Главная страница

Организация самостоятельной работы ученика



Скачать 26.54 Kb.
НазваниеОрганизация самостоятельной работы ученика
Дата24.02.2016
Размер26.54 Kb.
ТипДокументы


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА

Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлением уроков для общеобразовательной школы. Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже вредной, когда человек сильно утомлен. Поэтому лучше всего ей отводить утренние часы. Если это невозможно, то целесообразнее посвятить музыке время перед приготовлением уроков для общеобразовательной школы, чем после них: переключение внимания отражается благоприятно на занятиях как искусством, так и наукой.

Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени фортепианной игре. Кроме посещения занятий и приготовления уроков, им необходимо читать книги, ходить в кино, театры, концерты, заниматься спортом, гулять, иначе они вырастут или недостаточно культурными, или физически незакаленными. Поэтому педагог специального класса должен обратить особое внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря.

Стремясь рационализировать процесс самостоятельных занятий ученика, некоторые педагоги указывают, сколько минут в день надо тратить на гаммы, этюды, полифонию и т.д. Такого рода регламентация представляется нам ненужной, сковывающей развитие самостоятельности. Ведь буквально каждый урок, каждый день домашних занятий вносит изменения в характер, а следовательно и в продолжительность последующей работы над тем или иным сочинением. Одно из самых важных для ученика – научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять своё время между различными объектами работы. Приобрести это умение можно лишь в процессе собственной практики.

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он живёт. Когда в класс приходит новичок, следует побывать у него дома, познакомиться с семьей, попробовать инструмент. Иногда родители не понимают, как вредно играть ребенку на расстроенном рояле, у которого слишком тугая педаль или западают клавиши. Порой не учитывается плохое освещение пюпитра и клавиатуры. Все эти «мелочи» в действительности имеют большое значение.

Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой их детей. Некоторые матери преувеличенно опекают ребенка, превращаются в репетитора и лишают его всякой самостоятельности. Иногда, наоборот, музыкальные занятия проходят без должного внимания со стороны родителей, которые не только не следят, чтобы ребенок действительно работал за инструментом, но даже не понимают, как важно создать в это время в комнате тишину.

Иногда приходится проводить с родителями настоящую воспитательную работу, добиваться того, чтобы они помогали, а не мешали музыкальному развитию ребенка. Родители должны следить, чтобы ребенок занимался в положенное время, и создать ему необходимые условия для работы, но вмешиваться в нее без особой нужды им не следует. Пусть лучше о всех замеченных недостатках они сообщают педагогу: нет ничего хуже, когда мать и педагог начинают учить ребенка «в четыре руки». Конечно, в отношении самых маленьких не исключается возможность некоторого присмотра за выполнением занятий дома.

К сожалению, приходится замечать, что некоторые родители, даже те, кто сам прошел суровую жизненную школу, стремятся оберегать своего ребенка от труда. Надо ли говорить о том, что пока он не добьется коренного перелома в отношении к труду в семье ученика, попытки научить последнего работать за инструментом будут входить в противоречие с привычным укладом жизни и могут оказаться весьма малоуспешными?

Используемая литература Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано / А. Алексеев // Организация самостоятельной работы ученика. - М.: Музыка, 1971.