Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Опытно методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе»


Скачать 498.92 Kb.
НазваниеОпытно методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе»
страница2/3
Дата06.05.2016
Размер498.92 Kb.
ТипРеферат
1   2   3

2 класс

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и другое. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде.

Тема «В гости к осени» (Объяснение нового)

Цели: дать учащимся представления о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, их связь с неживой природой.

Игра: «Гуси-лебеди на новый лад»

Оборудование: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

У. – Иллюстрации к какой сказке вы видите?

Д. - К сказке «Гуси-лебеди».

У. – Нам нужно помочь девочке. Ведь гуси-лебеди унесут братца в темные леса. Для этого нам нужно с вами ответить на следующий вопрос.

У.- Что происходит в неживой природе с наступлением осени?

Д. - Стало холодно на улице, идут дожди, дуют холодные ветры.

У. - Ребята, пока мы с вами разговаривали, гуси-лебеди унесли братца в темный лес к Бабе Яге. Мы сможем сестрице вернуть братца, если ответим на такой вопрос.

У. – Как повлияли изменения в неживой природе на мир растений?

Д. – Низкая температура воздуха, частые дожди повлияли на растения. У них сначала изменилась окраска листьев, затем начался листопад, а травы завяли.

У. – Молодцы, ребята, пока мы отвлекали Бабу Ягу своими ответами, сестрица с братцем смогли бежать от нее. Но послала в погоню своих верных друзей-лебедей.

Они вот-вот настигнут беглецов. Впереди молочная река. Она укроет детей под кисельные берега, если вы правильно ответите на другой вопрос.

У. – Как повлияли изменения в неживой природе на мир животных?

Д.- Травы завяли – насекомых стало меньше, а концу осени они исчезнут совсем. Птицы из-за отсутствия насекомых , трав готовятся к отлету.

У. – Дети, вы хорошо ответили. Спрятала речка под кисельные берега детей. Пролетели гуси-лебеди, а дети опять побежали. Гуси-лебеди увидели их и воротились, летят навстречу. Вот-вот вырвут братца. Впереди стоит яблоня. Она укроет детей, если вы ответите еще на один вопрос.

У. – Как готовятся медведь, еж, белка к зиме?

Д. – Медведь накапливает жир к осени и ложится в берлогу спать до весны. Белочка заготавливает орехи, ягоды, грибы на зиму.

У. – Хорошо ответили. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла детей листьями. Гуси-лебеди пролетели мимо, а дети опять принялись бежать. Вот дом совсем рядом, но нет, не успею они добежать. Гуси-лебеди уже заметили их, загоготали, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки: «Печка, печка, спрячь нас!» Печка спрячет их, если вы сейчас выполните задание в Рабочих тетрадях.

(Дети выполняют задание)

У. –. Печка спрятала детей, Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали и ни с чем улетели.

Вот и закончилась эта удивительная сказка.
При изучении темы «Домашние животные» использовала на уроке кроссворд «Домашние животные».

Цель: расширить знания детей о домашних животных, развивать внимание, логическое мышление, расширять кругозор.

Впиши в кроссворд названия домашних животных.


Взаимопроверка.

В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. Раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду.

Тема «Все профессии важны» (Изучение нового)

Игра: «Ярмарка профессий»

Цель: обогатить знания детей о различных профессиях.

Класс делится на 4 группы - 4 биржи труда. Вы сейчас работники бирж.

У. – Какие профессии вы знаете?

Д. – Воспитатель, продавец, бухгалтер.

У. – Хорошо. А сейчас давайте вспомним отрасли экономики?

Д. – Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.

У. – Молодцы. А теперь каждая группа получает задание: собрать из букв – название профессии и определить, к какой отрасли экономики эта профессия относится.

