Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя


Скачать 286.88 Kb.
НазваниеПозитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Дата06.05.2016
Размер286.88 Kb.
ТипДокументы

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.

Я являюсь классным руководителем 5 Б класса. Работаю с детьми этого класса в качестве наставника 1-ой год. В 2011-2012 учебном году выпустила 9-ый класс, с которым проработала 2 года.

Учащиеся 5 Б класса отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.

Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Пятиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность.
1. Система воспитательной работы.
Воспитательная система класса «Формирование творческих способностей».
I. Общие положения

Предпосылкой личностного развития школьника является создание целостной системы урочной и внеурочной деятельности.

Цель: формирование и развитие творческой личности ребенка, достойного жизни в современных условиях.

Задачи воспитательной системы класса:

  1. поддержка и развитие активности, инициативы, самостоятельности.

  2. формирование культуры отношений и поведения.

  3. формирование основных социально-нравственных качеств личности: доброта, честность, правдивость и ответственность.


Основной принцип воспитания: личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Правила организации коллективной жизнедеятельности:

  1. Увлекательность деятельности.

  2. Опора на личные интересы учащихся.

  3. Участие каждого в достижении общей цели.

  4. Сотворчество детей, педагога, родителей.

Системный подход к организации воспитательного процесса позволяет мне эффективно достигать поставленных целей и задач в работе с классом в целом и с каждым ребенком в отдельности.

II. Структура самоуправления.

Основными компонентами внутренней среды воспитательной системы класса являются микро группы обучающихся по 5-6 человек, формируемые по интересам, взаимным симпатиям ребят. Составы могут меняться в течении года, происходит чередование традиционных поручений




  • библиотекарь

  • физорг

  • цветовод

  • консультант по учебе

  • культорганизатор


Формы воспитательной работы с обучающимися
индивидуальные


  • беседы

  • консультация

  • занятие

групповые


  • беседа

  • тренинг

  • консультация

  • совет дела

  • совет командиров


коллективные


  • игра

  • конкурс

  • экскурсия

  • творческое дело

  • проект

  • праздник

  • собрание


2. Наличие системы самоуправления в классе.
Классный руководитель работает с классом первый год. На протяжении этого времени используется модель организации самоуправления через еятельность микро групп.

Задачи структуры самоуправления:

  1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;

  2. развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;

  3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;



Структура классного самоуправления:

Общешкольное

самоуправление

Комиссия по разрешению споров (родители, учащиеся, представитель администрации)



Классное собрание







1

микрогруппа

2

микрогруппа

3

микрогруппа

4

микрогруппа

5

микрогруппа

Совет групп





В классе обучается 25 человек, таким образом, класс делится на пять групп.

В начале учебного года выбирается пять ответственных учащихся, каждый из них является руководителем группы. Ребята сами формируют свою группу, в основном это группы по интересам, по общению, например, группа ребят с художественным уклоном - это те учащиеся, которые любят рисовать, оформлять. Следующая группа состоит из учащихся, которые обладают организаторскими качествами, они становятся незаменимыми помощниками при проведении праздников, конкурсов, вечеров; третья группа – любители спорта и так далее.

Ответственные каждой группы являются непосредственными помощниками классного руководителя. В начале каждой четверти в классе проводятся организационные собрания с участием актива класса, где планируется работа на всю четверть и подводятся итоги предыдущей. Каждой группе дается индивидуальное задание. Очень удобно использовать такую форму работы при подготовке к школьным мероприятиям.

Дежурство по классу осуществляется по группам. Составляется график дежурства по классу. Каждая группа дежурит по 1 дню. Дежурство проходит в виде соревнований и оценивается следующим образом: красный квадратик – отлично, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно. Это способствует стремлению быть лучше, старательно относиться к работе.

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  • конкретизировать цели воспитательной работы;

  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

  • обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

  • обосновать выбор содержания и методов воспитания;

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Уровень воспитанности моих детей изучался в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5 Бкласса:






Фамилия,

имя

Честность и скромность

Интерес к знаниям

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к труду

Долг, ответственность

Общественная активность

Дисциплинированность

Отношение к коллективу

Культурный уровень

Доброта и отзывчивость

Эстетический вкус

Средний бал

1

Абаимова Виктория

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

2

Абузяров Дамир

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3,9

3

Андронов Никита

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

4

Байбикова Регина

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

5

Баляева Регина

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

6

Бутакова Анастасия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

7

Баранов Илья

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4,5

8

Егорова Алина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

9

Захарова Софья

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

10

Илюшкина Алина

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

11

Киселева Татьяна

3

3

3

5

4

4

4

4

4

4

4

4,3

12

Кривочков Егор

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4,2

13

Крысин Данила

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

14

Макаров Евгений

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

15

Малышева Анастасия

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

16

Малькина Анна

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

17

Матюшкин Виталий

4

4

4

5

5

5

4

4

5

5

5

4,5

18

Назарова Валерия

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

19

Находнева Надежда

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

20

Никашкин Дмитрий

4

4

4

5

5

5

4

4

5

4

4

4,4

21

Пешев Владислав

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

22

Солдатов Владислав

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4,2

23

Феоктистов Кирилл

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4,0

24

Фомичева Ольга

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

25

Шнякин Андрей

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

26

Юдкина Юлия

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4,5




итого

4,03

3,8

3,9

4,6

4,3

4,07

3,9

3,6

4,03

4,04

3,9




Баллы: 5 – проявляется ярко

4 – проявляется

3 – проявляется слабо

2 – не проявляется

Итоговая оценка:

2 – 2,8 – низкий уровень

2,9 – 3,8 – средний уровень

3,9 – 4,4 – хороший уровень

4,5 – 5 – высокий уровень

В классе - 26 учеников

Высокий уровень - 7 уч-ся

Хороший уровень – 15 уч-ся

Средний уровень- 4 уч-ся
4. Динамика межличностных отношений.

