Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа кружка «Секрет успеха» для учащихся 5 класса |
 Скачать 113.48 Kb. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №15»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор МБОУ СОШ №15:
____________Н.В. Коткова __________А.И. Абрамов
«_____» сентября 2013 г. «_____» сентября 2013 г.
Программа кружка
«Секрет успеха»
для учащихся 5 класса
Составила:
учитель математики и информатики
Ярцева К.Ю.
Пояснительная записка
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.
Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того, что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
— развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметноориентированного тренинга;
— формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
— формирование собственного стиля мышления;
— формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
— освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов (136ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
• развитие интеллектуальных умений (5—7 классы)— 102ч;
• учимся работать с информацией (8 класс) — 34ч.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
• правила конструирования определений, формулирования выводов;
• правила классификации и сравнения;
• методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
• способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
• правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
• способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
• правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
• анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
• слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в раз-личных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
• проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
• владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Учебно-тематический план курса 5 классы
№ п/п
| Тема
| Содержание
| Количество часов
| план
| факт
| 1
| Человек и его интеллект
| Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 2
| Диагностическое тестирование
| 1
|
| 3-4
| Обобщение и ограничение понятий
| Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 5-6
| Обобщение и ограничение понятий
| Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 7-8
| Выделение существенных признаков
| Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 9
| Обобщение понятий при построении определений
| Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 10
| Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое
| Функциональные отношения между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 11-12
| Сравнение понятий. Установление сходства и различий
| Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 13
| Сравнение понятий. Отношения противоположности
| Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 14-15
| Установление причинно-следственных связей
| Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 16-17
| Логические задачи
| Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 18-19
| Классификация понятий
| Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 20
| Классификация понятий
| Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 21-22
| Сравнение понятий. Аналогия
| Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 23-25
| Поиск закономерностей
| Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры
| 3
|
| 26-27
| Поиск закономерностей
| Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры
| 2
|
| 28
| Выделение существенных признаков предметов
| Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 29
| Поиск закономерностей
| Практические задания, развивающие игры
| 1
|
| 30-31
| Объяснение понятий в зависимости от контекста
| Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры
| 2
| 2
| 32-33
| Логические задачи
| Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры
| 2
| 2
| 34
| Итоговое тестирование
| 1
| 1
| 35
| Анализ работы кружка. Подведение итогов.
| 1
| 1
|
Список обучающихся
|
|
|