Предметные: выделяют основную идею (мысль) рассказа, видят авторскую позицию, составляют сравнительную характеристику героев, составляют рассказ от лица героя.
Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование мотивации познавательного интереса. | 19
|
55
| Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.
| Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; о чём «говорят» фамилии героев, почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?
| Н: У, с.259, з.6 (письменно).
П: РТ с.41-42, з.61.
И:
| Предметные: выделяют главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливают причинно-следственные связи между ними.
Познавательные: проводят исследование и дают характеристики изучаемых объектов.
Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.
Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых действий в форме речевых значений.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
| 21
|
56*
| РР. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»
| Составить план текста и план сочинения
Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности.
| Н: написать сочинение.
П:
И: подготовить сообщение об А.П.Чехове.
| Предметные: знают понятиями «герой», «сопоставление», «противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), умеют ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявляют авторскую позицию, составляют рассказ от лица героя.
Познавательные: проводят самостоятельное исследование и дают личностные характеристики изучаемых объектов.
Регулятивные: определяют меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества.
| 23
|
57-58*
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».
Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".
| Биографические факты жизни писателя; сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа «Хирургия».
Сообщение о г.Таганрог; определение понятий: «юмористический рассказ», «сюжет», «фабула», «литературный герой».
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие "юмор", "речевая характеристика".
| Н: прочитать и принести тексты 1-2 рассказов А.П.Чехова (на выбор).
П: выписать из выбранного текста цитатные примеры, иллюстрирующие понятия "юмор", "речевая характеристика".
И:
| Предметные: знают автора и биографические сведения о нем; умеют составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передают содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимают, на чем основан юмор рассказа, определяют, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.
Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: находят нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
| 26, 28
|
59
| ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.
| Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование.
| Н: выучить наизусть стих-е И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
(по выбору).
П: РТ(2), с.30-31.
И: подготовить сообщения о И.С.Никитине, А.Н.Плещееве, А.Н.Майкове, И.З.Сурикове, А.В.Кольцове.
| Предметные: умеют определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи.
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: выбирают нужную информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям.
| 30
|
60*-61*
| Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
| Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В.Кольцова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.
| Н: создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
П: РТ с.44-45, з.64.
И:
| Предметные: выразительно читают, анализируют стихотворения; слушают и анализируют актёрское чтение.
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: испытывают чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.
| 2, 4.02
|
62*
| РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»
| Содержание стихотворений поэтов ХИХ века о родине, о родной природе и о себе. Анализ выразительных средств описания природы с целью определения их роли в создании настроения автора (героя).
| Н: написать сочинение.
П: подготовить сообщение об И.А.Бунине.
И:
| Предметные: владеют навыками анализа поэтического произведения (умеют определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, способ рифмовки, размер, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: работают самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
| 6
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (12 часов)
|
63*
| ВЧ. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе
| Сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказов; сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне.
| Н: прочитать главы 1-6 повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
П:
И: подготовить выразительное чтение и пересказ произведения с использованием характерных для него слов и выражений.
| Предметные: знают факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы», понимают авторское отношение к описываемым событиям.
находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коммуникативные: формулирует собственное мнение и позицию; умеют формулировать и задавать вопросы.
Личностные: развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выходы из спорных ситуаций.
| 9
|
64
| В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.
Портрет как средство изображения героев.
| Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность повести и гуманистический смысл произведения. Изображение города и его обитателей в повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (городской пейзаж).
Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке».
Подбор цитат к теме "Портрет как средство характеристики литературных героев."
| Н: прочитать до конца повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе».
П: РТ с.49-50, з.70.
И: У, с.49, з.9 (подробный пересказ одного из эпизодов или рассказ об одном из героев)
| Предметные: знают факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимают, в какое время происходят события, умеют объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев.
Познавательные: применяют методы информационного поиска.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт.
Коммуникативные: интегрируются в группе сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
| 11
|
65
| РР. Обучение работе над сочинением.
| Выбор темы сочинения. Формулирование дополнительных вопросов к выбранной теме. Составление плана работы с опорой на поставленные вопросы. Выводы в конце сочинения.
| Н: У, с.49 «Литература и изобразительное искусство», з.1,2.
П:
И: У, с.50, «Учимся читать выразительно».
| Предметные: владеют элементами анализа текста, понимают главную мысль произведения.
Познавательные: формулируют тему сочинения, составляют план сочинения по заданной теме.
Регулятивные: составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.
Коммуникативные: адекватно используют разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: выстраивают систему личностных отношений.
| 13
|
66
| Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко
| Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?
| Н: У, с.49 – выучить термин «повесть»
П: РТ(2), с.35-36 (часть А).
И:
| Предметные: знают определение понятия «композиция»; объясняют роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризуют литературного героя на основании его поступков, определяют роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определяют особенности композиции произведения.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
| 16
|
67*
| КР. Анализ эпизода из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
| Определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.
| Н: подготовиться к КР по итогам 2 триместра.
П: РТ(2), с.37 (часть В, С).
И:
| Предметные: анализируют эпизод в соответствии с соответствии с планом.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
| 18
|
68
| КР по итогам второго триместра.
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности (индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом). Комментирование выставленных оценок.
Содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий, умение определять в тексте (его фрагментах) изобразительно-выразительные средства, отличие прозаической и стихотворной речи, использование первоначальных представлений о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.
| Н: нарисовать иллюстрации к стихотворению (ям) С.А.Есенина. Выучить одно из стихотворений наизусть.
П:
И:
| Предметные: правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы.
Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
| 20
|
69-70*
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
| Основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; причины различия ритма в стихотворениях; каким настроением окрашены стихотворения, передача этого настроения в процессе выразительного чтения.
Защита проектов «Иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина».
| Н: подготовить проект «Иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина».
Прочитать сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». П: составить графическую схему стих-я, определить вид рифмовки.
И: подготовить сообщение о П.П.Бажове.
| Предметные: знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, умеют передавать это настроение в процессе выразительного чтения; используют навыки проектной деятельности.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения.
Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
| 25, 27
|
71*
| П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
| Основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова.
Содержание и герои сказа.
Обучение анализу эпизода. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».
Характеристика Данилы-мастера.
Словарная работа.
| Н:
П: РТ с.52, з.74.
И: РТ с.54-56, з.76.
| Предметные: знают основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова; выразительно пересказывают и анализируют фрагменты сказа, дают характеристики героя сказа, знают значения диалектных слов.
Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: планируют последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа.
| 2.03
|
72*
| Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
| Отличительные черты жанра сказа, отличие от сказки; Подбор цитатных примеров. Иллюстрирующих понятия "сказ", "сказка" и сопоставление этих понятий.
Работа в группах: анализ иллюстраций.
| Н: У, с.68 – выучить термины «сказ» и «сказка». Прочитать сказку «Тёплый хлеб».
П:
И: Подготовить сообщение о К.Г.Паустовском.
|
|