Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеПрограмма для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си
страница3/5
Дата28.02.2016
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5

Занятие 8. ССОРА
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

34

1. На дне «волшебной тарелочки» взрослый «замечает» картинку и демонстрирует детям изображения двух девочек:

— Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражения их лиц! Как вы думаете, что случилось?
ПОССОРИЛИСЬ

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

(Из-за игрушки.)

— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

— А что чувствуют те, кто ссорится?

— А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов

примирения.
— Автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»
Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
2. Тренинг эмоций.
— Давайте изобразим с помощью выражения лица и движений тела подружек, которые поссорились.

— Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?

(Они некрасивые, сердитые и т.п.)

35

— Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется

сразу же помириться?

— А как вы миритесь со своими близкими, друзьями?

Затем взрослый знакомит с еще одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки...»
3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки...».

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
4. Проблемная ситуация.

(Для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.)

Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу.

Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

— Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)

— Правильно ли поступила Наташа?

— Как бы вы поступили на ее месте?

— Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы взрослый делает обобщение:

— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе».

— Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
5. Рисование на тему.

Взрослый предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре — они помогут помириться.



36

В конце занятия звучит песня «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк»:
Медленно минуты уплывают в даль,

Встречи с ними ты уже не жди.

Жить без приключений нам никак нельзя.

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Припев: Скатертью, скатертью

Дальний путь стелется

И упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому в лучшее верится,

Катится, катится голубой вагон.
Занятие 9. КАК СПРАВИТЬСЯ С УПРЯМСТВОМ?
Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; -формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.
1. Взрослый с помощью «волшебной тарелочки» увидел изображение коз, стоящих на узком мостике.
— Дети, посмотрите, волшебная тарелочка показывает нам двух коз. Но что с ними могло произойти?
Взрослый выслушивает ответы детей, после чего рассказывает сказку.

Упрямые козы (Узбекская народная сказка)
Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.

Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

— Эй ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза.

— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.

— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и... Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

37

— Понравилось вам, как вели себя козы?

— Почему они оказались в воде?

— Потому что не умели уступать друг другу.

— Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на уз-

кой доске?

— Почему их назвали упрямыми?
2. Тренинг эмоций.

Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу. Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, наклоняют головы вперед, начинают сердиться и толкают плечами друг друга.
3. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Сказка наоборот».

Дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»).

Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» при этом у них будет?

Вместе со взрослым дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки».
4. Игра «Два барана» (для детей с 5 лет).

— Рано-рано два барана повстречались на мосту.

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в"друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — тот проиграл. Можно из- давать звуки «Бе-бе-бе...».

Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

— Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

— Хотелось бы вам быть похожими на них? Почему?
5. — Дети, я знаю ребят, которым нужна наша помощь. Послушайте историю, которая однажды с ними приключилась.

38

Ваня хотел быть капитаном. Он подошел к деревянному кораблю, который стоял на площадке, но на капитанском мостике уже стоял Вова в матроске и бескозырке и держался за штурвал. Ваня тоже взялся за штурвал, пытаясь вытеснить Вову. Вова начал кричать.
— Как должен поступить Ваня?

— Как бы вы поступили на его месте?
Взрослый выслушивает ответы и подводит детей к выводу:

— Часто дети ссорятся друг с другом потому, что не умеют уступать, вежливо обращаться друг с другом.
6. Взрослый знакомит детей с правилами доброжелательного поведения
— «Будь внимателен к другому»:

— если кто-то озабочен, помоги чем можешь;

— прежде чем что-то делать, посмотри, не мешаешь ли ты другому;

— если товарищу очень нужна какая-то вещь, а ты можешь без нее обойтись, предложи ему ее сам;

— товарища надо выручать.
— Дети, сегодня вы были внимательными к проблемам других: помогли упрямым козочкам превратиться в вежливых; дали умный совет мальчикам — спор нужно решать справедливо, интересными игрушками делиться, привлекательные роли распределять по очереди.

(Правила доброжелательного поведения взяты из книги Г.П. Лаврентевой «Культура общения дошкольников». — Киев, 1988.)
7. Смешной рисунок.
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать корову (слона, зайца, принцессу и т.д.)

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Ну и смешная же картина получается!

Во время рисования звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка» (волшебная, пронизывающая мелодия, игривая и светлая).

39

Занятие 10. ЧУВСТВА ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА
Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.
1. В начале занятия воспитатель выясняет настроение детей:

для этого им предлагается выбрать цветной листочек и повесить на дерево. Детям предлагаются два дерева: «Радость» и «Печаль». (Цвет листьев дети выбирают сами, что позволяет взрослому диагностировать их настроения).

