Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка к проекту «Букварь здоровья»


Скачать 125.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту «Букварь здоровья»
Дата04.03.2016
Размер125.32 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка к проекту

« Букварь здоровья»
В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой этого являются ежедневные утренние гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, праздники и досуги для детей, закаливающие процедуры.
Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим.

  • Правильное питание

  • Рациональная двигательная активность.

  • Закаливание организма.

  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены
Наибольшую актуальность такая работа приобретает в связи с ухудшением здоровья детей в нашей стране, часто обусловленного индивидуальными предпосылками (ранняя алкоголизация, увлеченность компьютерными играми, малоподвижный образ жизни детей и т.д.)
Предложенный проект разработан на основе материалов учебного пособия «Букварь здоровья» (Баль Л.В., Ветрова В.В.) и включает в себя цикл профилактических тренингов для детей 6-8 лет, содержащих основные правила здорового образа жизни «Путешествие по стране здоровья». Здесь сочетаются различные методы и формы работы, используется вспомогательный сказочный сюжет с сопровождающими персонажами. Слово «тренинг» происходит от английского «train» - обучать, дрессировать. В самом широком смысле под тренингом обычно понимают активные формы усвоения знаний, познания себя и окружающего мира, формирования отдельных умений и навыков. С точки зрения содержания, круг задач, решаемых свойствами тренинга, широк и разнообразен, соответственно разнообразны и формы тренинга. Поэтому тренинг используется не только в решении психологических проблем, но и в обучении детей, школьников, подростков, молодежи, взрослых людей.
Тренинг является отличным средством социальной профилактики. Он не только информирует человека о проблеме. Тренинг - активное обучение дает ему возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Такой способ побуждает участников подойти к процессу обучения ответственно. Также обучающий тренинг делает процесс познания более эмоциональным и творческим.
Специфика тренинга заключается в том, что он, как активная форма получения знаний, не воспринимается детьми как простое занятие. Неформальную обстановку общения здесь обеспечивает ведущий. Он общается на равных с участниками и является как бы частью группы.
Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных занятий, является необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг (тренинговый круг) является необходимым условием таких занятий. Круг обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и с ведущим .
Алгоритм занятий следующий:

1. Вводная часть — 2 мин.

2. Информационный (актуальность темы включена) — 10 мин.

3. Закрепление материала — 4 мин.
Физкультминутка — 2 мин.

4. Приобретение практических навыков — 10 мин.

5. Заключительная часть, выводы. - 2 мин.
В начале занятия также можно провести физкультминутку (особенно если дети перед занятием учились).

Каждое занятие рассчитано приблизительно на 30 минут.
Также в проект включено много различных форм : экскурсии, выставки, праздники, развлечения, просмотр видеоматериалов , совместные с родителями мероприятия, т.е. организованы все виды деятельности вокруг темы «Формирование основ ЗОЖ»

Цель проекта:

Создание необходимых условий, способствующих формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.

Задачи:

  1. Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья»

  2. Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым»

  3. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Ожидаемый результат:

1. Усвоение детьми теоретических и практических основ здорового образа жизни.

2. Самостоятельное выполнение детьми правил здорового образа жизни.

3. Разнообразие и конструктивная направленность досуга детей в детском саду и в семье

4. Эмоциональный подъем в коллективе, активизация работы пассивных детей.

Используемые методы:

− игра

− беседа

− моделирование

− «мозговой штурм»

− демонстрация наглядных пособий

− использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия)

- экскурсии

-работа со схемой

- использование художественной литературы, детских энциклопедий.

