Главная страница

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса направленная на формирование стрессоустойчивости у подрстков



НазваниеОрганизация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса направленная на формирование стрессоустойчивости у подрстков
страница1/4
Дата01.03.2016
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Министерство образования, науки и молодежной политики РА Управление образования, спорта МО «Кош – Агачский район»

МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса направленная на формирование стрессоустойчивости у подрстков.

(Психолого - педагогический опыт)

Педагог – психолог МКОУ «Ташантинская ООШ»» __________Л.И.Чокова

c.Ташанта

2015

Содержание

  1. Сведения об авторе…………………………………………………….…3

  2. Условия возникновения опыта……………………………………….….4

  3. Актуальность и перспективность опыта…………………………….….4

  4. Цели и задачи опыта………………………………………………….…..5

  5. Ведущая идея опыта……………………………………………………...6

  6. Сроки реализации программы………………………………………...…6

  7. Теоретическая база опыта…………………………………………….….6

  8. Новизна опыта…………………………………………………………….6

  9. Технология опыта…………………………………………………………7

  10. Результативность опыта………………………………………………….8

  11. Адресность опыта…………………………………………………….....15

  12. Литература……………………………………………………….……....16

  13. Приложение…..………………………………………………………….13


1. Сведения об авторе

Ф.И.О. Чокова Лиана Игоревна
Образование:
высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Горно-Алтайский государственный университет,2012


Специальность по диплому: «Педагогика и психология»


Место работы:
МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»


Должность:
педагог - психолог


Педагогический стаж:
6 лет


Стаж работы в занимаемой должности:
2 года


Квалификация: СЗД



Награды:
Почетная грамота Управления образования, спорта и молодежной политики МО «Кош – Агачский район»



2.Условия возникновения

Традиционно во всех школьных учреждениях, особое внимание уделяют физическому здоровью ребенка. Взрослые еще не до конца осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия.

Взрослые- это те люди, которые окружают ребенка, учителя, родители, родственники, представители различных организаций.

В потоке современного движения, школьникам очень трудно адаптироваться, приспособиться, шагать в одну ногу с запросами социума.

Проработав в школе более 6 лет, могу отметить, что особенно сложно этот процесс протекает у подростков, так как, именно в этом возрасте характерны такие черты как:

-эмоциональная лабильность;

- конфликты;

-тревожность;

-противоречивость чувств;

-нравственная неустойчивость;

-колебания в самооценке, все это можно охарактеризовать как личностную нестабильность.

Негативными последствиями всего вышеизложенного могут стать:

-курение и употребление алкоголя;

-суицидальные риски;

-конфликтность подростков;

- детская преступность.

Всего этого можно избежать, предотвратить, воспитав психически здорового школьника.

А так как важнейшим компонентом психически-здорового ребенка является стрессоустойчивость - способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, мною было решено организовать центр поддержки подростков на базе МБОУ «Ташантинская ООШ».

3.Актуальность и социальная значимость

Учитывая то, что эксперты Всемирной организации здравоохранения обращают внимание на то, что проблемы психического здоровья имеют прямую связь с нравственной атмосферой, которая его окружает и культурными стандартами, взаимосвязь всех участников воспитательного процесса(родители, учителя, обучающиеся, окружающее общество) является необходимой и выходит на передний план по сохранению и укреплению психического здоровья.

В современном мире главную роль играет социальная значимость человека, и здоровье является одним из важнейших условий жизнедеятельности. Среди множества факторов определяющую успешную, социально-значимую личность, является психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности.

Именно поэтому свой психолого-педагогический опыт я направила на решение вышеперечисленных проблем , в связи с чем была определена тема «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса направленная на формирование стрессоустойчивости у подростков».

В качестве объекта темы выступает стрессоустойчивость подростков, а предмета – пути и способы организации работы психолога по формированию стрессоустойчивости у подростков.

Целью моей работы является развитие и внедрение в практику МКОУ «Ташантинская ООШ» системы взаимодействия участников образовательного процесса, направленную на формирование стрессоустойчивости у подростков.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- своевременное выявление проблемы ;
- создание условий для решения выявленных проблем;
- разработка и реализация программ, методов, форм работы по решению воспитания стрессоустойчивых, здоровых подростков;
- формирование системы мониторинга;
- компетентностный подход в обучении всех субъектов образовательного процесса.