( ТЕСАЛВРА – сталевар, ЗТХООЕИН – зоотехник, КНТРОЁОЛР – контролер, КМНЩАЕИК – каменщик)

У. – Молодцы, биржи! Хорошо поработали. И еще одно задание получают биржи: по зачитанному описанию определить что это за профессия:

1). Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди множества книжек самую интересную? Тебе поможет выбрать книгу этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, где лежат эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)

2). Заболел щенок. Еще вчера он звонко лаял и грыз папины шлепанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного малыша, потрогает нос, пощупает живот, даст лекарства. (Ветеринар.)

3).Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые.

Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно реки и морей. И, конечно, они спасают людей и корабли, которые потерпели крушение. (Водолаз.)

4). Кажется, что лес растет сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Он знает, какие звери и птицы живут здесь. (Лесник.)

У. – Молодцы, работники бирж, вы хорошо знаете все профессии.
Тема «В гости к зиме» (Закрепление изученного)

Игра «Кто лишний»

Разгадай ребусы и найди «лишнюю» птицу.

Цели: закрепить знания о зимующих птицах, расширять кругозор.




У. – Какие слова у вас получились?

Д. – Ворон, аист, дятел.

У. - Молодцы! А какое название птицы лишнее и почему?

Д. – Лишним будет слово – аист, потому, что аист – перелетная птица.

При изучении темы «В гости к зиме» на этапе закрепления использовала кроссворд.

Цель: закрепить знания детей о зимних изменениях в природе.





1. Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?

2. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?

3. Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев. Что это?

4. Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега, Становится очень скользко. Что это?

5. Сильная метель со снегом и ветром называется снежная … .


Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.

Тема: «Очень подозрительный тип» (Закрепление изученного)

Цели: закрепить знания детей по правилам поведения на улице, развивать мышление, воображение в процессе игры.

Игра «Крестики-нолики»

Оборудование: Квадрат, который разделен на маленькие квадратики в три ряда и в три столбца. На каждый маленький квадратик с помощью магнитов прикреплены карточки с вопросами таким образом, чтобы участники не могли их прочитать.

Класс делится на две команды, «Крестики» и «Нолики», представитель от команды по очереди берет карточку с вопросом. Если команда ответила правильно на вопрос, то в клеточке, где был вопрос, ставится знак своей команды, неправильно – знак соперника.

Вопросы для игрового поля:

  1. Ты дома один. Раздается звонок в дверь. В дверной глазок ты видишь, что перед дверью стоит незнакомый человек. На вопрос: «Кто там?» последовал ответ: «Откройте милиция». Как ты поступишь?

  2. Ты дома один. Что следует ответить на телефонный звонок с вопросом, дома ли родители?

  3. На улице к тебе обратился незнакомый человек и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

  4. За час до прихода родителей с работы вы пошли с ребятами играть в футбол. Родители об этом не знают. Ваша квартира на первом этаже. Что вы сделаете перед тем, как уйти играть в футбол?

  5. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съемки «Ералаша»?

  6. Если незнакомый тебе человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?

  7. Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она твоя тетя. Что ты ей ответишь?

  8. 8. Если тебе предлагают поиграть во взрослые игры на деньги, как ты поступишь?

  9. Если к тебе на улице обратился незнакомый человек, как ты с ним будешь разговаривать?


Такую игру можно проводить на многих уроках. Детям нравится.

Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.
Тема «Правила вежливости» (Повторение изученного)

Игра «Ежели вы вежливы»

Цели: учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях друг с другом, использовать основные формы приветствия, просьбы.

Оборудование: мяч.

У. – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в мяч, но это вежливый мячик. Я буду кидать кому-то из вас мяч со словами: «Я знаю 5 волшебных слов - приветствий», «Я знаю 3 волшебных слова – просьбы», «Я знаю 3 слова – благодарности», у кого мячик окажется, тот перечисляет волшебные слова.

У. – Молодцы, ребята. Вы много волшебных слов знаете.

У. – И еще одна игра. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините, пожалуйста).

 У. -   Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их чаще.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображению, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле.

Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

Кроссворды к теме «Растения сада и огорода» я использовала на уроке.

Цель: закрепить знания детей о многообразии овощей, ягод, фруктов.

