Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеПрограмма для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си
страница5/5
Дата28.02.2016
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5

Занятие 18.
Цель: учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.

В гостях у детей — мальчик Антошка. Взрослый сообщает о том, что Антошка очень любит смотреть мультфильм «Ну, погоди!» (А вы?) Взрослый предлагает посмотреть фрагмент.

Волк приходит на стройку. Увидев Зайца, он решил его поймать. В это время Бегемот дает Волку батарею, чтобы тот отнес ее в здание. Волк относит батарею и снова встречает Зайца. Погоня за Зайцем. Заяц оказывается в тупике. И здесь Волк решил, что он его поймал. Бегемот дает волку задание заложить стену. Волк быстро выполняет

65

задание, думая, что теперь-то он уж точно сможет поймать зайца, но случилось неожиданное: волк сам себя замуровал в стене. Ему ничего не остается, как пробить стену. В итоге волк оказывается в больнице.
Беседа по содержанию мультфильма

— Антошке в мультфильме нравится то, как Волк постоянно ссорится с Зайцем. А вам что нравится в мультфильме? Почему?
2. Тренинг эмоций.
Покажите, как:

— сердится Волк;

— Заяц боится Волка.

Что вы чувствовали, когда изображали Волка, Зайца?
3. Сочинение новой версии очередной серии мультфильма «Ну, погоди!»
— Представьте себе, что в вашей новой серии мультфильма «Ну, погоди!» Волк должен подружиться с Зайцем. Волк долго думает, но не знает, с чего начать.

А как вы думаете, с чего должен начать примирение Волк? Взрослый выслушивает ответы детей, выбирает оптимальный вариант и предлагает провести «репетицию съемки» новой серии мультфильма.
4. Поведенческий тренинг.
Распределяются роли, и дети демонстрируют сцену примирения Волка и Зайца с помощью диалога, мимики, жестов.

— Какой Волк вам больше нравится: злой, сердитый или

внимательный, добрый? Почему?

— Какие вы знаете мультфильмы, где Волк совершает добрые поступки? («Осенние корабли», «Волк и лиса», «Самый маленький гном».)

— В каких мультфильмах Волк причиняет вред, боль другим? («Три поросенка», «Красная шапочка», «Семеро козлят».)

— Какие поступки Волка вам больше нравятся? Почему?

Взрослый, обращаясь к Антошке:

66

— Тебе понравилась новая серия мультфильма «Ну, погоди! » (Да!)
С помощью сказочного персонажа взрослый делает вывод:

— Добрый волк очень симпатичный, потому что он умеет

дружить, никого не обижает, с ним весело.

Взрослый обращает внимание детей на то, что сегодня они сделали все вместе одно доброе дело: подружили Волка с Зайцем, и этот поступок они могут записать в Волшебную книгу.

(Берет ручку и на одной из страниц делает очередную запись.)
5. Анализ собственных поступков.
Вопросы к детям

— А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?

— Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?

— Что вы чувствовали, когда поступали плохо?

— Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?

— Что чувствовали те, кому вы помогали?
6. Игра «Хорошо-плохо».
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие Хорошие

1) порвал блузку; 1) защитил слабого;

2) обидел друга; 2) проведал больного друга;

3) поссорился с мамой; 3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка; 4) помог младшей сестре

5) ударил котенка; одеться и др.

6) разрушил птичье гнездо.

67

7. Рисование «Графическая музыка».

Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки.

По окончании рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.д.

Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом дру-гого цвета.

Занятие 79. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО СПОСОБАМИ

РЕАГИРОВАНИЯ НА ГНЕВ ВЗРОСЛЫХ
Цель: закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».
1. В гостях у детей мальчик Антошка.
Антошка делится с детьми своей бедой: он разбил любимую мамину вазу и теперь боится, что будет за это наказан. Взрослый обсуждает вместе с детьми эту ситуацию:
— Как это могло случиться?

— Что чувствует сейчас Антошка? (Страх.)

— Чего боится Антошка? Почему?

— Наказывают ли вас родители?

— Как ругают вас родители? (Грозят отшлепать, ставят в угол, говорят обидные слова.)

— Что вы делаете в ответ?
Взрослый предлагает детям и Антошке ряд советов, которые могут помочь им в ссоре с родителями:

1) Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас

кричат.

2) Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне

сделать, чтобы ты не ругалась?» Это поможет смягчить

гнев взрослого. А главное, помните: родители любят вас.

3) Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек

сам успокоится, и вы позже сможете с ним спокойно поговорить.
68

2. Тренинг.

