Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа для детей 5-? лет москва 2003 удк 373 ббк 74. 100. 5 + 74. 200. 5 С 30 Семенака си |
 Скачать 0.79 Mb. |
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Уроки
СИ. Семенака
коррекционно-развивающая программа
для детей 5-? лет
МОСКВА
2003
УДК 373
ББК 74.100.5 + 74.200.5
С 30
Семенака СИ.
С 30 Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для
детей 5-7 лет. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ,
2003. — 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
I8ВN 5-89415-204-6
В пособии приведены разработки 21 занятия по формированию у детей
доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоция-
ми, осознанного отношения к нормам социального поведения. Адресовано
студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, учителям,
психологам, родителям.
УДК 373
ББК 74.100.5 + 74.200.5
18ВК 5-89415-204-6
© Семенака СИ., 2003
© АРКТИ, 2003
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, когда людям так не хватает эмоционально-
го контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие «агрессия» происходит от
латинского слова «аггеззю» — нападение. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — М.,1997).
Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве.
В качестве основных причин агрессивности у детей можно вы-
делить следующие:
— демонстрация насилия по телевидению;
— экономическое неблагополучие семьи;
— социальная нестабильность в обществе;
— недостатки воспитания;
— неблагополучная семейная обстановка;
— низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
— негативное отношение педагога к ребенку;
— несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.
Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компонент — насилие. Задача взрослых — содействовать формированию у детей позиции ненасилия, которая, по мнению В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, выражается в ненасильственных действиях, усиливающих позитивные намерения другой стороны, сохраняющих независимость и автономность и исключающих нанесение ущерба.
У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустой-
чивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно-развивающей программы, получившей название «Уроки добра».
Коррекционно-развивающая программа включает проведение
занятий (в настоящий момент разработано 21 занятие), в процессе
которых педагог должен решать ряд важных задач:
— раскрывать сущность полярных понятий — «добро» и
«зло» и эмоций, которые им соответствуют;
— знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний,
присущих человеку;
— учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный
эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
— развивать эмоциональную произвольность;
— учить конструктивным способам управления собственным
поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
В соответствии с поставленными задачами занятия строятся
в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И. Чистякова, Н.Л, Кряжева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов используются:
— имитационные игры;
— социально-поведенческий тренинг;
— психогимнастика;
— чтение и обсуждение художественных произведений;
— просмотр и анализ фрагментов мультипликационных
фильмов с последующим моделированием новых версий;
— дискуссии;
4 — диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка
к обсуждаемой проблеме;
— обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование
выхода из них;
— примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять корреционно -развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.
Рекомендуемая продолжительность занятий — по 30 минут
два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев. Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:
— первая группа занятий предусматривает формирование
у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах
управления им. Взрослый создает ситуации для применения
полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам;
— вторая группа занятий направлена на формирование у
детей доброжелательного поведения: взрослый создает на
занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в
которых дети приобретают необходимые умения управ-
ления негативными эмоциями. Большое внимание уде-
ляется обучению детей конструктивным способам реше-
ния конфликтных ситуаций, развитию способности со-
переживать, сочувствовать;
— в третьей группе занятий акцент сделан на формирова-
нии осознанного отношения детей к социальным нормам
поведения. Взрослый побуждает детей проявлять добро-
желательность в повседневной жизни. В решении этой
задачи поможет использование на занятии «Волшебной
книги», в которую взрослый записывает после обсуждения
добрые поступки детей как на занятии, так и в повседневной жизни.
Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных сюжетов: в гости к детям приходят волшебники — добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида), детям волшебники дарят сказочную тарелочку 5
и волшебное яблоко, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Дети знакомятся с мальчиком Антошей, которому они стремятся помочь и т.п.
Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое
занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребенка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребенку приемов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми может служить:
— исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
— преобладание положительных эмоций;
— способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
— изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Тематика занятий может быть расширена и дополнена —
в зависимости от проблем конкретных детей.
Предлагаемая серия коррекционно-развивающих занятий рекомендуется студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, учителям, психологам и всем тем, кто заинтересован в сохранении эмоционального благополучия, в формировании эмпатийного поведения детей.
