Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеОрганизация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
страница1/4
Дата23.02.2016
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


Автор - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной

категории МБОУ Ставровская СОШ, Собинского района, Владимирской области

Стребкова Светлана Михайловна

2013год

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Условия возникновения и становления опыта

В основу ФК «Государственного стандарта общего образования» (2004 год) в предмете «Русский язык» в основу положен компетентностный подход, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенций. Результаты моих наблюдений и многолетний опыт работы показывают, что наиболее слабым звеном в данном подходе является формирование коммуникативной компетенции (умения находить и обмениваться информацией;

свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдать нормы построения текста,

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

находить в тексте основные средства выразительности.)

. Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно только на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные цели и задачи модернизации общего образования:

- интеграцию учебного содержания;

-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

- формирование информационной, коммуникативной, социальной, учебно-познавательной компетенций;

-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Об этом же идет речь и в Проекте «Современной модели образования, ориентированной на решение задач экономики» (2008год), в нем особое внимание уделяется освоению новых способов деятельности: проектной, исследовательской, творческой.

Актуальность и перспективность опыта
Актуальность исследования подтверждается противоречиями, которые существуют между сложившимися традициями языкового и литературного образования, реализующими знаниевый компонент, и новыми тенденциями, направленными на личностное обучение, способствующими формированию компетенций учащихся.
Проектная деятельность выступает как средство решения актуальных проблем:

*обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

*отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению знаний;

*ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися, - репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Ученики должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Если целенаправленно и систематически включать учащихся в проектную деятельность при обучении русскому языку и литературе, то это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
*в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

*образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

*каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

*индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

*проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

*проектированию можно научиться.


Теоретическая база опыта

В основе опыта – реализация принципа системного и деятельностного преподавания русского языка и литературы, когда изучаемые проблемы органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и при этом изучение их даст возможность самостоятельного решения вопросов.

Исходным является понятие компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Таким образом, понятие «коммуникативная компетенция» многоаспектно, поэтому рассматривать его как процесс научения не корректно. Необходимо направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этому способствует применение технологии проектного обучения.

Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.

Личностно-ориентированные технологии (Селевко Г.)[2] ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Метод проектов (Селевко Г.К.)[2] это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Концептуальные позиции

(основаны на теоретических концепциях

Д. Дьюи, У. Килпатрика Э. Коллингса, Т. И Шамовой [8] )


  • Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

  • Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.

  • Деятельностный подход.

  • Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.

  • Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

  • Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.

  • Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

  • Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

  • Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).

  • Принцип обеспечения ответственности за результат.


Основные требования к проекту (Сергеев Е.С.)[3]


  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы одна из наиболее трудных организационных задач.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

  4. Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.


Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся (Сергеев Е. С.)[3]

* Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

* Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

* Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

* Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, математические игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Все виды перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников проекта.
Классификация проектов

по продолжительности (Сергеев Е. С.)[3]
* Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.

* Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий.

* Среднесрочные (недельные) проекты.

* Долгосрочные (годичные) проекты.
Критерии оценки проекта

*Важность темы проекта.

*Глубина исследования проблемы.

*Оригинальность предложенных решений.

*Качество выполнения продукта.

*Убедительность презентации.
Новизна опыта

Используется технология проектной деятельности, в основе которой лежит выявление, учет и развитие исследовательских способностей школьников, их приобщение к различным видам деятельности с выходом на конкретный продукт, выражающийся в подготовке творческой, активной личности, обладающей достаточным уровнем коммуникативной культуры.

*Разработан алгоритм проектной работы в рамках уроков русского языка и литературы.

*Апробирована модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.

*Разработаны и реализованы учебные проекты по русскому языку и литературе ( «Мы делаем газету», «Сборник стихов «Первоцвет», «Блокадный Ленинград», «Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Второстепенные и внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Словари русского языка», «Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»)

*Апробированы различные формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов (газета, сборник стихов, мультимедийный проект, сценарий, учебное пособие, серия иллюстраций, сказка, справочник, письмо, экскурсия)

Новизна также состоит в формировании системы педагогических действий по проведению аналитико–диагностической деятельности, отбору материала.

*Подобраны диагностические средства: сформированности коммуникативной компетенции, диагностика проектной деятельности учащихся, рейтинговая оценка проекта.