Взрослый предлагает детям разыграть ситуацию: ребенок разрисовал мелками стены в ванной комнате. Мама грозится наказать виновника.

— Как вы поступите в этой ситуации?

Возможные варианты ответов:

— Мне очень страшно, не надо кричать.

— Что я могу сделать, чтобы ты успокоилась?

— Я сейчас сам (сама) вымою стены.

Распределяются роли. В конце сценки взрослый говорит о том, что ему уже не хочется ругать своих детей. Он может предложить им вместе смыть мел со стен.
3. Антошка предлагает послушать историю, в которой один

мальчик сам себя наказал.
В. Осеева

КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожую. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.
Детям предлагается попробовать ответить на этот вопрос.

Выслушав ответы детей, взрослый просит Антошку прочитать, как закончила этот рассказ В. Осеева:

— Он сам наказал себя, — ответила мама.
Вопросы по содержанию рассказа:

— Как мальчик наказал сам себя? (Он остался один.)

— Почему он остался один? (Обижал товарища, грубо вел себя с прохожими, сестрой, причинил боль собаке.)

— Что чувствовали те, кого обижал мальчик? (Неприятные чувства, боль, обиду.)

— Какие правила доброжелательного поведения нарушил мальчик?

Будь внимателен к другому;

не обижай товарища;

будь приветлив, не груби другим;

заботься о животных.
69

— А как мы можем помочь мальчику?
Взрослый обращает внимание детей на то, что, если мальчик заплакал, значит, не такой уж он и плохой — ему нужно помочь.

— Давайте посоветуем мальчику, как помириться с теми, кого он обижал.
Затем закрепляются знания правил доброжелательного поведения по отношению к сверстникам, взрослым, животным и т.д.
4. Упражнение.
Детям предлагается рассмотреть жильцов волшебного домика.

— Какое у каждого из них настроение?

— Как вы догадались?
5. Тренинг эмоций.
С помощью мимики и жестов детям предлагается изобразить жильцов волшебного домика, пребывающих в разном настроении:
— спокойном;

— печальном, грустном;

— тревожном, беспокойном;

— веселом, игривом;

— драчливом, агрессивном;

— превосходном.
Вопросы к детям

— Что вы чувствовали, когда изображали настроения жильцов дома?

— С какими жильцами вам бы хотелось поселиться в одном доме?
6. Рисование на тему «Какой я? ».
Детям предлагается нарисовать себя — такими, какими они себя представляют.

Рисование сопровождается звучанием спокойной музыки.
70

Занятие 20. ДРУЖБА – НЕПРИЯЗНЬ
Цель: учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.
1. В гости к детям приходит мальчик Антоша со своим другом Мишуткой. Мишутка знакомит детей со своими друзьями: Ёжиком и Зайцем — и предлагает посмотреть фильм о том, что настоящий друг познается в беде.
МУЛЬТФИЛЬМ «ТРЯМ; ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Ёжик думает: что подарить Зайцу на день рождения? Встречает Медведя, который сочиняет песенку о неведомой стране «Трям», в которой говорят «Здравствуйте!» Медведь предлагает ёжику вместе сочинить песенку и отправиться в путешествие. Ёжик предлагает взять с собой Зайца. Возникает ссора из-за того, что Медведь хочет дружить только с Ёжиком. Взлетают в облака, ссора разгорается, и Медведь, оступившись, падает вниз. В это время Заяц ищет Ёжика и Медведя, чтобы пригласить их к себе на день рождения. Увидев падающего Медведя, он его спасает. Друзья мирятся. Медведь дарит Зайцу сказочную страну «Тили-мили-трямдию». Все взлетают на облако и поют песню «Облака».
2. Беседа по содержанию мультфильма.
— Почему Медведь поссорился с ёжиком?

— А вы умеете дружить?

— А что значит — дружба? (Это близкие, добрые отношения.)

— Как вы понимаете пословицу: «Друг познается в беде»?

— В какую беду попал Медведь?

— Что чувствовал Медведь, когда падал с облака вниз?

— Кто пришел ему на помощь?

— А вам приходилось ссориться со своими друзьями? Из-за чего?

71

— Что вы чувствовали в этот момент?

— А что вы чувствуете, когда вам удается помириться сосвоими друзьями?
3. Тренинг эмоций.
ТРИ ПОДРУЖКИ

Жили-были три загадочные подружки: Плакса, Злюка и Резвушка. (Показ иллюстраций.)

Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.

— Покажите, как они себя поведут.

По окончании упражнения можно предложить детям подумать:
— Какую из трех подружек вам было приятнее изображать?

Почему?


