Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)
|
№ п/п
| Тема урока
| Основные элементы содержания
| Контроль/дом. задание
| Планируемые результаты обучения, УУД
| Планируемые сроки/
дата проведения
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
|
1
| Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в жизни человека и общества.
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом.
Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги.
| Необходимый уровень (Н):
- учебник (У), с.6 задание 1 (придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц).
Повышенный уровень (П):
-рабочая тетрадь (РТ): с.5, задание 2.
Индивидуальное задание (И):
- придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц (поговорок).
| Предметные: научатся пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.
Познавательные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
| 1.09
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)
|
2-3*
| Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор.
| Малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель
создания малых жанров фольклора.
| Н: У, с. 8 (определить, к какому виду малых жанров ф. относятся тексты)
П: У, с.8, з.1 (записать в тетрадь определения терминов)
И: Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку.
______________
РТ (2) с.3-4.
| Предметные: знают, отличают друг от друга и дают определение малым жанрам фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимают язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи. многозначность смысла пословиц и поговорок), умеют отгадывать загадки.
Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.
Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм).
Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| 3, 5
|
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (8 ч.)
|
4
| Русские народные сказки. Жанры народных сказок.
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам
| Н: выучить определения: сказка, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.
У, с.10, з.1.
П: подготовить сказывание сказки, используя «Секреты мастерства сказителей» (сказки на выбор: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и Журавль» и др.)
И: сделать иллюстрацию к выбранной РНС.
| Предметные: знают жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимают особенности сказывания сказок (народная речь - лексика, ритм, слаженность, напевность), умеют определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, сопоставляют эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формируется мотивация к индивидуальной и коллективной деятельности.
| 8
|
5
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
| Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мораль в сказке.
Жанровые особенности сказки; характеристика героев сказки,
схема построения волшебной сказки.
| Н: подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей (зачин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.)
П: РТ с.9, з.8.
И: сравнить иллюстрации к сказке разных художников (У, с.25)
| Предметные: знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.)
Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
| 10
|
6
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (игра «Порядочек», РТ с.8, з.7), составление тезисного плана по теме «Животные-помощники». Викторина РТ с.8, з.6.
| Н: прочитать сказку «Иван-Крестьянский сын и Чудо-Юдо».
П: РТ, с.9, з.9.
И: подготовить инсценировку отрывка сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
| Предметные: умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
| 12
|
7*
| "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.
| Выявление особенностей сюжета, признаков волшебной и героической сказок. Как проявляется отношение народа к героям сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли.
| Н: составить развернутый устный ответ на проблемный вопрос "Каков мой любимый герой русской народной сказки."
П: РТ, с.11, з.14.
| Предметные: знают содержание и героев сказки; понимают, что сказка отражает народные идеалы добра и справедливости.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения и эффективно сотрудничают.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.
| 15
|
8*
| "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.
| Обучение составлению плана произведения. Развитие навыков пересказа, анализа текста, описания произведений живописи (по картине В.М.Васнецова «Бой Ивана-царевича с трёхглавым змеем»)
| РТ (2), с. 6-8.
| Предметные: умеют давать характеристику героев сказки, составлять план сказки, описывать произведения живописи.
Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: умеют анализировать прозаический текст и соотносить прочитанное с произведением живописи.
Коммуникативные: умеют пересказывать текст.
Личностные: формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
| 17
|
9
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель".
| В чём выражаются жанровые признаки сказки о животных.
Народное представление о справедливости, добре и зле.
| Н: У, с. 44, з.4 (жанры сказок, пересказ одной из сказок).
П: докажите, что концовка сказки «Солдатская шинель» похожа на пословицу.
И: У, с. 44, з.5 (рассказ о художниках-иллюстраторах сказок или об особенностях их иллюстраций).
| Предметные: владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимают мораль сказки, составляют пересказы эпизодов сказок.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Личностные: формируются навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
| 19
|
10*
| ВЧ. Мои любимые сказки.
| Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам.
Подготовить свой собственный сборник сказок, дать ему название, включить в него сказки разных видов, оформить обложку, вставить лучшие иллюстрации.
| Н: У, с. 44-45 – прочитать статью «Из рассказов о сказочниках», проверить себя (с.46).
| Предметные: понимают, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести ее содержание; умеют определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие - к композиции, сюжету.
Познавательные: владеют элементами анализа произведения.
Регулятивные: соотносят иллюстрацию с текстом художественного произведения, отбирают материал для устного рассказа.
Коммуникативные: доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членом общества.
| 22
|
11*
| РР. Создание волшебной сказки.
| Создать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности).
Написание чернового варианта сказки.
| Оформить сказку письменно.
| Предметные: понимают связи разных жанров фольклора.
Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: самостоятельно формулируют новую цель.
Коммуникативные: умеют сочинять новый текст, используя особенности жанра.
Личностные: осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России.
| 24
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
|
12-13
| Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
Читать текст; определять тему, идею; выделять главное в прослушанном сообщении, работать с учебником и иллюстрациями.
| Н: подготовить чтение притчи по ролям.
П: РТ с.13-14, з.19.
И: РТ (2) с.8-9.
| Предметные: понимают и воспроизводят информацию, представленную в древнерусском тексте.
Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).
| 26, 29
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
|
14
| М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»
| Значимость личности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; литературные жанры; смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека).
| Н: выразитель-ное чтение стихотворения, ответить на вопрос: «Почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом».
П: РТ с.15, з.22 или подготовить сообщение о Ломоносове.
| Предметные: понимают смысл произведения и видят смешное.
Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.
Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.
Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные: развитие чувства юмора.
| 1.10
|
15*
| Роды и жанры литературы.
| Определение теоретико-литературных понятий: роды и жанры литературы.
| Н: выучить определения родов литературы, привести примеры.
П: РТ с. 16, з.23.
И: подготовить сообщение о баснописцах (Эзопе, Лафонтене и др.)
| Предметные: знают роды и жанры литературы.
Познавательные: трансформируют информацию, представленную в разных формах (таблица, схема).
Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы.
Коммуникативные: умеют оперировать литературоведческими понятиями в речи.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
| 3
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (47 ч.)
|
16
| Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
| Жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); жанровые особенности басни, отличие басни от сказки.
| Н: У, с.57 (прочитать статью, выучить термины)
П: РТ с.16-17, з.26.
| Предметные: понимают иносказательный подтекст басен и их мораль, умеют выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявляют способы самообразования.
Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт.
Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное
Личностные: формирование мотивации к обучению.
| 6
|
17
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.
| Общая картина жизни И.А. Крылова (начало трудовой деятельности, как получил образование, с каких произведений начал писательскую деятельность), составить план рассказа о баснописце, жанровые и языковые особенности басни,
| Н: У, с.58-59 (прочитать статью об И.А.Крылове), з.2.
П: РТ, с.17, з.27.
| Предметные: выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней, и на этой основе формируют собственные ценностные ориентации.
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую (составляют план).
Регулятивные: прогнозируют и корректируют свою деятельность.
Коммуникативные: читают иносказательный текст, объясняют жанровые и языковые особенности текста.
Личностные: развитие патриотических чувств, гордости за историю своей страны.
| 8
|
18*-19*
| И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.
| Общая интонация, смысл басен Крылова, аллегория, мораль, -объяснить их. Выяснить, как можно использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; установить ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставить басни Крылова с баснями других авторов.
| Н: выучить наизусть басню И.А.Крылова (по выбору)
П: РТ с.18-19, з.29.
И: иллюстриро-вание басен.
| Предметные: умеют выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности.
Познавательные: умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (умение работать по алгоритмам).
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
| 10, 13
|