4. Ведущая идея опыта

Заключается в создании центра поддержки подростков МБОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа», направленная на формирование стрессоустойчивости , сохранение и укрепления здоровья(физического,психического, нравственного), который будет охватывать всех участников образовательного процесса (родители, учителя, обучающиеся) и вести активное сотрудничество с социальными институтами (Ташанта) и района(Кош-Агачского) в целях достижения желаемого результата. Работа с подростками будет реализовываться педагом-психологом школы. Средством реализации цели выступят:

-активное взаимодействие с родителями и учителями;

-целостность психологического сопровождения и воспитательного процесса;

Использование данного опыта поможет сохранить и укрепить как физическое так и психическое здоровье подростков, вовремя предупредить и предотвратить суицидальный риск, а так же снижение вероятности употребление алкоголя, ПАВ. Профилактику табакокурения. Сохранить благоприятный микроклимат в классных коллективах, создать комфортные условия для успешного учебно- образовательного процесса. Посредством взаимодействия с социальными институтами воспитать коммуникативную, устойчивую к стрессам, уверенную в себе личность.

5. Срок реализации опыта – 3 года.

6. Этапы работы над опытом:

  1. Диагностико-теоритический(2013-2014)

    1. Выявление уровня тревожности и состоянии стрессоустойчивости подростков;

    2. Изучение методической и научной литературы. Накопление теоритического материала.

    3. Выявление перспективных направлений развития



  1. Практический(Операционно-познавательный (2014-2015)

    1. Апробация и внедрение,корректирование проектов, организация взаимодействия адаптивного –психолого -воспитательного процесса.

    2. Практическое исследование новых научных подходов, актуального психолого- педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение психологических занятий, тренингов, практикумов,мастер-классов,консльтацию и т.д.

  2. Контрольно-оценочный(2015-2016)

    1. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

    2. Подведение итогов работы по теме.

    3. Выступление с обобщением опыта работы,отчет, систематизация накопленного опыта.

7. Предполагаемые результаты

Воспитание подростка с набором качеств, позволяющих ему переносить с легкостью все трудности и порицания, уверенного в себе, с адекватной самооценкой. Обладающего способами саморегуляции, нравственным отношением к здоровому образу жизни во всех пониманиях этого слова.

В будущем адаптированного выпускника с набором социально-значимых качеств.

8. Теоретическая база опыта

Анализ исследований, посвященных проблеме стресса (С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.), позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия.

Впервые в физиологии и медицине данный термин был использован в 30-е гг. ХХ в. всемирно известным врачом и биологом Г. Селье. Термином «стресс» ученый предлагал обозначать неспецифические реакции организма человека («общий адаптационный синдром») в ответ на неблагоприятное воздействие извне.

стресс



отрицательные ←|→ положительны

факторы факторы

Рис.1. Модель стресса по Г. Селье

Так же в исследованиях Г. Селье, основоположника концепции стресса, были выделены два основных его вида:

  • физиологический стресс (заболевание организма);

  • психологический стресс (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе, удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей, одним словом проявление различных эмоций, про которые Л.С. Выготский, отмечал , что именно эмоции организуют поведение человека.

Ученый, Д. Фонтана выделяет следующие эмоциональные эффекты стресса (Табл. 1)

  • Таблица 1

  • Эмоциональные эффекты стресса

- Возрастает физическое и психологическое напряжение

- Возрастает болезненная мнительность

- Изменяются личностные особенности

- Имеющиеся личностные проблемы усиливаются

- Моральные и эмоциональные ограничители ослабевают

- Появляются депрессии и чувство беспомощности

- Резко падает самооценка

Способность к мышечной релаксации, хорошему самочувствию, снятию беспокойства и тревоги уменьшается

Воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванным стрессом. Ощущение здоровья и хорошее самочувствие исчезают

Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим; возможно проявление авторитаризма и агрессии

Присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают

Возрастает число эмоциональных взрывов

Душевные силы ослабевают, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям

Развивается ощущение некомпетентности и неполноценности

Ознакомившись с трудами ученных, можно сделать вывод ,что понятие стресс до конца не изучено, но уже с середины 20 века стоит острый вопрос по формированию стрессоустойчивости человека.

