Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Опытно методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе»


Скачать 498.92 Kb.
НазваниеОпытно методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе»
страница1/3
Дата06.05.2016
Размер498.92 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3

Тихвинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Лицей №8 »

Малинина Татьяна Евгеньевна

Педагогический стаж:19 лет

Образование: высшее

Опытно - методическая работа

по окружающему миру

«Дидактические игры при изучении

окружающего мира в начальной школе».


ноябрь 2014

Содержание

1. Введение 3-4 с.

2. Теоретические основы 5-14 с.

3. Изучение курса «Мир вокруг нас» в начальной школе

1 класс 14-24 с.

2 класс 24-31 с..

3 класс 31-35 с.

4 класс 35-42 с.

4. Заключение 42 с.

5. Библиография 43 с.

Введение.

Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. связывает главное преимущество высокоразвитой страны с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средней и долгосрочной перспективе. Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным.

На заседании Госсовета РФ 24 марта 2008г. была четко определена важнейшая фундаментальная задача образования – формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления общества, что является основой его социальной стабильности. Для решения этой задачи образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. В условиях перманентного обновления обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивая поступательное движение вперед.

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить к обучению и развитию на следующих образовательных уровнях. При этом возрастает роль учителя, который становится попутчиком ученика, соучастником открытия новых знаний и партнером в общей деятельности, а не остается сторонним наблюдателем, констатирующим неудачи своего питомца. Напротив, смысл педагогической деятельности современного творческого учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать причины своих трудностей и найти способ их преодоления.

Изучение окружающего мира отличается от изучения других предметов, прежде всего тем, что осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине. У детей формируется бережное отношение к богатствам природы и общества, навыков экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Благодаря изучению предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Теоретические основы.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К. Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Игра всегда одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны она дарит сиюминутную радость, с другой – всегда направлена в будущее. «Как ребенок играет, так он и будет работать», - говорил А.С.Макаренко.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Именно при умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что порой им кажется слишком обычным, скучным. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

Известный педагог С. Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции». В игре воспитываются: сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. И что очень важно, игра сближает взрослых и детей, помогает установить более тесный контакт.

Исследователями проверено и доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными. Введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.

Существует трехступенчатая мотивация игры: «ХОЧУ», «НАДО», «МОГУ», в которой заключен основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.

Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельности:

- вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть: «Хочу играть»;

- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи «Так надо»;

- развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства: «Я могу».

В свое время Монтель точно подметил, что игры взрослых и детей – разные. Их главное отличие состоит в том, что у взрослых людей игра и труд – противоположные явления. У детей же они очень часто слиты. Между игрой и трудом нет строгой границы.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий, деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других — только некоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях задача выражена явно. В дидактической игре замысел, правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

1) игровая деятельность - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов – познавательной мотивации, адаптации.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление.

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проведения игры;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на четыре основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольно-печатные (лото, домино, картинки);

3 – словесные игры (игры-загадки, игры-предложения).

4 - интеллектуальные игры

Применение игр в учебном процессе при изучении курса «Мир вокруг нас» повышает интерес к изучению природы, создает эмоциональный настрой и в целом повышает активность учащихся в работе.

Дидактические игры по числу участников делятся на:

- коллективные,

- групповые,

- индивидуальные.

Курс «Зеленый дом» в 1, 2, 3, 4 классах Плешакова А.А. решает весьма важные задачи. Это - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, разностороннее развитие младших школьников, обогащение их нравственного опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной среде.

Ведущая направленность во всех 4-х классах - экологическая, связанная с задачей формирования бережного, ответственного отношения детей к природе.

В состав курса входят тетради на печатной основе. Они содержат веселые рисунки с постоянными действующими персонажами, заданиями для самых любознательных, игровые задания и др. Такие тетради есть в моем классе по всему курсу.

Таким образом, в учебном комплекте А.А.Плешакова достаточно последовательно применены приемы занимательности, а в рабочих тетрадях имеет место и игровой материал.

Сейчас рассмотрим три вида дидактических игр, которые больше всего я использую на уроках. Это настольные, словесные и интеллектуальные игры.

Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В ней присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, могут быть выполнены на школьной доске, на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Их я использую на интегрированных уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.

Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

К словесным играм (они очень нравятся детям) можно отнести и словесные дидактические игры, сопровождаемые подачей мяча от учителя к ребенку. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.

Перед проведением словесной игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней:

  • загадки, в которых дается описание предмета или явления путем

перечисления признаков

1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

4. Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (Жираф)

  • загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления

1. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

2. Он качалка и кровать,

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу.

Покачает на весу. (Гамак)

3. На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

4. Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

5. Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок. (Кролик)

  • в описании загадки использованы метафоры

1. Много рук, а нога одна. (Дерево)

2. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

3. Он по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел)

4. Яичко в чашечке

С дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

5. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

На своих уроках я часто ввожу игры: они были разными по продолжительности, на разных этапах урока, в основном это были настольно-печатные, словесные, реже с предметами.

Когда дети соревнуются в командах, стараюсь не акцентировать внимание на победителей и побежденных, старалась командам помогать, чтобы результаты игры приблизительно были одинаковыми.

Некоторые дидактические игры ребята изготавливают сами. Уходя на летние каникулы мои ученики получают задания – выполнить гербарий. После 1 класса оформляли гербарий хвойных и лиственных деревьев, после 2 класса – гербарий луговых трав, планирую, что после 3 класса - гербарий лекарственных растений. Эти работы мы используем в учебной деятельности.

Изучение курса «Мир вокруг нас» в начальной школе
1 класс
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и другое). Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем?

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.
На уроке по теме « Что растет на подоконнике и на клумбе?» на этапе закрепления была проведена игра «Собери цветник».

Цели: закрепить знания о комнатных растениях. Развивать познавательную активность детей, формировать умение работать самостоятельно. Развивать интерес и любовь к природе.

Оборудование: У детей на каждой парте конверты с карточками из Приложения («Цветы») Карточки заранее вырезают дома дети вместе с родителями и раскладывают по темам

У. – Соберите цветник.

Дети собирают из фрагментов рисунок.

У.- Как называются эти цветы? Какие еще цветы растут на клумбе?

У.- Где вы еще видели цветники в нашем городе?

У.-А сейчас мы с вами побываем на нашем школьном участке. Узнаем цветы на клумбе.
При изучении темы «Что это за дерево?» при изучении нового провела игру «С какой ветки детки?»

У. – Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Падают с ветки

Золотые монетки.

Д. – Осенние листья.

У. - Почему про листья сказано – золотые монетки?

Д. - Осенью листья очень красивые, желтые.

У. – Дети, красавица-осень принесла к вам на урок много листьев, сейчас мы с вами поиграем.
Игра «С какой ветки детки?»

Цели: учить детей распознавать листья наиболее распространенных деревьев.

Оборудование: пять цветных кружков и пять листьев деревьев.

У. – У вас на партах 5 листья деревьев и 5 кружков. Рассмотрите листья и положите желтый кружок на лист березы, зеленый – на лист дуба, синий – на лист клена, коричневый – на лист осины, красный – на лист ивы.

Проводится проверка. Один ученик раскладывает кружки на листья на наборном полотне.

У. – Молодцы! Осень довольна вашей работой.

У. – А на что похожи листья клена, березы, дуба, осины, ивы?
Тема: Что общего у разных растений? (Закрепление изученного)

Игра «Не ошибись»

Цель: научить детей различать части растений.

Оборудование: 2 комплекта разрезанных карточек с изображением растений.

Класс делится на 2 команды. Каждая команда собирает из фрагментов растение, хором называет все части растений и называет растение. Учитывается время, правильность.
Тема: Кто такие птицы, рыбы, насекомые и звери? (Закрепление изученного)

Игра «Зоологическое ассорти»

Цели: развивать у детей смекалку, эрудицию, расширять знания о животном мире.

Класс делится на 3 команды.

1 конкурс – «Зоологическое лото».

У. - Сейчас по одному члену от команды подойдут и вытащат из мешочка по 1 жетону. Жетоны различаются по цвету. Красный цвет означает, что вы должны отгадать загадку о зверях; желтый – о насекомых, зеленый – о птицах. За правильный ответ - 1 балл. (Команды обязаны соблюдать очередность)


Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной… (медведь)

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нос садится. (муха)

В овечках знает толк

Свирепый, жадный... (волк)

Над цветком цветок летает,

И порхает, и порхает. (бабочка)

Словно вихрь летит, спасаясь,

От врага пугливый …(заяц)

Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)

Он по-рабочему одет

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (дятел)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистей и нежней,

Кто же это? (соловей)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый… (воробей)





У. - Молодцы, загадки вы отгадывать умеете.

