Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа по декоративно прикладному творчеству для несовершеннолетних |
 Скачать 0.54 Mb. |
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
стационарное отделение
СОГЛАСОВАНО
Председатель методического
совета бюджетного учреждения
Ханты-Мансийского автономного
Округа – Югры «Центр
социальной помощи семье и
детям «Росток»
---------------------Т.Г.Прокопьева
протокол № от 2014г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
бюджетного учреждения
Ханты-Мансийского автономного
Округа – Югры «Центр
социальной помощи семье и
детям «Росток»
---------------------И.В. Ганина
--------------------------------.2014г.
|
Программа по декоративно – прикладному творчеству для несовершеннолетних
Автор программы:
воспитатель
Абдуллина А.А.
г.п. Игрим,2014г. Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3 Содержание программы…………………………………………………………………………..6
Ресурсы…………………………………………………………………………………………….16
Внешнее взаимодействие..............................................................................................................17
Результаты………………………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………………………29
Информационная карта программы…………………………………………………………..30
Пояснительная записка Программа «Ступеньки к мастерству» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, соленого теста, бумаги цветной различного вида, аппликации на ткани, новые оригинальные изделия.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей по программе «Ступеньки к мастерству» имеет большое воспитательное значение для развития у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
В учебной мастерской есть возможность использовать новые технологии для творческого развития, познания нового, интересного. Используя на занятиях различные материалы и разные способы работы с ним, дети учатся создавать поделки, которые можно использовать для дизайна, так и для подарка в традиционной и в нетрадиционной технике. 1. Актуальность Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль принадлежит декоративно - прикладному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Так как по предыдущей программе «Мастерята» есть положительная динамика, поэтому есть потребность работать в этом направлении и дальше, используя новые технологии. Анализ по программе «Мастерята»с 2009 по 2013г.г.и диаграмма положительной динамики у детей по программе «Мастерята» за 5 лет предоставлена ниже.
Анализ по программе «Мастерята»
с 2009 по 2013г.г.
Название
программы
| 2009 год
| 2010 год
| 2011 год
| 2012год
| 2013 год
| Проведены
занятия
за 5 лет
| Обслуженные
дети за 5 лет
|
«Мастерята»
| Обслужено детей
| Гр.
| Инд.
|
139
| 38 чел.
| 49 чел.
| 55 чел.
| 51
чел.
| 52
чел.
| 1943
| 1534
| Количество детей с положительной динамикой
| Всего
3477
| 34
92,7%
| 44
91,8%
| 47
85,4%
| 45
92,9%
| 45
91,4%
|
Диаграмма положительной динамики у детей
по программе «Мастерята» за 5 лет
2009год- Обслужено детей - 38 чел. Кол-во детей с положительной динамикой -34 чел.( 92,7%), без динамики- 4 чел.(7,3%)
2010год- Обслужено детей-49 чел. Кол-во детей с положительной динамикой-44чел.(91,8%), без динамики-5 чел.(8,2%)
2011 год- Обслужено детей-55 чел. Кол-во детей с положительной динамикой-47чел.(89,5%), без динамики-8 чел.(10,5%)
2012 год- Обслужено детей-51чел. Кол-во детей с положительной динамикой-45 чел.(92,9%), без динамики-6 чел.(7,1%)
2013год- Обслужено детей-52 чел. . Кол-во детей с положительной динамикой- 45 чел.(91,4%), без динамики-7чел.(8,6%)
Так как по программе «Мастерята» есть положительная динамика, поэтому есть потребность работать в этом направлении и дальше, используя новые технологии.
Целевая группа: от 3 до 18 лет
Возраст участвующих в реализации данной программы:
Младшая группа (дошкольники) от 3 до 6 лет.
Средняя группа (младший школьный возраст) от 7 до 11лет.
Старшая группа (старший школьный возраст) от 12 до 18 лет.
Дети этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах декоративно-прикладного творчества.
Цель: Приобщение через творчество к декоративно-прикладному искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Задачи:
Воспитательная - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
Творческая - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Техническая - освоения практических приемов и навыков мастерства;
Коррекционно - развивающая - формирование у детей творческого мышления, умение воплощать собственный творческий замысел, умение импровизировать в изделии.