9.Новизна опыта

Опыт по данной теме состоит из:

- целостного, непрерываемого взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- включает курс занятий не с одним, а разными методами и приемами работы с подростками такие как: ролевые игры, дискуссии, релаксационные упражнения, психогимнастика, самомассаж и т.д, направленные на снятие эмоционального напряжения не только с подростками, но и с родителями и учителями;

-в рамках поставленной цели, создана собственная комната психологической разгрузки (переносная) для проведения занятий направленных на снятие эмоционального и мышечного напряжения;(Приложение 1)

- в рамках сотрудничества с социальными институтами села и района, подростки МБОУ «Ташантинская ООШ» ежеквартально выезжают на занятия в Управление социальной поддержки населения (Оборудованная сенсорная комната(темная),тренажерный адаптированный зал). Постоянно участвуют в различных социальных рекламах, акциях.

- Так как с.Ташанта расположено на границе Российской Федерации и Монгольской Народной Республики, здесь расположены военные структуры, с которыми также идет тесное сотрудничество под лозунгом «В здоровом теле -здоровый дух». Обучающиеся подросткового возраста один раз в неделю посещают спортивный зал Ташантинского таможенного поста, участвуют в учебных занятиях кинолога в/ч2080, осваивают азы военной профессии, учатся навыкам ОБЖ.

Эти все действия направлены на сохранение и укрепление физического, нравственного и безусловно психического здоровья подростков, результатом которого становится устойчивый к стрессам, коммуникабельный, успешно социализированный подросток, которому некогда впадать в депрессию, зацикливаться на мелочах, обладает навыками саморегуляции, самоконтроля.

Актуализируются личные ресурсы подростков, способствующие формированию здорового жизненного стиля, а значит снижению риска курения, употребление алкоголя, ПАВ. В результате чего снижается преступность, правонарушение несовершеннолетних.

9. Технология опыта

Вся моя работа разделена на 2 блока:

I блок. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.

Целью данного направления является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Деятельность педагога-психолога направлена на:

  1. Облегчение процесса школьной адаптации:

  1. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.

  1. Исследование по определению развивающего эффекта применяемых форм, средств и методов формирования стрессоустойчивости у подростков.

  1. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:

  • беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности, формирование у педагогов, родителей подростков общей психологической культуры (лекции, семинары, беседы, тренинги и т. п.);

  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима роботы общеобразовательного учреждения и др.);

  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.

5. Взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса и социальными институтами села и района, направленное на формирование социальной активности, социальной адаптивности, коммуникабельности подростка.

Данная деятельность осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или этапа работы по программе «Пульс». Формирование групп и планирование работы осуществляется на основании психологической диагностики. Численность детей в группе 10-12 человек (коррекционные занятия). Занятия должны проходить регулярно 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев. Продолжительность одной встречи 1-2 урока, в зависимости от цели занятия и состояния участников.

Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.

Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбираю, опираясь на результаты предварительного обследования. В приложении указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.

II блок. Консультативно - просветительская работа.

В этом направлении деятельность педагога-психолога связана с важностью обеспечения психолого-педагогической поддержки подростков, поиском индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и подростков, и направлена на оказание опосредованной помощи детям и взрослым.

Содержание работы данного направления:

  1. Консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания подростков (проработка проблем, информирование о других специалистах города, организация сотрудничества), с целью повышения профессиональной и личностной компетенции.

  2. Индивидуальное, групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностик.

  3. Консультирование подростков по их запросам.

  4. Психологическая поддержка педагогов и родителей подростков, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества (индивидуальные и групповые занятия).

  5. Консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы образовательного учреждения (конкретные мероприятия должны быть отражены в планах методической и учебно-воспитательной работы и расписании уроков).

  6. Подведение итогов диагностической и коррекционной работы с «трудными» подростками на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.

  7. Участие педагога-психолога в работе педагогических советов, совещаниях (передача информации об изменениях в обследуемом классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).

  8. Проведение месячников с целью профилактики зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям у подростков.

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.