- тренинг

Паспорт педагогического проекта



Структура

Содержание

Тема

«Букварь Здоровья»

Адресация проекта


Дети, воспитатели и родители воспитанников

Руководитель проекта

Крысько С.Б., воспитатель МБДОУ №19

Участники проекта

Дети старшей группы

Возраст воспитанников

5-6 лет

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

творческо-информационный
По количеству участников: групповой;
По продолжительности: долгосрочный
По профилю знаний: межпредметный
По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения



Цель проекта

Формирование привычки к здоровому образу жизни

Задачи проекта

1. Разработать цикл профилактических тренингов на основе здоровьесберегающей технологии Л. Баль, В. Ветрова «Букварь здоровья»

2.Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий

« Как стать здоровым»

3.Создать картотеку физминуток

4. Создать видеотеку «Здоровей-ка»

5. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Ресурсы проекта

Необходимое обеспечение:

-методические материалы: « Букварь здоровья» Л. Баль, В. Ветрова; ШорыгинаТ.А «Беседы о здоровье»,Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду»

-Художественная литература: В. Катаев» «Цветик-семицветик», «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и т.д.

-Фото материалы: Фотоальбом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

-электронные ресурсы(материалы сети интернет)

-детские энциклопедии


Предполагаемые продукты проекта

Ожидаемые положительные результаты проекта:

Продукты деятельности педагогов:

  • Серия игровых занятий и наглядных пособий « Как стать здоровым»

  • Картотека физминуток.

  • Дидактические игры «Полезные и вредные продукты»,

  • Картотека подвижных игр и пальчиковых гимнастик

  • Конспект развлечения «Путешествие в страну Здоровья»

  • Консультации для родителей «Здоровье без лекарств», «Безобидные сладости», « На природу в лес пойдём»

  • Альбом «Лекарственные растения»

  • Комплекс упражнений для глаз

  • Музыка для проведения утренней гимнастики


Продукты деятельности детей:

    • Выставка детских работ «Здоровый и больной человек»

    • Муляжи овощей и фруктов , сделанных из солёного теста

    • Книжки-малышки «Витамины и полезные продукты»

Продукты деятельности родителей:

  • Стенгазеты «Папа, мама, я - спортивная семья» фотоматериалы

  • Фотоальбом «Как мы отдыхаем летом. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

  • Видеотека «Как устроен человек»»

  • Дорожки здоровья

  • Сбор народных рецептов «Бабушкины рецепты»




Этапы работы над проектом.



Этапы работы

Продолжительность

Содержание работы

Ответственный за реализацию

Предполагаемый результат

Вводный

Цель: Способствовать развитию интереса к деятельности

1 день

Вводная беседа

Цель: выявление знаний о здоровье, постановка проблемы и определение схемы пути познания.
Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения, знакомство с героями
(Пример: «Ребята, познакомьтесь, это брат и сестра, Женя и Витя. Однажды Витя наелся снега и сильно заболел. Когда Витя поправился, ребята решили совершить путешествие в страну здоровья, чтобы узнать — как быть здоровым, что нужно кушать, как правильно отдыхать и учить уроки, где и как лучше гулять... И я приглашаю вас полететь в страну здоровья вместе с нашими героями. Много городов мы посетим, много нового узнаем, но нам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не прослушать, все запомнить, а также активно отвечать на вопросы и участвовать в играх.)
Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что такое здоровье?» (вариант сюжета: «У ворот страны здоровья Женя и Витя встретили стражника, и он сказал, что не пропустит их в страну здоровья, пока они не ответят на его вопросы»
Воспитатель показывает карту - схему Страны Здоровья и предлагает детям изучить эту страну, путешествуя по ней.
Карту нужно повесить в группе на видном месте и отмечать красными флажками те места(города) , где уже побывали.

Воспитатель

старшей группы

Крысько С.Б.



Интерес у детей к происходящему и стимул к познавательной деятельности.


План-схема последовательности изучения материала

Обучающий

Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖО главных составляющих здоровья, развивать логическое мышление детей и способность анализировать.

2 недели

Познавательный цикл:

  • Профилактические тренинги

Цель: вызвать у детей интерес к приобретению знаний о человеке и его здоровье; обобщить и систематизировать , а также расширить представления о спорте, видах спорта;

  1. «Режим дня »

Цель: систематизировать знания о режиме дня и его значении в укреплении здоровья

  1. «Хороший сон»

Цель: закрепить знания детей о частях суток, объяснить детям, что значит для человека сон и какую роль он играет для здоровья человека.