6
Занятие 1.
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. 1. Занятие начинается со звучания веселой музыки (В. Адигезалов «Мне очень весело»).
Детям предлагается определить ее характер и эмоции, которые они испытывали во время ее прослушивания. Во время прослушивания музыки взрослый предлагает детям передать эмоциональное состояние, соответствующее настроению музыкального произведения: расслабиться,
улыбнуться, подмигнуть.
— Опишите настроение музыки. (Веселая, праздничная, ясная.)
— Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (Веселье, радость.)
Взрослый отмечает, что «настроение» музыки, так же как и у человека, бывает разным.
Детям предлагается послушать второй отрывок музыкального произведения, но противоположного характера - «сердитый».
Характер мимических движений меняется: дети сдвигают
брови, хмурятся, смыкают губы.
— Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?
— Какая музыка вам больше понравилась? Почему? 2. Знакомство со сказочными персонажами
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот такой случай произошел с одним из волшебников.
Игровая ситуация
В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки.
7
В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица «волшебников».
Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой — злой (по мимике лица). Я слабым помогать готов, А я с улыбкой не дружу
Попавшим вдруг в беду, И лишь обидам рад.
Всегда приветлив и здоров Я гневом, злостью дорожу,
И правду говорю. Кусаю всех подряд.
Не жадничаю никогда, Не пожалею никогда,
Жалею я других. Нигде и никого.
Ошибки всем прощу всегда — Люблю на свете я всегда
Забуду я о них. Себя лишь одного.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят. Беседа о добрых и злых людях
— Кого называют добрым? Кого называют злым?
— Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые
люди?
— Какие слова говорят добрые люди?
— Какие слова говорят злые люди?
— Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать
добрыми людьми? Почему?
— Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.
— Почему они злые?
Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда».
(Доктор предлагает выпить коту таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат.)
Обсуждение просмотра мультфильма:
— Что случилось с добрым котом Леопольдом?
— Как вел себя Леопольд во время действия «озверина»?
— Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?
— Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд
или мышата? Почему?
Тренинг эмоций
Детям предлагается показать: шаловливых мышат;
8 сердитых мышат;
веселых мышат. По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу:
— Каким лучше быть: добрым или злым?
Рисование на тему: «Добрый и злой»
Волшебники предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (пиктограммы) и просят детей помочь им их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния каждого из волшебников.
По окончании рисования дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят. В конце занятия добрый волшебник предлагает спеть песенку В. Шаинского «Улыбка». От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей — и она к тебе
Не раз еще вернется! Припев: И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки!
добрый
— злой 9
Занятие 2. НАШЕ НАСТРОЕНИЕ Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. 1. В гости к детям приходят волшебники и благодарят за по-
даренные им рисунки.
Выставка детских рисунков и их анализ:
— Изображение какого волшебника вам больше всего понравилось: доброго или злого? Почему?
— Какие краски вы использовали для изображения злого волшебника?
— Какие краски вы использовали для изображения доброго волшебника?
Диагностика настроения детей
Взрослый отмечает, что волшебники тоже хотят поблагодарить детей и подарить им волшебные цветы (разного цвета: от белого до черного и — всех цветов спектра).
Дети могут сами выбрать цветок, который им нравится.
— А теперь поговорим о настроении. Настроение — это душевное состояние.
Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников:
— У доброго — настроение веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное.
— У злого — настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
10
(Если дети затрудняются в характеристике эмоционального состояния сказочных персонажей, то взрослый сам знакомит детей с новыми для них словами.)
— А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого — плохое? (По выражению лица, мимике.) 2. Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка.
Упражнение «Волшебный мешочек»
В мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Взрослый предлагает детям обсудить их собственное настроение. 3. Упражнение «Расскажи о своем настроении»
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятия: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).
— При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?
— Какое у тебя сейчас настроение?
— Какого цвета твое настроение?
— С каким запахом можно сравнить твое настроение?
— На что похоже твое настроение?
(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо — агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.)
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
Для образца взрослый может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек. 11
В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
— Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
— Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
— А от чего зависит настроение?
