|
20*
| Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
| Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция), особенности языка и стиха. Презентация и защита собственных иллюстраций.
| Н: прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» (нач. 19 века). Сравнить сказку и басню, ответить на вопрос: «Как время написания басни и записи сказки обусловило своеобразие их финалов?»
| Предметные: умеют выразительно читать басни наизусть.
Познавательные: пользуются разными видами чтения.
Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы.
Коммуникативные: умеют оценивать устное речевое выступление сверстников.
Личностные: потребность в самовыражении через слово.
| 15
|
21*
| ВЧ. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.
| Основные мотивы творчества Крылова (нравственно-социальная тема, патриотическая, тема искусства и таланта); нравственная оценка автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества, к государственной системе; близость басни к устному народному творчеству, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализ басен с одинаковым сюжетом (общее и различное); отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорная интонация стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнить басни 00прозаические и поэтические, использование пословиц, афоризмов из басен Крылова в собственной речи.
| И: РТ(2), с.11-13 (кроме ч. С)
| Предметные: выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней.
Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: смыслообразование - устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
| 17
|
22*
| РР. Сочинение по басне.
| Обучение написанию сочинения.
3 темы на выбор:
- Какая басня И.А.Крылова твоя любимая и почему?
- Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А.Крылова?
- Что ты узнал о басне и какие её строки остались в памяти?
Написание черновика сочинения.
| Н: написать сочинение по одной из выбранных тем.
| Предметные: выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней, и на этой основе формируют собственный взгляд на проблему.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствуют имеющиеся.
| 20
|
23
| В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
| Сведения о поэте (детские годы, начало и вехи творчества).
История создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; реальные события и фантастические, отношение автора к героям.
Составление сюжетного плана баллады.
| Н: выучить определение «баллада», У, с. 90 – творческое задание (сочинить собственную балладу).
П: РТ, с. 22-23, з. 36.
| Предметные: понимают определение понятия «баллада» и ее жанровые особенности; характеризуют поступки героев и авторское отношение к ним.
Познавательные: разделяют виды текстовой информации: фактуальные и подтекстовые.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст в соответствии с сюжетным планом произведения.
Личностные: овладение техникой выразительного чтения баллады.
| 22
|
24*
| В.А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»
| Понятие о литературной сказке, развитие навыков пересказа текста, выразительного чтения, начальных навыков литературоведческого анализа.
| Н: У, с. 70-71 –подготовить пересказ статьи о В.А.Жуковском.
Прочитать сказку «Спящая царевна».
П: РТ с. 20, з. 33 (кроссворд)
| Предметные: умеют определять черты народной сказки, видят особенности авторской сказки. Знают содержание и героев сказки.
Познавательные: конструируют осознанное и произвольное сообщение в устной форме.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.
Коммуникативные: умеют читать вслух, понимают прочитанное.
Личностные: владеют техникой художественного пересказа.
| 24
|
25*
| «Спящая царевна».
Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
| Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.
| Н: прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
П: РТ с. 20-21, з. 34
| Предметные: самостоятельно раскрывают нравственное содержание произведения, находят лирические и эпические черты.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст.
Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению.
| 3.11
|
26*
| А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
| Некоторые факты биографии А.С.Пушкина (детство, юность). Лицейские годы поэта. Влияние народного творчества на будущего поэта; собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила».
| Н: выучить наизусть по выбору «К няне», «У лукоморья…»
П: написать мини-сочинение на тему: У, с. 93, з.1 или У, с. 94, з.1.
| Предметные: знают основные сведения о детстве и юности А.С.Пушкина, о годах его учения в лицее, о лицейских друзьях, истории создания поэмы «Руслан и Людмила»; понимание роли А.С.Пушкина в русской литературе.
Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Коммуникативные: создают устные иллюстрации.
Личностные: уважают культурное наследие своей Родины.
| 5
|
27
| РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
| Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Наблюдения над рифмовкой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина Различие стихотворной и прозаической речи. Понятия стих, ритм, стопа, рифма, строфа. Работа над составлением буриме.
| Н: выучить наизусть термины «рифма», «ритм», знать и различать виды рифмовок.
П: РТ с. 24, з.39.
