Занятие 4. УЧИМСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ С ГНЕВОМ Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. 1. Взрослый предлагает детям организовать выставку «картин», которые у них получились с помощью цветных клякс, и просит рассказать о них волшебникам. Взрослый останавливается на ряде рисунков и предлагает тренинг эмоций (с помощью мимики и пантомимики). 2. Детям предлагается улыбнуться, как:
веселый ребенок;
солнышко;
добрая птица;
весенняя радуга.
Позлиться, как:
дракон;
чудовище;
Бармалей;
сердитый мальчик. 3. Детям предлагается поиграть в игру «Жужа». Перед началом игры, объяснив ее правила, взрослый предлагает подумать:
— Почему девочку называли Жужей?
— Как звучит слово Жужа?
— С какими другими словами его можно сравнить? (Жужжать — визжать, кричать, злиться, сердиться.)
«Жужа»
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
18
Замечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять душевную боль. Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)
— Вам приходилось в жизни злиться?
— Из-за чего вы злитесь?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать — свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.) 4. Добрый волшебник предлагает детям способы, помогающие
«выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами:
Потопать ногами
Взрослый должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. «Надуть воздушный шарик злостью»
Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
19
5. Упражнение-тренинг. Волшебник заколдовывает одного из детей и превращает его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение: Жила-была маленькая девочка.
Маленькая девочка сердита была. Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками).
При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
По окончании упражнения взрослый обращается к детям:
— Что чувствует сердитый ребенок? (Злость, гнев, обиду.)
— Что ему хочется сделать?
— Как можно избавиться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям? Всем детям взрослый предлагает потопать ногами или надуть воздушный шарик.
— Что вы сейчас чувствуете? 6. Взрослый предлагает детям нарисовать «Злость».
Детям предлагается контурное изображение «Злости». Их задача — с помощью цвета и выражения лица передать образ. 7. В конце занятия дети слушают или поют песню В. Шаинского «В мире много сказок»: В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути! 20
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух...
Каждый нам в дороге —
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки
Побеждает Зло!
Занятие № 5. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ ЗЛИШЬСЯ Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. "Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций). 1. Дети вместе с волшебниками рассматривают рисунки на тему «злость». Злой волшебник очень доволен детскими рисунками, ему нравятся краски, которые дети использовали для изображения злости, ее внешнего выражения (злое, недовольное лицо). В диалог с детьми вступает добрый волшебник: — А вам нравится злость?
— Какого она цвета?
— На какую погоду она похожа?
— Как она «звучит»?
Взрослый предлагает послушать музыкальное произведение, соответствующее образу злости.
Для прослушивания детям можно предложить «Музыкальный момент» № 2 ми бемоль С. Рахманинова.
(В средней части сложные, грозные, бушующие интонации. Аккорды звучат зловеще, гневно, как яростные порывы ветра.)
По окончании прослушивания выясняют у детей: — Какие чувства вы испытывали?
— Нравятся ли вам эти чувства?
— А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?
21
2. Закрепление знаний о способах саморегуляции своего со-
стояния: — Как мы можем помочь себе улучшить свое самочувствие,
настроение?
— Потопать ногами.
— «Надуть шарик злостью».
— Рассмешить себя, глядя в зеркало.
— Послушать приятную, успокаивающую музыку, спеть
веселую песенку.
Взрослый предлагает детям спеть песню В. Шаинского «Перепелка»: Спой нам песню,
Перепелка, перепелочка.
Раз иголка, два иголка —
Будет елочка.
Раз дощечка, два дощечка —
Будет лесенка.
Раз словечко, два словечко —
Будет песенка. Припев: Вместе весело шагать
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать —
Лучше хором, лучше хором !.. — Я хочу вас познакомить с девочкой Кейти, у которой однажды испортилось настроение, потому что пошел дождь. Чтение отрывков из книги Э. Крейри «Я злюсь». — СПб, 1995. (Чтение отдельных отрывков можно перенести на последующие занятия.)
Взрослый читает отрывки из книги и предлагает детям помочь Кейти изменить свое настроение. Кейти проснулась и заволновалась. Сегодняшний день должен стать особенным. Она обняла своего пса Дота и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на настоящий пикник. Там они будут целый день играть и веселиться.
