Главная страница

Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы: Почему Ленинград считался городом, насыщенным книгой?



Скачать 117.08 Kb.
НазваниеПрочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы: Почему Ленинград считался городом, насыщенным книгой?
Дата01.05.2016
Размер117.08 Kb.
ТипКнига

ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Почему Ленинград считался городом, насыщенным книгой?

  2. Как, по мнению автора, относились к книге жители блокадного Ленинграда?

  3. Почему жители Ленинграда спасали книгу?

Книга много значила и много делала в ленинградской блокаде. Ленинград – город, насыщенный книгой, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными. Может по количеству книг на жителя это был первый город в стране. Причём книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные. Ленинград славился своими букинистическими. Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была занята книжными магазинами… Здесь можно было найти всё – старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники…

От блокады книга сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. Но книгу и защищали, её спасали. Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища Публички. Никто не заставлял их. Они любили книгу, они служили книге, поэтому они спасали.

(А. Адамович, Д. Гранин. Блокадная книга.)

Проверка понимания прочитанного текста.

Какая проблема поднимается в тексте?

  1. Возвращение Ленинграду статуса самого читающего города России.

  2. Любовь и бережное отношение к книге.

  3. Тяжёлая жизнь людей в годы Великой Отечественной войны.

Выявление авторской позиции.

  1. Используя информацию первого абзаца, прокомментируйте высказанное мнение о том, почему Ленинград считался городом, насыщенным книгой.

  2. Используя информацию второго абзаца, попытайтесь объяснить героические поступки людей по отношению к книге.

  3. Как вы думаете, к чему призывает вас автор? При необходимости используйте языковые клише: автор убеждён в том, что…; для автора является очевидным, что…

Выражение собственной позиции.

  1. Согласны ли вы с автором, что люди рисковали собственной жизнью во имя любви к книге?

  2. Как вы относитесь к книге?

При необходимости используйте речевые клише: мне кажется, что высказанное автором мнение справедливо; я разделяю точку зрения автора и считаю, что…; совершенно очевидно, как мне кажется, что…; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что…; но очевидно лишь одно…

Аргументация собственной позиции.

Вы можете воспользоваться предложенными аргументами. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждение (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте.

  1. Из книг узнаешь о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал полезного на земле.

  2. Книга помогает разобраться в жизненных ситуациях, принять правильное решение.

  3. Книга воспитывает уважение к труду, к людям.

  4. Книга – это источник знаний.

  5. Книга развивает нашу речь, от этого зависит культура человека.

  6. Книга развивает воображение, фантазию, интеллект.

  7. Книги делают нас наследниками ушедших веков, а без прошлого невозможно оценить настоящее.

  8. Есть книги, которые сопровождают человека всю жизнь: утешают в горести, радуют.

ЗАДАНИЕ 2. Чтение текста и выполнение заданий.

Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Необходима ли интеллигентность каждому человеку?

  2. Можно ли быть образованным, но неинтеллигентным?

  3. Какое главное качество характера, по мнению академика Д. С. Лихачёва, присуще интеллигентному человеку?

Человек должен быть интеллигентен.

А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. И вот почему.

Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который многое читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным; и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинного интеллигентного человека его памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только чтобы увидеть, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.

(Д. С. Лихачёв)

Проверка понимания прочитанного текста.

Какая проблема поднимается в тексте?

  1. Интеллигентность.

  2. Образованность.

  3. Нравственные качества человека.

Выявление авторской позиции.

  1. Используя информацию первого абзаца, выясните, всем ли нужна интеллигентность?

  2. Используя информацию второго абзаца, попытайтесь объяснить, кого можно считать настоящим интеллигентом?

  3. Как вы думаете, к чему призывает вас автор? При необходимости используйте языковые клише: автор убеждён в том, что…; для автора является очевидным, что…

Выражение собственной позиции.

  1. Согласны ли вы с автором, что интеллигентность нужна в любых обстоятельствах?

  2. А как считаете вы, какими качествами характера должен обладать интеллигентный человек?

При необходимости используйте речевые клише: мне кажется, что высказанное автором мнение справедливо; я разделяю точку зрения автора и считаю, что…; совершенно очевидно, как мне кажется, что…; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что…, но очевидно лишь одно…

Аргументация собственной позиции.

Вы можете воспользоваться предложенными аргументами. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждения (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте.

