Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по сольфеджио 1-7 классы дмш


Скачать 465.51 Kb.
НазваниеПрограмма по сольфеджио 1-7 классы дмш
страница3/4
Дата20.04.2016
Размер465.51 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3   4

6 класс


Вокально-интонационные навыки.

Пение:

  1. гамм, отдельных мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;

  2. натуральный и гармонический мажор и минор;

  3. интервалы диатонические, тритоны, характерные в тональностях и от звука одноголосно и двухголосно;

  4. мажорные и минорные трезвучия, ув35, ум53, в тональностях и от звука;

  5. D7 , VII7 в тональностях;

  6. аккордовые последовательности;

  7. секвенции одноголосные, двухголосные, модулирующие.

Сольфеджирование и пение с листа.

  1. мелодий с хроматизмами, модуляциями с движением по звукам D7, ум5, ув2, ум7;

  2. мелодий в натуральном и гармоническом мажоре и миноре;

  3. пение с собственным аккомпанементом;

  4. транспонирование выученных мелодий в пройденном тональности и с листа на секунду и терцию ↑ ↓.

Воспитание чувства метроритма.

  1. ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4;

  2. ритмические упражнения в переменном размере;

  3. ритмический аккомпанемент;

  4. двухголосные ритмические упражнения;

  5. сольмизация выученных примеров и с листа.

Анализ на слух.

  1. определение в прослушанном произведении характера, лада, формы (однотональный и модулирующий период, простая двух-и трехчастная форма), ритмических особенностей;

  2. мелодических оборотов с движением по звукам D7 , VII7, а так же ув2, ум7, ув4, ум5;

  3. альтерация в мелодии (IV# , VIIb - в маж., IIb , VI# в мин.)

  4. интервалы, аккорды в ладу и от звука, а так же их последовательности;

  5. модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты и II ступени.

Диктант.

  1. устный диктант;

  2. запись знакомых мелодий по памяти;

  3. письменные диктанты в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре с пройденными мелодическими и ритмическими оборотами.

Творчество

  1. сочинение мелодий в гармоническом мажоре;

  2. мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов (VII7, обр. D7)

  3. сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;

  4. подбор аккомпанемента;

  5. запоминание и запись сочиненных мелодий.

Теория.

  1. понятия: гармонический мажор, характерные интервалы, переменный размер;

  2. тональности мажорные и минорные до 7 знаков

  3. интервалы: все диатонические в тональности и от звука вверх и вниз, тритоны, характерные,

  4. Обращения D7 в разрешением, умVII7, мVII7 в мажоре и миноре.

  5. определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.





7 класс


Вокально-интонационные навыки

Пение:

  1. гамм, отдельных ступеней, альтерированных ступеней;

  2. в тональностях и от звука всех пройденных аккордов, диатонических интервалов;

  3. тритонов, характерных интервалов в тональности и от звука;

  4. интервальных и аккордовых последовательностей, секвенций.


Сольфеджирование и пение с листа

Пение с листа:

  1. одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями;

  2. мелодии в семиступенных диатонических народных ладах;

  3. пение различных двухголосных примеров;

  4. пение с аккомпанементом, транспонирование.


Воспитание чувства метроритма

  1. Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и размеров;

  2. дирижирование в смешанных размерах;

  3. Ритмические диктанты.


Анализ на слух

  1. определение в прослушанном произведении характера, лада (включая семиступенные лады), формы (период, простая 2х и 3хчастная), ритмические особенности;

  2. функций аккордов, гармонических оборотов, ув53, мVII7, умVII7;

  3. проходящие и вспомогательные хроматизмы;

  4. последовательность интервалов и аккордов.


Диктанты

  1. различные формы самодиктантов;

  2. письменные диктанты, включающие пройденные мелодические и ритмические обороты;

  3. устные диктанты.


Творчество

Импровизация и сочинение:

  1. мелодий в пройденных тональностях и размерах;

  2. мелодий в семиступенных ладах;

  3. мелодий в различных формах.


Теория

1.понятия: родственные тональности, параллельные, одноименные, энгармонически равные

тональности, смешанный размер;

2.тональности – все употребительные;

3.общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах;

4.интервалы: все диатонические, тритоны, характерные;

5.аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращением и разрешением, мVII7, умVII7 в мажоре

и миноре;

6.определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых

в классе по инструменту.