— Может ли меняться настроение? Текст для слушания.
Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:
— Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.
Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы.
Нюша и Маша подбегают к малышке.
Нюша: Что случалось? Почему ты плачешь?
Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?
Девочка: Моя мама потерялась. Она только что была здесь,
и вот — ее нет. А я — Оля.
Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет веселые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка.
Девочки танцуют, а Нюша приговаривает:
— Ты не бойся и не плачь,
Миленькая Олечка.
Будем вместе маму ждать
И станцуем полечку.
Оля улыбнулась, слезы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке:
— Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной!
Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна!
Вопросы для беседы с детьми
— Что случилось с маленькой девочкой?
— Что чувствовала девочка, когда потерялась?
— Какими словами можно выразить ее настроение?
— Кто помог маленькой девочке?
— Изменилось ли ее настроение?
— Как Нюша и Маша помогли маленькой девочке?
— Оцените поступок девочки.
— Как можно успокоить человека, который плачет?
(Чтением или рассказом интересной истории, спокойной или веселой музыкой.)
— Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека?
(Рассказать смешную историю, прочитать веселое стихотворение, предложить интересную, забавную игру и т.п.)
Взрослый заменяет фигурку, изображающую злого волшебника, «угрюмым волшебником». — Посмотрите, дети, лицо у злого волшебника изменилось
— теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! Взрослый предлагает игру «Жмурки».
По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:
— На чем стоишь?
— На мосту.
— Что продаешь?
— Квас.
— Ищи малышей, а не нас!
Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп! Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» — разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется 2—3 раза. По ее окончании взрослый обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:
13
— Стало ли вам немного веселей?
Взрослый определяет словесно общее настроение детей. 5. Рисование на тему «Мое настроение». 6. Заканчивается занятие пением «Песенки бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова):
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги. Мы свое призванье не забудем!
Смех и радость мы приносим людям,
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы. Наш ковер — цветочная поляна,
Наши стены — сосны-великаны,
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою. Занятие 3. ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЗЛЫМ? Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. 1. Взрослый предлагает детям показать свои рисунки с изображением настроения близких и попытаться объяснить, почему иногда бывает плохое настроение: из-за неприятностей на работе, дома; из-за непослушания детей; из-за плохого самочувствия.
Взрослый выясняет в ходе беседы, как дети помогают взрослым улучшить их самочувствие. В знак поощрения добрый волшебник дарит детям Цветик-семицветик. 14
2. Игра «Цветик-семицветик».
Для игры понадобятся цветик-семицветик, который можно сделать по-разному — главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели! Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей — ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему. 3. В игру вмешивается злой волшебник и превращает детей
сначала в злых гиен, а затем — в разъяренную медведицу.
Гневная гиена
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я — страшная Гиена,
Я — гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
(М.И. Чистякова) Выразительные движения; усиленная жестикуляция. 15
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
(По окончании игры дети меняются ролями.)
Разъяренная медведица На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик побежал к большому дереву, влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика.
Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения: ярость — сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
На помощь детям приходит добрый волшебник, который «расколдовывает» детей.
Беседа с детьми — Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Мальчиком, убегающим от медведицы?
— Что вы чувствовали, когда были страшными гиенами,
злобными медведицами?
— Что вам хотелось сделать? 4. Упражнение «Придумывание историй».
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене и медведице стать добрыми). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Взрослый может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном
16
положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.
— Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
— Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.
— Придумайте интересную, волшебную историю.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
— Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.) 5. Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» (диалог). После чтения диалога:
— Кто с кем разговаривает? Из какой сказки эти герои?
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать...
— Нет, выгоню!
Вопросы:
— Кто помог зайчику?
— Как помог петух зайчику?
— Кого вам в сказке жалко? Почему?
(Предложить детям обыграть данный отрывок.) 6. Волшебники предлагают детям игру «Кляксы».
Детям предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие цвета, а у злого — темные, грязные. Задача детей — увидеть с помощью рамки и вырезать изображение, напоминающее злого или доброго персонажа, героя. 7. В конце занятия дети со взрослыми слушают песню В. Шаинского «По секрету».
17
|
|
|