Впиши в кроссворд названия овощей, ягод, фруктов. В выделенных
клетках прочитай пословицу.


А такой кроссворд я использовала на уроке «В гости к весне»

Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, обогащать словарный запас, развивать внимание, мышление.




  1. Крупная черная перелетная птица. Кто это?

  2. При повышении температуры воздуха до и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется...

  3. На крышах домов можно увидеть сосульки, обра­зовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет» капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют... !

4.. Лужицы талой воды подтачивают снег. Текущие по склонам небольшие журчащие потоки воды называют...

  1. Первое движение сока весной начинается у клена. У какого еще дерева хорошо заметно сокодвижение?

  2. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют...

  3. Весной ветки деревьев и кустов становятся зелены­ми. Зеленые пластинки называются...

Взаимопроверка.

3 класс

При изучении курса продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, одновременно раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах. Изучение курса способствует у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете.

В 3 и 4 классах больше ввожу разгадывание ребусов, кроссвордов. Ребятам такие задания нравятся, иногда при выполнении таких заданий присутствуют элементы соревнования.

Тема «В царстве грибов» (Закрепление изученного)

Игра: «Лучший грибник класса».

Цели: расширять знания детей о грибах, учить бережному отношению к природе.

Оборудование: 2 одинаковых комплекта картинок с изображением грибов.

Класс делится на 2 команды.

У. – Ребята, вы сейчас прочитаете стихотворение Зои Александровой и выберете из комплекта те картинки с изображением грибов, с которыми встретитесь в тексте стихотворения.
Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело,

Значит, здесь семья маслят

Или рыжики стоят.

А под елкой, а под елкой

Кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень

Боровик укрылся в тень.

А веселые ребята —

Тонконогие опята —

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес.
У. - Посмотрим, кто же был самый внимательный.

Молодцы, справились с заданием.

Тема: «Экологическая безопасность» (Закрепление изученного)

Игра «Исправь ошибку».

Цели: учить применять знания о природе в новой ситуации, развивать речь, мышление, обогащать словарный запас, воспитывать экологическую культуру школьника.

Оборудование: индивидуальные карточки с рассказами.

У. – Ребята, перед вами рассказ «Воскресенье в лесу». Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно читаете и находите их в тексте.

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
У. – Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Тема: «Наше питание» (Закрепление пройденного)

Игра «Отгадаешь – узнаешь»

Цель: закрепить знания детей о необходимых организму питательных веществах.

Оборудование: индивидуальные карточки.

У.- Какие питательные вещества получает человек с пищей?

Д. - Это белки, жиры, углеводы и витамины.

У. - В каких продуктах содержатся эти вещества?

У. - На доске вы видите схему веществ и продуктов питания.



белки

жиры

углеводы

витамины

молоко

сливочное масло

хлеб




яйцо

растительное масло

крупы




творог

сметана

картофель




рыба


сало

макароны




мясо

орехи

горох





У. - А вот где содержатся витамины, вы узнаете сами, отгадав загадки:

ЗАГАДКИ:
Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста)
Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я ... (свёкла)
Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут их? … (огурцы)
Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки… (яблоко)
У. – Молодцы, ребята, отгадали загадки. теперь вы знаете, где содержатся витамины.

У. – Где содержится много витаминов?

Д. – Много витаминов содержится в овощах, фруктах, ягодах.

При изучении темы « Разнообразие животных» использовала кроссворд

«Насекомые »

Цель: расширить знания детей о насекомых.

У. - Отгадай загадки про насекомых, отгадки впиши в кроссворд. (после отгадывания каждой загадки – отгадки записывают).



По горизонтали:

5. На миру живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

6. Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза)

7. Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар)

По вертикали:

1. Кто за печкою живет,

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

  1. Пестренькие платьица

Присели на листок.

Тронь — и вновь закружится

Порхающий цветок. (Бабочка)

3. В лесу у пня

Суета, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (Муравей)

4. Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)
У. – Молодцы, ребята! Загадки вы умеете отгадывать.
1   2   3