Список литературы
Методическая литература

  1. Алексеев Б. К вопросу о методике записи музыкального диктанта.// Воспитание музыкального слуха. Методическое пособие. Вып. 2/ Сост. А.Агажанов – М., 1985.

  2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  3. Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №2 (12), 2002.

  4. Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №3 (13), 2002.

  5. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – М., 1978.

  6. Вопросы методики воспитания слуха // Сб.статей. – Л., 1967.

  7. Воспитание музыкального слуха // Сб.статей. Вып. 1-4. – М., 1977, 1985, 1993, 1999.

  8. Восприятие музыки // Сб.статей. – М., 1980.

  9. Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. – М., 1974.

  10. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.

  11. Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. // Сб. статей / Сост. О.Берак, М.Карасева. – М., 2006.

  12. Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 1999.

  13. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. – М., 1998.

  14. Масленкова Л. Психология музыкального диктанта // Теоретическте дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.

  15. Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. Сост. А.Агажанов. – М., 1977.

  16. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

  17. Островский Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.

  18. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. – М., 1993.

  19. Середа В. Основы интегральной методики в музыкально-теоретическом цикле музыкального училища // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования (материалы научно- практической конференции 27-29 октября 1998 г.). – М., 2000.

  20. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.


Учебники и учебные пособия

  1. Андреева М. От примы до октавы: Часть I // Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1988.

  2. Андреева М. От примы до октавы: Часть III // Сольфеджио для V классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1992.

  3. Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. М., 1983.

  4. Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс. М., 1999.

  5. Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – М., 1966.

  6. Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио: Учеб. Пособие для 1-7-го классов ДМШ и студий. – М., 1999.

  7. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. Издание четвертое – М., 1984.

  8. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. – М.,

  9. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. – М., 1986.

  10. Енилеева Л. Одноголосные диктанты. – М., 1984.

  11. Калужская Т. Сольфеджио. 6 класс. М., 1992 г.

  12. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио. 1-7 класс. М., 2001.

  13. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: одноголосие. – М., 1988.

  14. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: двухголосие. – М., 1999.

  15. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1992 г.

  16. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1999 г.

  17. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. С/Пб., 1997 г.

  18. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 3 класс. С/Пб., 1998 г.

  19. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 4 класс. С/Пб., 1998 г.

  20. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 5 класс. С/Пб., 1996 г.

  21. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 6 класс. С/Пб., 1997 г.

  22. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 7 класс.

  23. Музыкальные диктанты для ДМШ. – М., 1980.

  24. Привано Н. Хрестоматия по гармоническому анализу. Ч.1-4. – Л.-М.,

1967, 1970, 1972, 1973.

  1. Середа В. Каноны: пособие по сольфеджио для ДМШ и муз.

училищ. – М., 1999.

26. Фридкин Г. Одноголосные диктанты. – М., 1993.

27. Фролова Сольфеджио 1 класс. – Ростов-на-Дону, 2000.

28. Фролова Сольфеджио 2 класс. - Ростов-на-Дону, 2001.

29. Фролова Сольфеджио 3 класс. – Ростов-на-Дону, 2002.

30. Фролова Сольфеджио 4 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.

31. Фролова Сольфеджио 5 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.

32. Фролова Сольфеджио 6 класс. – Ростов-на-Дону, 2004.

33. Фролова Сольфеджио 7 класс. - Ростов-на-Дону, 2004.

Вокально-интонационные навыки.

Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения. Выработка одновременного дыхания и его рациональное использование на протяжении фразы. Слуховое осознание чистой интонации.

  1. Пение упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по ручным знакам, с названием звуков).

  2. Гамм вверх и вниз, тетрахордов, тонического трезвучия.

  3. I и III ступеней в мажоре и миноре.

Сольфеджирование и пение с листа

  1. Несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения.

  2. Выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях.

  3. Песен в одноименном мажоре и миноре.

  4. Простейших мелодий по нотам, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием.

Воспитание чувства метроритма

  1. Повторение данного ритмического рисунка на слоги.

  2. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.

  3. Проработка размеров 2/4, 3/4. Длительности: четвертная, восьмая, половинная, половинная с точкой. Паузы: половинные, четвертные, восьмые.

  4. Навыки дирижирования (тактирования).

Анализ на слух

  1. Характера музыкального произведения, лада (мажор и минор), количества фраз, темпа, динамических оттенков.

  2. Различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков.

Музыкальный диктант

  1. Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.

  2. запоминание без предварительного пропевания короткой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом.

