Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа по сольфеджио 1-7 классы дмш |
 Скачать 465.51 Kb. Название | Программа по сольфеджио 1-7 классы дмш | страница | 3/4 | Дата | 20.04.2016 | Размер | 465.51 Kb. | Тип | Программа |
|
6 класс
Вокально-интонационные навыки.
Пение:
гамм, отдельных мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;
натуральный и гармонический мажор и минор;
интервалы диатонические, тритоны, характерные в тональностях и от звука одноголосно и двухголосно;
мажорные и минорные трезвучия, ув35, ум53, в тональностях и от звука;
D7 , VII7 в тональностях;
аккордовые последовательности;
секвенции одноголосные, двухголосные, модулирующие.
Сольфеджирование и пение с листа.
мелодий с хроматизмами, модуляциями с движением по звукам D7, ум5, ув2, ум7;
мелодий в натуральном и гармоническом мажоре и миноре;
пение с собственным аккомпанементом;
транспонирование выученных мелодий в пройденном тональности и с листа на секунду и терцию ↑ ↓.
Воспитание чувства метроритма.
ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4;
ритмические упражнения в переменном размере;
ритмический аккомпанемент;
двухголосные ритмические упражнения;
сольмизация выученных примеров и с листа.
Анализ на слух.
определение в прослушанном произведении характера, лада, формы (однотональный и модулирующий период, простая двух-и трехчастная форма), ритмических особенностей;
мелодических оборотов с движением по звукам D7 , VII7, а так же ув2, ум7, ув4, ум5;
альтерация в мелодии (IV# , VIIb - в маж., IIb , VI# в мин.)
интервалы, аккорды в ладу и от звука, а так же их последовательности;
модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты и II ступени.
Диктант.
устный диктант;
запись знакомых мелодий по памяти;
письменные диктанты в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре с пройденными мелодическими и ритмическими оборотами.
Творчество
сочинение мелодий в гармоническом мажоре;
мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов (VII7, обр. D7)
сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;
подбор аккомпанемента;
запоминание и запись сочиненных мелодий.
Теория.
понятия: гармонический мажор, характерные интервалы, переменный размер;
тональности мажорные и минорные до 7 знаков
интервалы: все диатонические в тональности и от звука вверх и вниз, тритоны, характерные,
Обращения D7 в разрешением, умVII7, мVII7 в мажоре и миноре.
определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
|
7 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение:
гамм, отдельных ступеней, альтерированных ступеней;
в тональностях и от звука всех пройденных аккордов, диатонических интервалов;
тритонов, характерных интервалов в тональности и от звука;
интервальных и аккордовых последовательностей, секвенций.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение с листа:
одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями;
мелодии в семиступенных диатонических народных ладах;
пение различных двухголосных примеров;
пение с аккомпанементом, транспонирование.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и размеров;
дирижирование в смешанных размерах;
Ритмические диктанты.
Анализ на слух
определение в прослушанном произведении характера, лада (включая семиступенные лады), формы (период, простая 2х и 3хчастная), ритмические особенности;
функций аккордов, гармонических оборотов, ув53, мVII7, умVII7;
проходящие и вспомогательные хроматизмы;
последовательность интервалов и аккордов.
Диктанты
различные формы самодиктантов;
письменные диктанты, включающие пройденные мелодические и ритмические обороты;
устные диктанты.
Творчество
Импровизация и сочинение:
мелодий в пройденных тональностях и размерах;
мелодий в семиступенных ладах;
мелодий в различных формах.
Теория
1.понятия: родственные тональности, параллельные, одноименные, энгармонически равные
тональности, смешанный размер;
2.тональности – все употребительные;
3.общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах;
4.интервалы: все диатонические, тритоны, характерные;
5.аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращением и разрешением, мVII7, умVII7 в мажоре
и миноре;
6.определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых
в классе по инструменту.
|
Список литературы Методическая литература
Алексеев Б. К вопросу о методике записи музыкального диктанта.// Воспитание музыкального слуха. Методическое пособие. Вып. 2/ Сост. А.Агажанов – М., 1985.
