Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Особенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей


Скачать 61.61 Kb.
НазваниеОсобенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей
Дата06.03.2016
Размер61.61 Kb.
ТипЗакон



Особенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей
Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. (Э.Кант)

Современное состояние общества (как российского, так и мирового) таково, что вопросы о дальнейшем существовании человека, как мыслящей и чувствующей духовной личности, стоят крайне остро. Куда бы мы ни обратились: к международному положению, к процессам, происходящим в образовании, к чудовищному социальному неравенству – везде мы видим прогрессирующие тревожные тенденции. Не реагировать на это, не противостоять этому созидательно – значит лишать будущего наших детей, Отечество и само человечество. Система общего государственного образования, утратив лучшие интеллектуальные и духовные традиции советского периода, восприняв не свойственную нашему менталитету западную модель, неспособна не только воспитать творческую самостоятельно мыслящую личность, но и дать базовое образование. Дополнительное образование оказалось сейчас на переднем крае борьбы за наших детей. Мы обладаем рядом преимуществ по сравнению с общеобразовательной школой: работаем с заинтересованными детьми, имеем некоторую свободу в составлении учебных программ, общаемся с детьми в более простой даже дружеской атмосфере, как с единомышленниками. Именно в этой сфере осуществляется «педагогика сотрудничества, опора на культуру как на мировоззрение, совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством педагога».[1,3]

Суть положения педагогов по компьютерным дисциплинам состоит в том, что мы обучаем и воспитываем детей в той сфере знаний, которая играет доминирующую роль в технократическом обществе. Стремительное развитие компьютерных технологий, даже шире – нано-био-коммуникативных технологий (НБК-технологий) кардинально меняет мироощущение, мышление, самоидентификацию человека, а особенно, детей. Воздействие информационной среды направлено на интеллектуальное растление, порабощение и превращение человека в робота. Компьютерные игры, прелести виртуального мира, он-лайн общение, мультфильмы, музыка – весь арсенал губительных средств обрушивается на маленького человека. Этот разрушительный процесс, однако, не затрагивает способностей к изобретательности, смекалке, то есть, собственно того, что и называем мы инженерным мышлением. На конкурсе детских сайтов, который проходил несколько дней назад в одном из домов детского творчества, четко видны были различия между работами старших (10-11 классы) и младших (5-7 классы). Если у младших чувствовался интерес к выбранной теме, личное отношение к ней, художественный вкус в оформлении, то старшие были изобретательны в использовании технических приемов и в своих докладах жонглировали модными терминами, совершенно игнорируя саму суть и даже цель сайта. Постоянная информационная атака, отсутствие крепкого семейного уклада, мелькание городов и стран (ведь значительная часть детей путешествует по миру), бешеный темп жизни, погоня за успехом и материальными благами приводит к утрате непосредственного восприятия окружающего мира, к сомнению в собственном существовании, к отчаянию, к наркомании, уходу из жизни. Творчество, бескорыстное стремление к постижению тайн мироздания, возрождающее и окрыляющее чувство прекрасного – вот спасительный круг в житейском море. «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта».[3,311]. То же можно сказать и о точных науках и о технике. Математик выбирает решение именно потому, что оно поражает своим изяществом, головокружительной красотой. Вся история и традиции созидания свидетельствуют о неразрывной связи науки и искусства. Обратимся к лекции замечательного искусствоведа Паолы Дмитриевны Волковой о творчестве мастеров эпохи Возрождения. Рациональное конструктивное начало лежит в основе творений Рафаэля. Спираль в 3,5 витка организует пространство картины с Мадонной, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Та же спираль олицетворяет для нас космос. (см рис «Мадонна» и «Космос») .Паола Дмитриевна читала лекции студентам нашего знаменитого Сколкова. Их можно найти в сети Интернет. Речь шла об олимпийских играх и пирах Древней Греции. Как больно было видеть абсолютную невосприимчивость аудитории. Непроницаемая стена незнания, нежелания знать, бесчувствия нашей будущей элиты.