4. Поведенческий тренинг (№ 1).

— А как можно помочь Плаксе?

Утешить;

рассмешить;

спеть веселую песенку;

предложить подумать о чем-нибудь приятном;

предложить переодеться в сухую одежду.

Выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные демонстрируют возможные варианты помощи, утешения. Взрослый побуждает детей к вербализации своих мыслей.

5. Поведенческий тренинг (№ 2).

— А как можно помочь Злюке?

Предложить потопать ногами, покричать, чтобы вышла злость;

принять теплую ванну, чтобы смыть плохие чувства; высказать свои чувства подругам;

посмотреть в зеркало и улыбнуться себе;

72
«взять себя в руки»;

подумать о приятном: например — хорошо, что пошел дождь — будет много красивых цветов, зазеленеет трава.

Выбирается ребенок на роль «Злюки», остальные дети пытаются ее успокоить, утешить, дать совет.

Взрослый, обобщив ответы детей, поощряет их за добрый поступок, который можно записать в Волшебную книгу:
6. Рисование.
Детям дается контурное изображение лица девочки. Они должны подумать и нарисовать лицо одной из трех подружек : Плаксы, Злюки или Резвушки.


7. В конце занятия дети могут спеть или послушать песенку В. Шаинского из мультфильма «Трям, здравствуйте!».
ОБЛАКА

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Припев: Облака, белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Мы помчались в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне,

К нам неслышно опустится звезда

И ромашкой останется в ладони.

Припев

73

Занятие № 21. НАШИ МЕЧТЫ
Цель: продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.
1. Антошка пришел в гости к детям, чтобы поблагодарить их за то, что они научили его правильно общаться со взрослыми и детьми: не обижать, не угрожать, уступать, уважать ит.п.
— Спасибо, ребята, вам за вашу помощь и советы, которые помогли мне найти друзей, жить весело, дружно, обходиться без ссор. Но я знаю одну сказку, в которой друзья поссорились и теперь никак не могут помириться — им нужна наша помощь.
СКАЗКА «ЛИСА И ЗАЯЦ»

Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий Хвостик.

Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить.

Чуть только лисица к зайчику не идет, зайчик бежит к лисице и кричит: «Рыжий Хвостик! Что с тобой?»

А если зайчик к лисице не идет, лисица к зайчику бежит и кричит: «Серый Хвостик! Что с тобой?»
Как-то зайчик Серый Хвостик

Прибежал к лисице в гости.

— Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Вдруг он слышит: — Что за стук?

Видишь: поздно, скоро ночь.

Уходи-ка лучше прочь!

Зайчик думает: «Постой,

Я ведь тоже не простой!»

Вот лисица Рыжий Хвостик

Прибегает к зайцу в гости.

— Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Отвечает зайчик вдруг:


74

— Нет, голубушка, шалишь!

Слишком рано ты стучишь!

И с тех пор два лучших друга

Вечно злятся друг на друга.
Вопросы для обсуждения
— Почему в начале сказки зайчика и лисицу называли друзьями?

— Как заботились друзья друг о друге? (Ходили в гости, интересовались самочувствием.)

— Почему поссорились зайчик и лисица? (Из-за обиды, неумения уступить, помириться.)

— Какие слова могли обидеть зайца? (Уходи прочь!)

Взрослый предлагает детям помочь зайцу и лисице помириться.
2. Моделирование детьми сцены примирения зайца и лисы.
Выслушиваются детские версии примирения, выбирается наиболее удачный вариант, и взрослый предлагает разыграть сценку.
3. Мальчик Антошка знакомит детей со своим другом Ёжиком и предлагает посмотреть мультфильм «Осенние корабли».

Главный герой мультфильма Ёжик мечтает о море и корабле. Ему очень одиноко, а потому и грустно.

Идя к реке за водой, он встречает Волка, склонившего голову над сапогом и мечтающего о самоваре. Услышав мечту Ёжика, Волк сделал ему маленький кораблик. От неожиданной радости Ёжик даже взлетел в небо. Придя домой, он опустил кораблик в воду и заснул крепким сном.
4. Беседа по содержанию.
— От чего Ёжик взлетел в небо? (От радости, от того, что сбылась его мечта.)

— Кто помог сбыться мечте Ёжика?

— Как можно назвать поступок Волка?

— А какие добрые поступки вы совершили вчера, сегодня

(дома, в детском саду и т.п.)?
75

Добрые поступки детей взрослый записывает в Волшебную книгу и обращает их внимание на то, что книга выросла. В ней появляются все новые и новые записи о добрых поступках. (Их можно перечитывать, поощряя детей.)
— А были ли случаи, когда вы обижали кого-то?