2 конкурс – «Чей домик?».

У. – А сейчас посмотрим, насколько хорошо команды знают, где какое животное живет. Я называю животное, а вы называете домик животного. За правильный ответ – 1 балл.

Собака - …, корова - …, лошадь - …, медведь - …, мышь - …, пчела - …,

У. – Молодцы!

3 конкурс – «Кто летит».

Описание конкурса: Учитель говорит: «Голубь летит» и поднимает вверх указательный палец, все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых (воробей летит, пчела летит и т.д.) и каждый поднимает палец. Неожиданно учитель говорит: «Корова летит» или «Стол летит». В таких случаях палец поднимать не надо. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные. Внимательный приносит своей команде 1 балл.

Подведение итогов игры.
Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») – это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью человека.
Тема: Как живут растения и животные? (Проверка знаний)

Игра «Кто что строит?»

Цели: Расширить представление детей о жизни животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: перфокарты с изображением животных и их жилища.

Дети работают индивидуально на своих перфокартах и заселяют животных в свои домики. Один ученик работает у доски. Проверка.

У. – У какого животного домик – хатка?

Д. – У бобра.

У. – Кто живет в норке?

Д. – Мышка.

У. – Какое жилище строит себе медведь?

Д. – Берлогу.

У. – Белка в каком домике живет?

Д. – В дупле.

У. – А еще, ребята, белка строит жилище, которое называется гайно.

У. – А как называется домик у птиц?

Д. – Гнездо.

У. – А грачи строят себе грачевники. А если мы с вами построим домик для птиц, то он будет называться скворечник. Такие домики люди строят для птиц весной, когда они возвращаются к нам из дальних стран. Птицы – наши друзья, мы должны помогать им.

У. – Вот какие домики бывают у животных.

На этом же уроке проводилась игра «Потерялись малыши»

Цель: закрепить название детенышей у животных, воспитывать бережное отношение к природе.

Класс делится на 2 команды.

Оборудование: 2 комплекта кубиков «Наши малыши».

У. – Сейчас, ребята, я буду читать каждой команде по очереди загадку, а вы должны будете составить из кубиков отгадку. Учитывается время выполнения работы и правильность.

1 загадка

Жеребенок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший –

Не догонит мама-… (лошадь)

2 загадка

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крылом нашла … (гусыня)

3 загадка

Верблюжонок у ворот

Маму жалобно зовет,
Не бойся – не заблудится,
Придет домой … (верблюдица)

4 загадка

Что стряслось у индюшат?

Почему они спешат?

У сарая, за кадушкой,

Червяка нашла … (индюшка)

5 загадка

- Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама-… (утка)

6 загадка

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться

Мама ослика - … (ослица)

У. - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, помогли малышам найти своих мам.

У. – Итак, как же зовут малышей у лошади, у гусыни, у верблюдицы, у индюшки, у утки, у ослицы?
Тема: Как птицы зимуют? (Изучение нового)

Игра-путешествие в зимний лес.

Цели: формировать знания о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родным лесам, всему живому.

Оборудование: большая картина зимнего леса, изображения птиц.

У. – Дети, сегодня мы с вами вместе с Дедом Морозом отправляемся в удивительное путешествие по зимнему лесу. Красив лес зимой! Лес полон диковинок. Хочешь увидеть – поторопись.

У. – Ребята, посмотрите: кто-то побывал у Деда Мороза в гостях и оставил только следы. Как вы думаете, кто здесь был?

Д. - Это следы птиц.

У. – Правильно. Это птицы были в гостях. Посмотрите на картину зимнего леса, перечислите зимующих птиц.

У. – А еще Дед Мороз приготовил для вас загадки о птицах, которые радуют его в зимнем лесу и вы должны найти эту птичку в комплекте птиц.

1 загадка
Чернокрылый, красногрудый, В серой шубке перовой

И зимой найдет приют: И в морозы он герой,

Не боится он простуды – Скачет, на лету резвится,

С первым снегом Не орел, а все же птица.

