Главная страница

Памятка для педагога «Темперамент личности»



Скачать 102.14 Kb.
НазваниеПамятка для педагога «Темперамент личности»
Дата27.02.2016
Размер102.14 Kb.
ТипПамятка

Памятка для педагога «Темперамент личности»


Качества

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик




Эмоциональная позиция в общении

Общается радостно-инициативно, со всеми «на равных», стремится к общению с незнакомыми

Общается требовательно, но не с каждым, стремится к превосходству, доминированию над партнером

Пассивен в общении

Зависим в общении, зависит от расположения партнера


Роль в общении

Развлекатель, шутник, старается всех рассмешить

Подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен

Спокойный созерцатель

Подопечный, беззащитный


Самооценка

Неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах, всегда на виду

Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает

Несколько занижена, в группе не на виду, скромен

Устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен


Уверенность в себе

Надеется на удачу, нет самоуверенности

Самоуверен, насмешлив, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости

Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценит себя объективно, не унывает

В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки



Подчинение

Обычно подчиняется авторитету сверстника или старшего, допускает шалости

Подчиняется, только если соучаствует в руководстве, стремится общаться со старшими «на равных», нередко вызывающее сопротивляется воле старших

Подчиняется авторитетным сверстникам и старшим, не нарушает запретов, не исполнителен по причине инерции

Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям


Оберегание достоинства

Не оберегается от насмешек, не гордый, необидчивый, негневливый

Оберегая достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение, невнимание

Не оберегается от насмешек, не чувствителен к ним, необидчивый, негневливый

Остро раним, оберегается пассивно, не давая отпора



Дружба и любовь

Часто влюбляется, переживает симпатии ярко, легко и весело

Дружит с немногими, другом командует, страстно привязан, склонен к гневу, ревности, разрыву «из принципа»

Не склонен к внешнему проявлению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитает волнениям влюбленности

Привязанности глубокие и стойкие, предан, подчиняется в паре, тоскует от неразделенной любви, стыдится открыть свое чувство, однолюб


Решения

Поспешные, часто несамостоятельные (по подражанию), неустойчивые

Быстрые, самостоятельные, непреклонные, негибкие

Самостоятельные, незамедлительные

Несамостоятельные (любит посоветоваться), небыстрые, устойчивые


Речь

Легкая, певучая, богатая, образная, остроумная

Авторитетная, громкая, требовательная, немногословная, быстрая, внушающая

Замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная (предпочитают роль слушателя)

Затрудненная, взволнованная, «исповедальная», тихая, с просительно-нерешительными интонациями

Мимика

Разнообразная, живая, артистичная

Резкая, выразительная

Невыразительная

Небогатая

Выражение лица

Беспечное, веселое, игриво-насмешливое

Боевито-нахмуренное

Спокойное, умиротворенное

Робкое, грустное


Движения, походка

Подвижные, быстрые, «непоседа»

Стремительные, напряженные, резкие

Замедленные, плавные, расслабленные

Замедленные, неплавные, неритмичные


Реакция на боль, опасность

Немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск

Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, открытый конфликт с противником


Не боится опасности и боли, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов

Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданием


Аппетит

Хороший, «лакомка»

Ест быстро, много, к пище не избирателен, плохо переносит отсрочку еды

Насыщается небыстро, Ценит процесс еды, терпим к отсрочке еды

Сниженный


Сон

Средней длительности с красочными сновидениями

Спит мало и чутко, поздно засыпает, рано просыпается, любит работать ночью

Быстро засыпает, спит глубоко и долго, пробудить трудно, склонен к дневному сну, сновидения редки

Сон повышенной длительности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну


Желания

Разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы»

Страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия усиливается при запретах, препятствиях

Не отличаются разнообразием, упорные, не слабеют при преградах

Неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты


Трудовая и учебная деятельность

Недостает терпения и настойчивости. Работают с увлечением до тех пор, пока им интересно. Любят частую смену общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.

Стремятся к чередованию неоднородных действий. Быстро переключаются, любят частые перемещения, смену впечатлений. Стремятся лидировать в групповой деятельности.

Тщательно планирую работу, педантично контролируют. Предпочитают стереотипные способы действия, пунктуальный распорядок. Работают медленно, но добиваются больших успехов.

Противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы». Предпочитают выполнение однообразных действий. Могут быть хорошими педагогами, деятелями искусства.


Стиль взаимодействия

Лучше воспринимает замечания в виде шутки

Индивидуальная беседа, совет, намек. Публичное порицание вызывает взрыв, агрессию.

Нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований – дать для этого время.

Индивидуальная беседа, совет, намек. Публичное порицание вызывает обиду, подавленность и неуверенность в себе.







Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Внешние проявления

- Жизнерадостный, энергичный.

- живая мимика,

- Настроение в основном хорошее.

- Находчив, дисциплинирован.

- решительный, инициативный

- резкий, вспыльчивый

- увлекающаяся, страстная натура

- настроение чаще всего боевое

- уравновешен, невозмутим

- настроение ровное

- приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил

- высокая эмоциональная чувствительность, ранимость

- робость, неуверенность в себе

Общение

Общительный и отзывчивый

Общителен, но излишне резок

Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми.

- малообщителен

- застенчивый

Сильные стороны

- Быстро привыкает ко всему новому

- Спокойно переживает неудачи и критику.

- настойчивость, упорство

- энергичность

- способность быстро принимать решения и действовать

- Терпелив, настойчив

- основателен и аккуратен

- не расходует силы по пустякам.

- снисходителен к колкостям в свой адрес

- хорошо работает в знакомой обстановке

- четко следует алгоритму

- аккуратен

- тактичен

Слабые стороны

- не доделывает то, что не интересно

- Склонен переоценивать себя.

- Может быть несобранным

- вспыльчивость, агрессивность

- нетерпимость к чужим недостаткам

- плохо переносит критику

- с трудом переключается на новую деятельность

- долго и трудно адаптируется в новых ситуациях

- ненаходчив

- мало эмоционален

- с трудом переносит все новое

- долго переучивается

- внушаемый, мнительный

- теряется в незнакомой обстановке

- болезненно чувствителен

Отношение к учебе

- Активно включается в работу

- Работоспособен и усидчив

- Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность

- Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

- При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста

- настойчивое стремление ко всему новому

- целеустремленность

- преодолевает возникающие трудности

- легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи


- медленно сосредотачивается, но не отвлекается

- неутомимы труженик

- доводит начатое до конца

- трезво оценивает свои возможности

- хорошо выполняет монотонную работу

- низкая работоспособность

- быстро утомляется

- предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом»

- в работу «входит» медленно

- при возникновении трудностей «опускает руки»

Приемы работы

- Фронтальный опрос в быстром темпе

- Исправление ошибок в ответах других детей

- Важна практическая сторона получаемых знаний

- Постановка сложных задач, требующих сосредоточения

- Нужно повторение пройденного

- Систематическое поощрение

- коллективная проектная деятельность

- интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу

- в новых знаниях важна их общественная значимость, престижность

- хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений

- походит проблемное изложение материала

- нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке

- необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал

- запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома

- лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам;

- фронтальный опрос – по заранее известным вопросам

- хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности

- легко составляет списки, планы, классификации

- лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться

- малейшая критика надолго выбивает из колеи

- нуждается в постоянном подбадривании, похвале