— Что нужно делать, если вы сами начали ссору, причинили боль другому?

(Взрослый закрепляет правила поведения во время конфликта и в доброжелательной обстановке.)

— Вам когда-нибудь хотелось взлететь в облака, летать (от счастья, радости)?

— О чем вы мечтаете?

— Исполняются ли ваши мечты?

— Кто вам помогает в исполнении мечты?
5. Игра «Цветик—семицветик».
Взрослый предлагает детям взять «волшебный» лепесток и загадать только одно желание. Детям раздаются также красные и желтые фишки.

Рассказать о желании другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку; если оно имеет общественное значение — красную. Повторное проведение этой игры позволяет судить об изменениях в уровне нравственного развития группы.
6. Рисование на тему: «Моя мечта».
76

7. Занятие заканчивается исполнением танца Утят.

ТАНЕЦ УТЯТ

На шагающих утят

Быть похожими хотят,

Быть похожими хотят

Не зря, не зря...

Можно хвостик отряхнуть

И пуститься в дальний путь,

И пуститься в дальний путь,

Крича «кря-кря!»

И природа хороша!

И погода хороша!

Нет, не зря поет душа,

Не зря, не зря...

Даже толстый бегемот,

Неуклюжий бегемот

От утят не отстает,

Кряхтит: «Кря-кря!»

Припев: На мгновенье надо

Детство возратить...

Мы теперь утята!

И так прекрасно на свете жить!

На веселых на утят

Быть похожими хотят,

Быть похожими хотят

Не зря, не зря...

Даже бабушка и дед,

Сбросив восемьдесят лет,

За утятами вослед

Кричат: «Кря-кря!»

Вместе: солнце, речка, дом —

Кружат в танце озорном,

Кружат в танце озорном

Не зря, не зря...

Неуклюжий бегемот

Ничего не разберет,

Но старательно поет:

«Кря-кря! Кря-кря!»

Припев.

77



ЛИТЕРАТУРА


1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г.Я. Я хочу ! — СПб,

1996.

2. Богусловская Е., Купина М.А. Веселый этикет. — Екате-

ринбург, 1997.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.в. Учим детей общению. —

Ярославль, 1997.

4. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольного и младшего

школьного возраста. — СПб.: НО и Комплект, 1995.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —

Ярославль, 1996.

6. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. —

Киев, 1988.

7. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. — М.,

1997. |

8. Ситаров Б.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика не- !

насилия. — М., 1997.

9. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок.

Ж-л Обруч, 1996, №4.

10. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы пси-

холога родителям. — М.: Просвещение, АО «Учебная ли-

тература», 1996.

11. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

12. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. — СПб, 1996.

13. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буя-

нова. - М., 1990.

14. Читаем детям: Книга для чтения в национальных детс-

ких садах РФ/Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.И. Асадуллин,

С.Г. Сулейманова. —Л., 1991.1

15. Энтин Ю.С. Мне летать охота! — М., 1995.
СОДЕРЖАНИЕ


Введение ............................................................................................. 3

Занятие 1................................................................................................ 7

Занятие 2. Наше настроение .............................................................. 10

Занятие 3. Хорошо ли быть злым?...................................................... 14

Занятие 4. Учимся справляться с гневом............................................ 18

Занятие 5. Что делать, если ты злишься ............................................. 21

Занятие 6. Настроение Бабы-Яги......................................................... 27

Занятие 7. Поговорим о доброте.......................................................... 30

Занятие 8. Ссора.................................................................................... 34

Занятие 9. Как справиться с упрямством? ......................................... 37

Занятие 10. Чувства одинокого человека............................................. 40

Занятие 11. Знакомство с понятием

«физическая и эмоциональная боль»……………………........ 42

Занятие 12. Учимся понимать чувства других людей…………….... 46

Занятие 13. Учимся доброжелательности............................................ 49

Занятие 14. Животные — наши друзья,............................................... 52

Занятие 15. Учимся анализировать поведение

в конфликтной ситуации........................................................... 55

Занятие 16. Учимся управлять своими эмоциями

в конфликтных ситуациях......................................................... 58

Занятие 17. Добрые и злые поступки.................................................. 62

Занятие 18............................................................................................... 65

Занятие 19. Знакомство детей со способами

реагирования на гнев взрослых ............................................... 68

Занятие 20. Дружба — неприязнь......................................................... 71

Занятие 21. Наши мечты ....................................................................... 74

Литература............................................................................................... 78

Содержание ............................................................................................ 79

1   2   3   4   5