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки, в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

· в ней учувствует небольшое число людей

· это непосредственно взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга

· это так называемое, личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает не заменимость, универсальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния самооценки, личностных характеристик

«ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ» – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, при взаимодействии и содержании совместной деятельности.

Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.

Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика. Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.

Было выявлено: в 5 Б классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 5Б классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Но тем не менее выделяются лидеры.
5. Уровень групповой сплоченности учащихся.

Уровень групповой сплоченности в 6Б классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся. Если в начале учебного года в 5-м классе среди учащихся класса были непринятые, случались конфликты, то в во второй четверти их почти не осталось.




п/п

название мероприятия

результат

уровень

2012-

2013

Творческий номер ко дню учителя . Сценка «Опять двойка»

Шнякин А., Находнева Н., Макаров Е., Малькина А., Феоктистов К.

Школьный




Посвящениекласса в организацию «Пульсар»

Ответственные : Байбикова Р., Киселева Т. Участники – весь класс

Школьный




Тематическая линейка «День народного единства»

Весь класс

Школьный




Праздничный концерт ко дню пожилого человека, в пансионате для ветеранов

Киселева Т., Бутакова А., Никашкин Д., Юдкина Ю., Байбикова Р.

Школьный




23 февраля – смотр строя и песни

Весь класс

Школьный
6. Правонарушения.

Учащиеся 5Б класса не нарушают общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете в инспекции ПДН по г. Саранску не состоят.

7. Пропуски занятий. В 5 Б классе практически отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины. Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.

8. Участие класса в жизни местного социума

Учащиеся 5 Б класса принимают активное участие в жизни не только класса, но школы и города. В таблице представлено участие класса в жизни школы за 2012-2013 учебный год:

9. Работа с родителями.

Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.

Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класс.

Работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках первого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне».

Родительские собрания посвящены определенной теме. На родительских собраниях вопросы персонального обсуждения дисциплины и успеваемости не выносятся. Эти вопросы обсуждаются в частном порядке во время специальных консультаций, индивидуальных собеседований. В рамках второго направления привлекаю родителей к участию во внеклассных мероприятиях.

Чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт.

В работе с родителями стараюсь придерживаться следующих правил:

1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.

2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.

3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.

4. Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.

5. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.

6. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.

Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им, насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

10. Жалобы.

За время работы классным руководителем не было ни одной жалобы родителей на мои неправомерные действия.

В классе созданы все условия для проявления и развития способностей учащихся, учитываются индивидуальные особенности детей, справедливо оцениваются достижения.
11. Реализация здоровьесберегающих технологий.

 «Здоровьеформирущие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

•        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•        рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
гигиеническими требованиями);

•        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
возможностям ребенка;

•        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из 1000 новорожденных 800-900 имеют врожденные пороки развития.

Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса [С.М.Громбах, О.А.Мильштейн, Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская, В.Ф.Базарный, Н.А.Целищева]. Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». Кроме этого, в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, приводящих к снижению функциональных возможностей детского организма.

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Учащиеся 5 Б класса активно занимаются спортом:


  1. Абузяров Дамир Маратович - дзюдо

  1. Байбикова Регина Вадимовна - теннис

  1. Баляева Регина Илдаровна - теннис

  1. Баранов Илья Антонович – спортивная ходьба

  1. Макаров Евгений Денисович – спортивная ходьба

  1. Малышева Анастасия Олеговна - плавание

  1. Малькина Анна Андреевна - волейбол

  1. Матюшкин Виталий Павлович - дзюдо

  1. Солдатов Владислав Андреевич – спортивная ходьба

  1. Феоктистов Кирилл Дмитриевич - плавание

  1. Шнякин Андрей Николаевич - теннис

  1. Юдкина Юлия Игоревна – спортивная гимнастика


12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.

В духовно-нравственном воспитании учащихся 5 класса весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане я стараюсь проводить с детьми немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной  литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, тематические классные часы.

Воспитательный процесс планирует и строит во взаимосвязи духовного и нравственного направлений. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные «Дню победы», «Литературные вечера», «Дни духовности и культуры» предполагают встречи с интересными людьми.

Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотят и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту. Это готовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, с её нормами требованиями, прививает им оптимистическое восприятие жизни, делает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Проблема духовно-нравственного воспитания именно сейчас, как никогда раньше, остро стоит в нашем обществе. И именно в начальной школе начинает закладываться фундамент духовно-нравственных представлений о мире. Сейчас государством востребован развитый человек, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий жить в постоянно изменяющихся условиях, самостоятельно решать возникающие нестандартные проблемы. Для того чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от плохого, полезное от вредного и адекватную мудрую реакцию на проявление всего этого в жизни. Семья психологически и физически зачастую не защищает ребёнка, не создаёт необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития, семья не в полной мере выполняет свои традиционные функции.

Почему именно младший школьный возраст?.. В это время происходит период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, меняется отношение к сверстникам, родителям, происходит переоценка ценностей. Ребенок вступает в другой жизненный этап, поэтому в возрасте 10-11 лет возможно наиболее интенсивное заложение лучшего нравственного опыта человечества, и тогда собственный процесс переоценки будет осознанным и позитивным.

Если с детства ребёнку прививать любовь к Родине, уважение к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям, то он усвоит нравственные ценности, обеспечивающие общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях