2 класс
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и другое. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде.
Тема «В гости к осени» (Объяснение нового)
Цели: дать учащимся представления о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, их связь с неживой природой.
Игра: «Гуси-лебеди на новый лад»
Оборудование: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».
У. – Иллюстрации к какой сказке вы видите?
Д. - К сказке «Гуси-лебеди».
У. – Нам нужно помочь девочке. Ведь гуси-лебеди унесут братца в темные леса. Для этого нам нужно с вами ответить на следующий вопрос.
У.- Что происходит в неживой природе с наступлением осени?
Д. - Стало холодно на улице, идут дожди, дуют холодные ветры.
У. - Ребята, пока мы с вами разговаривали, гуси-лебеди унесли братца в темный лес к Бабе Яге. Мы сможем сестрице вернуть братца, если ответим на такой вопрос.
У. – Как повлияли изменения в неживой природе на мир растений?
Д. – Низкая температура воздуха, частые дожди повлияли на растения. У них сначала изменилась окраска листьев, затем начался листопад, а травы завяли.
У. – Молодцы, ребята, пока мы отвлекали Бабу Ягу своими ответами, сестрица с братцем смогли бежать от нее. Но послала в погоню своих верных друзей-лебедей.
Они вот-вот настигнут беглецов. Впереди молочная река. Она укроет детей под кисельные берега, если вы правильно ответите на другой вопрос.
У. – Как повлияли изменения в неживой природе на мир животных?
Д.- Травы завяли – насекомых стало меньше, а концу осени они исчезнут совсем. Птицы из-за отсутствия насекомых , трав готовятся к отлету.
У. – Дети, вы хорошо ответили. Спрятала речка под кисельные берега детей. Пролетели гуси-лебеди, а дети опять побежали. Гуси-лебеди увидели их и воротились, летят навстречу. Вот-вот вырвут братца. Впереди стоит яблоня. Она укроет детей, если вы ответите еще на один вопрос.
У. – Как готовятся медведь, еж, белка к зиме?
Д. – Медведь накапливает жир к осени и ложится в берлогу спать до весны. Белочка заготавливает орехи, ягоды, грибы на зиму.
У. – Хорошо ответили. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла детей листьями. Гуси-лебеди пролетели мимо, а дети опять принялись бежать. Вот дом совсем рядом, но нет, не успею они добежать. Гуси-лебеди уже заметили их, загоготали, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки: «Печка, печка, спрячь нас!» Печка спрячет их, если вы сейчас выполните задание в Рабочих тетрадях.
(Дети выполняют задание)
У. –. Печка спрятала детей, Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали и ни с чем улетели.
Вот и закончилась эта удивительная сказка. При изучении темы «Домашние животные» использовала на уроке кроссворд «Домашние животные».
Цель: расширить знания детей о домашних животных, развивать внимание, логическое мышление, расширять кругозор.
Впиши в кроссворд названия домашних животных.
Взаимопроверка.
В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. Раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду.
Тема «Все профессии важны» (Изучение нового)
Игра: «Ярмарка профессий»
Цель: обогатить знания детей о различных профессиях.
Класс делится на 4 группы - 4 биржи труда. Вы сейчас работники бирж.
У. – Какие профессии вы знаете?
Д. – Воспитатель, продавец, бухгалтер.
У. – Хорошо. А сейчас давайте вспомним отрасли экономики?
Д. – Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.
У. – Молодцы. А теперь каждая группа получает задание: собрать из букв – название профессии и определить, к какой отрасли экономики эта профессия относится.
( ТЕСАЛВРА – сталевар, ЗТХООЕИН – зоотехник, КНТРОЁОЛР – контролер, КМНЩАЕИК – каменщик)
У. – Молодцы, биржи! Хорошо поработали. И еще одно задание получают биржи: по зачитанному описанию определить что это за профессия:
1). Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди множества книжек самую интересную? Тебе поможет выбрать книгу этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, где лежат эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)
2). Заболел щенок. Еще вчера он звонко лаял и грыз папины шлепанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного малыша, потрогает нос, пощупает живот, даст лекарства. (Ветеринар.)
3).Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые.
Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно реки и морей. И, конечно, они спасают людей и корабли, которые потерпели крушение. (Водолаз.)
4). Кажется, что лес растет сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Он знает, какие звери и птицы живут здесь. (Лесник.)
У. – Молодцы, работники бирж, вы хорошо знаете все профессии. Тема «В гости к зиме» (Закрепление изученного)
Игра «Кто лишний»
Разгадай ребусы и найди «лишнюю» птицу.
Цели: закрепить знания о зимующих птицах, расширять кругозор.
У. – Какие слова у вас получились?
Д. – Ворон, аист, дятел.
У. - Молодцы! А какое название птицы лишнее и почему?
Д. – Лишним будет слово – аист, потому, что аист – перелетная птица.
При изучении темы «В гости к зиме» на этапе закрепления использовала кроссворд.
Цель: закрепить знания детей о зимних изменениях в природе.
1. Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?
2. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?
3. Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев. Что это?
4. Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега, Становится очень скользко. Что это?
5. Сильная метель со снегом и ветром называется снежная … .
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.
Тема: «Очень подозрительный тип» (Закрепление изученного)
Цели: закрепить знания детей по правилам поведения на улице, развивать мышление, воображение в процессе игры.
Игра «Крестики-нолики»
Оборудование: Квадрат, который разделен на маленькие квадратики в три ряда и в три столбца. На каждый маленький квадратик с помощью магнитов прикреплены карточки с вопросами таким образом, чтобы участники не могли их прочитать.
Класс делится на две команды, «Крестики» и «Нолики», представитель от команды по очереди берет карточку с вопросом. Если команда ответила правильно на вопрос, то в клеточке, где был вопрос, ставится знак своей команды, неправильно – знак соперника.
