Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«педагогическая этика» |
 Скачать 290.53 Kb. |
Тема: « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА» Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.
Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками.
Педагогический долг– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Педагогическая честь педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет– это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.
Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.
Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.
ПРАКТИКУМ
1. ТЕСТЫ ПО ЭТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА
Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста, проявляющейся, в частности, в различных ситуациях его общения с коллегами и другими людьми в формальной и неформальной обстановке. Но, пожалуй, особенно большую роль культура общения играет в жизни педагога. Предлагаем ответить на вопросы тестов, которые помогут Вам скорректировать свое поведение и выявить качества, необходимые в профессиональном общении учителя. Тестирование, помогающее человеку - в шутку или всерьез - лучше узнать себя, другого и проверить собственный уровень нравственной культуры и воспитанности, эффективнее всего проводить индивидуально, по заранее подготовленным вопросам. Однако если размножить их не представляется возможным, тестирование можно провести вслух, аудиторно. У этого метода есть свои преимущества: он дает возможность педагогу прокомментировать, а слушателям - обсудить результаты тестирования. Но аудиторное тестирование требует соблюдения некоторых правил, которые должны быть доведены до учащихся: 1) на вопросы теста следует отвечать быстро, не задумываясь; 2) при ответе на вопрос недопустимо советоваться с кем-либо; З) во время ответа не допускается никаких комментариев (шуток, улыбок, комментариев и т.п.), дабы ненароком не повлиять на мнение соседа; 4) ответ должен быть предельно откровенным, искренним и честным - ведь отвечаешь для себя; 5) перед началом тестирования не желательно называть тему теста, так как это может дать определенную установку на тот или иной ответ; 6) раскрытие "ключа" и комментирование преподаватель должен проводить анонимно, не требуя от учащихся оглашения полученных результатов.
ТЕСТ 1. Определение уровня Вашей общительности Коммуникабельность - необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На вопросы отвечайте "да", "иногда", "нет". 1. Если Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? 3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории? 4. Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать? 5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми? 6. Раздражает ли Вac просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос? 7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга? 8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад? 9. Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? 11. Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)? 12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации? 13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов? 14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту? 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле? 16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?
Оценка: за ответ "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов. Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы: 30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя; 25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг; 19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы; 14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение; 9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами; 4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом... 3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.
ТЕСТ 2. Этикет и культура Вашего общения Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.). 1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение? а) да; б) только в исключительном случае; в) нет. 2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете? а) не будете обращать на него внимания; б) будете отвечать только на его вопросы; в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор. 3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете? а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете. 4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда? а) несмотря на отвращение, съедите его; б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать; в) пожалуетесь на отсутствие аппетита. 5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете? а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам. 6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре? а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор; б) сами найдете какую-нибудь тему. 7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым? а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку. 8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю? а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет. 9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим? а) да; б) нет; в) никогда. 10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки? а) смеетесь вместе с остальными; б) остаетесь серьезным; в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки. 11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль? а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой. 12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу? а) просите, чтобы хозяин включил телевизор; б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям; в) отказываетесь от интересующей вас передачи. 13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше? а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие. 14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях? а) нет; б) иногда; в) да. 15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью. а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете; б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом; в) Вам это совершенно безразлично. 16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть? а) безусловно; б) только в виде исключения; в) не задумывались над таким вопросом. 17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно? а) не всегда; б) если оно подтверждает Ваше мнение; в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать? 18. Когда Вы обычно прекращаете спорить? а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла;. в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента. 19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе? а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае. 20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться? а) как можно скорее; б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда. 21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города? а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.
Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 3.
Таблица 3
| А
| Б
| в
|
| а
| б
| В
| 1
| 20
| 5
| 10
| 11
| 5
| 10
| 0
| 2
| 0
| 5
| 25
| 12
| 0
| 5
| 10
| 3
| 5
| 10
| 0
| 13
| 20
| 5
| 0
| 4
| 10
| 0
| 5
| 14
| 0
| 5
| 15
| 5
| 0
| 5
| 10
| 15
| 10
| 0
| 5
| 6
| 5
| 15
| 0
| 16
| 15
| 5
| 0
| 7
| 30
| 5
| 0
| 17
| 25
| 5
| 0
| 8
| 15
| 5
| 0
| 18
| 0
| 5
| 10
| 9
| 0
| 5
| 10
| 19
| 0
| 5
| 10
| 10
| 0
| 5
| 10
| 20
| 20
| 5
| 0
|
|
|
|
| 21
| 5
| 0
| 10
|
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы: 280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз; 200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества; 100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно; 50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей; 50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней. И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.