2. Формы работы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества у детей -это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в проекте с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов творческой деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. 3. Методы работы
Для качественного развития творческой деятельности детей программой предусмотрено:
теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе;
практические занятия и развитие творческого восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации
I этап – организационный (подготовительный); II этап – практический: использование на практике форм, методов, приемов развития творческих способностей; промежуточный контроль. III этап – итоговый (аналитический) – декабрь 2014г.: обработка данных; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Направления деятельности и их содержание
Программа является программой художественно-творческой направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков по «Бисероплетению», «Лепке», «Бумагопластике», «Работе с тканью», «Экопластике».
Дать детям представление о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Ведь декоративно-прикладное творчество является одним из факторов гармонического развития личности.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития детей на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от возраста ребенка.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Режим занятий: старшая группа 30-35 минут, младшая группа 15-20 минут.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование
«Бисероплетение»
Таблица 1
№
п/п
| Тема занятий
| Кол-во занятий
| Цели занятий
| Группа
| 1
| Вводное занятие
История возникновения техники «Бисероплетение»
| 1
| Ознакомить с историей возникновения техники «Бисероплетение»
| старшая
средняя
младшая
| 2
| Материалы и инструменты.
| 1-2
| Ознакомить детей с инструментами и материалами, необходимыми для бисероплетения. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами
| старшая младшая
| 3
| Способы бисероплетения
Параллельное низание
| 2-3
| Научить плетению изделий различными способами бисероплетения.
Научить плетению объемных игрушек параллельным низанием, воспитывать желание доводить дело до конца.
| старшая
средняя
младшая
| 4
| Плетение обёмных фигурок из бисера и бусинок:
«Пчелка»
«Паучок»
| 8-10
| Научить плетению объемных игрушек параллельным низанием, подбирать цвета, формы бисера и бусин, развивать фантазию,
| старшая
средняя
| «Гусеница»
| 2-3
| творческие способности,
| младшая
| «Белый олень»
«Златогривый конь»
«Королевский павлин»
|
| воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
|
старшая
младшая
| 5
| Плетение цветов и бабочек:
«Листочки параллельным плетением»
«Агапант»
«Шиповник»
«Пионы»
| 8-10
| Научить детей плетению цветов и бабочек из бисера, читать схемы, развивать чувство цвета. Развивать фантазию, воображение, воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству
| старшая
средняя
| «Ромашки»
«Стрекоза»
| 3-4
| Научить детей плетению ромашки, насекомых.
| средняя
младшая
| «Бабочки»
| 2-3
| Научить детей плетению бабочки из бисера, развивать фантазию, воображение.
|
старшая
средняя
| 6
| Плетение деревьев из бисера:
Разновидности веточек и листочков в деревьях из бисера:
| 15-20
| Научить детей способам плетению деревьев из бисера,развивать мелкую моторику пальцев рук.
| старшая
средняя
младшая
| Веточки с симметрично и асиммитрично
Расположенными петельками-листочками
-Веточки кораллами
-Листочки параллельным
плетением
-Листочки плетением дугами на оси и без оси
| 3-4
| Научить детей способам плетению листочка и веточки по схеме, устной инструкции и показу.
| старшая
средняя
| Деревья из бисера:
«Березка»
«Сакура»
«Рябина»
«Цветущее дерево» «Новогодняя елка»
| 6-8
| Научить детей формированию кроны, ствола и « посадки» дерева, приучать к аккуратной работе за столом.
| старшая
средняя
| 7
| Плетение украшений
| 5-8
| Научить детей способам плетению украшений из бисера и бусинок, развивать фантазию, воображение
| старшая
средняя
младшая
| Плетение фенечек
«Простая цепочка»
| 1-2
| Научить детей нанизывать бусинки на проволоку,подбирать бусины по размеру, цвету.
| младшая
| «Фенечка из цепочки в крестик» «Фенечка из цепочки цветком»
| 2-3
| Научить детей плетению фенечек из цепочки в крестик» и из цепочки» цветком».