Цветопись настроения:

— красный цвет — восторг;

— оранжевый — радость, веселье;

— желтый — мне приятно;

— зеленый — спокойное настроение;

— синий — грустное настроение, неуверенность;

— фиолетовый — тревожное настроение;

— черный — унылое настроение;

— белый — состояние страха.
Взрослый обращает внимание на общий фон настроения. (На каком дереве больше листьев?) Выясняет причину печали, грусти или тревоги, если такие переживания есть.
2. Проверка степени усвоения правил доброжелательного поведения.

На дне «волшебной тарелочки» взрослый находит записку с просьбой помочь девочкам:

«Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

— Что ответила Катя?»

— Почему?

— Как поступила Катя? Почему?

Ответы детей выслушиваются, выбирается наилучший вариант выхода из конфликтной ситуации, и взрослый предлагает эту сценку разыграть.
40
Взрослый: Когда люди не умеют общаться с другими, они грубят, оскорбляют, не хотят уступить, и это часто приводит к тому, что они остаются совсем одни. Как вы думаете, почему?
— Хорошо ли человеку быть одному?

— А я знаю одного героя мультфильма, которому нравилось играть с собственной тенью, а что из этого получилось, вы сами увидите...
3. Просмотр мультфильма «Первый раз».

Утенок Кряк дружил только со своей тенью и был этим очень доволен. Выйдя во двор, он обрызгал водой цыпленка, ударил мячом козленка. И вдруг утенок случайно упал в яму. Но на помощь ему пришли те, кого он раньше обижал. Кряк бросает дружбу с тенью и начинает играть с

верными друзьями.
Беседа по содержанию мультфильма

— С кем (чем) дружил утенок?

— Как вы думаете, интересно играть только со своей тенью? Почему?

— Что чувствовал утенок, когда упал в яму?

— Кто выручил утенка из беды?

— Как бы вы назвали цыпленка и козленка? (Верными, надежными, настоящими друзьями.)
4. Игра «Тень».

Я предлагаю поиграть вам в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться с нею дружить, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.

Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой — роль его тени.

Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.
5. Игра «Закончи предложение».

— Я обижаюсь, когда...

— Я сержусь, когда...

— Я радуюсь, когда...

— Я грущу, когда...

41

Тренинг эмоций.
Детям предлагается улыбнуться, как радостный ребенок; позлиться, как рассерженный человек; погрустить, как осенний дождик.
— Дети, я знаю еще одного героя мультфильма «Летучий корабль», которому очень одиноко.

Звучит песня «А мне летать охота!» (Муз. М. Дунаевского.)
Я — Водяной. Я — Водяной.

Поговорил бы кто со мной,

А то мои подружки —

Пиявки да лягушки.

Припев: Эх, жизнь моя жестянка...

Да ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать охота!

Я — Водяной. Я — Водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться?!

Припев

Взрослый предлагает детям нарисовать Водяному волшебную рыбку, с которой он бы мог подружиться.
Занятие 11. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ

«ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ»
Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.
Взрослый с помощью «волшебного яблочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице.

Взрослый поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту.
42

2. На дне «волшебной тарелочки» взрослый и дети видят

изображение лягушонка.

— Дети, что случилось с лягушонком? Волшебное яблочко рассказало мне историю, которая с ним приключилась:

Лягушонок прыгал по дорожке

И о камешек поранил ножку.

«Ой—ой—ой!» — заплакал лягушонок!

Как же голосок его был тонок!

Он листочек к ранке приложил

И к лягушке-маме поспешил.
3. Тренинг эмоций.

Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Вновь читает четверостишие. Задача детей — передать состояние лягушонка, поранившего ногу, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

(Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к «маме» (взрослому).

Беседа с детьми

— Что чувствовал лягушонок, когда ушиб ногу? (Боль.)

— А вы испытывали когда-нибудь боль? (Ответы детей.)
4. Взрослый: Боль бывает разная: есть физическая боль — больно, когда:

— падаешь;

— кто-то сильно толкнул, ударил;

— порезал стеклом ногу или руку;

— ожегся чем-то горячим;

ужалила оса или пчела;

— кто-то укусил (комар, паук, злая собака);

— очень холодно;

А бывает боль душевная (эмоциональная) — больно, когда:

— кто-то сердито кричит;

— кто-то дразнит, обзывает;

— кто-то не хочет делиться игрушками, сладостями.

Взрослый предлагает детям определить, какую боль испытал мальчик в следующей ситуации.

43

Текст для чтения

Мальчики во дворе затеяли игру в прятки.

— Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик —

там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре.

— Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

— Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено — и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»

Дети делают вывод, что мальчик ощущал физическую боль.

— Кто помог Юре почувствовать себя лучше?

— Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры?

— «Потерпи!»

— «Вот увидишь, все будет хорошо!»

— «Не падай духом!»

— «Возьми себя в руки, сынок!»

