Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеОрганизация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
страница3/4
Дата23.02.2016
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4
Тема: «Защита проекта «Словари русского языка»
Цели: 1 . формирование навыков и умений проектирования( презентационные умения и самоанализ работы);

2. Знакомство со словарями русского языка;

3. Формирование умения ими пользоваться.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка словарей.
Ход презентации

Ведущий 1: (его слова сопровождаются слайдами ) сегодня мы представляем защиту проекта «Словари русского языка». При изучении разных тем русского языка мы столкнулись с проблемой: незнание и неумение пользоваться словарями, поэтому решили попробовать свои силы в данном проекте ( его тему предложил учитель)

Цель проекта: познакомиться со словарями русского языка и научиться ими пользоваться.

Характеристики проекта: среднесрочный(2 недели); групповой (участвовал весь класс); информационный (мы собирали информацию о словарях и их авторах) и творческий(выполнили ряд творческих заданий)

Продукт проекта: мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями, словарик терминов, кроссворд.
Ведущий 2: Начать нашу презентацию мы бы хотели со стихотворения С. Я. Маршака «Словарь» (чтение ст-ия). С. Я. Маршак в поэтической форме показал всю значимость словарей в жизни людей.
Ведущий 1: А сейчас мы расскажем какие бывают словари и как ими пользоваться(выступление группы ребят, которое сопровождается слайдами и демонстрацией словарей с выставки)

*Толковые словари и их авторы;

*орфографический словарь;

*орфоэпический словарь

*этимологический словарь;

*словарь иностранных слов;

*словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

* словообразовательный словарь.
Ведущий 3: А сейчас предлагаю проверить как мы научились пользоваться словарями: я составила индивидуальные карточки, в которых указан словарь и даны слова, ваша задача найти это слово в нужном словаре и словарную статью записать в тетрадь( тетрадь сдается и ставится оценка)


Ведущий 4: Работа над словарями нас вдохновила на создание своего «Словарика терминов для 5 класса», т. к. многие учителя сетуют, что мы не знаем термины. В этом словарике в алфавитном порядке записаны термины, которые мы используем на уроках русского языка, математики, литературы, природоведения, ИЗО, музыки. Предлагаю вам викторину: я читаю определение, а вы называете термин. Кто больше наберет жетонов, тот и победил. (10 слов)
Ведущий 5: А в заключении нашей презентации мы предлагаем вам отгадать кроссворд, который составили сами: в заданиях даны определения и термины, которые связаны с разными словарями.( автор кроссворда проверят его правильность)
Ведущий 6: А закончить нашу презентацию мы хотим пословицами, которые посвящены словарям. Именно в них соединяется народная мудрость, которая показывает всю значимость словарей в жизни каждого человека.
Рефлексия урока

Анкета « Диагностика проектной деятельности учащихся», «Рейтинговая оценка проекта учащихся 5-7 классов»
Домашнее задание: написать сочинение « Что я знаю о словарях русского язык»

Приложение №3 (паспорта проектов)
Проект «Второстепенные и внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »
Учебный предмет: литература

Класс:11
Вид проекта: исследовательский и творческий, индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: двойственное отношение учащихся к введению данных персонажей в комедию

Цель проекта: исследовать типичность характеров внесценических и второстепенных персонажей, их роль в произведении и жизни главных действующих лиц; формирование навыка исследовательской работы; развитие творческих способностей и презентационных умений.
Задачи проекта: исследование и анализ литературного материала, создание авторских иллюстраций, оформление работы и создание презентации.
Мотивация: поиск ответа на вопрос: «Актуальна ли комедия и ее герои в наши дни?»

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет.

Дополнительно привлекаемые специалисты: режиссер местного народного театра и преподаватели художественной школы.
Продукт: реферат и мультимедийная презентация

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый и творческий – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ сценических постановок комедии, изучение критической литературы, отбор материала для реферата, создание авторских портретов второстепенных и внесценических персонажей.

3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя и мнения членов Научного общества.

Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Мы делаем газету»

Учебный предмет: русский язык, история, краеведение.

Класс:9, возраст 14лет

Вид проекта: практико-ориентированный, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный(2недели), групповой(10человек)

Проблема: у учащихся возникли трудности при изучении жанров публицистического стиля

Цель проекта:1-обобщение результатов работы по теме жанры публицистического стиля; 2-формирование навыка создания проекта; 3-воспитание чувства патриотизма через учебную, поисковую и творческую деятельность; 4-формирование навыка коллективной работы.

Задачи проекта: знакомство со спецификой работы журналистов; сбор информации; создание творческих работ; редактирование и создание газеты.

Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме, возможности проявить свои творческие способности, познакомиться с рядом новых профессий.