  1. С интеллигентными людьми легко в общении.

  2. Можно получить престижное образование, но не быть интеллигентным человеком.

  3. Интеллигентность – это внутреннее качество, которое проявляется по отношению к окружающим людям.

ЗАДАНИЕ 3.

Чтение текста и выполнение заданий.

Прочитайте текст «Кого считать образованным человеком». При чтении текста найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Как строится культура, и в каком случае, по мнению автора, культура распалась бы?

  2. Что даёт человеку знание своего дела в совершенстве?

  3. Почему, по мнению автора, человек должен учиться всю жизнь? Что необходимо, с точки зрения автора, чтобы не быть невеждою?

КОГО СЧИТАТЬ ОБРАЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Вся наша современная культура строится таким образом, что одни берут на себя одни обязанности, а другие – другие, и невозможно быть одновременно одинаково хорошим врачом, живописцем, музыкантом и техником.

У каждого гражданина в нашем обществе есть своя специальность, к которой он привык и в которой он поэтому превосходно работает. Значит, один всегда будет только инженером, другой – агрономом, а третий – портным, и каждый будет знать только свою специальность? Нет.

Если бы каждый знал только свою работу, а многие другие не были бы ему известны, тогда культура бы распалась. Образованный человек тот, кто знает своё дело в совершенстве, а об остальном гордо заявляет: «Ничто человеческое мне не чуждо». Такой человек слышит весь концерт, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой, и в то же время он сам играет на одном определённом инструменте, играет хорошо и вносит свой вклад в общее богатство. Таков образованный человек.

Если у вас есть талант, вы можете сделаться специалистом-живописцем. Но горе вам, если вы скажете: «Я музыки вообще не понимаю, не признаю, моё дело - живопись». Невеждою не должен быть никто. Каждый должен знать основы всех наук и всех искусств.

Всю жизнь человек должен учиться, потому что идеал далёк, и не должно быть такого момента, который бы человек провёл без всяких результатов. Конечно, нужен сон, отдых, но сон и отдых нужны только в тех размерах, чтобы потом, получив новые силы, наверстать это время.

Проверка понимания прочитанного текста.

  1. Какой теме посвящён текст? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Особенности культуры.

  2. Что значит быть образованным человеком.

  3. Необходимость борьбы с невежеством.

  4. Талант и образование.

  1. Какое утверждение противоречит содержанию текста? Выберите правильный вариант ответа.

  1. У каждого человека в обществе есть своя специальность, к которой он привык.

  2. Каждый должен знать только свою специальность.

  3. Образованный человек знает своё дело в совершенстве.

  4. Образованный человек вносит свой вклад в общее богатство культуры.

  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Каждый человек должен хорошо знать только свою работу.

  2. Один человек не может знать основы всех наук и искусств.

  3. Человек должен учиться всю жизнь, так как достижение идеала далеко.

  4. Почему, по мнению автора, невозможно одновременно быть одинаково хорошим врачом, живописцем, музыкантом и техником?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам.

  1. Используя информацию второго абзаца, найдите ответ на вопрос: в каком случае, по мнению автора, человек вносит свой вклад в общее богатство культуры?

  2. Прокомментируйте точку зрения А. В. Луначарского, заключённую в утверждении: «Если у вас есть талант, вы можете сделаться специалистом-живописцем. Но горе вам, если вы скажете: «Я музыки вообще не понимаю, не признаю, моё дело - живопись»».

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отражённым в тексте.

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, затронутая в тексте тема? Что, по вашему мнению, делает тему актуальной (или неактуальной)?

  2. Принимаете ли вы точку зрения автора относительно того, что, «если бы каждый знал свою работу, а многие другие не были бы ему известны, тогда культура бы распалась»?

  3. Согласны ли вы с мнением автора, что сегодня «образованный человек тот, кто знает своё дело в совершенстве»? Достаточно ли, по вашему мнению, только знания своего дела в совершенстве, чтобы считаться образованным человеком? Приведите доводы в защиту своей точки зрения, если она отличается от точки зрения автора.

Подготовка к устному сочинению на основе прочитанного текста.

  1. Используя материалы выполненных вами заданий в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте тему текста, указав, чем обусловлена её актуальность.

  2. Начните основную часть сочинения с перечисления тех вопросов, которые автор рассматривает в связи с темой.

