Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Опытно методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе»


Скачать 498.92 Kb.
НазваниеОпытно методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе»
страница3/3
Дата06.05.2016
Размер498.92 Kb.
ТипРеферат
1   2   3

4 класс

В 4 классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Далее дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них.

На уроках в 4 классе планирую больше давать развивающих заданий, а по окончанию двух больших тем « Природные зоны» и «Земля и человечество» провести уроки КВН. Предлагаю одну из них.

Тема «Пояса Земли» (Проверка домашнего задания)

Игра «Штурманы и географы»

Цель: закрепить знания о частях света, развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: атласы, карта полушарий, линейки.

Игра проводится в парах.

Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку, записывает направление полета. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.
Тема « Когда и где. История – путешествие вглубь времен» (Проверка домашнего задания)

Игра «Мир глазами историка»

Цель: закрепить знания детей о историческом прошлом своего края.

У. – А сейчас нас ждет игра.

Чтобы интеллектуалом стать,

Надо обо многом знать.

Класс делится на 3 команды.

1 тур. История на улицах нашего города.

У. – Назовите исторические памятники нашего города (побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник города)

2 тур. В историческом музее.

Конкурс сочинений, написанных дома. Дети выбирают лучшее сочинение от каждой команды.
Тема. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Цели: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ

- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен расска­зать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.

На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе табличка с названием группы.

I этап «Разгадай кроссворд - найди ключевое слово»

Решив кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающая то, чем является мир с точки зрения этой группы.




Вопросы к кроссворду: 1. Со­звездие. 2. Прибор, который исполь­зуют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце - это ... . 6. Планета, мерцающая голубо­ватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета-кроха. 8. Амери­канское название профессии челове­ка, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

(Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Неп­тун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово - ВСЕЛЕННАЯ.)

Вопросы к кроссворду: 1. Самая край­няя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2. Самый маленький материк. 3. Изображение земной поверхно­сти на плоскости. 4. Тепловой пояс, в кото­ром мы живем. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.

  1. Воображаемая линия, которая делит зем­ной шар на северное и южное полушария.

  2. Самый большой по площади материк.

(Ответы: 1. Полюс.

2. Австралия.

3. Кар­та.

4. Умеренный.

5. Меридиан.

6. Экватор.

7. Евразия.

Ключевое слово: ПЛАНЕТА.)

Кроссворд для историков

Вопросы к кроссворду: 1. Записи, кото­рые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. .V Специалист по истории. 4. События, слу­чившиеся после рождения Христа - это .... 5. Десять веков. 6. Счет лет называется .... 7. Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

(Ответы: 1. Летопись.

2. Архив.

3. Исто­рик.

4. Наша эра.

5. Тысячелетие.

6. Летоис­числение.

7.Археология.

Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.)
Кроссворд для экологов

Вопросы к кроссворду: 1. Меж­дународная экологическая организа­ция. 2. Природное наследие России - озеро ... . 3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное ... .4. Нацио­нальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждо­го человека зависит ... нашей плане­ты. 8. Московский ... - Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

(Ответы: 1. Гринпис.

2. Байкал.

3. Наследие.

4. Серенгети.

5. Эколо­гия.

6. Красная книга.

7. Будущее.

8. Кремль.

9. Мавзолей.

Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.)

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова.

- Окружающий нас мир - это Вселенная, планета, прошлое, на -
стоящее.

II этап «Практическая работа»

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения

планет, Солнце.

- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Географы собирают карту полушарий.
Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры

материков.

- Узнайте и подпишите материки и океаны.
Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.
Экологи работают с картой мира.
Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного I

наследия, скотч, ножницы.

- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.
Группы работают одновременно. После окончания работы группы рас­
сказывают, какую работу они выполнили.

Вопросы к астрономам:

- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты.)

- Какое у них общее название? (Небесные тела.)
Вопросы к географам:

- Какую работу выполнила вторая группа? (Собрали карту полу-
шарий.)

- Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли.)
Вопросы к историкам:

  • Почему вы выбрали эти предметы? (Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа, ключ от амбара и т.д.)

  • Как с точки зрения историков называются эти вещи? (Исторические источники.)

Вопросы к экологам:

  • Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объек­ты Всемирного наследия. Большой каньон - объект Всемирного на­следия в Северной Америке и т.д.)

  • Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия.)

  • Сделаем вывод: что же такое окружающий мир? (Окружающий мир - это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источ­ники, Всемирное наследие.)

  • Что еще вы бы добавили к данному высказыванию? (Это расти­тельный и животный мир и т.д.)


ΙΙΙ этап - тест «Земля и человечество»

  • Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем боль­ше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

  • Учащимся раздаются карточки с тестом.

I тест «Земля и человечество»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы
и Вселенную в целом, называется ...

а) экология б) география

в) астрономии г) история

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...

а) Юрий Гагарин;

б) Нил Армстронг;

в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости на­зывается:

а) глобус;
б) географическая карта.

4. Какое из данных созвездий - Большой Пес?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...

а) полярный;

б) тропический;

в) умеренный.

6. Ценные находки старины хранятся ...

а) в архивах;

б) в музеях.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в Рос­
сии. Какой это век?

а) XVII век; б) XVIII век;

в) XIX век; г) XX век.

8. «Легкими нашей планеты» называют...

а) хвойные леса;

б) тропические леса;

в) широколиственные леса.

9. Эмблему «Большая панда» имеет ...

а) Гринпис;

б) Всемирный фонд дикой природы.

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это ...
а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

IV этап - Словарный диктант «Термины»

  • Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия.)

  • Наука, изучающая прошлое. (История.)

  • Хранилище документов. (Архив.)

  • Специалист, изучающий астрономию. (Астроном.)

  • Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология.)

  • Запись событий год за годом. (Летопись.)

  • Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки. (Археолог.)

  • Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать все это ... (Исторические источники.)

III. Подведение итогов игры

  • Что является для человечества домом? (Планета Земля.)

  • Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это.)

Оценивается работа каждого игрока. Определяется команда-победительница. Проводится награждение.
Тема «Лес и человек» (Проверка знаний и умений)

Блиц-турнир «Я знаю лес»

Цели: расширять знания детей о лесе, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе.

- Какой лес мы называем тайгой?

- Назови дерево высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

- Какое особое отличие есть у лиственницы?

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

- Какое дерево является символом России?

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

- Плодами какого дерева являются желуди?

- У какого животного пять черных полос на спине?

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат


Заключение
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение.

Библиография
М. А. Бесова «В школе и на отдыхе» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
Н. Т. Брыкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» «ВАКО» Москва 2004 г.
О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс Москва «ВАКО» 2006 г
О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО» 2007 г
Журнал «Начальная школа» №3 2002 г.
Журнал «Начальная школа» №11 2004 г.
Журнал «Начальная школа» №8 2008 г.
А. Т. Зверев «Экологические игры» Москва «Дом педагогики», 2003 г.
О.В. Казакова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «ВАКО» 2005 г .
А. А. Митина «Творческая мастерская учителя «Окружающий мир» Волгоград
Развивающие игры для младших школьников Ярославль «Академия развития» 1998 г.
Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра, и природоведение» Ярославль «Академия развития» 1998 г.
Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс Москва «ВАКО» 2007 г.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Москва «Первое сентября» «Чистые пруды» 2008 г.





1   2   3