Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка к проекту «Букварь здоровья» |
 Скачать 125.32 Kb. |
Пояснительная записка к проекту
« Букварь здоровья» В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой этого являются ежедневные утренние гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, праздники и досуги для детей, закаливающие процедуры. Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни:
Рациональный режим.
Правильное питание
Рациональная двигательная активность.
Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены Наибольшую актуальность такая работа приобретает в связи с ухудшением здоровья детей в нашей стране, часто обусловленного индивидуальными предпосылками (ранняя алкоголизация, увлеченность компьютерными играми, малоподвижный образ жизни детей и т.д.) Предложенный проект разработан на основе материалов учебного пособия «Букварь здоровья» (Баль Л.В., Ветрова В.В.) и включает в себя цикл профилактических тренингов для детей 6-8 лет, содержащих основные правила здорового образа жизни «Путешествие по стране здоровья». Здесь сочетаются различные методы и формы работы, используется вспомогательный сказочный сюжет с сопровождающими персонажами. Слово «тренинг» происходит от английского «train» - обучать, дрессировать. В самом широком смысле под тренингом обычно понимают активные формы усвоения знаний, познания себя и окружающего мира, формирования отдельных умений и навыков. С точки зрения содержания, круг задач, решаемых свойствами тренинга, широк и разнообразен, соответственно разнообразны и формы тренинга. Поэтому тренинг используется не только в решении психологических проблем, но и в обучении детей, школьников, подростков, молодежи, взрослых людей. Тренинг является отличным средством социальной профилактики. Он не только информирует человека о проблеме. Тренинг - активное обучение дает ему возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Такой способ побуждает участников подойти к процессу обучения ответственно. Также обучающий тренинг делает процесс познания более эмоциональным и творческим. Специфика тренинга заключается в том, что он, как активная форма получения знаний, не воспринимается детьми как простое занятие. Неформальную обстановку общения здесь обеспечивает ведущий. Он общается на равных с участниками и является как бы частью группы. Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных занятий, является необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг (тренинговый круг) является необходимым условием таких занятий. Круг обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и с ведущим . Алгоритм занятий следующий:
1. Вводная часть — 2 мин.
2. Информационный (актуальность темы включена) — 10 мин.
3. Закрепление материала — 4 мин. Физкультминутка — 2 мин.
4. Приобретение практических навыков — 10 мин.
5. Заключительная часть, выводы. - 2 мин. В начале занятия также можно провести физкультминутку (особенно если дети перед занятием учились).
Каждое занятие рассчитано приблизительно на 30 минут. Также в проект включено много различных форм : экскурсии, выставки, праздники, развлечения, просмотр видеоматериалов , совместные с родителями мероприятия, т.е. организованы все виды деятельности вокруг темы «Формирование основ ЗОЖ»
Цель проекта:
Создание необходимых условий, способствующих формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.
Задачи:
Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья»
Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым»
Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»
Ожидаемый результат:
1. Усвоение детьми теоретических и практических основ здорового образа жизни.
2. Самостоятельное выполнение детьми правил здорового образа жизни.
3. Разнообразие и конструктивная направленность досуга детей в детском саду и в семье
4. Эмоциональный подъем в коллективе, активизация работы пассивных детей.
Используемые методы:
− игра
− беседа
− моделирование
− «мозговой штурм»
− демонстрация наглядных пособий
− использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия)
- экскурсии
-работа со схемой
- использование художественной литературы, детских энциклопедий.