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №2 (12), 2002.
Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №3 (13), 2002.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – М., 1978.
Вопросы методики воспитания слуха // Сб.статей. – Л., 1967.
Воспитание музыкального слуха // Сб.статей. Вып. 1-4. – М., 1977, 1985, 1993, 1999.
Восприятие музыки // Сб.статей. – М., 1980.
Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. – М., 1974.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. // Сб. статей / Сост. О.Берак, М.Карасева. – М., 2006.
Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 1999.
Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. – М., 1998.
Масленкова Л. Психология музыкального диктанта // Теоретическте дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.
Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. Сост. А.Агажанов. – М., 1977.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
Островский Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.
Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. – М., 1993.
Середа В. Основы интегральной методики в музыкально-теоретическом цикле музыкального училища // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования (материалы научно- практической конференции 27-29 октября 1998 г.). – М., 2000.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
Учебники и учебные пособия
Андреева М. От примы до октавы: Часть I // Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1988.
Андреева М. От примы до октавы: Часть III // Сольфеджио для V классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1992.
Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. М., 1983.
Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс. М., 1999.
Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – М., 1966.
Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио: Учеб. Пособие для 1-7-го классов ДМШ и студий. – М., 1999.
Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. Издание четвертое – М., 1984.
Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. – М.,
Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. – М., 1986.
Енилеева Л. Одноголосные диктанты. – М., 1984.
Калужская Т. Сольфеджио. 6 класс. М., 1992 г.
Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио. 1-7 класс. М., 2001.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: одноголосие. – М., 1988.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: двухголосие. – М., 1999.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1992 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1999 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. С/Пб., 1997 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 3 класс. С/Пб., 1998 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 4 класс. С/Пб., 1998 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 5 класс. С/Пб., 1996 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 6 класс. С/Пб., 1997 г.
Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 7 класс.
Музыкальные диктанты для ДМШ. – М., 1980.
Привано Н. Хрестоматия по гармоническому анализу. Ч.1-4. – Л.-М.,
1967, 1970, 1972, 1973.
Середа В. Каноны: пособие по сольфеджио для ДМШ и муз.
училищ. – М., 1999.
26. Фридкин Г. Одноголосные диктанты. – М., 1993.
27. Фролова Сольфеджио 1 класс. – Ростов-на-Дону, 2000.
28. Фролова Сольфеджио 2 класс. - Ростов-на-Дону, 2001.
29. Фролова Сольфеджио 3 класс. – Ростов-на-Дону, 2002.
30. Фролова Сольфеджио 4 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
31. Фролова Сольфеджио 5 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
32. Фролова Сольфеджио 6 класс. – Ростов-на-Дону, 2004.
33. Фролова Сольфеджио 7 класс. - Ростов-на-Дону, 2004.
Вокально-интонационные навыки.
Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения. Выработка одновременного дыхания и его рациональное использование на протяжении фразы. Слуховое осознание чистой интонации.
Пение упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по ручным знакам, с названием звуков).
Гамм вверх и вниз, тетрахордов, тонического трезвучия.
I и III ступеней в мажоре и миноре.
Сольфеджирование и пение с листа
Несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения.
Выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях.
Песен в одноименном мажоре и миноре.
Простейших мелодий по нотам, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием.
Воспитание чувства метроритма
Повторение данного ритмического рисунка на слоги.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
Проработка размеров 2/4, 3/4. Длительности: четвертная, восьмая, половинная, половинная с точкой. Паузы: половинные, четвертные, восьмые.
Навыки дирижирования (тактирования).
Анализ на слух
Характера музыкального произведения, лада (мажор и минор), количества фраз, темпа, динамических оттенков.
Различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков.
Музыкальный диктант
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
запоминание без предварительного пропевания короткой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом.
Устные диктанты.
Запись знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков.
