Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Презентация по теме проекта. Тема: «Развитие речи на уроках географии в коррекционной школе 1-2 вида»


Скачать 132.24 Kb.
НазваниеПрезентация по теме проекта. Тема: «Развитие речи на уроках географии в коррекционной школе 1-2 вида»
Буракова Елена Викторовна
Дата24.02.2016
Размер132.24 Kb.
ТипПрезентация



Проектная работа по теме:


«Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»


Выполнила:

Буракова Елена Викторовна,

учитель географии ГКОУ I, II,III,IV вида

г. Майкопа

Майкоп, 2014

Содержание проекта

1.Тема проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Цели и задачи проекта.
4. Ожидаемые результаты.
5. Подготовительный этап.
6. Основной этап.
7. Выводы и результаты.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.
10.Приложения:
а) Презентация по теме проекта.

Тема: «Развитие речи на уроках географии в коррекционной школе 1-2 вида».

Актуальность :
Развитие речи глухих учащихся -одна из важнейших задач, которая решается коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над формированием речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности. Исследованиями установлено, что "овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия".

Речь в школе глухих является предметом обучения . От того, насколько она будет сформирована , зависит успешность усвоения учащимися материала всех учебных предметов, степень общего развития учащихся.

Полноценная речь ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения лучшей социальной адаптации.
Цель:

  • обучение глухих детей языку как средству общения, умению полноценно общаться.

  • Использование современных технологий на уроках географии, направленных на развитие, речи, мышления, памяти и коррекцию слуха и речи учащихся, способствующих усвоению географических знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.

Задачи

  • 1. Развитие географической речи.

  • 2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

  • 3. Развитие умения правильно строить предложения.

  • Работа над слитностью, ударением и эмоциональной окраской речи.

  • 4. Коррекция недостатков произношения и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи.

  • 5. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.



Ожидаемые результаты



Подготовительный этап
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучение передового опыта в печатных изданиях и Интернет ресурсах по теме проекта.

3. Инструментарий для реализации проекта: наглядные пособия, карточки, географические карты, контурные карты, схемы, таблицы с географическими названиями, объемные пособия и др
Основной этап

В учебной программе названы несколько образовательно-воспитательных задач географии, в том числе и формирование необходимых умений и навыков учебного труда учащихся, развитие у них логического мышления, памяти, речи и т. д.

В современной школе глухих работа над речью органично входит в каждый урок по всем предметам

Диалогическая речь рождается в связи с деятельностью, в совместной деятельности учителя и ученика. Усложнение речи происходит в связи с развитием коллективной деятельности детей. Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить глухих построению различных реплик..

Наглядно речевые ситуации создаются с помощью наглядных и словесных средств. В различных речевых ситуациях автоматизируются определенные речевые модели, уточняется разговорная лексика и фразеология.

Для развития диалогической речи глухих учащихся используются неподготовленный диалог, возникающий в конкретной сигнальной устной ситуации общения, и беседа.

Беседа – это своеобразный развернутый диалог направляемый, определенной темой и целью. Беседа способствует различным видам деятельности, использованию наглядности, которая побуждает детей задавать вопросы, дополнять и уточнять ответы товарищей.

Основой для развития диалогической речи глухих детей в условиях современной коммуникативной системы обучения языку является учёт таких её особенностей, как ситуативность, связь с деятельностью участников разговора, сочетании видов самой речевой деятельности - говорения и восприятия.

Школьной программой определены содержание и последовательности обучения диалогической речи, программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:

1) понимать обращения и выполнять показания; выражать просьбу, желание, побуждение;

2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя, а также по собственному побуждению;

3) отвечать на вопросы и задавать их;

4) сообщать о выполненной и предстоящей работе

5) участвовать в диалоге.
Работа по развитию разговорной речи преимущественно ведется в устной форме, весь речевой материал должен восприниматься слухо - зрительно.
Разговорная речь глухих школьников отличается от речи слышащих сверстников и проявляется в следующем:

1)склонность к вопросо - ответному диалогу

2)слабое умение развивать тему в диалоге и беседе

3)неполный учет информированности собеседника, неумение варьировать высказывания с точки зрения объема синтаксической конструкции, лексической наполняемости;4)многократные повторы, возвращения к уже сказанному.
Развитие разговорной речи в осуществляется двумя путями: практическим и теоретико-практическим.