Тут как тут!
Спинкою зеленовата, Он в своей лесной палате

Животиком желтовата, Носит пестренький халатик,

Черненькая шапочка Он деревья лечит,

И полоска шарфика. Постучит – и легче.
То вверх бежит по ели, Свирири, свирири-что за чудеса? Серебристо-нежно льются птичьи В красненьком беретике А то вниз головой С рыжим хохолком.

Заглянет во все щели- В опереньи праздничном

Ух, какой! С зимним холодком.

У. – Итак, ребята, покажите еще раз свиристель, дятла, воробья, снегиря, поползня, синицу.

У. – Молодцы! Вы хорошо знаете зимующих птиц. Ребята, птицам голодно зимой. А мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям?

Д. – Надо птиц зимой подкармливать семечками, крошками белого хлеба, несоленым салом. Все это можно положить в кормушку.

У. – А кто сделал дома вместе с родителями кормушки для птиц?

У. – Молодцы! Вы очень порадовали Деда Мороза.

А теперь еще одно задание приготовил вам Дед Мороз. В Рабочих тетрадях вы самостоятельно должны соединить изображение птицы и название.

Кто же удивит Деда Мороза своими знаниями?
Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представление детей о пространстве и времени.

Тема: Когда придет суббота? (Изучение нового)

Игра « По порядку становись!»

Цели: формировать представление о времени, систематизировать знания о днях недели и их последовательности.

Оборудование: вырезанные карточки с названием дней недели из Приложения Рабочей тетради.

У.– Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Что за птицы прилетают?

По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

Д.- Дни недели.

У. – А какие дни недели вы знаете?

У. – А сейчас, ребята, давайте разучим стихотворение с движениями.

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, в воскресенье –

Целый день я отдыхал.

У. – А кто теперь сможет повторить все дни недели по порядку?

У. – А сейчас у вас будет сложное задание. Вы должны наклеить карточки с названием дней недели по порядку.(дети работают в Рабочих тетрадях) Проверка.

У. – Какой сегодня день недели? Раскрасьте карточку с названием красным цветом.

У. – Какой день был вчера? Раскрасьте синим цветом.

У. – Какой день будет завтра? Раскрасьте зеленым цветом.

У. – Назовите по порядку все дни недели.

Тема «Где живут белые медведи» (Изучение нового).

Игра-путешествие.

Цели: познакомить с суровыми условиями Арктики, расширять знания детей о животных Арктики.

Оборудование: большая картина Севера, изображения белых медведей, моржей, тюленей.

У. – Ребята, у меня в руках цветик - семицветик. Давайте оторвем лепесток, загадаем желание и хором скажем:

Лети, лети лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы всем классом оказались на Севере.

У. – А как мы должны быть одеты здесь?

Д. – Очень-очень тепло. Теплые куртки и пальто, шапки, варежки, теплая обувь.

У. – С давних времен привлекала Арктика людей. К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности ее природа. Посмотрите на таблицу, ребята. Кто это?

Д. – Это белый медведь.

У. – Да, это белый медведь – хозяин Арктики.

Какой он?

Д. – У него белая, густая, длинная, пушистая шерсть, широкие лапы.

У. – Правильно. Все это ему нужно для жизни на севере. А чем питается белый медведь?

Д. – Рыбой.

У. – Правильно, но иногда может полакомиться и тюленем. Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей белых медведей.

У. – Ребята, а как вы думаете, когда у медведицы рождаются медвежата?

Д. – Когда тепло в Арктике.

У. – Представляете, крошечные медвежата рождаются в разгар зимы. В снежной берлоге малышам не страшен мороз и ветер. Мама кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

У. – А каких медведей вы еще знаете? Чем они питаются?

Д. – Есть еще бурые медведи. Они питаются ягодами, медом, корешками растений.

У. – Чем отличается белый медведь от бурого?

Д. – Белый медведь по размеру больше, а бурый меньше.

У. – А еще чем?

Д. – Они по-разному питаются.

У. – Правильно. Молодцы! Наше путешествие подошло к концу, а жаль, но мы к нему будем возвращаться еще не раз. Будем надеяться, что мы сохраним этих удивительных белых медведей на далеком севере. А сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в нашем классе.
Четвертый круг (тема «Почему и зачем?») – обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла человеческой деятельности.

Тема «Почему их так назвали» (Изучение нового).