- тренинг
Паспорт педагогического проекта
Структура
| Содержание
| Тема
| «Букварь Здоровья»
| Адресация проекта
| Дети, воспитатели и родители воспитанников
| Руководитель проекта
| Крысько С.Б., воспитатель МБДОУ №19
| Участники проекта
| Дети старшей группы
| Возраст воспитанников
| 5-6 лет
| Особенности проекта
| По характеру создаваемого продукта:
творческо-информационный По количеству участников: групповой; По продолжительности: долгосрочный По профилю знаний: межпредметный По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения
| Цель проекта
| Формирование привычки к здоровому образу жизни
| Задачи проекта
| 1. Разработать цикл профилактических тренингов на основе здоровьесберегающей технологии Л. Баль, В. Ветрова «Букварь здоровья»
2.Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий
« Как стать здоровым»
3.Создать картотеку физминуток
4. Создать видеотеку «Здоровей-ка»
5. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение развлечения «Путешествие в страну здоровья»
| Ресурсы проекта
| Необходимое обеспечение:
-методические материалы: « Букварь здоровья» Л. Баль, В. Ветрова; ШорыгинаТ.А «Беседы о здоровье»,Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду»
-Художественная литература: В. Катаев» «Цветик-семицветик», «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и т.д.
-Фото материалы: Фотоальбом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
-электронные ресурсы(материалы сети интернет)
-детские энциклопедии
| Предполагаемые продукты проекта
| Ожидаемые положительные результаты проекта:
Продукты деятельности педагогов:
Серия игровых занятий и наглядных пособий « Как стать здоровым»
Картотека физминуток.
Дидактические игры «Полезные и вредные продукты»,
Картотека подвижных игр и пальчиковых гимнастик
Конспект развлечения «Путешествие в страну Здоровья»
Консультации для родителей «Здоровье без лекарств», «Безобидные сладости», « На природу в лес пойдём»
Альбом «Лекарственные растения»
Комплекс упражнений для глаз
Музыка для проведения утренней гимнастики
Продукты деятельности детей:
Выставка детских работ «Здоровый и больной человек»
Муляжи овощей и фруктов , сделанных из солёного теста
Книжки-малышки «Витамины и полезные продукты»
Продукты деятельности родителей:
Стенгазеты «Папа, мама, я - спортивная семья» фотоматериалы
Фотоальбом «Как мы отдыхаем летом. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Видеотека «Как устроен человек»»
Дорожки здоровья
Сбор народных рецептов «Бабушкины рецепты»
|
Этапы работы над проектом.
Этапы работы
| Продолжительность
| Содержание работы
| Ответственный за реализацию
| Предполагаемый результат
| Вводный
Цель: Способствовать развитию интереса к деятельности
| 1 день
| Вводная беседа
Цель: выявление знаний о здоровье, постановка проблемы и определение схемы пути познания. Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения, знакомство с героями (Пример: «Ребята, познакомьтесь, это брат и сестра, Женя и Витя. Однажды Витя наелся снега и сильно заболел. Когда Витя поправился, ребята решили совершить путешествие в страну здоровья, чтобы узнать — как быть здоровым, что нужно кушать, как правильно отдыхать и учить уроки, где и как лучше гулять... И я приглашаю вас полететь в страну здоровья вместе с нашими героями. Много городов мы посетим, много нового узнаем, но нам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не прослушать, все запомнить, а также активно отвечать на вопросы и участвовать в играх.) Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что такое здоровье?» (вариант сюжета: «У ворот страны здоровья Женя и Витя встретили стражника, и он сказал, что не пропустит их в страну здоровья, пока они не ответят на его вопросы» Воспитатель показывает карту - схему Страны Здоровья и предлагает детям изучить эту страну, путешествуя по ней. Карту нужно повесить в группе на видном месте и отмечать красными флажками те места(города) , где уже побывали.
| Воспитатель
старшей группы
Крысько С.Б.
|
Интерес у детей к происходящему и стимул к познавательной деятельности.
План-схема последовательности изучения материала
| Обучающий
Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖО главных составляющих здоровья, развивать логическое мышление детей и способность анализировать.
| 2 недели
| Познавательный цикл:
Профилактические тренинги
Цель: вызвать у детей интерес к приобретению знаний о человеке и его здоровье; обобщить и систематизировать , а также расширить представления о спорте, видах спорта;
«Режим дня »
Цель: систематизировать знания о режиме дня и его значении в укреплении здоровья
«Хороший сон»
Цель: закрепить знания детей о частях суток, объяснить детям, что значит для человека сон и какую роль он играет для здоровья человека.