Практический путь характерен для всех этапов обучения языку в школе глухих детей. Благодаря ему, в средних классах усиливается живое общение между детьми, увеличивается объём усваиваемых в готовом виде речевых образцов. В процессе реализации практического обучения можно достичь не только усвоение детьми целостных речевых структур, но и обогащения их словарного состава и грамматического строя. Сочетание практического и теоретико-практического путей обучения разговорной речи позволяет учащимся не только запоминать большое количество предложений, но и создавать новые высказывания из знакомых слов.

В соответствии с требованиями программы обучение диалогической или разговорной речи идет по трём направлениям:

1) закрепление и уточнение различных типов предложений, и обогащение разговорной речи учащихся;

2) развитие и совершенствование навыков диалога и беседы:

3) развитие навыков связных монологических высказываний.
Работа по обучению глухих различным типам предложений в средних классах предусматривает закрепление фразеологии, ее уточнение, обогащение и активизацию. Прежде всего закрепляются умение давать поручения в форме побудительных предложений.

Например: « Попроси дежурного собрать тетради»; « Обратись к товарищу с просьбой проверить твою работу». В 5-7 классах уточняется понимание ими сути самих заданий (« Как ты будешь выполнять это задание?»). В эти поручения включаются новые слова характерные для разговорной речи. Отработке умения составлять и выполнять поручения, обращаться с просьбами и сообщениями способствуют разнообразные упражнения с заданиями типа: «Скажи…», «Узнай…», «Поручи…», «Передай…», «Попроси».

Аналогично отрабатываются умения учащихся задавать вопросы и отвечать на них. Особое внимание уделяется закреплению и уточнению умений давать краткие и полные ответы на вопросы и просьбы, используя повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения. С целью обучения детей отвечать на вопросы кратко и полно предлагаются следующие задания: ответь на вопросы одним словом, словосочетанием, предложением., связным текстом; усложняется тематика содержание этих работ, словарь и возрастает самостоятельность детей в диалоге и беседе.

Работа по коррекции недостатков словарного запаса проводится в плане обогащения словаря и его уточнения» Школьники учатся адекватно и более точно употреблять имеющиеся в их запасе слова, включать в контекст вновь усвоенные.
Для активизации речевого общения, на уроках географии применяются различные дидактические приемы, специальные упражнения, игры, занятия на развитие речи и коррекцию мыслительных операций, зрительного восприятия и произвольного внимания. Применение разнообразных видов деятельности на уроках способствуют коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся с нарушениями речи, моторики, пространственной ориентировки, активизации познавательной деятельности, расширению кругозора, словаря
На уроках географии школьники знакомятся с содержанием того, о чем надо будет говорить. Досконально разбирают прочитанное, устанавливают связь с ранее пройденным, всесторонне изучают предмет или явление, определяет его место среди ему подобных, фиксируют связи с другими предметами и явлениями, выполняют ряд практических работ, реализуя в них накопленные наблюдения, знания и умения. Так создается конкретная опора для высказывания, а учитель приобретает возможность воздействовать на речь учащихся.

Словарная работа проводится на всех уроках географии по единой системе: объяснение значения слова, например, материк - крупный участок Земли, употребление его в предложении - Самый большой материк Евразия. Запись слова на доске с объяснением орфограмм.

Занятия по развитию устной речи создают неограниченные возможности для формирования новых представлений, для уточнения и обогащения словаря. Источниками расширения словаря являются экскурсии, наблюдения, предметные уроки, диафильмы, кинофильмы, картинки и другие средства наглядности.