Игра «Что ты знаешь про меня?»

Цели: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений и их особенностями, расширять знания детей о растениях.

Оборудование: картинки с изображением растений, гербарий.

У. – Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, а загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь - две новых загадки найдешь. И пошло – поехало – конца не видно.

У. – Ребята, будем искать в лесу загадки и разгадывать их?

Учитель просит рассмотреть рисунок на странице учебника.

У. – Ребята, как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели?

Д. – Растения.

У. – Да, это растения с очень интересными названиями.

1 загадка

Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног?

У. – Почему это растение так назвали?

Д. – Оно растет рядом с дорогой.

У. - Правильно. Подорожник так назвали, потому что он растет «по дорогам», вдоль дорог. А что вы про это растение еще знаете?

Д. – Его прикладывают к ранам.

У. – Совершенно верно, это лекарственное растение. Натер ногу или оцарапал руку, приложи листок подорожника к больному месту, и скоро все заживет. Но обязательно листок должен быть чистым.

2 загадка

Он желтым цветком распускается,

А после цветения сдувается.

У. – Почему это растение так назвали?

Д. - На него можно дуть.

У. – Одуванчик назван так, потому что когда отцветет цветок, он легко сдувается. Одуванчик – это тоже лекарственное растение, из листьев одуванчика готовят салаты.

3 загадка

Голубой бубенчик

На лугу стоит.

И под песню ветра

Весело звенит.

У. – А почему это растение так назвали?

Д. - Он звенит.

У. - Да, ребята, он похож на настоящий колокольчик, если прислушаться, то можно услышать его звон.

Оказывается, колокольчик служит гостиницей для мошек и букашек. Спрячется солнышко за тучками – наклонит он свою головку и становится похож на крохотный шалашик. А выглянет на следующее утро солнышко – колокольчик опять голову поднимет, выпустит мошек на волю.

У. – Вот сколько интересного мы сегодня узнали. А теперь попробуйте в гербариях найти растения с интересными названиями.
Тема «Почему нужно есть много овощей и фруктов» (Закрепление)

Игра «Дачное сражение»

Цели: систематизировать и расширять знания детей об овощах и фруктах, познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека.

Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов.

У. – Дача – это место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, ягоды, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны и до поздней осени. И каждый может найти себе на даче занятие по душе!

Класс делится на 2 команды.

1 задание:

Команда №1 отбирает овощи для винегрета.

Команда №2 отбирает фрукты для компота.

Учитывается правильность и время.

У. - Молодцы! Это сражение вы с честью выдержали.

2 задание

У. - Вы работаете в Рабочей тетради: раскрашиваете овощи и фрукты. Команда №1 фрукты, команда №2 – овощи.

3 задание

У. – Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды. А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву. (команды получают карточки)

Карточка:

Слава - …, река - …, грех, - ..., луч - …, порох - …,

машина - …

У. – Молодцы! Дачное сражение вы все выдержали. А кто любит есть овощи и фрукты?

У. – А теперь попробуйте ответить на вопрос: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Д. – Они полезные, в них много витаминов.

У. – Правильно. В них много витаминов и полезных веществ. Без витаминов человек болеет.

У. – Давайте познакомимся с братьями-витаминами!

(работа по странице учебника).

У. – В зеленой одежде - витамин А, в синей одежде – витамин В, в красной одежде – витамин С.

У. – Что лежит в корзине у витамина А?

Д. – Морковь, капуста, помидоры.

У. – Почему в его корзине только эти овощи?

Д. – В них содержится витамин А.

У. – Что в корзине у витамина В? Почему?

Д. – Свекла, яблоки, репа. В них есть витамин В.

У. – Что в корзинке у витамина С? Почему?

Д. – Черная и красная смородина, лук. В них есть витамин С.

У. – А для чего нужны витамины? Это мы узнаем из статьи учебника. Прочитаем.

У. – Итак, для чего нужны витамины группы А?

Д. – Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.

У. – Для чего нужны витамины группы В?

Д. – Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не плакать по пустякам.

У. – Для чего нужны витамины группы С?

Д. – Чтобы реже простужаться, быть бодрым.

У.– А что будет с человеком, если он будет употреблять в пищу только витамины одной группы?

Д. – Ему не будет хватать других витаминов.

У.– Правильно. Надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.
  1   2   3