Вопросы для игрового поля:
Ты дома один. Раздается звонок в дверь. В дверной глазок ты видишь, что перед дверью стоит незнакомый человек. На вопрос: «Кто там?» последовал ответ: «Откройте милиция». Как ты поступишь?
Ты дома один. Что следует ответить на телефонный звонок с вопросом, дома ли родители?
На улице к тебе обратился незнакомый человек и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?
За час до прихода родителей с работы вы пошли с ребятами играть в футбол. Родители об этом не знают. Ваша квартира на первом этаже. Что вы сделаете перед тем, как уйти играть в футбол?
Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съемки «Ералаша»?
Если незнакомый тебе человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?
Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она твоя тетя. Что ты ей ответишь?
8. Если тебе предлагают поиграть во взрослые игры на деньги, как ты поступишь?
Если к тебе на улице обратился незнакомый человек, как ты с ним будешь разговаривать?
Такую игру можно проводить на многих уроках. Детям нравится.
Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей. Тема «Правила вежливости» (Повторение изученного)
Игра «Ежели вы вежливы»
Цели: учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях друг с другом, использовать основные формы приветствия, просьбы.
Оборудование: мяч.
У. – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в мяч, но это вежливый мячик. Я буду кидать кому-то из вас мяч со словами: «Я знаю 5 волшебных слов - приветствий», «Я знаю 3 волшебных слова – просьбы», «Я знаю 3 слова – благодарности», у кого мячик окажется, тот перечисляет волшебные слова.
У. – Молодцы, ребята. Вы много волшебных слов знаете.
У. – И еще одна игра. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините, пожалуйста).
У. - Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их чаще.
Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображению, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле.
Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
Кроссворды к теме «Растения сада и огорода» я использовала на уроке.
Цель: закрепить знания детей о многообразии овощей, ягод, фруктов.
Впиши в кроссворд названия овощей, ягод, фруктов. В выделенных клетках прочитай пословицу.
А такой кроссворд я использовала на уроке «В гости к весне»
Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, обогащать словарный запас, развивать внимание, мышление.
Крупная черная перелетная птица. Кто это?
При повышении температуры воздуха до 0° и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется...
На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет» капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют... !
4.. Лужицы талой воды подтачивают снег. Текущие по склонам небольшие журчащие потоки воды называют...
Первое движение сока весной начинается у клена. У какого еще дерева хорошо заметно сокодвижение?
Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют...
Весной ветки деревьев и кустов становятся зелеными. Зеленые пластинки называются...
Взаимопроверка.
3 класс
При изучении курса продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, одновременно раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах. Изучение курса способствует у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете.
В 3 и 4 классах больше ввожу разгадывание ребусов, кроссвордов. Ребятам такие задания нравятся, иногда при выполнении таких заданий присутствуют элементы соревнования.
Тема «В царстве грибов» (Закрепление изученного)
Игра: «Лучший грибник класса».
Цели: расширять знания детей о грибах, учить бережному отношению к природе.
Оборудование: 2 одинаковых комплекта картинок с изображением грибов.
Класс делится на 2 команды.
У. – Ребята, вы сейчас прочитаете стихотворение Зои Александровой и выберете из комплекта те картинки с изображением грибов, с которыми встретитесь в тексте стихотворения. Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.
А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках,
В темной шляпке набекрень
Боровик укрылся в тень.
А веселые ребята —
Тонконогие опята —
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, —
Это чудо из чудес. У. - Посмотрим, кто же был самый внимательный.
Молодцы, справились с заданием.
Тема: «Экологическая безопасность» (Закрепление изученного)
Игра «Исправь ошибку».
Цели: учить применять знания о природе в новой ситуации, развивать речь, мышление, обогащать словарный запас, воспитывать экологическую культуру школьника.
Оборудование: индивидуальные карточки с рассказами.
У. – Ребята, перед вами рассказ «Воскресенье в лесу». Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно читаете и находите их в тексте.
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день. У. – Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. Тема: «Наше питание» (Закрепление пройденного)
Игра «Отгадаешь – узнаешь»
Цель: закрепить знания детей о необходимых организму питательных веществах.
Оборудование: индивидуальные карточки.
У.- Какие питательные вещества получает человек с пищей?
Д. - Это белки, жиры, углеводы и витамины.
У. - В каких продуктах содержатся эти вещества?
У. - На доске вы видите схему веществ и продуктов питания.
белки
| жиры
| углеводы
| витамины
| молоко
| сливочное масло
| хлеб
|
| яйцо
| растительное масло
| крупы
|
| творог
| сметана
| картофель
|
| рыба
| сало
| макароны
|
| мясо
| орехи
| горох
|
|
У. - А вот где содержатся витамины, вы узнаете сами, отгадав загадки:
ЗАГАДКИ: Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста) Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я ... (свёкла) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут их? … (огурцы) Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки… (яблоко) У. – Молодцы, ребята, отгадали загадки. теперь вы знаете, где содержатся витамины.
У. – Где содержится много витаминов?
Д. – Много витаминов содержится в овощах, фруктах, ягодах.
При изучении темы « Разнообразие животных» использовала кроссворд
«Насекомые »
Цель: расширить знания детей о насекомых.
У. - Отгадай загадки про насекомых, отгадки впиши в кроссворд. (после отгадывания каждой загадки – отгадки записывают).
По горизонтали:
5. На миру живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
6. Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза)
7. Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар)
По вертикали:
1. Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает? (Сверчок)
Пестренькие платьица
Присели на листок.
Тронь — и вновь закружится
Порхающий цветок. (Бабочка)
3. В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет. (Муравей)
4. Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела) У. – Молодцы, ребята! Загадки вы умеете отгадывать.
|