  3. Главное внимание в основной части уделите раскрытию позиции автора относительно того, какого человека можно считать образованным. Укажите аргументы, которые автор приводит в доказательство своей точки зрения. Используйте необходимые языковые клише: автор убеждён в том, что…; для автора является очевидным, что…; в трактовке А. В. Луначарского, образованный человек…

  4. При раскрытии позиции автора постарайтесь показать, в каком случае, по его мнению, человек вносит свой вклад в общее богатство культуры. Нужную вам информацию вы найдёте во втором абзаце.

  5. Сформулируйте вашу точку зрения на высказанное автором мнение о том, что «всю свою жизнь человек должен учиться, потому что идеал далёк, и не должно быть такого момента, который бы человек провёл без всяких результатов». Используйте необходимые вам языковые клише: мне кажется, что высказанное автором мнение справедливо; я разделяю точку зрения автора и считаю, что…; совершенно очевидно, как мне кажется, что…; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что…, но очевидно лишь одно… Привести не менее двух аргументов.

  6. В заключительной части устного сочинения сформулируйте своё отношение в целом к тем вопросам, которые затрагивает автор.

Практическая работа. Анализ текста художественного стиля.

Задание 1.

Внимательно прочитайте текст, устно определите тему, проблему данного текста, прокомментируйте её, сформулируйте авторское отношение к заявленной проблеме, выскажите свою позицию, подберите не менее двух аргументов.

Продумайте, какой тип вступления вы бы выбрали для своей работы над этим текстом, с чего бы начинали основную часть, как закончили сочинение.

Подготовьте черновые записи своей будущей работы, при необходимости используйте речевые клише.

Текст

Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

- Пожалуйста, - вполне серьёзно говорит он крохе, - можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. Но нет, несолидно!

Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт…

Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…

В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

Кто, если не мы?

(Н. Галь.)

Задание 2.

Вам предлагается образец творческой работы по данному тексту. Рассмотрите композицию данной работы, определите тип вступления, заключения. Убедительно ли звучат аргументы? Проанализируйте данный вариант сочинения на основе критериев оценивания творческого задания.

Примерный вариант сочинения

Самое хорошее слово становится плохим,

если его ставят не к месту.

Г. Флобер

Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действия человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Чётко ли выражаем свои мысли? Об этом рассуждает Н. Галь.

Проблемам уважительного отношения к языку, опасности загрязнения речи посвящён этот текст. «Самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи» - засорение канцелярской лексикой. Часто приходится слышать в устной речи канцелярские штампы. Эти слова не безвредны, они ничего не сообщают, ничему не учат, это – словесный мусор, который наносит вред нашему языку, нашей культуре. Зная родной язык, можно обойтись без пустых высказываний. На мой взгляд, только неуверенный человек думает, что штампы добавят вес его словам: «поставь в известность меня или маму», «выражаю вам благодарность». На самом деле такие высказывания звучат более чем абсурдно. Канцелярит «наступает, ширится», с тревогой сообщает автор. Прошло много времени с той поры, когда К. Чуковский обратил внимание на эту проблему и заклеймил её точным определением. Искоренить этот недостаток речи до сих пор не удалось, но «есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь слова». Как разрешить эту проблему? Кто должен бороться за чистоту языка? «Кто если не мы сами?» - подводит итог размышлениям Н. Галь.

Я согласна с автором в том, что нужно бороться за чистоту языка и уважительно к нему относиться. У каждого человека есть желание произвести хорошее впечатление на окружающих. Мнение складывается не только по внешнему виду, но и по тому, как разговаривает человек. В этом случае вспоминается рассказ М. Горького о красавице, которая развеяла производимое собой очарование фразой: «Сёдни жарко. Взопрела вся!»

Наша речь – это показатель нашего интеллекта, нашей воспитанности. Культурный человек должен пользоваться языком классической литературы, в этом проявляется его отношение не только к собеседнику, но и к себе. Говорящий несёт ответственность за свою речь, значит, он должен выражаться правильно, а неумело подобранные фразы, незнание точного лексического значения слов вызывают непонимание смысла сказанного.

Как-то у Баха спросили, как он достиг такого совершенства в игре на органе. Он ответил: «Это очень просто – в нужное время нужный тому палец должен опуститься на нужную клавишу». Так и в языке – употреблять нужные слова необходимо в нужном месте.