22 Кейти была уверена, что погода обязательно будет такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Кейти подбежала к окну. К своему огорчению, за окном она увидела тучи, огромные черные тучи. «О нет! — подумала Кейти. — Мы все
равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас». И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы. Отец мрачно смотрел в окно.
— Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? — спросила Кейти, волнуясь. — Тучи нас не остановят, ты им не позволишь нас остановить, да?
— Успокойся, Кейти, и посмотри за окно получше, — сказал отец.
Кейти побежала к окну и снова выглянула на улицу.
— О нет! — захныкала она. — Дождь! Я ненавижу этот дождь!
Затем она на мгновение перестала плакать и спросила:
— Мы все равно поедем, так ведь?
Нет, — ответил отец. — Мы не можем ехать в дождь.
— Ох, как я злюсь на этот дождь! И на тебя тоже! — кричала Кейти.
— Ты чувствуешь злость и разочарование из-за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые.
— Я не хочу строить никаких новых планов! Я буду дуться и злиться весь день! — Дуться и злиться — это в порядке вещей. Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить твое настроение?
— Не знаю, — ответила Кейти... Взрослый: Как вы думаете, что может сделать Кейти?
(Выслушать ответы детей.) Замесить тесто понарошку
— Я хочу замесить тесто, — заявила Кейти. — Можешь
мне дать немного?
23
— Тесто готово, — ответил отец и расчистил стол. — Посмотрим, как тонко тебе его удастся раскатать.
Кейти шлепнула тесто на стол и стала расплющивать его ударами кулака.
— Не получается, — жаловалась она. — Я его бью, бью, а оно как было одним большим куском, так и осталось. От этого я только еще больше злюсь. И на тучи, и на тесто.
— Хочешь хороший совет? — спросил отец.
- Да!
— Раздели тесто на четыре куска, подвинь их к углам стола и разминай каждый по отдельности. Так дело пойдет легче.
Кейти разделила тесто на куски и стала разминать его по
углам. Вскоре она закончила и позвала отца:
— О, тебе удалось раскатать его почти во весь стол. Ну, и как ты себя теперь чувствуешь?
— Все еще немного злюсь, — ответила Кейти. — Надо попробовать еще что-нибудь.
Взрослый: Как вы думаете, что теперь сделает Кейти? Высказать свои чувства — Дот! Дот! — кричала Кейти, подзывая свою собаку. Дот огромными прыжками подбежал к ней. Кейти присела на пол, чтобы поговорить с ним.
Дот лизнул ее в лицо шершавым языком.
— Дот, — сказал Кейти, — я хочу рассказать тебе, что сейчас переживаю. Я ужасно злая. Злюсь на дождь. И на папу, потому что он не захотел поехать со мной в парк. Как ты думаешь, что мне делать?
— Гав! — рявкнул Дот.
— Ты думаешь, я должна рассказать папе, что чувствую?
— спросила она. Дот молча смотрел на нее. — Хорошо, я
поговорю с ним.
Кейти побежала к отцу.
— Папа, я очень сердита ! Я сержусь на дождь. И на тебя
тоже ! Я сержусь, потому что ты не поехал со мной в парк.
24
— Хм, — произнес отец. — Давай разберемся. Ты хочешь поехать в парк и теперь злишься оттого, что я не захотел поехать туда с тобой, так?
— Да, — коротко ответила Кейти, затем добавила: — Я хочу, чтобы мы с тобой веселились. Попросить помощи — Папа, если я злюсь, что можно сделать, чтобы подобреть?
— О, на этот вопрос трудно сразу ответить. Я думаю, тебе лучше спросить нескольких человек. Наша соседка миссис Беннет, да и тетя Лора сейчас, наверное, дома, и ты можешь с ними посоветоваться.
Кейти подумала немного и решила для начала позвонить
по телефону тете.
— Тетя Лора, я очень зла сейчас. Мы с папой собирались поехать сегодня в парк, но с самого утра льет дождь. Не можешь ли ты посоветовать мне какое-нибудь средство от злости?
— Могу сказать тебе, что я делаю в таких случаях, — ответила тетя Лора. — Когда я злюсь дома, я принимаю приятную теплую ванну с пушистой мыльной пеной. Теплая вода смывает все мои дурные чувства. Если же я не дома, то просто представляю себе, как из меня выходит злость, и она действительно улетучивается! — Как тебе это удается?
— Я мысленно надуваю своей злостью воздушный шарик, плотно завязываю его и отпускаю, а потом смотрю, как он улетает, пока не скроется вовсе.
— Спасибо, тетя Лора, это очень хороший совет.
— Как вы думаете, что теперь сделает Кейти? Смыть дурные чувства Кейти захотелось принять теплую ванну.
— Папа, можно я сейчас приму ванну?
— Конечно. Наполнить тебе ванну?
— Да, — сказала Кейти и побежала за пенным шампунем для ванны. 25
Она прыгнула в ванну. Пена доходила до самого подбородка. Всем своим телом Кейти ощущала, как теплая вода смывает с нее дурные чувства. Одевшись, она побежала к отцу. Тот спросил:
— Ну как, дочка, все еще чувствуешь злость?
— Нет. Способ сработал. Я уже не чувствую злости. По ходу чтения дети знакомятся с новыми способами саморегуляции своего эмоционального состояния: замесить тесто «понарошку»;
высказать свои чувства;
попросить помощи;
смыть дурные чувства. — Для того, чтобы дети уловили разницу между чувствами и поступками, в конце каждой страницы текста необходимо спрашивать: «Что сейчас чувствует Кейти?» «Как она теперь поступит?», чтобы дети поняли, что давать волю рукам, оскорблять, обижать других, когда ты злишься — недопустимое поведение. Необходимо провести ряд тренингов. 4. Тренинг.
Детям предлагается послушать и обыграть следующую ситуацию:
«Юра пришел в детский сад с утра рассерженным, так как мама не купила ему игрушку. Увидев, что Коля и Миша строят игрушечный гараж для новой машины, он подошел к ним и сказал:
— Мне не нравится ваш гараж, не так нужно строить, — и ногой разрушил постройку».
— Как поступят Коля и Миша?
(Ситуация обыгрывается разными детьми.)
Вопросы детям:
— Что чувствовал Юра, когда пришел в детский сад?
— Что сделал Юра, когда увидел играющих ребят?
— Что чувствовали мальчики, после того как Юра разрушил их постройку?
— Правильно ли поступили мальчики?
Дети выбирают различные способы регуляции поведения
в конфликтных ситуациях. 26
Раскрашивание рисунков. Задание: раскрась так, чтобы получились мальчик, который рассердился на своего друга, и девочка, которая нашла утерянный бантик.
6. В конце занятия добрый волшебник предлагает станцевать
польку «Старый добрый жук» (из кинофильма «Золушка»).
Повеселиться предлагают и злому волшебнику.
Все вместе танцуют и поют: Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг!
Я твой друг,
И ты мой друг,
Старый добрый жук.
Ля-ля-ля... Занятие 6. НАСТРОЕНИЕ БАБЫ-ЯГИ Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый-грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.
27
1. Злой волшебник знакомит детей со своей знакомой — Бабой-Ягой.
Взрослый, обращаясь к детям:
— Дети, а вы знаете, почему ее так зовут? Название «Баба-Яга» произошло от древнего слова «ягать», то есть кричать, ругаться.
— Какие поступки чаще всего совершает Баба-Яга? (Злые, недобрые, вредные, плохие.) Видеофрагмент мультфильма «Ивашка из дворца пионеров».
Баба-Яга в свой день рождения украла мальчика Ваню — хотела его съесть. Мальчик был очень умный и своей находчивостью уморил Бабу-Ягу так, что она сама заставила гусей отправить его домой. Вопросы для обсуждения:
— Вам понравилась Баба-Яга? Почему?
— Что хотела сделать Баба-Яга с мальчиком?
— Почему Баба-Яга отпустила Ивашку?
(Ивашка был очень умным, и Баба-Яга устала с ним бороться.) 2. Тренинг эмоций (Дети становятся в круг.) — Давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит: «У—у—у!»,
топает ногами, клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает.
