Главная страница

«основные направления взаимодействия детского сада и семьи в укреплении и сохранении здоровья дошкольников»



Название«основные направления взаимодействия детского сада и семьи в укреплении и сохранении здоровья дошкольников»
Дата10.02.2016
Размер159 Kb.
ТипАнализ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В УКРЕПЛЕНИИ И СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ЦЕЛЬ: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

ЗАДАЧИ: Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

Повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Семинар-практикум.

УЧАСТНИКИ: Родители, воспитатели.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе проведения собрания.

2.Изготовление красочных пригласительных для родителей. (пригласительные билеты вручаются за неделю до родительского собрания; за несколько дней вывешивается объявление

3.Разработка буклетов для родителей «Массаж по А.Л. Умански»

4.Оформление папки «Полезные советы на каждый день».

5.Взятие интервью у детей о закаливании.

6.Создание презентации для сопровождения выступлений.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1. Вступительное слово

2. Дискуссия Создание проблемной ситуации для родителей: Что является причиной слабого здоровья детей?

3. Анализ анкетирования родителей

4.Презентация «Оздоровительные мероприятия в ДОУ»

5.Выступление воспитателя по теме «Оздоровительных мероприятиях в ДОУ».

6. Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.

7.Аудиозапись: высказывания ваших детей о закаливании.

8. Фильм «Чем мы занимаемся на прогулке»

9. Практикум «Волшебные точки» (по А.Л. Уманской)

10. Игра «Неоконченные предложения. Мой ребёнок будет здоров, если будет…”.

11. Рефлексия: «Ваше мнение о родительском собрании».

12. Вынесение  решения родительского собрания.

ХОД СОБРАНИЯ:

1.Вступительное слово

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.

Позвольте прочитать вам стихотворение.

В.Крестов “Тепличное создание”


Болеет без конца ребёнок.

 Мать в панике, в слезах:

и страх и грусть.

 - Ведь я его с пелёнок

 Всегда в тепле

держать стремлюсь.

 В квартире окна даже летом

 Открыть боится – вдруг сквозняк,

 С ним то в больницу, то в аптеку,

 Лекарств и перечесть нельзя.

 Не мальчик, словом, а страданье.

 Вот так, порой, мы из детей

 Растим тепличное создание,

 А не бойцов – богатырей.


2.Дискуссия

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

 Что является причиной слабого здоровья детей? Плохая экология? Может гиподинамия и неправильное питание? Или есть какие-то другие причины? Что вы думаете по этому поводу?

   Мнения родителей:

  • Причина в том, что дети мало гуляют, почти не ходят пешком, родители в детский сад и обратно возят их на машинах.

  • Родители балуют своих детей вредными чипсами, импортными сладостями, газированными напитками.

  • Чаще всего дома  не поддерживается режим дня, к которому ребенок привык в детском саду.

  • Много времени дети проводят у телевизора и у компьютера.

  • Бывают случаи, когда плохо пролеченные дети  приходят в детский сад и заражают здоровых детей.

  • Некоторые мамы чрезмерно кутают своих чад, ребенку трудно двигаться, он потеет и поэтому простужается.


3.Анализ анкетирования родителей

   Анализируя заполненные родителями нашей группы анкеты (прил. № 1), мы, воспитатели, пришли к выводу, что часто в выходные дни не выполняется режим дня: поздний подъем утром и позднее укладывание вечером, не проводится утренняя зарядка, не уделяется время дневному сну, прогулка заменяется играми дома или просмотром мультфильмов, нарушается режим питания: частые перекусы на бегу, всухомятку.

Все это негативно сказывается на неокрепшем растущем организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым иммунитет ребенка, наносит огромный вред его здоровью.

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?  (высказывания родителей)

  • Прежде всего, необходимо активно использовать  целебные природные

факторы окружающей среды:  чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический

климат.

         Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний,

но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка,  его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе,  двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их  к определенному ритму.

                  Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

4.Презентации «Оздоровительные мероприятия в ДОУ»

В нашей группе проводится комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей это:

  • Прием детей на свежем воздухе

  • Утренняя гимнастика

  • Физкультурные занятия на воздухе и в зале

  • Витаминопрофилактика.

  • Мыльные аппликации на слизистую носовых ходов

  • Полоскание полости рта прохладной водой

  • Влажная уборка.

  • Сквозное и угловое проветривание

  • Плавание в бассейне.

  • Ежедневные прогулки

  • Динамические паузы

  • Физминутки

  • Лечебно-оздоровительные игры

  • Чесночные медальоны

  • Гимнастика после сна

  • Контрастное обливание ног.

  • Босохождение.

  • Точечный массаж по А.Л.Уманской

  • Элементы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой

5.Выступление воспитателя по теме «Оздоровительных мероприятиях в ДОУ».

Сейчас мы хотим остановиться на некоторых проводимых оздоровительных мероприятиях в нашей группе.

Закаливание. Что такое закаливание? (высказывания родителей)

         Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит  и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание общим семейным делом.

 6. Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.

  Кто из вас дома проводит закаливающие мероприятия, и какие? (высказывания родителей)

7. Аудиозапись: высказывания ваших детей о закаливании.

         А теперь мы предлагаем послушать высказывания ваших детей (включается магнитофонная запись).

         Не называя ребенка по имени, педагог просит ответить на вопросы: Дети, зачем надо закаляться? Закаляетесь ли вы дома? Как? С кем ты это делаешь? Каждый ли день? Нравится ли это тебе? А почему ты не делаешь?