ТЕСТ 4. "Умеете ли Вы слушать и слышать другого?" Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отвечать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос. 1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция: а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации; б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала; в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе; г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится. 2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его возлюбленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы: а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопившуюся горечь; б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации; в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие; г) сообщаете, что ее парень (его девушка) - первоклассный мерзавец, и предлагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц). 3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы: а) уверяете его(ее), что это неправда; б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а); в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой; г) чувствуете себя обиженно - и говорите ему(ей) об этом. 4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами? а) стараетесь подавить свой гнев - Вы не любите ссориться; б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает; в) спешите "поставить его на место"; г) предпринимаете контратаку. 5. Ваш собеседник - человек, который Вам по-настоящему дорог, - долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.) а) вежливо киваете; б) улыбаетесь; в) смотрите ему в глаза; г) задаете нейтральные вопросы; д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит ...), чтобы он видел вашу заинтересованность; е) бормочете что-то одобрительное: "Угу", "М-м-м", "Ах, вот как ..."; ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде "Действительно?!" или "О, как интересно!"; з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему - бессмысленная трата времени. 6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями): а) холодноватые; б) слишком бурные; в) теплые и добрые; г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие. 7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном выступаете в роли слушателя на: а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до100%. 8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и "читать" жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происходит, когда говорящий … (выберите одну из кажущихся вам правильной интерпретаций следующих "невербальных посланий"): а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он: 1) подчеркивает свое превосходство; 2) пытается утаить правду; 3) испытывает неловкость. б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он: 1) что-то скрывает; 2) сердится; 3) испытывает неловкость. в) начинает говорить громче или тише обычного: 1) защищается; 2) особенно заинтересован именно в этом вопросе; 3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился. 9. Как часто Вы (пометьте цифрой "3", если "часто"; "2" - "иногда"; "1" - "редко"; "0" - "никогда"): а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цей); б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера; в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот; г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Вашего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении; д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке; е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в порыве откровенности; ж) когда близкий Вам человек начинает на что-то жаловаться, думаете: "Ну, вот, опять началось"; з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре; и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может. 10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если правдивы; Л - если ложны; (?) - если не знаете ответа): а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко; б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить повествования не ускользнула от Вас; в) считаете, что давать советы не имеет смысла; г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать; д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.
Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой по следующей схеме: 1
| а - 3;
| б - 2;
| в - 1;
| г - 0.
|
| 2
| а - 0;
| б - 1;
| в - 3;
| г - 2.
| 3
| а - 3;
| б - 1;
| в - 0;
| г - 2.
| 4
| а - 0;
| б - 1;
| в - 3;
| г - 4.
| 5
| a - 0;
| б - 0;
| в - 0;
| г - 1;
| д - 1; е - 0; ж - 2; з - 5.
| 6
| a - 3;
| б - 2;
| в - 1;
| г - 0.
|
| 7
| a - 3;
| б - 2;
| в - 1;
| г - 0.
|
| 8
| а 1) - 1;
| а 2) - 2;
| а 3) - 0;
|
|
|
| б 1) - 2;
| б 2) - 1;
| б 3) - 0;
|
|
|
| в 1) - 1;
| в 2) - 0;
| в 3) - 2.
|
|
| 9
| Оценка пунктов означает Ваши баллы.
| 10
| П
| Л
| ?
|
|
| а
| 3
| 0
| 1
|
|
| б
| 1
| 3
| 2
|
|
| в
| 1
| 3
| 2
|
|
| г
| 2
| 0
| 1
|
|
| д
| 0
| 3
| 1
|
|
|
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы: 54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каждый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэтому - учитесь слушать; 36-53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происходит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью; 18-35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит - идеальный собеседник, друг и сотрудник; 17 баллов и менее. Вы - "ходячая аудитория" для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего "уха", предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся рисковать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!
II. ПСИХОТРЕНИНГ
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра". Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"! Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника. Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях. Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи. Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.
2. УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися. 1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения. 2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать. 3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность. 4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопонимания. 5. Избегайте поспешных выводов. Они - один из главных барьеров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца. 6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. "Какой медлительный!", "Какой монотонный субъект!", "Какой надоедливый!" - такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем, Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь. 7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения. 8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера. 9. Не монополизируйте разговор. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. "Входные отверстия" его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям. 10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает. 11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или "утопил" суть в словах.
3. ПЯТЬДЕСЯТ СПОСОБОВ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов стресс - профессиональное явление. В конечном итоге стресс, напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете "Дейли экспресс". Общие советы Скажите "нет", если Вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами. Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких. Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете право на ошибки. Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных проблем. Не терзайте сами себя. Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить. Скажите себе: "Нужно расслабиться". Избегайте фраз типа "Мне нужно это сейчас, сию минуту". Пусть все идет своим чередом. Только время поможет привыкнуть к таким крупным переменам в жизни, как вступление в брак или покупка дома. Держитесь настоящего друга или человека, который понимает Вас. Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей. Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает. Спросите себя: "Что может случиться самое плохое?" Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы поймете, что сумеете справиться. Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны. Дома Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем. Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм. Отключите телефон и полежите в теплой ванне. Купите сами себе букетик цветов. Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза. Сходите в парк или посидите в саду. Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни. Отправьтесь за город. Позвоните другу с хорошим чувством юмора. Выпейте бокал хорошего вина. Позвольте себе что-нибудь вкусное. Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут. Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы. Устройте себе спортивную разминку. Понежьте себя - очень неплохо помогает массаж. Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги). Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад. Сделайте сами себе какой-нибудь подарок. Побывайте у парикмахера. . Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион. Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтракайте. Неплохое лекарство - эмоции, рождаемые чувственностью. Не ходите по магазинам в часы пик. Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими. Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей. Примите вечером ароматическую ванну. Скопите денег и купите посудомойку. Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя. На работе Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе. Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод. Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свободных минут. Старайтесь делать так, чтобы обеденный перерыв был и временем отдыха. Выбрасывайте безжалостно все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.). Купите себе игрушку, напоминающую начальство: глуповато, но есть на ком сорвать злость. Время от времени вытяните ноги, поводите головой из стороны в сторону, выпрямите спину. После окончания работы расслабьтесь, посидите с закрытыми глазами десять минут.
Литература Профессиональная этика педагога Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. 1987. № 9. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразоват. школ. М.,2001. Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышления будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. Мн., 1998. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. Мн., 1993. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 1996. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. Кишинев, 1984. Кухарев Н.В. Директор учится…Обратная связь в педагогической системе. Мн., 1989. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. Мн., 1996. |
|
|