  3. Устные диктанты.

  4. Запись знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков.

Воспитание творческих навыков

  1. Допевание мелодий на нейтральный слог.

  2. Импровизация простейших мелодий на заданный текст

Теория

  1. Понятия: звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание; устойчивость и неустойчивость; тональность, тоника, тоническое трезвучие; мажор; аккорд; тон и полутон; строение мажорной гаммы; скрипичный и басовый ключи; ключевые знаки, диез, бемоль; темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт; фраза, куплет (запев, припев), реприза, динамические оттенки (f, p); мелодия и аккомпанемент;

  2. Понятие о высоких и низких звуках; знакомство с клавиатурой и регистрами; октавы; названия звуков; нотный стан; первоначальные навыки нотного письма; цифровое обозначение ступеней;

  3. Тональности: До, Соль, Ре, Фа мажор; сопоставление одноименных мажора и минора;

  4. ритмические длительности: четверть, две восьмые, половинная, их сочетание в размерах 2/4, ¾; паузы:восьмая, четвертная, половинная;

  5. определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
Содержание курса

1 класс

Вокально-интонационные навыки.

  1. пение мажорной и минорной гамм;

  2. в мажоре и миноре T53, отдельных ступеней, мелодических оборотов, простейших секвенций;

  3. пение пройденных интервалов, последовательностей;

Сольфеджирование и пение с листа.

  1. пение в пройденных тональностях песен с сопровождением и без сопровождения;

  2. с листа простейших мелодийс названием звуков;

  3. пение простейших 2-хголосных песен;

  4. транспонирование в пройденной тональности;

  5. чередование пения вслух и про себя (группами и индивидуально).

Воспитание чувства метроритма.

  1. повторение ритмического рисунка на слоги, простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии;

  2. длительности в размерах 2/4, ¾, 4/4, умение дирижировать в этих размерах; пауза восьмая, четвертная, половинная, целая;

  3. ритмический аккомпанемент, остинато, ритмическое двухголосие;

  4. сольмизация;

  5. ритмические диктанты.

Анализ на слух.

  1. определение в прослушанных произведении жанровых особенностей, характера, структуры (кол-во фраз, трехчастность, репризность), лада (мажор и минор), размера, темпа, динамических оттенков;

  2. определение интервалов в ладу и от звука;

  3. определение мажорного и минорного трезвучий в ладу и от звука.

Диктант.

  1. различные формы устных диктантов;

  2. запись выученных мелодий с предварительным разбором;

  3. письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 2-4 тактов, в размерах 2/4, ¾, 4/4.

Творчество.

  1. импровизация мелодий на заданный ритм, текст;

  2. сочинение мелодий с использованием пройденных интервалов;

  3. досочинение мелодий на нейтральный слог.

Теория.

  1. понятия: переменный лад, параллельные тональности,тетрахорд, бекар; интервал; мотив, фраза, секвенция; фермата;

  2. тональности: Д, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре, соль минор;

  3. интервалы: прима, м2 и б2, м3 и б3, ч.4 и ч.5, ч8.

  4. тоническое трезвучие в пройденных тональностях;

  5. определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.



2 класс

3 класс


Вокально-интонационные навыки.

Пение:

  1. мажорных и минорных (3 Вида) гамм;

  2. тонического трезвучия, главных трезвучий лада в пройденных тональностях;

  3. устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением;

  4. мелодических оборотов, интервалов от звука вверх и вниз;

  5. диатонических секвенций, канонов.

Сольфеджирование и пение с листа.

  1. пение более сложных мелодий в пройденных тональностях;

  2. с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия;

  3. транспонирование выученных мелодий.

Воспитание Чувства Метроритма.

  1. проработка размеров 2/4, ¾, 4/4;

  2. продолжение работы над остинато, ритмическим аккомпанементом;

  3. ритмическое двухголосие;

  4. ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4; ритмическая группа в размере 3/8;

  5. сольмизация незнакомых примеров;

  6. пауза шестнадцатая.

Анализ на слух.

  1. определение в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, структуры (кол-во фраз, трехчастность, репризность), лада, интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков;

  2. интервалов и трезвучий в ладу и от звука;

Диктант.

  1. устный диктант;

  2. ритмический диктант;

  3. письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включая пройденные мелодические обороты и ритмические длительности.

Творчество.

  1. импровизация мелодии на данный текст или ритм.;

  2. сочинение мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов, D7;

  3. подбор аккомпанемента из предложенных аккордов.

