Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеОрганизация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
страница2/4
Дата23.02.2016
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4



Модель работы над проектом
(базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат) [5]


  1. Установочное занятие. Стендовая информация.

  2. Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование проектных групп.

  3. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.

  4. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов

  5. Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.

  6. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

  7. Обобщающий этап. Предзащита проектов.

  8. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.

  9. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

  10. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

  11. Заключительный этап: публичная защита проектов.

  12. Подведение итогов, анализ выполненной работы.


Формы продуктов проектной деятельности
(на уроках русского языка и литературы) (приложение №3)


*Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.

*Выставка, экскурсия.

*Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья

*Игра.

*Праздник, сценарий.

*Учебное пособие.

*Серия иллюстраций.

*Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Виды презентаций проектов
(на уроках русского языка и литературы)


*Защита на заседании научного общества.

*Спектакль.

*Пресс-конференция.

*Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

*Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.

*Научный доклад.

*Ролевая игра.

*Реклама.

*Диалог литературных персонажей
Памятки, которые помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  5. Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов
Система работы

по формированию коммуникативной компетенции у школьников

через проектную деятельность.

Направления

Формы занятий

Преобладающие методы:

формы познавательной деятельности

Преобладающие

средства

Формы

подведения итогов проектной деятельности

  • Уроки русского языка и литературы

  • Факультативы

  • НОУ «Поиск»

  • Внеурочная деятельность

  • учебные занятия

  • занятия-дискуссии

  • практикумы

  • игры-тренинги

  • занятия с использованием ИТС

  • проблемные

  • поисковые

  • исследовательские

  • фронтальная

  • групповая

  • коллективная

  • индивидуальная

  • вербальные

  • программированные

  • практические

  • в рамках работы НОУ «Поиск»

  • конкурсы

  • практикумы

  • экскурсии




Рейтинговая оценка проекта

(для учащихся 5-7 классов)


Оценка этапов

Критерии оценки

Уровни(0;5;10;20)

Оценка работы

1 Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы




2 Объем разработок; количество предлагаемых решений




3 Практическая ценность




4 Уровень самостоятельности учащихся




5 Качество оформления записей




Оценка защиты

1 Качество доклада




2 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме




3 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету




4 Ответы на вопросы преподавателей




5 Ответы на вопросы





Рейтинговая оценка проекта

(повышенный уровень - для учащихся 8 - 11 классов)


Этапы

Критерии оценки

Уровни (0;5;10;20)



Выполнение и оформление


  1. Актуальность темы, цели и задачи




  1. Объём и полнота разработок; законченность; самостоятельность; практическая направленность




  1. Уровень творчества; оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений




  1. Аргументированность предлагаемых решений выводов




  1. Качество записи: оформление; соответствие стандартным требованиям




Защита работы

  1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость




  1. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция; наличие межпредметных связей




  1. Представление проекта: культура речи; использование наглядных средств; чувство времени; удержание внимания аудитории




  1. Ответы на вопросы: убеждённость, полнота, аргументированность






  1. Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение; готовность к дискуссии; доброжелательность, контактность




Итоговая оценка (балл):

200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»; менее 100 баллов — «удовлетворительно»


Диагностика проектной деятельности учащихся


1

Принимаете ли вы участие в разработке проекта?

Да. Почему?

Нет.


2

Согласны ли вы с темами, проблемами, предлагаемыми вам учителем для разработки проекта?

Да. Почему?

Нет.

3

Бывают ли случаи, когда вы сами предлагаете темы проекта?

Да.

Нет.

4

Предлагаете ли вы учителю свой состав группы для работы над проектом?

Да.

Нет.

5

Испытываете ли вы трудности при распределении поручений/заданий для разработки проекта?

Да.

Нет.

6

Испытываете ли вы трудности при распределении времени во время разработки своего задания?

Да.

Нет.

7

Укажите источники информации, которыми вы пользовались


8

Оцени новизну изучаемого материала:

  • все было новое

  • многое было новым

  • мало было нового

  • ничего не было нового




9

В какой мере усвоил материал?

  • в полной мере




  • в значительной




  • частично




  • не усвоил




10

Чему вас в особой степени научила работа над проектом:

  • работе с источниками информации

  • приёмам исследовательской деятельности

  • участию в обсуждении хода работы, ее результатов

  • умению представлять результаты коллективного и собственного труда

11

Назовите, пожалуйста, форму вашего участия в презентации проекта:

- готовил устный и стендовый доклад

- отвечал за техническую поддержку презентации

  • принимал непосредственное участие в презентации

  • готовил и задавал вопросы учащимся другой группы

  • слушал выступление лидера своей группы и задавал дополнительные вопросы

12

Как работа над проектом способствовала развитию интереса к предмету?

