Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Презентация «Золотая осень»


Скачать 80.18 Kb.
НазваниеПрезентация «Золотая осень»
К. Д. Бальмонта
Дата05.05.2016
Размер80.18 Kb.
ТипПрезентация


Цели: учиться определять настроение в лирическом произведении,

которое передаётся автором словами-образами.

Оборудование:

Презентация «Золотая осень»

Портрет К. Д. Бальмонта.

Эпизоды русской осенней природы

Корзина с листьями.

Слова-настроения.

Листочки с текстами.

Грамзапись П.И. Чайковского

"Времена года" - "Октябрь". Осенняя песнь;
Задачи:

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Расширить литературный кругозор школьников за счет произведений

русской классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического

произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать

словесные картины через развитие речи.

Углублять первичные представления об основных выразительных

средствах литературы и их роли в художественном произведении.

Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.

Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и

нежности).

Расширять литературный кругозор.

Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё получится.

- Сегодня у нас необычный урок. Как вы считаете: о чём мы будем говорить?
2.Задание на «пробуждение» творческого воображения, настрой на эмоциональный тон стих-ия

- Не так давно мы все вернулись с теплого, ласкового лета. А сегодня на дворе осень.

СЛАЙДЫ Литературно-музыкальная композиция. (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)

- Я уверена, что эти строчки вам всем знакомы - это Пушкин.

- Давайте пофантазируем и представим себе, как полетят первые осенние листочки к земле, о чем они будут вспоминать, о чем они будут мечтать?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- С каким настроением они летят?
3.Работа с текстом стих-ия Бальмонта «Осень» .

Установка: - А сейчас я хочу предложить вам раннее не знакомое стихотворение. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

Можно смотреть в таблицу настроения, чтобы легче было ответить на мой вопрос.

Выразительное чтение стихотворения учителем.
Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

- В помощь вам «Словарь настроений»

( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)

- Название стихотворения ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

– Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

Задача на уроке: научиться определять настроение в лирическом произведении, которое передается автором словами-образами.


4. Работа по осмысливанию:

Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 - 1942)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

5 Словарная работа

– Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

СЛАЙД Благовонья - приятный запах (благо внять)

Разноцветном

Спросонья

Прочь
Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)
Какой период осени? (ранняя осень) доказать
Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:

Обратитесь к стихотворению:

- Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

- Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)
- Какой литературный прием он использует?

( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

Олицетворение?)
6.Словесное рисование.

- Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

(Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)
- Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)

- Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?

(девочки – плачет)

-Почему девочки, девушки?

- Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)

- От чего может заплакать девочка - Осень?

( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)
- Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

(Осенний дождик.)

Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.
- Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

( поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – другие)
-Итак, главный персонаж на рисунке - девочка-Осень.

- Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)
- Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

- Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

7. Рассказ учителя о поэте.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

- Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?
Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант - открывать и дарить эту красоту другим.

- Приступая к выразительному чтению стихотворения : какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)
-Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.
8. Обучение выразительному чтению.

Какой же темп чтения нужно выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

- Поработаем с текстом (простой карандаш)

Долгая пауза - II. Повышение голоса - /

Короткая пауза - I Понижение голоса - \
- Чтение по строчке.

– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

– Почему одиночества?

– Над чем можно задуматься, слушая его?

(Свободные высказывания)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)
- Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?

Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом

«Времена года».

СЛАЙДЫ

_Какова же музыка по настроению? (печальная)

Как вы считаете, может ли нравиться печальное?

(В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)
9. Итог урока.

- Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?
-Какой вид работы вам понравился больше всего?

- Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока? Для этого я предлагаю вам выбрать с корзинки листочек того цвета, который соответствует вашему настроению и повесить на наше дерево.
Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.
10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)



У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

"Рождается одна строка, за ней встает другая..."
Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в

лесу..."


- Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. "А когда зима завьюжит..."

Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Листья падают в лесу.

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу -

Листья мне согреют душу.
11. Домашнее задание

- Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть?

- Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

- Большое спасибо всем за работу.