Чтобы учащиеся хорошо усваивали географические знания, умения и навыки надо для них создать условия работы на уроке (наглядные пособия, карточки, географические карты, контурные карты, схемы, таблицы с географическими названиями, объемные пособия и др.), а также подобрать такие методы и приемы, которые способствуют преодолению возникающих трудностей в развитии речи на географии.

Примерами таких работ являются: работы с календарями природы, с условными знаками и цветами, измерение расстояний и вычисления по масштабу на планах и картах, работы по ориентированию на местности, работы с географическими и контурными картами, с таблицами, схемами, работы по изготовлению макетов и моделей и др

При ответах учащихся сразу требую, чтобы ответ был полным, и предложение было правильно построено.

У ч и т е л ь. Найдите абзац ……., где говорится об основных задачах географии.

Учащиеся находят и читают читают …… абзац.

Далее предлагаю ученикам поставить вопросы к прочитанному тексту.

Особое значение имеет умение школьников выделять в тексте главное, разбивать текст на смысловые части, составлять план. Обращаю их внимание на то, что абзац - важная структурная единица текста, абзацы облегчают выделение главных мыслей. На первом уроке коллективно составляем план первого параграфа учебника.

По составленному плану учащимся предлагается подготовить домашнее задание. На следующем уроке дети отвечают по этому плану, что значительно облегчает их работу.

Подобную работу, где есть возможность, стараюсь почаще проводить и с текстом других параграфов. Особенно эффективна такая работа с учебником в 6-7 классах.

Большого внимания требует обучение устному ответу с использованием географической карты. Например, шестиклассники готовят рассказ о формах рельефа Земли на основе карты полушарий. Показав ученикам, как стоять у карты, как держать указку, я намечаю с ними план ответа: вступление, раскрывающее вопрос, содержание и вывод-заключение. Обсуждаем и последовательность приводимых примеров и фактов.. Учащиеся открывают для себя, как непросто научиться говорить на географическую тему да еще сопровождать рассказ показом объектов по карте.

Я провожу работу по обучению такому виду устного рассказа, как трансформирование учеником инструктивного рассказа учителя. Например, я знакомлю с порядком действий, осуществляемых при измерении расстояний на плане и карте, при определении географических координат и т. д., и затем при опросе контролирую не только практические умения, но и теоретические знания, требуя, чтобы ученик объяснял ход своих действий. Часто многим легче выполнить задание практически, чем рассказать, как его сделать.

Значительного успеха можно достигнуть, обучая учащихся строить свой ответ как рассуждение. В полном, правильном ответе должны выделяться тезис (то, что доказывается), и доказательства. Доказательства ответов свидетельствуют о логике мышления. Для развития умения рассуждать предлагаю учащимся высказывать свое мнение, пользуясь такой схемой:

1. Тезис (основное положение).
2. Аргументы (доказательства):
а) …
б) …
3. Вывод.

Например, при ответе на вопрос «От чего зависит сила ветра?» ученик, используя схему ответа, говорит: «Сила ветра зависит от разности атмосферного давления» (основное положение). И далее объясняет, что если разность давления невелика, ветер слабый, а если большая, то ветер будет сильный (доказательство). Значит, чем больше разница в атмосферном давлении между двумя участками земной поверхности, тем быстрее будет перемещаться воздух и тем сильнее будет ветер (вывод).

Давая задания в игровой форме, можно пробудить творческие силы ученика, повысить интерес к выполнению домашней работы, так как при этом возникают положительные эмоции к предстоящей деятельности. Сюда я отношу разнообразные творческие задания по составлению устных рассказов. Например, при изучении географии материков и океанов в 7 классе можно предложить учащимся подготовить устные рассказы на тему «Путешествие по Нилу» (или «День в тропиках и т. д.). Это возможность рассказать про путешествие, с непременным использованием знаний о реальных природных особенностях описываемой территории.

