Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Планированию уроков русского языка (10 класс) Введение Урок 1


Скачать 0.64 Mb.
НазваниеПланированию уроков русского языка (10 класс) Введение Урок 1
страница1/3
Дата28.02.2016
Размер0.64 Mb.
ТипУрок
  1   2   3

Планированию уроков русского языка

(10 класс)

Введение

Урок 1. Цели и задачи курса русского языка в старших классах. Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому языку.

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.

Основное содержание урока.

I. Краткое вступительное слово учителя о содержании работы в старших классах: совершенствование речевых умений и навыков правописания, приобретённых в процессе изучения систематического курса русского языка в 4—8-х классах.

II. Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому языку. Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием):

Настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости: в радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость не радость, и, кроме того, человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно; привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — она вечно будет доставлять тебе радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий.

Есть русская пословица, которая гласит: “Береги честь смолоду”. В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные — не давать спать! (По Д. Лихачеву).

Дополнительное задание: сделать синтаксический разбор первого предложения, разобрать как часть речи слова несчастнее, избегающего, вечно (1 вариант), сделать синтаксический разбор второго предложения, разобрать по составу слова приобретённого, растрачивайте, бесследно (II вариант).
Урок 2. Язык как средство общения, познания и мышления. Основные единицы языка и разделы науки о языке.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о языке как средстве общения, познания и мышления, об основных единицах языка и разделах науки о языке.

Материал для словарно-семантической работы: воплощать, логический, обильный, познание, сознание, умозаключение.

Основное содержание урока.

I. Систематизация и обобщение сведений о языке как средстве общения, познания и мышления. 1. Беседа по вопросам: Что такое язык? Какие функции выполняет он в обществе? Как вы понимаете выражение В. И. Ленина “Язык есть важнейшее средство человеческого общения”? Какие средства общения, кроме языка, вам известны? Существует ли взаимосвязь между развитием языка и развитием общества?

2. Прочитать текст и объяснить, как с помощью языка человек познаёт окружающий мир:

Понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания, С другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений. (А. Леонтьев).

3. Краткие сообщения учащихся о других средствах общения (два-три ученика готовятся заранее, используя по возможности такую литературу: Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. — М.—-Л., 1966: Кондратов А. М. Звуки и знаки. — М., 1966; Леонтьев А. Л. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963; Язык и разум человека. — М., 1984; Что такое язык? — М., 1976: Мир человека и мир языка. — М., 1984; Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. — М., 1964; Фолсом Ф. Книга о языке. — М., 1974: и др.). Отметить преимущества языка перед всеми остальными средствами общения, вторичность и ограниченность сферы употребления неязыковых средств общения.

4. Указать, о каких функциях языка говорится в данных высказываниях:

1. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л, Толстой). 2. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения. (К. Ушинский). 3. Язык—орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Толстой). 4. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В. Короленко), 5. Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. (В. Белинский).

II. Систематизация и обобщение сведений об основных единицах языка и разделах науки о языке по табл. 2 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. - 1988. — № 2. — С. 31). Подчеркнуть, что основными единицами языка являются звук, слово, предложение.

Домашнее задание: используя высказывание о языке, данное К. Марксом ("Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми”), доказать, что язык -- общественное явление не только по своим функциям в обществе, но и по происхождению.
Урок 3 (развитие связной речи). Виды речевой деятельности, их роль в формировании личности, во взаимодействии с другими людьми. Условия, определяющие характер высказывания. Стили и типы речи. Основные требования к речи.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах речевой деятельности, об условиях, определяющих характер высказывания, о стилях и типах речи, об основных требованиях к речи; совершенствовать речевые умения.

Материал для словарно-семантической работы: воображения; воодушевлённый. прищепленный, вдохновенный, окрылённый, одухотворенный.

Основное содержание урока.

I. Проверка домашнего задания. II. Систематизация и обобщение знаний о видах речевой деятельности, об условиях, определяющих характер высказывания, о стилях и типах речи, об основных требованиях к речи. Работа с таблицами 3-8 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. -1988. -. № 2. — С. 32-37). Беседа по вопросам: 1. Какие виды речевой деятельности вам известны? 2. От чего зависят особенности нашей речи? 3. Как влияет на речь речевая ситуация? 4. Каковы её основные компоненты? 5. Какие требования предъявляются к хорошей речи?

