Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Практикум по курсу «Основы философии» предназначен для студентов Минусинского медицинского техникума специальностей «Сестринское дело»


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеПрактикум по курсу «Основы философии» предназначен для студентов Минусинского медицинского техникума специальностей «Сестринское дело»
страница1/4
В.Д.Гордашевская
Дата25.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4


Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Минусинский медицинский техникум

Основы философии
Практикум

2014, Минусинск


ББК 87.3

 

 

 

 

 



Основы философии. Практикум / Составитель: В.Д.Гордашевская. – Минусинск: КГБПОУ ММТ, 2014. – 55 с.

 

 

Практикум по курсу «Основы философии» предназначен для студентов Минусинского медицинского техникума специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело». Практикум содержит тексты выдающихся философов и вопросы для их обсуждения.


ББК 87.3

 

 

© Гордашевская В.Д., 2014
© КГБПОУ ММТ, 2014
Пояснительная записка
Практикум по философии представляет собой подборку философских текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая современность, и проблемные вопросы для дискуссии к каждому из источников. Помимо основного текста, студентам предлагаются цитаты представленных в сборнике философов для их осуждения.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ССУЗов по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений в историко-философском ключе. Сборник ориентирован на студентов, получающих среднее профессиональное образование.

Лао Цзы

древнекитайский философ

(579 г.до н.э.-499 г. до н.э.)

Дао Дэ Цзин



Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменятся сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. (В мире - ) большое разнообразие вещей, (но все они) возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется (достижением) ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и в результате - к злу. Знающий постоянство становиться совершенным; тот, кто достиг совершенства становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует Дао. Тот, кто следует Дао, вечен и до конца жизни не будет подвергаться опасности…

…В древности говорили: "ущербное становится совершенным, кривое - прямым, пустое - наполненным, ветхое становиться новым; стремясь к малому достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям".

Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что видит сам, поэтому может видеть ясно. Он не считает правым только себя, поэтому может обладать истинной. Он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу. Он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он не противоборствует, поэтому непобедим в поднебесной.

Слова древних: "ущербное становится совершенным" - разве пустые слова. Они действительно указывают человеку путь к (истинному) совершенству.

Вопросы для обсуждения:

1. Что значит «следовать Дао»?

2. Какой путь к совершенству предлагает Лао Цзы?

3. Как понимать слова древних "ущербное становится совершенным"?
Мысли

  • Великие дела в Поднебесной обязательно начинаются с мелочи.

  • Кто знает меру, у того не будет неудачи.

  • Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое – это человеколюбие, второе- бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других.

  • По себе можно познать других.

  • Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает.

  • Верные слова не изящны.

  • Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними.





Аристотель

древнегреческий философ

(384 г. до н.э.-322 г. до н.э.)


Метафизика
…А что действительность и лучше и ценнее, нежели способность к благу,- это ясно вот из чего. То, что обозначается как способное, одинаково способно к противоположностям; например, то, о чем говорят, что оно способно быть здоровым, одинаково и в то же самое время способно быть больным: ведь способность быть здоровым и быть больным, находиться в покое и находиться в движении, строить и разрушать, быть возводимым и рушиться - [всякий раз] одна и та же. Таким образом, способность к противоположностям наличествует в одно и то же время, но сами противоположности не могут наличествовать в одно и то же время; невозможно также, чтобы [у одного и того же] противоположные состояния наличествовали в действительности в одно и то же время (например, невозможно быть [в одно и то же время] и здоровым и больным). Так что благое должно быть одной из двух противоположностей, а способность - это способность к той и другой или ни к одной из них. Таким образом, действительность лучше. В дурном же завершение и действительность необходимым образом хуже, нежели способность. Ибо то, что

обладает способностью, одинаково способно к обеим противоположностям. Стало быть, ясно, что дурное не существует помимо [дурных] вещей: ведь по природе оно хуже способности [к злу]. Значит, в изначальном и вечном нет ничего дурного, никакого изъяна, ничего порченого (ведь и порча есть нечто дурное).
Вопросы для обсуждения:

  1. Почему действительность лучше, чем способность к благу?

  2. Какова природа дурного, согласно позиции Аристотеля?


Мысли

    • Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины.

    • Все науки более необходимы, чем философия, но лучше ее нет ни одной.

    • Всякая добродетель есть среднее место между противоположными крайностями.

    • Тверже тот, кто побеждает желания. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает.

    • Совесть – это правильный суд доброго человека.

    • Кто более двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.


  1   2   3   4