— «Все пройдет.»
Беседа

— Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»?

(Сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать, когда на-

хлынули слезы.)

— Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя

лучше? (Родные, друзья, врачи.)

— Как можно назвать людей, которые приходят на по-

мощь? (Добрыми, настоящими друзьями.)

— Как можно назвать поступки людей, которые спешат на

помощь (Благородные, добрые дела.)
5. Тренинг эмоций.

Ой, ой, живот болит!

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
44

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).

Выразительные движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.
— Дети, как вы думаете, кто может помочь медвежатам?

(Айболит.)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!
— Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик. А как мы можем утешить медвежат? (Закрепление в речи слов утешения.)
6. Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел».

Взрослый предлагает детям контурное изображение медвежонка.

Задача детей — показать в рисунке чувства медвежонка после того, как он выздоровел.

Во время рисования звучит музыка В. Адигезалова «Мне очень весело».



45

Занятие 12. УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
1. Взрослый: Прошло время, и «волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие еще добрые дела успели совершить дети.

Ответы детей взрослый выслушивает и поощряет. «Волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки «добрыми делами».
2. Обыгрывание ситуаций (поведенческий тренинг).
Ситуация 1

— Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

Один ребенок выполняет роль малыша, падает, плачет. Свое

эмоциональное состояние ребенок должен показать с помощью мимики и пантомимики: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; ребенок сидит на полу, движением рук «вытирает слезы», туловище вздрагивает. Остальные дети по очереди находят слова утешения и способы оказания помощи. (Затем дети меняются ролями.)

Вопросы к детям
— Что чувствовал малыш, который ушибся? (Боль.)

— А какую боль ощущал малыш? (Физическую.)

— Кто помог малышу? (Ребята.)

— Какие слова утешения помогли малышу? «Потерпи немножечко», «Мы сейчас тебе поможем», «Успокойся, пожалуйста» и т.д.).

Ситуация 2

— Коля нечаянно сломал машинку, которую ему недавно подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Коле.

Взрослый выслушивает советы детей, а затем предлагает разыграть сценку. Выбирают мальчика, который должен пока-

46

зать свое огорчение: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. (Звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».)
Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:
— Давай, я попробую ее починить.

— Успокойся: если папа не сможет тебе помочь починить

машинку, то можно обратиться в мастерскую по починке

разных предметов.

— Не волнуйся, пожалуйста, с машинкой можно играть,

но по-другому: теперь она не может перевозить груз, но зато

она удобна в гоночных соревнованиях.

— Успокойся, у меня есть точно такая же машинка, и я

буду давать тебе с ней поиграть.

Если дети затрудняются в нахождении конструктивных

способов решения проблемы, то взрослый сам знакомит с

ними детей.

— Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (Душевную, эмоциональную,)

— Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (Сам себя успокаиваю, друг, родители, животные, друзья.)

— Когда ты чувствуешь себя хорошо, то кто или что может испортить твое настроение? (Воспитатели, родители, погода и т.п.)
3. Определение причины эмоций.

— Как вы думаете, почему два человека, стоящих под дождем, испытывают разные переживания: один радуется, а другой грустит — у него даже испортилось настроение. Взрослый, выслушав ответы детей, подводит их к выводу:

— Один рад дождю, потому что он любит прогулки под дождем или думает о том, что раз пошел дождь, то теперь не надо поливать грядки.

Другой думает, что дождь помешал его прогулке, так как в дождливую погоду он не может идти гулять, или огорчен тем, что из-за дождя осталась невскопанной грядка: дождь помешал завершить работу. Наши переживания зависят от того, что мы думаем о том или ином событии. Давайте подумаем о чем-нибудь приятном, и у нас улучшится настроение, самочувствие.

47

4. Упражнение «Негаданная радость»,

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

— Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама поняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.

Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
5. Рисование на тему «Волшебные цветы».

Детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы.

На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.
Игра в цветы

РОЗА

Зовут меня розой,

Примите меня.

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность прозвали.

РЕПЕЙ

Репей я колючий,

Ко всем пристаю.

Расту при дороге,

У стенки стою.

Задеть меня платьем

Прохожий боится...

Нельзя ли хоть с вами

Репью подружиться?


ЛИЛИЯ

Я — лилия; с вами

Я буду дружна;

Кротка и скромна я

И очень стройна;

Люблю, наклонившись,

В ручей поглядеться...

Позвольте мне с вами

В кружке повертеться!
РЕЗЕДА

Чуть видным кусточком

Расту я всегда,

И белым цветочком

Глядит резеда.

Приятно лишь пахну,

Хоть бледна окраска.

Зато мне повсюду

Знакомство и ласка.


Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки — ласковый, светлый, добрый, успокаивающий.)
48
1   2   3   4   5