III. (Совершенствование речевых умений. 1. Редактирование. Исправить текст, учитывая цель общения и адресата речи:

Здравствуй, Петя!

Поздравляю тебя с новым учебным годом и желаю больших успехов в учёбе. Ведь учёба — это наша главная обязанность в школьной жизни. Если ты постоянно будешь помнить о том, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их потом на благо общества, ты и учиться будешь совсем по-другому, вдохновенно, с энтузиазмом. Малое знание, поверхностное знание — признаки будущего плохого работника.

Я, Петя, много об этом думаю в последнее время и стараюсь как можно лучше учиться, Советую и тебе последовать моему примеру, чтобы достичь определённых результатов.

Желаю тебе успехов. До свидания.

Твой друг Игорь.

2. Составление высказываний (сначала устно, затем письменно) с учётом предложенных учебно-речевых ситуаций:

1) Представьте, что в вашем классе проходит комсомольское собрание, на котором избирается комсорг. Кого из своих одноклассников вы бы рекомендовали на эту должность? Что бы вы сказали, выдвигая его кандидатуру?

2) Представьте, что ваш друг (подруга) пишет стихи или рассказы, но никак не решится поделиться с другими своим творчеством. Убедите его (её) в необходимости выступить на школьном вечере или отправить свои произведения в редакцию журнала, газеты.

3) Представьте, что вам предложили выступить перед младшими школьниками и рассказать о творчестве какого-либо писателя, художника.

3. Анализ составленных высказываний. Отметить, насколько они соответствуют речевым ситуациям.

Домашнее задание: составить высказывание в форме письма, представив себе на выбор одну из ситуаций: 1) вы делитесь с близкими своими раздумьями о будущей профессии; 2) вы рассказываете своему другу (подруге) о том интересном, что узнали, прочитали за последнее время; 3) вы сообщаете редакции газеты об успехах вашего класса в спортивных соревнованиях и т. п. При составлении высказываний учесть особенности речевой ситуации и правила общения.
Синтаксис. Пунктуация
Урок 4. Предложение как основная синтаксическая единица. Основные виды синтаксической связи. Совершенствование умения определять грамматическую основу простых предложений (в том числе в составе сложного). Знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице, об основных видах синтаксической связи; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений, правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного.

Материал для словарно-семантической работы: проникновенный, деяние, изумление, благоухание, смятение.

Основное содержание урока.

I. Проверка домашнего задания.

II Систематизация и обобщение сведений о предложении, об основных видах синтаксической связи Беседа с использованием таблиц 10—12, 15 (см. Рус. яз. и лит. в сред учеб. заведениях УССР — 1988 —№ 3—С 28— 30, 33) и по вопросам. 1. Что такое предложение Чем оно отличается от словосочетания? Как связываются слова в словосочетании и предложении? 2. Что такое грамматическая основа предложения? 3. Чем различаются двусоставные и односоставные предложения? Назовите виды односоставных предложений. 4. Какими бывают предложения по цели высказывания? Что они выражают? 5. Какие предложения считаются восклицательными? 6. В чём сходство и различие простых и сложных предложений? 7. Какие бывают предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, а также структурно необходимых членов предложения? 8. Какие вы знаете два основных вида синтаксической связи? В чём различие между ними?

III Совершенствование умения определять грамматическую основу простых предложении (в том числе в составе сложного) Указать, какие предложения использованы в тексте, выделить их грамматическую основу, найти и записать примеры сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями

Удивительно и невыразимо чувство Родины...

Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.

И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от матери - родной земли представляется ныне не для избранных, не для богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным.

И посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной и нерукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине. (По В. Распутину).

IV. Систематизация и обобщение сведений об употреблении знаков препинания между простыми предложениями в составе сложного с помощью таблиц 29—31 (см Рус яз и лит в сред учеб заведениях УССР — 1988 — №4—С 40—42) Обратить внимание на то, что знаки препинания в таких конструкциях выполняют разделительную функцию

V. Совершенствование пунктуационных навыков. Объяснительный диктант.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют. предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком, сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо. весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперёд!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. (И. Тургенев).

Дополнительное задание определить, какие стилевые черты наиболее ярко проявились в тексте, отметить, какие виды предложений (по цели высказывания, составу и т.п.) служат средством их выражения VI. Самостоятельная работа. 1. Списать, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Выделить грамматическую основу предложений.