ВЫВОД: анализируя высказывания детей, можно сделать вывод, что дома дети не закаливаются.

Сейчас мы Вам расскажем, как мы закаливаем детей в нашей группе. Одним из видов закаливания проводимых в нашей группе – это контрастное обливание ног.

p1010839e:\фото детей\dcim\100olymp\p1010084.jpg

 Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35 — 36 °С), а затем сразу прохладной (24 — 25 °С), после чего вновь теплой водой (35 — 36 °С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18 °С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24 — 25 °С) и переходя к воде температуры 35 — 36 °С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание.

Хождение босиком по «тропе здоровья» - это дорожка с разными фактурами покрытия.

p1010837e:\фото детей\dcim\100olymp\p1010008.jpg

Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.

Сон при открытых окнах.

В прохладную погоду и в зимнее время года дети одевают, пижаму, легкую шапочку, носочки.

Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Мыльные аппликации.

e:\фото детей\dcim\100olymp\p1010079.jpg e:\фото детей\dcim\100olymp\p1010051.jpg

Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается  при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)

Прогулка является одним из существенных компонентов режима. 

Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться  в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.  При  этом одежда и обувь должны соответствовать  погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности  и место игры. Хорошо сочетать прогулки  со спортивными и подвижными играми.  Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно.

e:\sdc16703.jpg

8. Предлагаем вашему вниманию фильм «Чем мы занимаемся на прогулке»

9. Практикум «Волшебные точки» (по А.Л. Уманской)

Для профилактики простудных заболеваний мы с детьми проводим ежедневно точечный массаж по методике А.Л. Уманской.

Мы вам сейчас покажем, как можно делать такой массаж с детьми, а вы выполняйте его вместе с нами.

Массаж производится 3 раза в день кончиком указательного или среднего пальца, путем надавливания на кожу до появления незначительной болезненности. Затем делают 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против часовой стрелки. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3–5 с. Симметричные точки 3, 4, 7, 8 необходимо массировать одновременно двумя руками.

Если у ребенка обнаружены точки с повышенной или пониженной болевой чувствительностью, то их надо массировать через каждые 40 мин. до полной нормализации чувствительности.
http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/60239221.png

«Волшебные точки» для активизации адаптационных реакций организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе на респираторную группу вирусов (по А.Л. Уманской)

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные реакции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Точка 3 связана с синокаротидными синусами, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

Точка 4 связана со слизистой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Она связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, а главное – с нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов мозга, ответственных за мыслительную деятельность человека.

Массаж точки 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга она связана со всеми вышеперечисленными точками.

http://festival.1september.ru/articles/586737/img32.jpg
Таким образом, используя точечный массаж каждый день можно сохранить здоровье ребенка, растить его более здоровым.

ВЫВОД:   При проведении всех закаливающих мероприятий следует помнить, что перерыв в закаливании на две – три недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне не желателен.

         Нельзя и не учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.

10. Игра "Неоконченные предложения”

А сейчас давайте поиграем игру. У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех:

“Мой ребёнок будет здоров, если будет…”.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать правила личной гигиены.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться и т.д.

       Заключение. 

  Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о здоровье, тем лучше для его развития.

         Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и внедрять здоровый образ жизни в семью.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка.
11. Рефлексия: “Ваше мнение о собрании”.

Проводится игра «Веселый бубен».

- Ты катись, веселый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого остался бубен,

Тот сейчас расскажет нам…

Родители делятся своим мнением о родительском собрании.

12. Вынесение  решения родительского собрания.

Проект решение родительского собрания:

  1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

  2. Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому

  3. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.

  4. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день.

  5. Для профилактики простудных заболеваний делать точечный массаж по А. Л. Уманской.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.

Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа. 

1.Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_________________________________________

2.Дорога до детского сада:

-пешком (сколько времени)_______________________________________________

-на транспорте (сколько времени)__________________________________________

3.  Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:

-нет

-да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.  Режим сна:

-ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в_____ ч, поднимается в  _____ч;

- в выходные дни ложится спать в _____ ч, поднимается в ______ ч.

5.  Спит ли ребёнок днём в выходные дни:

-да (указать продолжительность сна);

-нет.

6.  Делает ли ребёнок дома утреннюю гимнастику?

-нет;

-иногда;

-только в выходные дни;

-да, всегда.

7.  Сколько времени в день ребёнок:

-смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;

-в выходные дни _____ ч;

-проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;

-в выходные дни _____ ч.

8.  Где ребёнок был летом?

-дома;

-за городом;

-на море;

-другое 

9.  Знаете ли вы меню детского сада?

-да, всегда;

-иногда;

-не интересуюсь.

10.Какие продукты питания не ест Ваш ребёнок?

11.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):

консервы (исключая консервы для детского питания);

-грибы;

-чипсы, сухарики;

-газированные напитки;

-импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)

Отметить для каждого из пунктов:

А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);

Б – иногда (1 раз в неделю);

В – редко (1-2 раза в неделю)

12. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?

-да, всегда;

-иногда;

-нет.

13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:

-хорошее;

-удовлетворительное;

-плохое (указать причину) 

14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? 

15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?

16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? 

Дата заполнения анкеты:

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.

Приложение 2
Памятка

Полезные советы на каждый день.

Самое главное - сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

  • Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

  • Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

  • Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

  • Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет - не препятствуйте ему.

  • Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

  • Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

  • Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

  • Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

  • Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.

  • Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!

0_55a57_13117479_xl0_55a57_13117479_xl


0_55a57_13117479_xl