  • в полной мере

  • в значительной

  • частично способствовала

  • не способствовала




13

Оцени полезность работы над проектом?

      • полезно

      • полезно многое

      • полезно не очень

      • бесполезно.




14

В какой мере удовлетворен работой над проектом?

  • полностью

  • удовлетворен в основном

  • частично

  • не удовлетворен




15

Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?

  • Активное

  • Недостаточно активное

  • Пассивное

16

В какой мере проявил себя?

  • в полной мере

  • в значительной

  • частично (мало) проявил

  • не проявил

17

В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?

  • полностью удовлетворен

  • в основном

  • частично

  • не удовлетворен




18

Формированию, каких личностных качеств, способствует работа над проектом в особой степени:

  • целеустремленность

  • экологическое мировоззрение

  • любознательность

  • трудолюбие

  • общительность

  • развитие творчества

  • ответственность

  • терпимость




19

Что доставило наибольшее удовольствие:

  • сбор информации

  • исследовательский этап

  • этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта

  • оформление, презентация




20

В какой мере работа над проектом способствовала определению профессиональных интересов?

  • полной мере

  • значительной мере

  • мало способствовала

  • не способствовала





Результативность опыта
Результативность опыта определилась в ходе систематического мониторинга.


сроки

Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность;


рост объема проектных работ;

повышение качества знаний обучающихся;


Рейтинг уроков русского языка и литературы

2010-2011

9класс-36%

9класс-3

9класс-57%

9класс-27%

2011-2012

10класс-63%

10класс-5

10класс-60%

10класс-45%

2012-2013

11класс-90%

11класс-7

11класс-60%

11класс-63%


Анкетирование показало , что включение учащихся в проектную деятельность способствует становлению следующих показателей коммуникативной компетенции:

  • 1 находить и обмениваться информацией;

  • 2 свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • 3 соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

  • 4 адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • 5 оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • 6 находить в тексте основные средства выразительности.




показатели

1

2

3

4

5

6

9 класс

50%

25%

25%

37,5%

25%

50%

10 класс

63%

35%

42%

56%

56%

63%

11 класс

95%

65%

65%

75%

70%

70%


Также анкетирование продемонстрировало уровень сформированности показателей коммуникативной компетенции (на основе идей О. Е. Лебедева)[1]

1 знание о средствах, способах, закономерностях общения;

2 владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;

3 знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;

4 прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;

5саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.



показатели

1

2

3

4

5

9 класс

25%

37,5%

25%

35%

37,5 %

10 класс

56%

63%

35%

63%

63%

11 класс

70%

80%

60%

90%

80%


Диагностика сформированности умений и навыков этапов проектирования (анкетирование)



Проектные умения

проблематизация

целеполагание

планирование

презентационные

к умение работать в команде

Рефлексия и самоанализ

2010-2011

9кл12,5%

9кл-25%

9кл-25%

9кл-50%

9кл-50%

9кл-25%

2011-2012

10кл-14%

10кл-56%

10кл-63%

10кл-70%

10кл-77%

10кл-42%

2012-2013

11кл-55%

11кл-85%

11кл-95%

11-95%

11-95%

11-85%


Мониторинг результатов проектной деятельности показал, что метод способствует усвоению учебного материала, формирует основы исследовательской деятельности.

В какой мере усвоен материал в ходе выполнения проекта?

* полностью-95%

*в значительной-5%

* частично-0%

*не усвоен-0%

В личностном плане в наибольшей степени проектная деятельность способствует формированию:

*целеустремлённости (75%);

*творческих способностей- 75%;

*трудолюбию (60%);

*интересу к предмету (60%);

*ответственности-60%;*общительности (55%).
Адресная направленность
Наработанный опыт адресован учителям для организации работы по формированию коммуникативной компетенции у школьников в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

Список литературы

1.Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод. пособие для вузов. – М., 2004. – 136с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

3. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3

5. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.

6.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.

7.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.

8.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.

Приложение №1

Программа курса

«Сочинения разных видов и жанров» 68 часов

Пояснительная записка.

Программа курса «Сочинения разных видов и жанров» предназначена для углубления

знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственные творческие

работы.

Цель курса - развитие творческих способностей учащихся через создание работ разных

видов и жанров.

Для реализации этой цели необходимо:

  • углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи , о стилях речи и
    жанрах (очерк , репортаж , статья), о видах творческой переработки текста ( доклад,
    реферат, аннотация).