10.Результативность опыта

С целью изучения психоэмоционального состояния личности и организации работы направленной на формирование стрессоустойчивости подростка на начальном этапе с обучающимися подросткового возраста проведено диагностирование с применением тестов и методик:

  1. «Определение направленности личности (Б.Басса)»;

  2. «Тест школьной тревожности Филлипса»;

  3. «Выявление типа темперамента.» (Опросника Айзенка (подростковый));

  4. «Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста – опросника Шмишека»;

  5. . Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

На начальном этапе с помощью опросника Айзенка и тест - опросника Шмишека изучены тип темперамента, особенности личности и акцентуации характера личности младших подростков; тестовой методики «Определение направленности личности Б. Басса» - направленность личности подростков (Приложение 1).

Выявлено следующее:
Диаграмма 1. Определение направленности личности

Направленность на себя преобладает у 44 % диагностируемых от их общего числа (диаграмма 1), направленность на общение – у 34% диагностируемых; у 22 % диагностируемых - на дело.

Сравнительный анализ результатов теста школьной тревожности Филлипса».

Результаты теста школьной тревожности Филлипса, проведенного до коррекционно-развивающей работы, для изучения уровня и характера тревожности у подростков, связанной со школой и обучением, показали следующую тенденцию – у большинства подростков выражены тревожные синдромы (4 из 8):

- Уровень тревожности,

- фрустрации потребности в достижении успеха,

- страх самовыражения,

- страх не соответствия ожиданиям окружающих, которые устранены в процессе работы центра по поддержке подростков «Пульс».
Диаграмма 2. Уровень тревожности

До коррекционно – развивающей работы высокий уровень тревожности наблюдается у 12% опрошенных, повышенный уровень – у 44%, у 44% опрошенных отмечен средний уровень.

После … наблюдается положительная динамика: у 66 % опрошенных отмечается средний уровень тревожности, у 22 % опрошенных - повышенный уровень (уменьшилось количество диагностируемых с повышенной тревожностью), у 12% диагностируемых наблюдается низкий уровень тревожности. Возросло количество опрашиваемых со средним уровнем тревожности (с 44% до 66 %) и уменьшении количества опрашиваемых с повышенной (с 44% до 22 %) и высокой (с 12 % до 0%) тревожностью.

До… После…

Диаграмма 3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

Фрустрация потребности в достижении успеха - это неблагоприятный фон психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата…

До коррекционно - развивающей работы высокий уровень фрустрации потребности в достижении успеха наблюдался у 12 % опрошенных, после – 0.

До… повышенный уровень фрустрации отмечался у 44% опрошенных, после.. количество опрошенных с повышенной тревожностью уменьшилось до 22 %.

После… увеличилось количество опрошенных со средним уровнем фрустрации потребности в достижении успеха (с 44 % до 67%). У 11% диагностируемых снижен уровень фрустрации до низкого уровня.
До После

Диаграмма 4. Страх самовыражения.

Страх самовыражения – это негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей.

В результате работы направленной на формирование стрессоустойчивости повышенный уровень страха самовыражения, наблюдаемый у 78% диагностируемых, снижен на 34 %. Сократилось количество диагностируемых (11 %) с высоким уровнем страха самовыражения.

Существенно увеличилось количество диагностируемых со средним уровнем страха самовыражения (с 11 % до 56 %)
До После

Диаграмма 5. Страх не соответствия ожиданиям окружающих.

Страх несоответствия ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Высокий и повышенный уровни страха несоответствия ожиданиям окружающих имели 22 % и 46 % опрошенных от общего их количества, после реализации данной программы наблюдается их снижение с 22 % до 11% и с 46% до 22% соответственно.

До… средний уровень отмечался у 22% опрошенных, после … у 56 % опрошенных. Низким уровнем страха несоответствия ожиданиям окружающих обладает 11% опрошенных.
При сравнении результатов, полученных при проведении диагностики «Адаптивность», можно сделать вывод, что личностный адаптивный потенциал подростков вырос.

До…

После…
На основании вышеперечисленных полученных результатов тестов и методик можно сделать вывод о том, что у подростков благополучно преодолеваются страхи самовыражения, несоответствия окружающим, фрустрации. Снижается школьная тревожность, появляется уверенность в суждениях, поведении; повышается учебная мотивация, развиваются навыки общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

11. Адресность опыта

Данный опыт предлагается педагогам-психологам, уделяющим в своей работе особое внимание внедрению психолого-педагогических мероприятий по формированию жизнестойкости в общую программу, на мой взгляд это будет эффективным методом воспитания психологически здорового человека. Человека творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающего самого себя и признающего ценность и уникальность окружающих его людей, умеющего брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом и созиданием.