Теория

  1. понятия: главные трезвучия лада, трехчастная форма, реприза, канон, 4 вида трезвучий;

  2. тональности: мажорные и минорные до 4-х знаков;

  3. размер 3/8, пауза – шестнадцатая;

  4. интервалы: м6 и б6;

  5. буквенное обозначение звуков и тональностей;

  6. определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.





4 класс


Вокально-интонационные навыки

Пение:

  1. гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов;

  2. трезвучий главных ступеней,

  3. D7 в основном виде с разрешением в пройденных тональностях;

  4. пройденных интервалов в тональностях и от звука;

  5. группы интервалов одноголосно и двухголосно;

  6. диатонических секвенций;


Сольфеджирование и пение с листа.

  1. пение мелодий с более сложными мелодическими ритмическими оборотами;

  2. с листа мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней с обращениями, D7;

  3. транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Воспитание чувства метроритма.

1. ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и длительностей

в размерах 2/4, ¾, 4/4; в размерах 3/8, 6/8;

2. укрепление техники дирижерского жеста;

3. двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками);

4. ритмические диктанты;

5. сольмизация незнакомых и выученных мелодий.

Анализ на слух.

  1. определение на слух и осознание в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, формы (повторность, вариантность), лада, размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов, аккордов;

  2. мелодических оборотов с движением по звукам тонических, субдоминантовых, доминантовых трезвучий и их обращений, доминантсептаккорда;

  3. тритонов в мажоре (нат.) и миноре (нат, гарм.), ув2, ум7 в гароническом миноре;

  4. интервалов в ладу и от звука.

Диктант.

  1. устный диктант;

  2. письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов.

Творчество.

  1. импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фраз, предложения;

  2. мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов;

  3. пение выученных мелодий с аккомпанементом (учащегося или педагога).

Теория.

  1. понятия: тритон, септаккорд, трезвучия главных ступеней с обращениями; отклонение; синкопа, триоль;

  2. тональности: мажорные и минорные до 5-ти знаков в ключе;

  3. интервалы: тритоны в мажоре (нат.) и миноре (нат, гарм.), б7 и м7в тональности и от звука;

  4. аккорды: ум53 на VII ст. мажора и гарм. Минора;

  5. определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.




5 класс


Вокально-интонационные навыки.

Пение:

  1. Натурального мажора и минора (3 вида);

  2. D7 c обр., VII7 ;

  3. пройденные интервалы двухголосно;

  4. последовательности из нескольких интервалов или аккордов;

  5. одноголосные секвенции;

Сольфеджирование и пение с листа.

  1. пение мелодий с элементами хроматизма и модуляциями;

  2. с листа мелодий в пройденных тональностях;

  3. двухголосные примеров;

  4. транспонирование выученных мелодий.

Воспитание чувства метроритма.

  1. ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4, а так же в размере 3/8, 6/8;

  2. синкопы: внутритактовая и междутактовая;

  3. продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8;

  4. двухголосные ритмические упражнения;

  5. сольмизация выученных и незнакомых примеров.

Анализ на слух.

  1. определение в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложения), а так же ритмических особенностей и каденций (полная, половинная);

  2. мелодических оборотов с движением по звукам обращений трезвучий, ум53, мVII7 , умVII7, тритонов, D7;

  3. интервалы и аккорды в ладу и от звука, а так же их последовательности.

Диктант.

  1. устный диктант;

  2. запись знакомых мелодий по памяти;

  3. письменный диктант в пройденных тональностях, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы;

  4. ритмический диктант.

Творчество.

  1. сочинение мелодий различного характера, жанра, (марш, песня, танец);

  2. мелодий с интонациями пройденных интервалов, движения по звукам обращений гл. трезвучий, вводных септаккордов, D7 с обр.;

  3. подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.

Теория.

  1. квинтовый круг тональностей; период, предложение, каденция; альтерация, хроматизм, модуляция;

  2. тональности мажорные и минорные до 7 знаков в ключе;

  3. интервалы: тритоны в мажоре (нат.) и миноре (нат, гарм.), ув2 и ум7 в гармоническом миноре;

  4. аккорды: обращения главных трезвучий лада, ум53 в мажоре и миноре гармоническом, D7 с обращениями в пройденных тональностях, малый вводный и уменьшенный вводный;

  5. определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.

1   2   3   4