И: придумать буриме с заданными рифмовками.
| Предметные: знают определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимают отличие речи прозаической и стихотворной, аргументируют свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объясняют ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, умеют, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.
Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.
Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)
Личностные: Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членами общества.
| 7
|
28
| А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.
| Истоки рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; «бродячие сюжеты»; система образов сказки; составление плана произведения; сопоставительный анализ текста.
| Н: У, с.113 «Будьте внимательны к слову».
П: РТ с. 25-26, з. 41, пункты 1-6.
| Предметные: знают историю создания, содержание и героев сказки, выделяют основные части сказки.
Познавательные: находят общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.
Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Личностные: владеют элементами анализа текста.
| 10
|
29*
| «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.
| Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов.
| Н: У, с. 117-118 – прочитать статью.
П: РТ с. 25-26, з. 41, пункты 7-11.
| Предметные: оценивают поступки и поведение сказочных героев, составляют план рассказа о герое.
Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные: сотрудничают в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.
Личностные: формируют познавательный интерес, навыки сопоставления.
| 12
|
30*
| РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина
| Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказки о мертвой царевне…» А.С. Пушкина. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне…» в актерском исполнении, обсуждение.
| Н: Прочитать сказку А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"
П: У, с. 113, з.2. или У, с. 113, з. 3.
| Предметные: знают сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина; понимают роль художественных средств в литературных сказках.
Познавательные: сопоставляют литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним.
Регулятивные: анализируют текст.
Коммуникативные: аргументированно и последовательно доказывают свою точку зрения при сравнении произведений и обсуждении их исполнения.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.
| 14
|
31*
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
| Краткий рассказ о писателе. Закрепить понятие о литературной сказке. Поиск примеров художественной условности в сказке.
Пересказ и выразительное чтение эпизодов сказки.
| Н и П: найти и принести на электронном носителе иллюстрации к сказке.
| Предметные: владеют основными сведениями о жизни и творчестве А.Погорельского, историю создания, содержание и героев сказки.
Познавательные: объясняют особенности литературной сказки начала 19 в.
Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Личностные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
| 17
|
32*
| "Чёрная курица, или Подземные жители".
Мир детства в изображении писателя.
| Рассматривание иллюстраций к сказке, подбор цитат из текста. Чтение сказки по ролям. Подготовка проекта, электронной презентации «Иллюстрации к сказке А.Погорельского»
| Н: принести книгу с любимыми авторскими сказками.
П: электронная презентация.
| Предметные: строят развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживают изменения в характере героя; сопоставляют литературное произведение с иллюстрациями к нему; составляют первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию.
Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации, составляют характеристику сказочного героя, дают оценку его поступкам.
Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено, и что ещё подлежит освоению.
Коммуникативные: обсуждают разные точки зрения и вырабатывают общее мнение по проблеме урока. Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
| 19
|
33*
| ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.
|
| Н: прочитать стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
| Предметные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 21
|
34
| КР. Тест за первый триместр.
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности (индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом). Комментирование выставленных оценок.
Содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий, умение определять в тексте (его фрагментах) изобразительно-выразительные средства, отличие прозаической и стихотворной речи, использование первоначальных представлений о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.
| Н: прочитать и принести текст стих-я Н.А.Некрасова «На Волге».
| Предметные: правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы.
Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест).
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
| 24
|
35
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.
| М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
| Н: выучить стих-е «Бородино» наизусть.
П: РТ с. 30-31, з. 48.
И: РТ с.30, з. 47.
| Предметные: определяют тему стихотворения, выразительно читают, применяют навыки пересказа статьи учебника.
Познавательные: находят и отбирают необходимую информацию.
Регулятивные: определяют последовательность выполнения задач для достижения цели.
Коммуникативные: применяют изученные навыки при работе по анализу текста.
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.
| 26
|
36
| Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»
| Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения в тексте; композиция произведения, характеристика его героев, патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.
| Н: прочитать повесть Н.Гоголя «Заколдованное место»
П: РТ(2), с. 21-22.
| Предметные: знают определения и умеют находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения, дают характеристику его героев, показывают и понимают
патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.
Познавательные: выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи.
Регулятивные: Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи
Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.
| 28
|
37
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
| Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа.
| Н: У, с. 170, з. 1 и 2.
П: РТ
|
|