И еще одна особенность нашей жизни: утрата чувства Отечества, уважения к предкам. Россия и родители в устах молодежи – «рашка», «древности». Презрительное уничижительное отношение к стране, в которой человек увидел свет, родителям, давшим жизнь, языку. «…Сфера существования нашего, которая называется Отечеством, есть фактически высшая сфера разумного и нравственного развития человеческой личности . Запас идей и чувств, который приносят с рождением все личности народа, образует душу народа. Единство жизни преемственных поколений – та тесная связь людей, которая дает нравственное единение…Чтобы понять истинное значение расы, ее следует продолжить одновременно и в прошлое и в будущее»[2,4]

Не будем выяснять, кто виноват, но что делать? Конечно, любить вначале, потом учить. То есть стараться понять, помочь, создать атмосферу дружбы, стремления к общей цели. Может иногда шутливую, игровую. Это с успехом практикуют многие педагоги нашего отдела. Отмечают праздники, дни рождения, организуют встречи с выпускниками. Кстати, переход выпускников к преподавательской деятельности в нашем центре стал уже традицией. Может быть, следует даже создать музей нашего центра, где рассказать о наших достижениях и самых выдающихся выпускниках и педагогах. В процессе обучения следует максимально опираться на научные и культурные традиции. Например, если мы проектируем дом будущего стоить изложить основные принципы архитектуры: польза, прочность, красота. При этом обязательно привести примеры воплощения этих принципов в архитектуре Петербурга, лучше даже центрального района. Пусть дети сами найдут такие здания. Научить видеть, читать архитектуру, природу, а не только следовать буйной фантазии, образы которой часто взяты из тех же компьютерных игр. Прекрасный пример взаимодействия компьютерных технологий и культуры дает в нашем центре объединение компьютерного дизайна, где сотрудничают два педагога: по компьютерным программам и по художественному творчеству. Сейчас у школьников и родителей растет интерес к программированию. И это понятно: квалифицированные и талантливые программисты востребованы во всем мире. Только направление это требует особых способностей, в том числе и прежде всего математических. Поэтому из тех, кто изъявил желание постигать азы программирования, продолжает занятия только часть, но наиболее талантливая, увлеченная и трудолюбивая. На мой взгляд, это направление следует развивать, разрабатывая программы разного уровня, для более сильных и тех, кто еще не почувствовал вкуса к созданию своих программ. Преподавание математики в большинстве школ, не способствует пробуждению у школьников интереса к этому предмету по причинам не всегда зависящим от педагога. Наша задача здесь состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свои таланты и верно выбрать будущую профессию. Современное развитие общества таково, что «чистая наука», например высшая алгебра в прошлом удел отдельных «небожителей», нашла свое практическое применение в самых разных областях.

И при этом, какой бы стройной ни была теория, прекрасными учебные программы, умными наши речи, главным остается личность педагога. Не только профессиональные знания, но и любовь к детям, желание понять их мир, интуиция, терпение, широта интересов. И природный дар Учителя. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, безразличие, неуверенность, недостаток знаний. И в сфере компьютерных технологий скорость их мышления в большинстве случаев значительно выше, чем у педагога. Они просто с младенчества пребывают в этой информационной среде. Поэтому для того, чтобы быть на высоком достойном уважения уровне педагогам этой области совершенно необходимо регулярно повышать свой профессиональный уровень, но именно в области компьютерных технологий и в тех учреждениях, которые способны обеспечить самый высокий уровень преподавания.
ЛИТЕРАТУРА:

    1. Леонтьев А.А. «Что такое деятельный подход в образовании», «Педагогика»- 1990 №2

    2. Тихомиров Л.А. «Что такое Отечество», СПб, 1907

    3. Бродский И.А. «Поклониться тени», СПб, Азбука-классика, 2001


ИНТЕРНЕТ:

  1. Непомнящий В.С. читает и толкует роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» http://www.rutracker.org>wanch?=j7ppxgtOo

  2. Яцкин В.Л. «Влияние мультфильмов на сознание детей» http://www.video-bums.ru

  3. Волкова П.Д. «Мост над бездной» http://www.tvkultura.ru



С увеличением темпа жизни и развитием компьютерных технологий и под влиянием средств массовой информации у части детей формируется клиповое сознание и неспособность к самостоятельному и глубокому восприятию  явлений как окружающего мира так и произведений искусства. Это не только обедняет личность и блокирует ее творческие возможности, но и приводит к психическим проблемам. Постигая красоту, человек обретает защищенность, уверенность, радость и смысл бытия. Дополнительное образование детей  в силу своей специфики может способствовать развитию у детей эстетического чувства и пробуждения интереса к явлениям культуры. Этой теме и посвящена предлагаемая статья.