1. Два мира есть у человека один который нас творил другой который мы от века творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий) 2. Так пусть (же) нить порвется поскорей меж войнами с их страхом и смятен( )ем что(б) мы остались в памяти людей последних войн последним поколен( )ем (Б.Олийнык.) 3. Близкого человека только тогда и поймешь вполне когда с ним ра(..)станеш( )ся. (И. Тургенев) 4. Человеческая мысль всегда действе( ) а только ра( )будите ее и стремление ее будет направлено к истине справедливости (В. Короленко) 5. Наука даром (не) дается наука трудом берет( )ся. (Пословица)

2. Списать, вставляя пропущенные знаки препинания, сначала неполные предложения затем односоставные. Выделить грамматическую основу

1. В простоте слова самая великая мудрость. (М. Горький). 2. Будьте настойчивы упорны но не упрямы (В. Обручев). 3. Даже в пустяках надо быть правдивым. (М. Горький). 4. В песнях молодость наша! (М. Светлов). 5. Верному другу цены нет. (Пословица). 6. Землю солнце красит а человека труд. (Пословица) 7. Перед боем на рассвете тишина. (М. Луконин). 8. Истоптанные танками снега. (А. Сурков).

Домашнее задание составить или подобрать 5—6 сложных предложений с разными знаками препинания между простыми предложениями.
Урок 5. Предложение как основная синтактическая единица Совершенствование умения определять грамматическую основу простых предложений. Знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного. (продолжение)

Цель урока: совершенствовать языковые умения и пунктуационные навыки

Материал для словарно семантической работы: отвлеченность, интеллигент, функционирование, обобщенность.

Основное содержание урока.

I. Проверка домашнего задания.

II. Совершенствование языковых умений и пунктуационных навыков. Анализ использования разных видов предложений в речи.

1. Определить стиль текста, установить с какой целью в нем использованы односоставные предложения.

Горы. Между тропой и рекой курчавый лесок. Лес на каменной стене. В него-то и торопимся мы. Лес накрыл нас пятнистой тенью. Но вихрь ударил в лицо, и сразу закружила метель! Белыми хлопьями залепило глаза, обрушилось белым ливнем на головы, плечи. Вихри ветра кружили жасминовые лепестки. Весь склон был в цветах отцветающего жасмина. Всё было усыпано пахучими лепестками. Всё пропахло жасмином. Сгребаем лепестки пригоршнями и рассыпчатыми снежками швыряем Друг в друга. У камней намело сугробы из. лепестков. Хоть на лыжах катайся или лепи снеговика! Бушует весёлая жасминовая метель. В глазах мельтешит и засвистывает в ушах. Завевает, кружит, заносит. И удивительно и смешно. (По Н. Сладкову).

Дополнительное задание: выписать сложные предложения, в простых предложениях выделить грамматическую основу и объяснить знаки препинания.

2. Определить, какие предложения (распространённые или нераспространённые) используются в данных отрывках. Указать, в каком из них действие разворачивается постепенно, неторопливо. Списать сложные предложения, выделить грамматическую основу, объяснить знаки препинания.

1. Чёрный степной орёл, житель могильных курганов, царственно величавый в своём одиночестве, парил в холодном поднебесье, медленно, почти незаметно теряя на кругах высоту. Широкие, тупые на концах, неподвижно распростёртые крылья легко несли его там, в подоблачной вышине, а встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему костлявому телу чёрное, тускло блистающее оперение. (М. Шолохов). 2. Улетели птицы. Опустел сад. Осыпались листья. (А. Толстой).

3. Указать, с какой целью используются неполные предложения в отрывках текстов разных стилей речи.

1. — У вас кто здесь? — тихо спросила её Власова.

— Сын. Студент,— ответила старушка громко и быстро. — А у вас?

— Тоже сын. Рабочий.

— Как фамилия?

— Власов.

(М. Горький)

2. Уже год носился по родной стране Павел Корчагин на тачанке. Возмужал, окреп. Вырастал в страданиях и невзгодах. Много страшного видел Павел за этот год. Вместе с тысячами других бойцов прошёл пешком взад и вперёд свою родину. И только дважды отрывался от урагана. Первый раз из-за ранения в бедро, второй — в морозном феврале двадцатого заметался в липком, жарком тифу. Едва поправившись, возвратился Павел в свою часть. (По Н. Островскому).

III. Самостоятельная работа над составлением высказываний с использованием предложений разных видов. Задания на выбор:

1. Напишите своему другу (подруге) письмо, в котором расскажите, как вы провели выходные дни за городом, в лесу, на речке и т.п., используя для описания природы односоставные предложения; объясните их употребление.