— Давайте подразним Бабу-Ягу:
Баба-Яга, костяная нога,
Печку топила, кашу варила. — Вам нравится такая Баба-Яга?
Взрослый знакомит детей с народной мудростью: «Добро век не забудется».
— Как вы это понимаете?
— Давайте, попросим доброго волшебника превратить злую Бабу-Ягу в добрую, ласковую.
Тренинг эмоций
Предложить детям изобразить с помощью мимики и пантомимики веселую Бабу-Ягу.
28
— Красивая Баба-Яга? Почему?
По окончании детям предлагается подумать, как бы они
теперь стали называть Бабу-Ягу? (Бабуля-Ягулечка.)
Если дети затрудняются, то взрослый, может спросить:
— Как ласково, нежно вы называете своих бабушек?
— Какая Баба-Яга вам больше нравится? Почему? 3. — Если бы Баба-Яга была доброй, какие бы поступки она
совершила?
Дети придумывают истории. 4. Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги»,
Сердитое Веселое Задумчивое — Какое настроение Бабы-Яги вам больше всего понравилось? 5. Рисование Бабы-Яги. Детям предлагается силуэт Бабы-Яги. Злой волшебник предлагает нарисовать сердитую Бабу-Ягу, а добрый — веселую. Взрослый предлагает подумать, в каком настроении дети нарисуют Бабу-Ягу.
В конце рисования взрослый выясняет у детей, почему они изобразили ту или иную Бабу-Ягу. (По ответам детей можно судить об их отношении к злобности, враждебности и доброте.) 6. Взрослый предлагает послушать частушки Бабок-Ёжек из мультфильма.
(Дети могут подпевать.) Все: Растяни меха, гармошка!
Эх играй — наяривай!
Пой частушки, Бабка-Ёжка,
Пой — не разговаривай.
29
Баба-Яга: Я была навеселе
И мечтала на метле.
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
Самый вредный из людей —
Это сказочник-злодей.
Вот уж врун искусный...
Жаль, что он невкусный! Все: Растяни меха, гармошка!
Эх, играй — наяривай!
Пой частушки, Бабка-Ёжка,
Пой — не разговаривай!
Занятие № 7. ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я». 1. Взрослый предлагает поиграть в игру «Угадай настроение по рисунку». Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга. Вопросы:
— Какое настроение у мальчика?
— Похож ли он на рассерженного?
— А как вы догадались, что он сердит?
— Какое настроение у девочки?
— Почему у девочки хорошее настроение?
— А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
— А как чувствуете себя вы?
30
2. Упражнение «Помоги волшебнику». Взрослый обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы — об игрушках, с которыми он иногда любит играть. 1) Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался Зайка,
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
2) Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу —
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А. Барто) У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:
— Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что
они делают!
Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.
(Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)
— Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)
— Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:
— Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
— А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
— А эта девочка добрая — всех жалеет.. 3. Упражнение «Выручи из беды».
Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они
выручили из беды Зайку и Мишку.
31
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.)
Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное.
Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах:
Сказка о птицах
Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...
Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож!
Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудрому Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»
Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости — какая жизнь?!
Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.
Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям — красные
перышки, горихвосткам да зябликам — оранжевые, щеглам
32 да иволгам — желтые, зеленушкам — зеленые, а зимородкам — голубые, сойкам — синие, голубям и горлицам — фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость.
Вот такая сказка...
По окончании сказки волшебник говорит детям:
— Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов: станцевать буйный танец;
потопать ногами;
рассказать о своих переживаниях. Но сейчас я могу поделиться радостью: у меня теперь много друзей — это вы, ребята! Вы такие добрые!
Взрослый знакомит детей и волшебников с народной мудростью: «Добрый человек добру учит». 3. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони». Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих
яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами:
— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным.)
— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, умиление, восторг, счастье и т.п.)
33
Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта —
это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное». — С чем можно сравнить добро?
(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой.) Волшебники обращают внимание на общее настроение группы: оно очень хорошее, радостное — и предлагают повеселиться вместе. Игра «Чунга-чанга» Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напевали:
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто,
Чунга-Чанга!.. 4. Упражнение «Рисуем музыку».
Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского).
Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями. |