  • Совершенствовать у школьников умения и навыки собирать и систематизировать
    содранные материалы к сочинениям по произведениям художественной литературы с
    учётом вида и жанра творческой работы ( сочинения - характеристики , литературно
    _ критические сочинения).

Программа курса предполагает дальнейшее развитее у школьников коммуникативной, лингвистической , языковой и культуроведческой компетентностей .

Исходя из задач преподавания данного курса, программа предусматривает развитие и совершенствование следующих умений и навыков:

  • творчески использовать алгоритм создания текстов (сочинений) разных видов и жанров ,

  • соблюдать нормы современного русского языка ,

  • пользоваться справочной литературой , лингвистическими и литературоведческими
    словарями,

  • использовать при создании своей творческой работы критические и литературоведческие
    статьи .

Данный курс базируется на концепции профильного обучения , он повышает речевую компетентность , расширяет возможности социализации учащихся .

Курс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю ) .



Тема

Кол – во часов лекция

Кол-во часов практика

Образовательный продукт

форма

1.

Основные требования к сочинению. Критерии оценки

1

1

Конспект

Лекция

2.

Цитирование. Эпиграф. Стиль. Редактирование. Проверка

1

2

Конспект. Групповой анализ текста

Лекция

Практикум

3.

Композиция сочинения

1

1

Групповой и индивидуальный анализ

Практикум

4.

Виды вступлений

1

2

Конспект

Лекция

5.

Основные типы сочинений

2

1

Групповой анализ

Практикум

6.

Раскрытие темы сочинения

1

2

Индивидуальный анализ

Практикум

7.

Ключевые слова в темах сочинений

1

1







8.

Выдвижение тезисов и аргументов

1

1

Групповой анализ

Практикум

9.

Составление планов

-

3

Создание творческих работ

Практикум

10.

Характеристика одного литературного героя

1

2

Групповые творческие работы

Исследование

11.

Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев

1

2




Практикум

12.

Групповая характеристика героев

1

2

Индивидуальный анализ текста

Исследования

13.

Обобщающая характеристика

1

2







14.

Схема анализа литературного произведения

2

-

Создание текстов

Практикум

15.

Сочинение-анализ лирического произведения

1

2

Творческие работы

Практикум

16.

Понятие о стихосложении

1

1

Конспект

Лекция

17.

Анализ эпизода

1

2

Групповой и индивидуальный анализ текста

Практикум

18.

Рассуждение

1

2







19.

Обучающие сочинения по темам:

- по творчеству Пушкина А.С.

2













- по творчеству Лермонтова

2













- по творчеству Гоголя

2













- по творчеству Тургенева

2













- по творчеству Некрасова

2













- по творчеству Достоевского

2













-по творчеству Толстого Л.Н.

2













- по творчеству Тютчева Ф.И.

2













- по творчеству Гончарова И. А.

2










Итого: 68 ч.

Литература:

Власенкова А.И. «Русская словесность» 5-11 классы М., 1999г.

Горшков А.И. «Русская словесность» М., 1997 г.

Солганик Г.Я. «От слова к тексту» М., 1997 г.

Рыжова Н.В . «Методика написания экзаменационного сочинения» М., 2004 г.


Приложение №2

Метод проектов я начинаю использовать с 5 класса.

Учу детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”,

составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Например, беру басню И.А. Крылова “Квартет” и задаю вопросы:

- Какие проблемы испытывали музыканты?

- Почему им не удалось договориться?

И после этого даю задание группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.

Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.

1. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” учащиеся 5А класса.

В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни.

2. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

3. Проверяю, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков следующим образом: после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся).

Гусеница. Вы кто такие?

Гусь. Я Гусь, это моя супруга Гусыня, а это наши гусята.

Гусыня. А вы кто?

Гусеница. Я ваша родственница.

Гуси упали в обморок.

Гусеница обращается к классу: “Почему гуси упали в обморок?”

Ребята шутят, что между Гусями и Гусеницами нет внешнего сходства, нет общих предков. Лингвистически точный ответ: Эти слова не являются однокоренными, т.е. родственными.

Гуси. Ребята, найдите наших родственников.

А в 5 классе семинар по теме “Части речи. Имя прилагательное и имя существительное” начинается со сценки “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся), а далее следует вопрос:

- Какую ошибку допустил Митрофан и почему?

4. “Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры “мозгового штурма”: 5 кл. – предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 9 кл. – предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.

5. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

6. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.

Конспект урока русского языка в5 классе


1   2   3   4