«Утро. Гигиена»
Цель: закрепить знания о культурно-гигиенических навыках, объяснить высказывание «Чистота – залог здоровья»
«Правильное питание»
Цель: обогатить знания детей о правильной и здоровой пище, о вредных и полезных продуктах, познакомить с органами пищеварения
«Занятия и отдых»
Цель: научить детей правильной смене деятельности ( труд – отдых), познакомить с разными видами гимнастик.
«Безопасность в быту»
Цель: закрепить знания правил безопасного поведения дома и в детском саду, систематизировать знания об опасных предметах и правилах обращения с опасными предметами.
«Улица полна неприятностей»
Цель: закрепить знания правил дорожного движения, рассказать о том, какой вред здоровью человека может принести дорожное происшествие.
Видеотека « Как устроен человек?
-для чего выделяется слюна
-почему я потею
-почему болят зубы
-зачем мыться
-повышенная температура и т. д
Цель: закрепить знания о здоровом образе жизни.
-«Какие бывают привычки?»
-«Пожалей свою бедную кожу»
-«Зачем нужна еда?»
- «Мой режим дня»
-«Береги здоровье смолоду»
- «Наша осанка»
-«Какими бывают болезни?» -на кухню
-в аптеку
|
Воспитатели старшей группы
|
Конспекты профилактических тренингов
Диск с видео- занятиями
Конспект беседы
Конспект экскурсии
| Практический
Цель: способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения здорового образа жизни детей ;
Способствовать самостоятельной заботе о своём здоровье и личной безопасности.
| 1 неделя
| Работа с наглядным материалом:
Цель: Развивать наблюдательность, мыслительные процессы(сравнение, различение, обобщение и анализ), логическое мышление; обогащать речь детей, расширять кругозор, вовлекать в процесс приобретения знаний.
Просмотр мультфильмов « Адибу. Как устроен человек»
Выставка детских творческих работ «Здоровый и больной человек», «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Оформление выставки стенгазет «ЗОЖ в нашей семье»
Выставка книг о здоровье, в т. ч. энциклопедии для детей
Создание альбома «Здоровые зубы – красивая улыбка»
Моделирование
Цель: учить детей замещать реальный объект (предмет), его изображение каким - либо условным знаком;
Моделирование фигуры человека Цель: способствовать развитию познавательной деятельности
«Чудесный мешочек»
«Съедобное – несъедобное»
«Чьи зубки самые белые»
«Мамино угощение»
Разгадывание сканвордов и кроссвордов по теме проекта.
«Лицо в зеркале»
| Воспитатели
.
Родительский комитет
Крысько С.Б.
|
видеотека Конкурс стенгазет
Фотоальбом «Волшебное разноцветье»
Модели площадей
Серия дидактических игр
| Творческий
Цель: обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников
| 1 неделя
| Творческие литературные и музыкальные встречи.
Цель: формировать литературно-образное восприятие произведений разных жанров; развивать поэтический слух, чувство языка и словесного творчества детей, обогащать художественно-изобразительными средствами речь детей; вызвать эмоциональное восприятие литературных и музыкальных произведений.
«Страна загадок»
«В гостях у природы»
Дни радостных встреч: «Встреча с Витаминкой», «Встреча с Витей и Женей – героями сказки «Цветик – семицветик»
Спортивно- музыкальные развлечения
Праздник « Путешествие в Страну здоровья» (с участием родителей)
|
Музыкальный руководитель
Горбунова Н. А. Физрук
Лаптев А. В. Воспитатели
Крысько С.Б.
Ильиных И. М.
|
Серия загадок о здоровье «Лекарственные растения» (подбор иллюстраций»
Конспекты развлечений
Конспект , фотоматериалы, видеозапись
| |
|
|