Технология опыта «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Цель: выявить эффективность использования проектной деятельности учащихся для повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1 изучить и проанализировать теоретическую литературу и практический опыт по данной теме (2010год);

2 разработать и экспериментально проверить систему организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (2011-2013год, 9-11 класс):

*способствовать поэтапному формированию у школьников навыков проектирования ( проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследований, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии);

*создать условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации;

* представить дидактическое обеспечение формирования коммуникативной компетенции учащихся через проектную деятельность;

3 определить показатели сформированности коммуникативной компетенции (2011-2012год, 9-11класс);

4 провести диагностику сформированности коммуникативной компетенции (2011-2013год, 9-11 класс).

Для оценки эффективности и результативности решения задач предлагается

система показателей результативности:

*количество школьников, вовлеченных в проектную деятельность;

* рост объема проектных работ;

*повышение качества знаний учащихся;

*сформированность коммуникативной компетенции:

1 знание о средствах, способах, закономерностях общения;

2 владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;

3 знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;

4 прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;

5саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.

Этапы работы

    1. Подготовительный этап

*Определён учебный план, цели, государственные обязательные стандарты по русскому языку и литературе.

*Подобраны диагностические средства:

  • диагностика коммуникативной компетенции (см. ниже) ;

  • диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);

  • рейтинговая оценка проекта

* Разработан алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы(см.ниже).

*Урочные занятия по русскому языку и литературе дополняются факультативом «Создание творческих работ разных стилей и жанров» (приложение №1). Курсы дополнены занятиями учащихся в НОУ «Поиск»

*Составлена программа занятий, направленная на формирование проектных и исследовательских умений у школьников «Учимся проектировать» (Щербакова, С. Г. Организация проектной деятельности в школе система работы/ С. Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.-ISBN 978-5-7057-1907-5). Приложение №4

* Составлена модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.

* Определены типы проектов (исследовательские, творческие, информационные).

*Спланирован возможный продукт проектной деятельности.


    1. Этап внедрения технологии

*Построена система работы по формированию коммуникативной компетенции у школьников средствами технологии проектной деятельности.

*Организована учебная деятельность в соответствии с определёнными этапами работы над проектом. Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной. Используются проблемные, поисковые, исследовательские методы, ориентированные, с одной стороны на ученика, а с другой – на разработку проблемы целостно.

*Спланированы мероприятия для подведения итогов проектной деятельности:

  • уроки презентации проектов;

  • ежегодная школьная конференция НОУ «Поиск»


3.Этап совершенствования

*Осуществление совершенствования проектной деятельности учащихся в рамках работы НОУ «Поиск» .

* Развитие проектной деятельности по возрастным ступеням (во взаимосвязи с основной и начальной школой ). (приложение №2)

*Содержательное расширение проектной деятельности.

* Участие в лингвистических и литературных конкурсах районного и областного уровня.
4.Мониторинг эффективности технологии

Проведение мониторинга:

  • формирования у учеников коммуникативных умений;

  • эффективности применения метода учебного проекта: диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);

  • рейтинговая оценка проекта


Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы



Содержание работы

на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный, или вводный, этап

1. Выбор темы, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.).

2. Определение количества участников проекта, формирование состава группы.

3. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)

Обсуждение темы проекта с учителем и получение необходимой дополнительной информации. Формулирование цели проекта. Формулирование гипотезы. Распределение обязанностей в проектной группе

Знакомство с сутью проектной технологии и мотивирование учащихся. Оказание помощи в формулировании цели проекта и определении гипотезы. Обдумывание собственных педагогических целей, с учетом специфики проекта и педагогического процесса

Плановые работы

1. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

4. Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.

5. Распределение обязанностей среди членов команды

Разработка плана действий. Определение условий, необходимых для реализации проекта. Постановка промежуточных задач. Определение сроков

Предложение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно). Помощь в составление поэтапного плана, формулировке гипотезы, постановке промежуточных задач

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент, изучение литературных источников


Сбор нужной информаций, знакомство с методами исследования и проведение их, решение промежуточных задач


Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координация в случае необходимости отдельных этапов проекта


Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, предложения, рекомендации

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

Отчет, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Слушание, формулировка вопросов в роли рядового участника


Оценка процессов и результатов работы




Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок


Оценивание вклада каждого учащегося, качество использования источников и проведенного эксперимента. Определение возможности продолжения работы по выбранному направлению и качество отчета

  1   2   3   4