Воспитание творческих навыков
Допевание мелодий на нейтральный слог.
Импровизация простейших мелодий на заданный текст
Теория
Понятия: звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание; устойчивость и неустойчивость; тональность, тоника, тоническое трезвучие; мажор; аккорд; тон и полутон; строение мажорной гаммы; скрипичный и басовый ключи; ключевые знаки, диез, бемоль; темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт; фраза, куплет (запев, припев), реприза, динамические оттенки (f, p); мелодия и аккомпанемент;
Понятие о высоких и низких звуках; знакомство с клавиатурой и регистрами; октавы; названия звуков; нотный стан; первоначальные навыки нотного письма; цифровое обозначение ступеней;
Тональности: До, Соль, Ре, Фа мажор; сопоставление одноименных мажора и минора;
ритмические длительности: четверть, две восьмые, половинная, их сочетание в размерах 2/4, ¾; паузы:восьмая, четвертная, половинная;
определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
| Содержание курса
1 класс Вокально-интонационные навыки.
пение мажорной и минорной гамм;
в мажоре и миноре T53, отдельных ступеней, мелодических оборотов, простейших секвенций;
пение пройденных интервалов, последовательностей;
Сольфеджирование и пение с листа.
пение в пройденных тональностях песен с сопровождением и без сопровождения;
с листа простейших мелодийс названием звуков;
пение простейших 2-хголосных песен;
транспонирование в пройденной тональности;
чередование пения вслух и про себя (группами и индивидуально).
Воспитание чувства метроритма.
повторение ритмического рисунка на слоги, простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии;
длительности в размерах 2/4, ¾, 4/4, умение дирижировать в этих размерах; пауза восьмая, четвертная, половинная, целая;
ритмический аккомпанемент, остинато, ритмическое двухголосие;
сольмизация;
ритмические диктанты.
Анализ на слух.
определение в прослушанных произведении жанровых особенностей, характера, структуры (кол-во фраз, трехчастность, репризность), лада (мажор и минор), размера, темпа, динамических оттенков;
определение интервалов в ладу и от звука;
определение мажорного и минорного трезвучий в ладу и от звука.
Диктант.
различные формы устных диктантов;
запись выученных мелодий с предварительным разбором;
письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 2-4 тактов, в размерах 2/4, ¾, 4/4.
Творчество.
импровизация мелодий на заданный ритм, текст;
сочинение мелодий с использованием пройденных интервалов;
досочинение мелодий на нейтральный слог.
Теория.
понятия: переменный лад, параллельные тональности,тетрахорд, бекар; интервал; мотив, фраза, секвенция; фермата;
тональности: Д, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре, соль минор;
интервалы: прима, м2 и б2, м3 и б3, ч.4 и ч.5, ч8.
тоническое трезвучие в пройденных тональностях;
определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
| 2 класс
3 класс
Вокально-интонационные навыки.
Пение:
мажорных и минорных (3 Вида) гамм;
тонического трезвучия, главных трезвучий лада в пройденных тональностях;
устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением;
мелодических оборотов, интервалов от звука вверх и вниз;
диатонических секвенций, канонов.
Сольфеджирование и пение с листа.
пение более сложных мелодий в пройденных тональностях;
с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия;
транспонирование выученных мелодий.
Воспитание Чувства Метроритма.
проработка размеров 2/4, ¾, 4/4;
продолжение работы над остинато, ритмическим аккомпанементом;
ритмическое двухголосие;
ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4; ритмическая группа в размере 3/8;
сольмизация незнакомых примеров;
пауза шестнадцатая.
Анализ на слух.
определение в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, структуры (кол-во фраз, трехчастность, репризность), лада, интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков;
интервалов и трезвучий в ладу и от звука;
Диктант.
устный диктант;
ритмический диктант;
письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включая пройденные мелодические обороты и ритмические длительности.
Творчество.
импровизация мелодии на данный текст или ритм.;
сочинение мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов, D7;
подбор аккомпанемента из предложенных аккордов.