Литература

    1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004.

    2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М.: «Просвещение», 1988

    3. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006.

    4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 197 с.

    5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.

    6. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. Часть IЛНПП «Облик», 2002

    7. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

    8. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Е.Ф. Головей. – Спб, 2003.

    9. Практикум по возрастной психологии. – Спб., 2002.

    10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.


Приложения

Приложение 1

Применяемые методики диагностической работы

Определение направленности личности
(Б. Басса)


Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
http://testoteka.narod.ru/0.png1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".
http://testoteka.narod.ru/0.png2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".
http://testoteka.narod.ru/0.png3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Анкета

  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
    А. Одобрения моей работы;
    Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
    В. Сознания того, что меня окружают друзья.

  2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
    А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
    Б. Известным игроком;
    В. Выбранным капитаном команды.

  3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
    А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход
    Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
    В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

  4. Мне нравится, когда люди:
    А. Радуются выполненной работе;
    Б. С удовольствием работают в коллективе;
    В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

  5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
    А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности
    Б. Были верны и преданы мне;
    В. Были умными и интересными людьми.

  6. Лучшими друзьями я считаю тех:
    А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
    Б. На кого всегда можно положиться;
    В. Кто может многого достичь в жизни.

  7. Больше всего я не люблю:
    А. Когда у меня что-то не получается;
    Б. Когда портятся отношения с товарищами;
    В. Когда меня критикуют.

  8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
    А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
    Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
    В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

  9. В детстве мне больше всего нравилось:
    А. Проводить время с друзьями;
    Б. Ощущение выполненных дел;
    В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

  10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
    А. Добился успеха в жизни;
    Б. По-настоящему увлечен своим делом;
    В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

  11. В первую очередь школа должна:
    А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
    Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
    В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

  12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
    А. Для общения с друзьями;
    Б. Для отдыха и развлечений;
    В. Для своих любимых дел и самообразования.

  13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
    А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
    Б. У меня интересная работа;
    В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

  14. Я люблю, когда:
    А. Другие люди меня ценят;
    Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
    В. Приятно провожу время с друзьями.

  15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
    А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
    Б. Написали о моей деятельности;
    В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

  16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
    А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
    Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
    В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

  17. Для меня нет ничего хуже, чем:
    А. Оскорбление личного достоинства;
    Б. Неудача при выполнении важного дела;
    В. Потеря друзей.

  18. Больше всего я ценю:
    А. Успех;
    Б. Возможности хорошей совместной работы;
    В. Здравый практичный ум и смекалку.

  19. Я не люблю людей, которые:
    А. Считают себя хуже других;
    Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
    В. Возражают против всего нового.

  20. Приятно, когда:
    А. Работаешь над важным для всех делом;
    Б. Имеешь много друзей;
    В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

  21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
    А. Доступным;
    Б. Авторитетным;
    В. Требовательным.

  22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
    А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
    Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
    В. О последних достижениях науки и техники.

  23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
    А. Дирижером;
    Б. Композитором;
    В. Солистом.

  24. Мне бы хотелось:
    А. Придумать интересный конкурс;
    Б. Победить в конкурсе;
    В. Организовать конкурс и руководить им.

  25. Для меня важнее всего знать:
    А. Что я хочу сделать;
    Б. Как достичь цели;
    В. Как организовать людей для достижения цели.

  26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
    А. Другие были им довольны;
    Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
    В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

  27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
    А. В общении с друзьями;
    Б. Просматривая развлекательные фильмы;
    В. Занимаясь своим любимым делом.


Бланк тестируемого ______________________



п/п

Больше всего

Меньше всего



п/п

Больше всего

Меньше всего



п/п

Больше всего

Меньше всего

1







10







19







2







11







20







3







12







21







4







13







22







5







14







23







6







15







24







7







16







25







8







17







26







9







18







27








Ключ



Я

О

Д



Я

О

Д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

3

А

В

Б

17

А

В

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

А

В

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

Б

В














Методика диагностики уровня

школьной тревожности Р. Филлипса.

Назначение методики – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение исследования.

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
  1   2   3   4