Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеПрограмма для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си
страница4/5
Дата28.02.2016
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5

Занятие 13. УЧИМСЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.
1. Взрослый на дне «волшебной тарелочки» обнаруживает варежку (можно использовать иллюстрацию). «Волшебное яблочко» говорит, что эту варежку потеряла одна девочка.
Просмотр мультфильма «Варежка»
Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка.

Маша очень обрадовалась своему новому другу — щенку.
2. Беседа по содержанию мультфильма.

— О чем мечтала девочка Маша?

— Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?

— Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть

подруге щенка?

— Какое чудо произошло в мультфильме?

— Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

— Как вы думаете, почему говорят: «Собака — друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).
3. Чтение стихотворения.
УТЕШЕНИЕ

Меня с утра до вечера

Ругали все вокруг.

А пес ко мне доверчиво

Прижался — верный друг.

49

Вздохнул — и замер под рукой.

И не такой уж я плохой!

(В. Азбукин)
4. Беседа.
— Что чувствовал мальчик? (Обиду.) Почему?

— Кто утешил ребенка? (Пес.)

— Как можно назвать в этом случае собаку? (Настоящим верным другом.)

— Всегда ли мы правильно обращаемся со своими друзьями-животными?
5. Выслушав ответы детей, взрослый предлагает детям послушать рассказ.
Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было.
И этим он очень гордился.

Гордился, да недолго.
Тренинг эмоций

— Давайте покажем, каким был Вова. (Дети должны с помощью жестов, мимики и пантомимики передать эмоциональное состояние героя (гнев, злость, жестокость).

— Как вы думаете, что произошло дальше?
6. Сочинение детьми историй-продолжений предыдущего рассказа.

По окончании детских рассказов взрослый предлагает послушать, как этот рассказ закончил писатель Е. Пермяк. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
50

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!
— Почему мальчик остался один?
Затем взрослый обобщает ответы детей:

— Мальчик рос сильным, но злым: он обижал своих друзей, причинял им боль, смеялся над взрослыми, жестоко обращался с животными.
Далее взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их:

— животных нужно любить;

— ухаживать за ними;

— вовремя кормить, выводить на прогулку, играть с ними;

— нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить.
7. Рисование на тему: «Мой верный друг — собака».
Детям предлагается контурное (с помощью точек) изображение собаки. Соединив по порядку точки, дети получат изображение собаки. Получившийся контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы получилась добрая или веселая, смешная или грустная собака.

Во время рисования звучит песня В. Шаинского «Пропала собака».


51



Занятие 14. ЖИВОТНЫЕ - НАШИ ДРУЗЬЯ
Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания,

стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.
1. На дне волшебной тарелочки взрослый «находит» загадку

о кошке (Ночью не спит, мышат сторожит) и просит ее

отгадать. Затем из корзинки он достает живого котенка и

просит детей угадать, как его зовут.

— Это кошка Марыся. Хозяйка напоила ее молочком, поэтому она сейчас сытая, довольная. Песенки поет, мурлычет. А еще Марыся любит сама с собой играть: сама себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится. Но интереснее ей играть со своей хозяйкой — ловить блестящую мышку, привязанную на веревочку.

Кошка Марыся предлагает детям поиграть.
2. Игра «Мышь и мышеловка».

Необходимое число играющих — 5—6. Все образуют круг,

плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию — это «мышеловка» (или сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами выбраться из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например:

«Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
3. Взрослый показывает детям иллюстрацию с изображением

кошки.

НИЧЬЯ КОШКА
Это ничья кошка,

Имени нет у нее.
52
У выбитого окошка —

Какое ей тут житье!

Холодно ей и сыро,

У кошки лапка болит,

А взять ее в квартиру

Соседка мне не велит.

(И. Токмакова)
— Давайте подумаем вместе, что было дальше? (Дети придумывают вместе со взрослым конец истории и выбирают лучший вариант.)
4. Взрослый предлагает послушать другую историю про котенка:
КОТЕНОК

Я нашла в саду котенка. Я взяла его домой,

Он мяукал тонко-тонко, Накормила досыта...

Он мяукал и дрожал. Скоро стал котенок мой —

Может быть, его побили Загляденье просто!

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный, Шерсть — как бархат,

Лужи серые везде... Хвост — трубой...

Так и быть, зверек несчастный, До чего хорош собой!

Помогу твоей беде!

(Е. Благинина)
Беседа с детьми

— Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (Жалость, сочувствие.)

— Давайте все покажем лицо девочки, нашедшей котенка.

— Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

— Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)

— Как девочка помогла котенку?

— Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

53

5. Разыгрывание сценки парами.

Взрослый предлагает разыграть сценку по стихотворению «Котенок». Между детьми распределяются роли: девочки и бездомного котенка. Взрослый читает стихотворение, а дети с помощью мимики и жестов передают эмоциональное состояние героев стихотворения.

По окончании игры дети выбирают ту пару, которой лучше всех удалось передать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Взрослый выясняет, есть ли у детей дома котята; как их зовут; как они выглядят; любят ли дети с ними играть; как ухаживают за своими животными.
6. Рисование на тему «Мой котенок».

Детям дается заранее подготовленная схема рисунка, представленная контурными точками. Дети должны их соединить по порядку и у них получится изображение кошки. Получившийся контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы изображение было похоже на кошку (котенка) ребенка или на ту, о которой он мечтает.



7. В конце занятия дети вместе со взрослыми могут спеть песенку, встав в хоровод и выбрав «кота»:

Мыши спят на крышах,

Дети спят в кроватках,

Рыжий кот Мурлыка вышел на карниз,

У него на лапках - белое «кис-кис».

Вместо микрофона

Хвост берет мурлыка,

Песенка не новая,

Но зато своя:

«Кис, кис - мяу!»

Вот и вся музыка.

«Кис, кис - мяу!»

Вот и все слова.
54

Занятие 15. УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ

В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
1. Взрослый в начале занятия предупреждает о возможном приходе гостя — мальчика, которого зовут Антоша. Затем взрослый обращает внимание детей на то, что кто-то поет. Антоша приходит в гости и поет детям отрывок из песни старухи Шапокляк:
...Кто людям помогает,

Теряет время зря —

Хорошими делами

Прославиться нельзя.

И я вам предлагаю

Всем делать точно так,

Как делает старуха

По кличке Шапокляк.
Далее взрослый обыгрывает сценку встречи гостя:

— Здравствуй, Антоша! Познакомься с ребятами.

— А что за песню ты нам сейчас спел?

— А разве вы ее не знаете? Это песенка из моего любимого мультфильма. А какого — пусть дети сами отгадают! Дети узнают знакомый мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена».
— Дети, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк.) Почему?

— Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всем мешала.)
2. Тренинг эмоций.
Покажите, как старуха Шапокляк:

— злится;

— разрушает домик и смеется при этом;
55

— просит прощения за свои проступки;

— улыбается.
3. Анализ конфликтных ситуаций.

Как бы ты поступил?
Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

— Как поступил Игорь?

— Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)

— Как бы вы поступили на месте Коли?

— Какие советы вы можете дать Игорю?

играй дружно;

не обижай товарища;

не ссорься с товарищем;

если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее;

— нужно радоваться успехам других.

Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.
4. Взрослый предлагает послушать рассказ.
Лучший друг

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.

Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему — сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

— Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг —

Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

— Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

Ю. Ермолаев
56

Беседа по содержанию

— Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?

— Из-за чего рассердился Коля?

— Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что

Вова взял без спроса его самокат?

— А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?

— Что вы чувствовали в этой ситуации?

— Что вам хотелось сделать?

— Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того,

что кто-то взял без разрешения вашу вещь?

— Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?
5. Игра «Угадай настроение».
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.).

После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
6. Рисование на тему: «Мое настроение».

Детям предлагается рассмотреть рисунок, представить себя на месте изображенных детей и подумать, какое у каждого из них было бы настроение в данной ситуации.

Свое настроение дети рисуют с помощью пиктограммы.
7. В конце занятия дети слушают или поют песню:

Муз. В. Шаинского
АНТОШКА

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку!

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку!

57

Припев: Дили-дили!

Трали-вали!

Это мы не проходили!

Это нам не задавали!

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке!

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке!
Припев

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку!

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку!
Припев: Дили-дили!

Трали-вали!

Это, братцы, мне по силе,

Откажусь теперь едва ли!

Занятие 16. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. Взрослый показывает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать добрые поступки. Беседует с детьми о тех добрых делах, которые они успели совершить, вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.
1. К детям приходит мальчик Антошка, он чем-то расстроен.

Взрослый приветствует детей и обращает внимание на Антошку:

— Что случилось? Ты чем-то расстроен?


58

АНТОШКИНА ИСТОРИЯ

Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.

— Можно мне с вами поиграть? — спросил я ребят. — Чур,

буду убегалка!

— Нет уж, — ответили ребята, — если хочешь, чтобы мы

тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.

Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...
— Но почему же ты грустишь?

— Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.

Взрослый, успокаивая Антошку, обращается к детям с просьбой ему помочь.
2. Дискуссия с детьми.

— Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?

(Дети не отказали ему в игре, но есть правило очередности.)
— Приходилось ли вам обижаться?

— На кого вы обижаетесь чаще всего?

— Что вам хочется сделать с обидчиком?

— Хотелось ли вам отомстить обидчику?

— Что вы делали для того, чтобы отомстить?
3. Чтение рассказа В. Осеевой.

ОТОМСТИЛА

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

— Алеша! — закричала Катя. — Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
59

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!

— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

— Алеша! — кричала она. — Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

— Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая

Алешины колени. — Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

— Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.

— Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
— Из-за чего Катя обиделась на Алешу?

— Как Катя отомстила брату?

— К чему привело желание Кати отомстить брату?

— Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?

— Что чувствовал Алеша?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?
Взрослый выслушивает детские мнения, после чего лучший

вариант обыгрывается.


60

4. Поведенческий тренинг.
Дети распределяются парами и демонстрируют выход из конфликтной ситуации.

Взрослый подводит детей к осознанию нравственной сущности поступков:

— Маленькие дети еще многого не знают, поэтому им нужна помощь.

Дети знакомятся еще с одним правилом доброжелательного поведения:

— Если товарищ не умеет делать то, что ты умеешь, покажи ему, посоветуй, расскажи — вместе будет интереснее.
5. Игра «Падающая башня».
Взрослый предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавляться от злости, обиды и дает возможность повеселиться.

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а!», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.
6. Рисование «Дерево радости».

Взрослый раздает детям контурные изображения дерева и

наборы цветных карандашей. Задача детей — передать «на-

строение» дерева.

— А этот рисунок раскрась так, чтобы получилось дерево

Радости.







61

7. В конце занятия дети поют песню:

ПУСТЬ ПАДАЮТ КАПЛИ

Если дождик идет — не значит,

Будто туча от горя плачет.

Просто хочется доброй туче,

Чтоб росли мы быстрей и лучше.

Припев: Пусть падают капли,

А мы веселимся.

Ни капли, ни капли

Дождя не боимся!

Как услышим раскаты грома,

Так вприпрыжку бегом из дома!

Мы с дождем, как и с солнцем, дружим,

Ну-ка, все босиком по лужам!

Припев.

От последней упавшей капли

Вспыхнет радуга пусть внезапно!

На умытой дождем планете

Пусть от радости пляшут дети!

Припев.
Занятие 17. ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ПОСТУПКИ
Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
1. В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему

помочь разобраться в том, за что он был наказан.

Чтение стихотворения:
ДОБРОТА

Вчера решил я Подарил я

Добрым быть, Свете мячик,

Всех уважать Подарил я

И всех любить. Пете мячик,
62

Коле отдал обезьянку,

Мишку,

Зайца

И собачек.

Шапку,

Варежки

И шкаф

Подарил

Я Гале...

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

(Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:

— За что был наказан Антоша?

— Правильно ли поступили взрослые?

— Что значит — быть добрым?

Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия «доброта»:

— Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
2. Рассматривание иллюстрации.
Детям предлагается подумать, что произошло:

— Кто обидел маленького мальчика?

— Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?

— Какие слова и как мог произнести обидчик?

— Кто защитил маленького мальчика?

— Как можно назвать его поступок?

В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:

— Слабого всегда выручай.

— Стыдно обижать маленьких и слабых.



63


3. Тренинг эмоций.

Детям предлагаются фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне» и т.п. произнести:

— грубо, со злостью, громко;

— вежливо, спокойно.
Вопросы:

— Что вы ощущали, когда к вам обращались грубо; вежливо?

— Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо; вежливо?

— Бывали ли у вас случаи, когда вы разговаривали с кем-нибудь грубо, со злостью? Почему?

— Что вы чувствовали при этом?

— К чему может привести грубость?
4. Упражнение: «Добрый—злой».
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:

— Кто из них — добрый, а кто — злой?

— Как вы об этом догадались?

— Чье изображение вам больше понравилось? Почему?
5. Игра «По кочкам».
Антошка предлагает поиграть в капризных лягушек.

Подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Взрослый тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры взрослый может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы «Ква-ква, подвинься!»
64

6. Рисование. «Дорисуй картинку»

Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить.

Задача детей — увидеть в штрихах образ и дорисовать его.


Упражнение «Танец»

По окончании рисования взрослый предлагает Антошке рассказать о своей картинке с помощью танца. Задача ребенка — выразить в танце созданный в рисунке образ.

(Для фона рекомендуется использовать любую подвижную музыку в быстром темпе, но без текста.)
1   2   3   4   5