Теория
понятия: главные трезвучия лада, трехчастная форма, реприза, канон, 4 вида трезвучий;
тональности: мажорные и минорные до 4-х знаков;
размер 3/8, пауза – шестнадцатая;
интервалы: м6 и б6;
буквенное обозначение звуков и тональностей;
определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
|
4 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение:
гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов;
трезвучий главных ступеней,
D7 в основном виде с разрешением в пройденных тональностях;
пройденных интервалов в тональностях и от звука;
группы интервалов одноголосно и двухголосно;
диатонических секвенций;
Сольфеджирование и пение с листа.
пение мелодий с более сложными мелодическими ритмическими оборотами;
с листа мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней с обращениями, D7;
транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Воспитание чувства метроритма.
1. ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и длительностей
в размерах 2/4, ¾, 4/4; в размерах 3/8, 6/8;
2. укрепление техники дирижерского жеста;
3. двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками);
4. ритмические диктанты;
5. сольмизация незнакомых и выученных мелодий.
Анализ на слух.
определение на слух и осознание в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, формы (повторность, вариантность), лада, размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов, аккордов;
мелодических оборотов с движением по звукам тонических, субдоминантовых, доминантовых трезвучий и их обращений, доминантсептаккорда;
тритонов в мажоре (нат.) и миноре (нат, гарм.), ув2, ум7 в гароническом миноре;
интервалов в ладу и от звука.
Диктант.
устный диктант;
письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов.
Творчество.
импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фраз, предложения;
мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов;
пение выученных мелодий с аккомпанементом (учащегося или педагога).
Теория.
понятия: тритон, септаккорд, трезвучия главных ступеней с обращениями; отклонение; синкопа, триоль;
тональности: мажорные и минорные до 5-ти знаков в ключе;
интервалы: тритоны в мажоре (нат.) и миноре (нат, гарм.), б7 и м7в тональности и от звука;
аккорды: ум53 на VII ст. мажора и гарм. Минора;
определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
| 5 класс
Вокально-интонационные навыки.
Пение:
Натурального мажора и минора (3 вида);
D7 c обр., VII7 ;
пройденные интервалы двухголосно;
последовательности из нескольких интервалов или аккордов;
одноголосные секвенции;
Сольфеджирование и пение с листа.
пение мелодий с элементами хроматизма и модуляциями;
с листа мелодий в пройденных тональностях;
двухголосные примеров;
транспонирование выученных мелодий.
Воспитание чувства метроритма.
ритмические группы в размерах 2/4, ¾, 4/4, а так же в размере 3/8, 6/8;
синкопы: внутритактовая и междутактовая;
продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8;
двухголосные ритмические упражнения;
сольмизация выученных и незнакомых примеров.
Анализ на слух.
определение в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложения), а так же ритмических особенностей и каденций (полная, половинная);
мелодических оборотов с движением по звукам обращений трезвучий, ум53, мVII7 , умVII7, тритонов, D7;
интервалы и аккорды в ладу и от звука, а так же их последовательности.
Диктант.
устный диктант;
запись знакомых мелодий по памяти;
письменный диктант в пройденных тональностях, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы;
ритмический диктант.
Творчество.
сочинение мелодий различного характера, жанра, (марш, песня, танец);
мелодий с интонациями пройденных интервалов, движения по звукам обращений гл. трезвучий, вводных септаккордов, D7 с обр.;
подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.
Теория.
квинтовый круг тональностей; период, предложение, каденция; альтерация, хроматизм, модуляция;
тональности мажорные и минорные до 7 знаков в ключе;
интервалы: тритоны в мажоре (нат.) и миноре (нат, гарм.), ув2 и ум7 в гармоническом миноре;
аккорды: обращения главных трезвучий лада, ум53 в мажоре и миноре гармоническом, D7 с обращениями в пройденных тональностях, малый вводный и уменьшенный вводный;
определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
|
|
|
|