  1. «Утро. Гигиена»

Цель: закрепить знания о культурно-гигиенических навыках, объяснить высказывание «Чистота – залог здоровья»

  1. «Правильное питание»

Цель: обогатить знания детей о правильной и здоровой пище, о вредных и полезных продуктах, познакомить с органами пищеварения

  1. «Занятия и отдых»

Цель: научить детей правильной смене деятельности ( труд – отдых), познакомить с разными видами гимнастик.

  1. «Безопасность в быту»

Цель: закрепить знания правил безопасного поведения дома и в детском саду, систематизировать знания об опасных предметах и правилах обращения с опасными предметами.

  1. «Улица полна неприятностей»

Цель: закрепить знания правил дорожного движения, рассказать о том, какой вред здоровью человека может принести дорожное происшествие.

    • Видеотека « Как устроен человек?

-для чего выделяется слюна

-почему я потею

-почему болят зубы

-зачем мыться

-повышенная температура и т. д

    • Беседы о здоровье

Цель: закрепить знания о здоровом образе жизни.

-«Какие бывают привычки?»

-«Пожалей свою бедную кожу»

-«Зачем нужна еда?»

- «Мой режим дня»

-«Береги здоровье смолоду»

- «Наша осанка»

-«Какими бывают болезни?»

  • Экскурсии

-на кухню

-в аптеку




Воспитатели старшей группы



Конспекты профилактических тренингов

Диск с видео- занятиями

Конспект беседы

Конспект экскурсии

Практический

Цель: способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения здорового образа жизни детей ;

Способствовать самостоятельной заботе о своём здоровье и личной безопасности.

1 неделя

Работа с наглядным материалом:

Цель: Развивать наблюдательность, мыслительные процессы(сравнение, различение, обобщение и анализ), логическое мышление; обогащать речь детей, расширять кругозор, вовлекать в процесс приобретения знаний.

  • Просмотр мультфильмов « Адибу. Как устроен человек»

  • Выставка детских творческих работ «Здоровый и больной человек», «Овощи и фрукты - полезные продукты»

  • Оформление выставки стенгазет «ЗОЖ в нашей семье»

  • Выставка книг о здоровье, в т. ч. энциклопедии для детей

  • Создание альбома «Здоровые зубы – красивая улыбка»

  • Моделирование

Цель: учить детей замещать реальный объект (предмет), его изображение каким - либо условным знаком;

Моделирование фигуры человека

  • Дидактические игры.

Цель: способствовать развитию познавательной деятельности

  1. «Чудесный мешочек»

  2. «Съедобное – несъедобное»

  3. «Чьи зубки самые белые»

  4. «Мамино угощение»

  5. Разгадывание сканвордов и кроссвордов по теме проекта.

  6. «Лицо в зеркале»

Воспитатели

.


Родительский комитет

Крысько С.Б.


видеотека
Конкурс стенгазет


Фотоальбом «Волшебное разноцветье»


Модели площадей

Серия дидактических игр

Творческий

Цель: обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников

1 неделя

Творческие литературные и музыкальные встречи.

Цель: формировать литературно-образное восприятие произведений разных жанров; развивать поэтический слух, чувство языка и словесного творчества детей, обогащать художественно-изобразительными средствами речь детей; вызвать эмоциональное восприятие литературных и музыкальных произведений.

  • «Страна загадок»

  • «В гостях у природы»

  • Дни радостных встреч: «Встреча с Витаминкой», «Встреча с Витей и Женей – героями сказки «Цветик – семицветик»

  • Спортивно- музыкальные развлечения



  • Праздник « Путешествие в Страну здоровья» (с участием родителей)





Музыкальный руководитель

Горбунова Н. А.
Физрук

Лаптев А. В.
Воспитатели

Крысько С.Б.

Ильиных И. М.



Серия загадок о здоровье
«Лекарственные растения» (подбор иллюстраций»

Конспекты развлечений

Конспект , фотоматериалы, видеозапись