Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы |
 Скачать 0.58 Mb. |
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Автор - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной
категории МБОУ Ставровская СОШ, Собинского района, Владимирской области
Стребкова Светлана Михайловна
2013год
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы Условия возникновения и становления опыта
В основу ФК «Государственного стандарта общего образования» (2004 год) в предмете «Русский язык» в основу положен компетентностный подход, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенций. Результаты моих наблюдений и многолетний опыт работы показывают, что наиболее слабым звеном в данном подходе является формирование коммуникативной компетенции (умения находить и обмениваться информацией;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
находить в тексте основные средства выразительности.)
. Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно только на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные цели и задачи модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационной, коммуникативной, социальной, учебно-познавательной компетенций;
-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Об этом же идет речь и в Проекте «Современной модели образования, ориентированной на решение задач экономики» (2008год), в нем особое внимание уделяется освоению новых способов деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
Актуальность и перспективность опыта Актуальность исследования подтверждается противоречиями, которые существуют между сложившимися традициями языкового и литературного образования, реализующими знаниевый компонент, и новыми тенденциями, направленными на личностное обучение, способствующими формированию компетенций учащихся. Проектная деятельность выступает как средство решения актуальных проблем:
*обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
*отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению знаний;
*ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися, - репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.
Ученики должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Если целенаправленно и систематически включать учащихся в проектную деятельность при обучении русскому языку и литературе, то это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции. Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся: *в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
*образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
*каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
*индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
*проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
*проектированию можно научиться.
Теоретическая база опыта
В основе опыта – реализация принципа системного и деятельностного преподавания русского языка и литературы, когда изучаемые проблемы органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и при этом изучение их даст возможность самостоятельного решения вопросов.
Исходным является понятие компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Таким образом, понятие «коммуникативная компетенция» многоаспектно, поэтому рассматривать его как процесс научения не корректно. Необходимо направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этому способствует применение технологии проектного обучения.
Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.
Личностно-ориентированные технологии (Селевко Г.)[2] ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Метод проектов (Селевко Г.К.)[2] — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Концептуальные позиции
(основаны на теоретических концепциях
Д. Дьюи, У. Килпатрика Э. Коллингса, Т. И Шамовой [8] )
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
Деятельностный подход.
Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).
Принцип обеспечения ответственности за результат.
Основные требования к проекту (Сергеев Е.С.)[3]
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся (Сергеев Е. С.)[3]
* Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
* Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
* Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
* Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, математические игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Все виды перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников проекта. Классификация проектов
по продолжительности (Сергеев Е. С.)[3] * Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
* Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий.
* Среднесрочные (недельные) проекты.
* Долгосрочные (годичные) проекты. Критерии оценки проекта
*Важность темы проекта.
*Глубина исследования проблемы.
*Оригинальность предложенных решений.
*Качество выполнения продукта.
*Убедительность презентации. Новизна опыта
Используется технология проектной деятельности, в основе которой лежит выявление, учет и развитие исследовательских способностей школьников, их приобщение к различным видам деятельности с выходом на конкретный продукт, выражающийся в подготовке творческой, активной личности, обладающей достаточным уровнем коммуникативной культуры.
*Разработан алгоритм проектной работы в рамках уроков русского языка и литературы.
*Апробирована модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.
*Разработаны и реализованы учебные проекты по русскому языку и литературе ( «Мы делаем газету», «Сборник стихов «Первоцвет», «Блокадный Ленинград», «Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Второстепенные и внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Словари русского языка», «Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»)
*Апробированы различные формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов (газета, сборник стихов, мультимедийный проект, сценарий, учебное пособие, серия иллюстраций, сказка, справочник, письмо, экскурсия)
Новизна также состоит в формировании системы педагогических действий по проведению аналитико–диагностической деятельности, отбору материала.
*Подобраны диагностические средства: сформированности коммуникативной компетенции, диагностика проектной деятельности учащихся, рейтинговая оценка проекта.
