего»

  7.   «На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская

  8.   «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв

  9. «Дороги России» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов

  10. «Ты меня на рассвете разбудишь» муз. А. Рыбников из оперы «Юнона и Авось»

  11. «Тонкая рябина» народная песня

  12. «Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной

  13. «Солдатский вальс» муз. А. Воронов, сл. Б. Царина

  14. «Уголок России» муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелевой



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10