Информационно-техническое обеспечение: материалы школьного музея, издания периодической печати, фотографии, компьютер.

Дополнительно привлекаемые специалисты: руководитель школьного музея, редактор местной газеты.

Продукт: газета, посвященная подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.

Этапы работы над проектом:

1этап организационный: изучение жанров публицистики, встреча с редактором местной газеты, выбор участниками проекта темы газеты, распределение заданий(индивидуальных и групповых) в соответствии с ролевыми обязанностями: редактор, оформитель, журналисты, критик(1неделя). Роль учителя_ направляющая на основе мотивации.

2этап поисковый и творческий: учащиеся изучают документы военных лет, материалы музея, периодическую печать, создают творческие работы в разных стилях и жанрах: статья, очерк, репортаж, семейные хроники; оформляют материалы(1неделя). Роль учителя- консультирующая.

3этап презентация проекта: страницы газеты спроектированы на доску и розданы в распечатанном виде рецензорам. проект представляет редактор (цель, задачи, характеристики проекта, историю создания). Журналисты представляют свои статьи (портретный очерк, репортаж, эссе, развлекательную страничку, семейные хроники)-1урок

4этап анализ проекта: независимая экспертная группа(11класс) пишут рецензию; высказывают мнение участники проекта по плану: соответствие жанру, раскрытие темы, достоинства и недостатки работы.

5этап подведение итогов: зачитывается рецензия, слово учителя, слово редактора газеты.

6этап оценка: общая за весь проект и индивидуальная за каждую работу.

С данной работой учащиеся выступили на классном часе в8-10 классах.
Проект «Сборник стихов учащихся «Первоцвет»

Учебный предмет: литература
Класс:6, 7, 9,возраст учащихся12-15лет
Вид проекта: творческий, долгосрочный(2 месяца), групповой, внутришкольный, монопроект
Проблема: падение интереса к поэзии
Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся; повышение мотивации на уроках литературы; формирование навыка проектной деятельности.
Задачи проекта: изучить законы стихосложения; научить создавать и редактировать собственные стихотворения.
Мотивация: интерес и любовь к поэзии, желание публичного признания (участие в районном конкурсе).
Информационно-техническое обеспечение: словарь литературоведческих терминов, произведения русских поэтов, компьютер.
Дополнительно привлекаемые специалисты: местная поэтесса(ее произведения 10 лет публикуются в районной газете)
Продукт: сборник стихов.
Этапы работы над проектом:

1этап организационный- изучение законов стихосложения на уроках литературы и факультативных занятиях, анализ произведений русских поэтов(1месяц).Роль учителя- обучающая.

2этап творческий- создание собственных произведений, редактирование, создание и оформление сборника (1месяц). Роль учителя- консультирующая.

3этап презентация- организация и проведение вечера поэзии с презентацией сборника для 6-9 классов.

4этап анализ проекта- рецензия независимого консультанта и анализ проделанной работы (слово учителя).
Данный сборник был представлен на районном литературном празднике.


Проект «Блокадный Ленинград»
Предмет: литература, история, музыка

Класс:10

Вид проекта: творческий, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный(1месяц), групповой(15человек)
Проблема: низкий уровень патриотического воспитания учащихся
Цель: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности.
Задачи: изучить документы военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о войне; создать документально-поэтическую композицию на основе собранного материала.
Информационно-техническое обеспечение: документы, материалы краеведческого музея, документальные фильмы, Интернет, музыкальная фонотека, стихи о войне.

Дополнительно привлекаемые специалисты: работники музея, учителя истории и музыки.
Продукт: документально-поэтическая композиция.
Этапы работы над проектом:

1этап организационный: распределение заданий по группам:1- изучение документов,2-3- знакомство с произведениями литературы и музыки о блокаде Ленинграда,4- изучение документальной хроники тех лет Роль учителя- консультирующая(1день)

2этап поисковый: работа в группах_ сбор и анализ материала. Роль учителя- консультирующая(1неделя)

3этап творческий: создание сценария документально-поэтической композиции; организация постановки по сценарию. (1неделя) Роль учителя- консультирующая

4этап презентация: представление документально-поэтической композиции на вечере, посвященном памяти жертв блокадного Ленинграда (10-11класс)

5этап анализ проекта - рецензия независимых консультантов(учителей истории и литературы) и анализ проделанной работы (слово учителя).
Данный проект был представлен на районном конкурсе, посвященном подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.

Проект «Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита »
Учебный предмет: литература

Класс:11
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: в чем загадка Воланда в романе М. Булгакова?
Цель проекта: раскрыть образ Воланда в романе М. Булгакова, сравнить различные точки зрения на личность Воланда, осмыслить его роль в произведении; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала: 1-развитие образа Воланда во время создания романа,2 выяснить кто послужил прообразом героя, есть ли аналоги в мировой литературе, изучить роль Воланда в романе, проанализировать различные трактовки образа критиками; оформление работы и создание презентации.
Мотивация: участие в школьном конкурсе «Лучший проект года».
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.

Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя и мнения членов Научного общества.

Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.

Проект «Символика в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Учебный предмет: литература

Класс: ученик11класса
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: сложность при восприятии и трактовке символики поэмы.

Цель проекта: исследовать сложную символику поэмы «Двенадцать»,определить роль символики в воплощении идейного замысла автора; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала:

1-изучить особенности творчества А. А. Блока как поэта-символиста,

2 определить влияние Октябрьских событий на мировоззрение А. Блока,

3 проанализировать жанровое и композиционное своеобразие поэмы,

4 отметить особенности символизма поэмы;

оформление работы и создание презентации.
Мотивация: найти разгадку символов поэмы..
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет.

Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя и мнения членов Научного общества.

Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.

Проект «Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание »
Учебный предмет: литература

Класс:ученица11класса
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: трудность анализа психологических особенностей романа.

Цель проекта: показать психологию современного автору человека, пытающегося найти решение социальных проблем; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала: 1-проанализировать поведение героев романа, попадающих в сложные экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их сущность, 2изучить и проанализировать художественные приемы, которые помогают автору добиться выразительности и глубины повествования(сны, монологи, речь героев, погоду, портретные характеристики,оформление работы и создание презентации.
Мотивация: найти ответ на вопрос: «Почему роман Достоевского считается лучшим психологическим романом 19 века?»

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.

Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя и мнения членов Научного общества.

Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.

Проект «Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита »
Учебный предмет: литература

Класс:ученица11класс
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: сложность постижения таких философских категорий как добро и зло.
Цель проекта: исследовать понятие зла в романе М. Булгакова, выявить и обнажить пороки человеческого общества: взяточничество, зависть, жажду обогащения, насилие над свободой личности; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала: 1-проследить историю создания романа,2 выяснить проблемы добра и зла через анализ образов Воланда, Понтия Пилата, Иешуа , проследить путь душевного обновления Ивана Бездомного, доказать, что миром правит любовь и доброта; оформление работы и создание презентации.
Мотивация: найти ответ на вопрос: «В чем сущность добра и зла и есть ли между ними граница?»

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.

Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя и мнения членов Научного общества.

Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Словари русского языка »
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5класс
Вид проекта: исследовательский , поисковый, групповой, краткосрочный (1неделя)
Проблема: незнание словарей русского языка и неумение ими пользоваться.
Цель проекта: изучить словари русского языка , их разновидности, структуру , научиться извлекать из них информацию и использовать ее в работе; формирование навыков проектирования.
Мотивация: создание собственного словаря.
Информационно-техническое обеспечение: словари, Интернет, компьютер.
Продукт: мультимедийная презентация, творческие задания, словарь терминов 5класса.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, организация групп, определение формы конечного продукта.
2этап поисковый –изучение словарей, биографий авторов, создание слайдов, карточек, кроссворда, словаря терминов для 5 класса, подбор пословиц и поговорок о словарях.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации, выступление с сообщениями, организация и проведение творческо-поисковой работы.
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя
Данная работа была представлена на открытом уроке в рамках МО учителей русского языка и литературы.
Приложение №4

С. Г. Щербакова

ПРОГРАММА КУРСА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик - это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В том числе в проектной деятельности.

Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию
    в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;

  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному
    росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Современному обществу требуются образованные люди. не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для

самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной
    деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;

  • способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;

  • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;

  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-
    оценочных умений и навыков;

  • учить школьников пользоваться приобретенными знания
    ми для решения познавательных и практических задач;

  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Обоснование программы курса

Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:

  • интеллектуальная сфера;

  • мотивационная сфера;

  • эмоциональная сфера;

  • волевая сфера;

  • сфера саморегуляции;

  • предметно-практическая сфера;

  • экзистенциальная сфера.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «Участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы...

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной
    деятельности, позволяющие подготовить их к успешному вы
    полнению проекта;

  • способствовать развитию самоуправления, самоорганиза
    ции, самопознания и самооценки ребенка;

  • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе са
    мом и реализовать эти знания в проектной деятельности;

  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-
    оценочных умений и навыков;

  • учить школьников пользоваться приобретенными знания
    ми для решения познавательных и практических задач;

  • развивать творческое, ассоциативное мышление, вообра
    жение.

Обоснование программы курса

Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:

  • интеллектуальная сфера;

  • мотивационная сфера;

  • эмоциональная сфера;

  • волевая сфера;

  • сфера саморегуляции;

  • предметно-практическая сфера;

  • экзистенциальная сфера.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «Участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы...


1   2   3   4