Технология опыта «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
Цель: выявить эффективность использования проектной деятельности учащихся для повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1 изучить и проанализировать теоретическую литературу и практический опыт по данной теме (2010год);
2 разработать и экспериментально проверить систему организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (2011-2013год, 9-11 класс):
*способствовать поэтапному формированию у школьников навыков проектирования ( проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследований, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии);
*создать условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации;
* представить дидактическое обеспечение формирования коммуникативной компетенции учащихся через проектную деятельность;
3 определить показатели сформированности коммуникативной компетенции (2011-2012год, 9-11класс);
4 провести диагностику сформированности коммуникативной компетенции (2011-2013год, 9-11 класс).
Для оценки эффективности и результативности решения задач предлагается
система показателей результативности:
*количество школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
* рост объема проектных работ;
*повышение качества знаний учащихся;
*сформированность коммуникативной компетенции:
1 знание о средствах, способах, закономерностях общения;
2 владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;
3 знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;
4 прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;
5саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
Этапы работы
Подготовительный этап
*Определён учебный план, цели, государственные обязательные стандарты по русскому языку и литературе.
*Подобраны диагностические средства:
диагностика коммуникативной компетенции (см. ниже) ;
диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);
рейтинговая оценка проекта
* Разработан алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы(см.ниже).
*Урочные занятия по русскому языку и литературе дополняются факультативом «Создание творческих работ разных стилей и жанров» (приложение №1). Курсы дополнены занятиями учащихся в НОУ «Поиск»
*Составлена программа занятий, направленная на формирование проектных и исследовательских умений у школьников «Учимся проектировать» (Щербакова, С. Г. Организация проектной деятельности в школе система работы/ С. Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.-ISBN 978-5-7057-1907-5). Приложение №4
* Составлена модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.
* Определены типы проектов (исследовательские, творческие, информационные).
*Спланирован возможный продукт проектной деятельности.
Этап внедрения технологии
*Построена система работы по формированию коммуникативной компетенции у школьников средствами технологии проектной деятельности.
*Организована учебная деятельность в соответствии с определёнными этапами работы над проектом. Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной. Используются проблемные, поисковые, исследовательские методы, ориентированные, с одной стороны на ученика, а с другой – на разработку проблемы целостно.
*Спланированы мероприятия для подведения итогов проектной деятельности:
уроки презентации проектов;
ежегодная школьная конференция НОУ «Поиск»
3.Этап совершенствования
*Осуществление совершенствования проектной деятельности учащихся в рамках работы НОУ «Поиск» .
* Развитие проектной деятельности по возрастным ступеням (во взаимосвязи с основной и начальной школой ). (приложение №2)
*Содержательное расширение проектной деятельности.
* Участие в лингвистических и литературных конкурсах районного и областного уровня. 4.Мониторинг эффективности технологии
Проведение мониторинга:
формирования у учеников коммуникативных умений;
эффективности применения метода учебного проекта: диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);
рейтинговая оценка проекта
Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы
| Содержание работы
на этапе
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Подготовительный, или вводный, этап
| 1. Выбор темы, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.).
2. Определение количества участников проекта, формирование состава группы.
3. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
| Обсуждение темы проекта с учителем и получение необходимой дополнительной информации. Формулирование цели проекта. Формулирование гипотезы. Распределение обязанностей в проектной группе
| Знакомство с сутью проектной технологии и мотивирование учащихся. Оказание помощи в формулировании цели проекта и определении гипотезы. Обдумывание собственных педагогических целей, с учетом специфики проекта и педагогического процесса
| Плановые работы
| 1. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
4. Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.
5. Распределение обязанностей среди членов команды
| Разработка плана действий. Определение условий, необходимых для реализации проекта. Постановка промежуточных задач. Определение сроков
| Предложение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно). Помощь в составление поэтапного плана, формулировке гипотезы, постановке промежуточных задач
| Исследовательская деятельность
| Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент, изучение литературных источников
| Сбор нужной информаций, знакомство с методами исследования и проведение их, решение промежуточных задач
| Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координация в случае необходимости отдельных этапов проекта
| Результаты и выводы
| Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
| Анализ информации. Оформление результатов
| Наблюдение, предложения, рекомендации
| Представление готового продукта
| Представление разнообразных форм результата работы
| Отчет, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов
| Слушание, формулировка вопросов в роли рядового участника
| Оценка процессов и результатов работы
|
| Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
| Оценивание вклада каждого учащегося, качество использования источников и проведенного эксперимента. Определение возможности продолжения работы по выбранному направлению и качество отчета
| |
|
|