Неизменный интерес у детей вызывают задания по объяснению значений пословиц, интересных высказываний, поговорок. При знакомстве с природой Евразии учащиеся 8 класса пробуют объяснить поговорку: «Гималаи начинаются там, где кончаются остальные горы»

Начиная с 6 класса, обучаю учащихся составлению таких вопросов по изученному материалу, на которые можно найти ответ, рассуждая логически. Большинство детей составляют простые вопросы: что это за растение? Какие животные обитают в саванне? и т. д. Чтобы вопрос получился интересным, необходимо научить учеников выстраивать логическую цепь взаимосвязей.
Качества хорошей речи:
1) правильность;

2) содержательность;

3) чистота;

4) точность;

5) уместность;

6) богатство;

7) выразительность;

8) логичность
По моему мнению, все вышеизложенные приемы работы в сочетании с другими формами устной работы на уроках географии способствуют совершенствованию устной речи учащихся и формируют познавательный интерес к предмету.

Бесспорно, что умение четко и обоснованно излагать свои мысли и правильно задавать вопросы станет залогом успешности наших детей в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности
Вывод: Речь глухих учащихся развивается при частом применении ими речевых средств, вариативности высказываний, проведении аналогий, предугадывании ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения материалов учебника, дактилирования и слухо-зрительного восприятия. Применение в своей работе всего современного и передового в сурдопедагогике, знание психологических особенностей глухих учащихся развивает и активизирует познавательные возможности учащихся, их мыслительную и речевую активность на основе применения разнообразных способов и приемов, а применение технологии коррекционно-развивающего обучения на уроках географии способствуют:

– активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, речи, восприятия и моторики учащихся.

– развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять расстояние, анализировать данные наблюдений, ориентироваться на местности и.т.д.).

– позволяет учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений.

уточняют и обогащают представление о мире.

– способствуют развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете.

– помогают анализировать и сравнивать предметы.

– способствуют закреплению необходимых знаний, умений и навыков, воспитывают самоконтроль, самооценку, активизируют познавательную деятельность.
Достигнутые результаты;

а) повысился интерес учащихся к урокам географии;

б) повысилось качество знаний;

в) обогатился словарь,речь стала более внятной, слитной, эмоционально крашенной, ответы на вопросы стали более полными и осмысленными;

г) отсутствие неуспевающих о предмету
Заключение:

Результативность решения задач развития речи учащихся зависит от определенных условий, основными из них являются содержание высказывания и потребность говорить.

Знание и умелое применение специальной методики и техники работы над развитием речи глухих учащихся в тесной связи с работой над смысловой стороной речи обогащает речь новым материалом, развивает и совершенствует диалогическую речь, обогащает разговорно-обиходную речь. Уроки строятся так, что процесс речевого общения приближается к естественному, каждый ученик находится в тесном речевом контакте с учителем и товарищами на протяжении всех уроков. При объяснении и закреплении учебного материала применяются разные формы и методы работы, включаются элементы занимательности, присутствуют дидактические игры. Глухие учащиеся пользуются художественными средствами описания в речи, элементами устного народного творчества, наизусть читают стихи, отвечают распространенными предложениями . Широкое использование дидактического и наглядного материала, таблиц с опорными словами способствуют формированию прочных знаний и умений, направленных на развитие устной диалогической и монологической речи и отработку произносительных навыков, обогащение фразеологического запаса учащихся.

По моему мнению, все вышеизложенные приемы работы в сочетании с другими формами устной работы на уроках географии способствуют совершенствованию устной речи учащихся и формируют познавательный интерес к предмету.
Используемая литература:
1.Пустовалов, Сенкевич «Пособие по развитию речи», глава «Развитие устной речи».

2.Коляденко, Сенкевич «Развитие речи с элементами стилистики», глава « Развитие устной речи».

3.Колтуненко, Носкова «Обучение русскому языку в 5 -7 классах»

4.Глебова «Обучение глухих школьников русскому языку в 5 – 7 классах»

5.Быкова «Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов»

6.Т. С.Зыкова , М.А. Зыкова Развитие речи в школе для глухих детей. Методическое пособие

7.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.

8. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.:Просвещение, 1977.

9. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников. М.: Академия, 2001.

10. Леонгард Э.И. Устная речь глухих и слабослышащих детей. - М.:Просвещение, 1965.

11.Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.