4 класс
В 4 классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Далее дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них.
На уроках в 4 классе планирую больше давать развивающих заданий, а по окончанию двух больших тем « Природные зоны» и «Земля и человечество» провести уроки КВН. Предлагаю одну из них.
Тема «Пояса Земли» (Проверка домашнего задания)
Игра «Штурманы и географы»
Цель: закрепить знания о частях света, развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: атласы, карта полушарий, линейки.
Игра проводится в парах.
Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку, записывает направление полета. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают. Тема « Когда и где. История – путешествие вглубь времен» (Проверка домашнего задания)
Игра «Мир глазами историка»
Цель: закрепить знания детей о историческом прошлом своего края.
У. – А сейчас нас ждет игра.
Чтобы интеллектуалом стать,
Надо обо многом знать.
Класс делится на 3 команды.
1 тур. История на улицах нашего города.
У. – Назовите исторические памятники нашего города (побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник города)
2 тур. В историческом музее.
Конкурс сочинений, написанных дома. Дети выбирают лучшее сочинение от каждой команды. Тема. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
Цели: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:
АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ
ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ
- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.
На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе табличка с названием группы.
I этап «Разгадай кроссворд - найди ключевое слово»
Решив кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающая то, чем является мир с точки зрения этой группы.
Вопросы к кроссворду: 1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце - это ... . 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета-кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.
(Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Нептун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово - ВСЕЛЕННАЯ.)
Вопросы к кроссворду: 1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2. Самый маленький материк. 3. Изображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живем. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
Самый большой по площади материк.
(Ответы: 1. Полюс.
2. Австралия.
3. Карта.
4. Умеренный.
5. Меридиан.
6. Экватор.
7. Евразия.
Ключевое слово: ПЛАНЕТА.)
Кроссворд для историков
Вопросы к кроссворду: 1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. .V Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа - это .... 5. Десять веков. 6. Счет лет называется .... 7. Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.
(Ответы: 1. Летопись.
2. Архив.
3. Историк.
4. Наша эра.
5. Тысячелетие.
6. Летоисчисление.
7.Археология.
Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.) Кроссворд для экологов
Вопросы к кроссворду: 1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России - озеро ... . 3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное ... .4. Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит ... нашей планеты. 8. Московский ... - Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.
(Ответы: 1. Гринпис.
2. Байкал.
3. Наследие.
4. Серенгети.
5. Экология.
6. Красная книга.
7. Будущее.
8. Кремль.
9. Мавзолей.
Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.)
Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова.
- Окружающий нас мир - это Вселенная, планета, прошлое, на - стоящее.
II этап «Практическая работа»
Астрономы собирают модель Солнечной системы.
Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения
планет, Солнце.
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
Географы собирают карту полушарий. Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры
материков.
- Узнайте и подпишите материки и океаны. Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины. Экологи работают с картой мира. Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного I
наследия, скотч, ножницы.
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия. Группы работают одновременно. После окончания работы группы рас сказывают, какую работу они выполнили.
Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты.)
- Какое у них общее название? (Небесные тела.) Вопросы к географам:
- Какую работу выполнила вторая группа? (Собрали карту полу- шарий.)
- Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли.) Вопросы к историкам:
Почему вы выбрали эти предметы? (Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа, ключ от амбара и т.д.)
Как с точки зрения историков называются эти вещи? (Исторические источники.)
Вопросы к экологам:
Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия. Большой каньон - объект Всемирного наследия в Северной Америке и т.д.)
Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия.)
Сделаем вывод: что же такое окружающий мир? (Окружающий мир - это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие.)
Что еще вы бы добавили к данному высказыванию? (Это растительный и животный мир и т.д.)
ΙΙΙ этап - тест «Земля и человечество»
Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
Учащимся раздаются карточки с тестом.
I тест «Земля и человечество»
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется ...
а) экология б) география
в) астрономии г) история
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов. 3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:
а) глобус; б) географическая карта.
4. Какое из данных созвездий - Большой Пес?
5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.
6. Ценные находки старины хранятся ...
а) в архивах;
б) в музеях.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в Рос сии. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.
8. «Легкими нашей планеты» называют...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
9. Эмблему «Большая панда» имеет ...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это ... а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.
IV этап - Словарный диктант «Термины»
Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия.)
Наука, изучающая прошлое. (История.)
Хранилище документов. (Архив.)
Специалист, изучающий астрономию. (Астроном.)
Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология.)
Запись событий год за годом. (Летопись.)
Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки. (Археолог.)
Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать все это ... (Исторические источники.)
III. Подведение итогов игры
Что является для человечества домом? (Планета Земля.)
Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это.)
Оценивается работа каждого игрока. Определяется команда-победительница. Проводится награждение. Тема «Лес и человек» (Проверка знаний и умений)
Блиц-турнир «Я знаю лес»
Цели: расширять знания детей о лесе, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе.
- Какой лес мы называем тайгой?
- Назови дерево высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
- Какое дерево является символом России?
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Плодами какого дерева являются желуди?
- У какого животного пять черных полос на спине?
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат
Заключение Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает
радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение.
Библиография М. А. Бесова «В школе и на отдыхе» Ярославль «Академия развития» 1997 г. Н. Т. Брыкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» «ВАКО» Москва 2004 г. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс Москва «ВАКО» 2006 г О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО» 2007 г Журнал «Начальная школа» №3 2002 г. Журнал «Начальная школа» №11 2004 г. Журнал «Начальная школа» №8 2008 г. А. Т. Зверев «Экологические игры» Москва «Дом педагогики», 2003 г. О.В. Казакова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «ВАКО» 2005 г . А. А. Митина «Творческая мастерская учителя «Окружающий мир» Волгоград Развивающие игры для младших школьников Ярославль «Академия развития» 1998 г. Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра, и природоведение» Ярославль «Академия развития» 1998 г. Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс Москва «ВАКО» 2007 г. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Москва «Первое сентября» «Чистые пруды» 2008 г.
|