2. Составьте и запишите в форме диалога ваш разговор с одноклассниками, представив себе одну из ситуаций: а) вы делитесь впечатлениями о прочитанной книге (просмотренном кинофильме); б) вы обсуждаете, как лучше подготовишься к предстоящему походу. Найдите в тексте неполные предложения, объясните их употребление.

Домашнее задание: составить (используя в меру необходимости неполные предложения) заметку в стенгазету о встрече с передовиками производства, ветеранами войны и т. п.
Урок 6. Предложение как основная синтаксическая единица. Совершенствование умения определять грамматическую основу простых предложений. Знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного (продолжение).

Цель урока: совершенствовать языковые умения и пунктуационные навыки.

Материал для словарно-семантической работы: срез, клеточное строение, утёс.

Основное содержание урока.

I. Проверка домашнего задания. Чтение и коллективный анализ составленных заметок в стенгазету. Обратить внимание на правильность и уместность употребления в текстах неполных предложений.

II. Совершенствование языковых умений и навыков правописания. Анализ использования разных видов предложения в речи, составление учащимися собственных высказываний.

1. Прочитайте отрывки из текстов. К какому стилю речи они относятся? Найдите в них сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Установите смысловые отношения (временные, условные, причинно-следственные) между простыми предложениями в составе сложного. Какие предложения более живые, эмоциональные, а какие — более строгие, деловые? Определите, какому стилю свойственны сложносочинённые, а какому — сложноподчинённые предложения.

Глухо прогремел гром. и подуло свежестью. Казалось, вот-вот брызнет дождь. Но какая-то невидимая сила сковала воздух, уложила пыль, и опять наступила тишина. Тучи растаяли, отодвинулись, и из-за ближайшей рощи выглянуло солнце. Всё засверкало, засияло вокруг. (По Д. Григоровичу).

Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.

До недавнего времени клетку изучали с помощью светового микроскопа, дающего увеличение до двух тысяч раз. Но после того, как был сконструирован электронный микроскоп, позволяющий достигнуть увеличения до миллиона раз, исследователи начали проникать в тончайшие детали чрезвычайно сложного строения клетки. (Из журнала).

Дополнительное задание: объяснить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного; указать, почему во втором отрывке все слова употреблены в прямом значении.

2. Представьте, что вы хотите при встрече с другом (подругой) рассказать ему (ей) о каком-либо интересном событии из вашей жизни. Составьте небольшое устное высказывание. Какой стиль вы изберете? Какие сложные предложения используете в своём тексте? Запишите их, объясните знаки препинания.

3. Прочитайте тексты; определите их стиль. Укажите, какие предложения используются в текстах. Что обозначают эти предложения (одновременность или последовательность действий)? Какие предложения — союзные или бессоюзные — создают более плавные описания?

Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва показалось из-за зелёных вершин...; в ущелье ещё не проникал радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём. (М. Лермонтов).

Сильный дождь лил недолго. Туча частью вылилась, частью пронеслась, и на мокрую землю падали уже последние прямые, частые, мелкие капли. Солнце опять выглянуло, всё заблестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступающим цветом, прерывающаяся только в одном конце радуга. (Л. Толстой).

Дополнительное задание: объяснить постановку знаков препинания; выделить грамматическую основу простых предложений (в том числе в составе сложного) первого текста.

4. Представьте, что вам предложили участвовать в выпуске школьного литературного альманаха и попросили подготовить какую-нибудь творческую работу. Опишите в художественном стиле речи наиболее запомнившееся вам явление природы. Учтите, что бессоюзные сложные предложения создают описания более напряжённые, динамичные, взволнованные, а сложносочинённые — более плавные, спокойные.

5. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Замените бессоюзные сложные предложения сложносочинёнными. В каких предложениях —союзных или бессоюзных — противопоставление выражается более ярко? В каких стилях речи употребляются бессоюзные сложные предложения?

1. Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Прислушиваюсь — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. (По М. Лермонтову). 2. По платью встречай — по уму провожай. Делу время — потехе час. У дружбы нет границ, у знаний нет дна. (Пословицы).

Дополнительное задание: объяснить употребление тире.

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Особенности употребления союзных и бессоюзных предложений”, для иллюстрации теоретических положений подобрать примеры из разных стилей речи.
  1   2   3