| старшая
средняя
| Тематическое планирование
«Лепка»
Таблица 2
№
п/п
| Тема занятий
| Кол-во занятий
| Цели занятий
| Группа
| 1
| Вводное занятие
История возникновения техники тестопластики
| 1-2
| Ознакомить с историей тестопластики и лепке из пластилина
| старшая
средняя
младшая
| 2
|
Материалы и инструменты для лепки.
| 1-2
| Ознакомить детей с инструментами и материалами, необходимыми для тестопластики
Провести инструктаж по технике безопасности,
| старшая
средняя
младшая
| 3
| Техника лепки фигурок из солёного теста
|
| Научить детей технике лепки фигурок из солёного теста.
| старшая
средняя
младшая
| 4
| Вырезание по шаблону:
«Весенний
домик»
«Картина
с цветами»
«Рождесвенский вертеп»
| 5-6
| Научитьдетей вырезать детали из солёного теста по шаблону,воспитывать интерес к декоративно- прикладному творчеству.
| старшая
средняя
| 5
| Объемные фигурки
Способы лепки
Подсвечники:
«Снеговик»
«Улитка»
| 6-7
| Научить способам лепки различных сувениров, развивать фантазию, художественный вкус.
| младшая
средняя
| 6
| Детская скульптура:
«Овечка»
«Мышка»
| 8-10
| Научить детей способам лепки скульптурок животных, птиц, развивать мелкую моторику пальцев рук.
| младшая
средняя
| «Зайчик»
«Собачка»
«Жар птица»
«Уточка»
«Курочка»
«Ежик»
«Пингвин»
| 3-4
| Научить детей способам лепки скульптурок животных, птиц, развивать мелкую моторику пальцев рук.
| старшая
средняя
| 7
| Цветы из солёного теста:
«Розочка»
«Ваза с цветами»
| 3-4
| научить детей способам лепки различных цветов из солёного теста
| старшая
младшая
| 8
| Картины на стену:
«Улитка»
| 6-8
| Научить детей лепке на плоскости.
| младшая
| «Зимний пейзаж»
«Лето»
«Осенний пейзаж»
Панно «Дерево жизни»
| 4-5
| Научить детей лепке на плоскости, составлять композиции из отдельных детаей и элементов, вырезанных по шаблону.
|
старшая
средняя
| Декоративные тарелки:
«Клубника»
«Рябина»
«Рыбки»
| 3-4
| Научить детей лепке на плоскости, составлять композиции из отдельных детаей и элементов.
| старшая
средняя
| 9
| Фрукты объёмные:
«Яблоко»
| 3-5
| Научить детей лепке объёмных фруктов.
| младшая
| «Груша»
«Виноград»
|
| Научить детей лепке объёмных фруктов
| младшая
средняя
| «Натюрморт в корзине»
| 2-3
| Научить детей составлять из фруктов натюрморты,развивать воображение,фантазию, художественный вкус.
| старшая
средняя
| «Именной торт»
| 1-2
| Научить детей лепке«Именного тортика».
| младшая
средняя
| 10
| Куклы и новогодние фигурки:
| 5-8
| Научить детей способам лепки объёмных фигурок из солёнго теста,соблюдать
| младшая
| «Ангелочки»
«Дед мороз»
«Снегурочка»
«Куклы»
| 4-5
| пропорцию частей фигурки, развивать фантазию, воображение и аакуратно раскрашивать готовые изделия.
| старшая
средняя
| 11
| «Расписной пластилин»: | 1-2
| Научить детей способам получения «расписного пластилина»,развивать чувство цвета.
| младшая
средняя
| 12
| Фигурки из пластилина:
«Собачка»
«Котенок»
«Пиратик»
«Робинзон Крузо»
| 3-4
| Научить детей способам лепки объемных фигурок из пластилина,учить аккуратности и доведить дело до конца.
| старшая
средняя
| | 1-2
| Научить детей способам лепки объемных фигурок из пластилина.
| младшая
средняя
|
|
|
|