Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Обучение письму и письменной речи на начальном этапе обучения |
 Скачать 54.39 Kb. |
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Максютина Н.В.
МБОУ «СОШ №45» г. Белгорода Обучение письму и письменной речи на иностранном языке, как правило, следует за обучением письму на родном языке.
Различают письменную речь и письмо. Под письмом в лингвистике понимается графическая система как одна из форм плана выражения, средства представить язык при помощи графических знаков. Письменная речь- это процесс выражения мыслей в графической форме.
В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет важную роль. Но чтобы выполнить эту важную роль, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Процесс овладения графикой и орфографией английского языка оказывает положительное воспитательное воздействие на школьников, на развитие памяти, волевых качеств и др.
В свете модернизации системы образования и новых требований в образовательных стандартах выпускники начальной школы должны владеть:
- умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
- основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
В начале обучения ученики с удовольствием выполняют письменные упражнения, но через некоторое время, мотивация выполнения такой работы снижается. Дети не очень любят такие задания. Они считают их неинтересными и скучными. Это объясняется тем, что у детей ещё нет достаточного объёма знаний, а также личного опыта, чтобы качественно выполнить эти задания. Всем известно, что выполнение письменных упражнений требует много времени, что может себе позволить на уроке не каждый учитель.
С чего же следует начинать обучение письму, чтобы в конечном итоге достигнуть желаемых результатов? Попробуем ответить на данный вопрос, опираясь на собственный опыт работы.
Хочется отметить, что для достижения целей раннего обучения иностранному языку, необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Это и ограниченная работоспособность, и быстрая утомляемость и потребность в двигательной активности. Следовательно, урок следует строить таким образом, чтобы было чередование видов речевой деятельности, игровых и неигровых форм обучения, режимов работы, а также быстрая смена заданий и поворотов сюжетной линии.
Письмо как средство и как цель обучения присутствует в учебном процессе параллельно, позволяя с помощью самых скромных языковых средств осуществлять реальную коммуникацию уже на начальном этапе обучения. Пер вый год обучения иностранному языку наиболее ответственный этап в работе по формированию у детей рациональных приёмов учебной деятельности. Поэтому обучение письму начинается с первого урока. Письмо рассматривается как цель и как средство обучения. На первом году обучения ставятся следующие задачи в области письма: 1) овладеть правилами английской каллиграфии; 2) овладеть правилами орфографией в соответствии с изученными правилами чтения согласных; 3) научить сообщать в письменной форме элементарные сведения о себе.
Овладение каллиграфией и началами орфографии происходит в процессе выполнения коммуникативных задач. Работая по УМК «English2” под редакцией Кузовлева В.П. хочется отметить, что обучение каллиграфии начинается с первого урока и проходит несколько стадий. Сначала учащиеся, выполняя упражнения в Рабочей тетради, обводят слова по контуру. В Рабочей тетради, имеется также раздел «Учитесь писать правильно», где учащиеся под руководством учителя учатся писать буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся работают следующим образом: читают название знакомой буквы по транскрипции, обводят букву по контуру, затем пишут эту букву несколько раз самостоятельно. Затем учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова, необходимые для решения коммуникативной задачи. Слова даются полупечатным шрифтом.
Для овладения навыками каллиграфии на своих уроках также использую Прописи, которые являются составной частью учебно-методического комплекта. Хочется отметить, что Прописи созданы с учётом возрастных особенностей младших школьников и содержат развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся писать буквы английского алфавита, но знакомятся со сказочными героями и становятся участниками забавных приключений. Это позволяет сделать обучение письму более интересным.
Что может сделать учитель для развития навыков письма и письменной речи в начальной школе?
Необходимо включать упражнения на развитие письменных умений и навыков в каждый урок. Также следует помнить, что игровая деятельность, является важнейшим фактором, способствующим, повышению мотивации, прочности запоминания материала и формированию навыка. Учитывая это, следует использовать, как можно больше игр для развития письменной речи. На уроках учащиеся любят играть в игры: Bingo, Wordsearch и другие. C удовольствием учащиеся не только разгадывают кроссворды, но и составляют свои. Одной из любимых игр учащихся является «паутинка», где даётся ключевое слово по теме, а учащиеся должны вписать, как можно больше слов по заданной теме.
Большую роль играет творчество учителя при подготовке к урокам. Для каждого уровня обучения иностранному языку существуют разные типы заданий, которые помогают эффективно формировать навыки письма и письменной речи.
II класс
- Напиши букву, соответствующую транскрипции;
- вставь пропущенные, буквы;
- обведи похожие буквы в русском и английском алфавитах и напиши их;
- составь из букв слова и запиши их;
- распредели слова по колонкам и запиши их;
- реши кроссворд и запиши слова;
- составь из слов предложение и запиши его;
- составь из предложений связный рассказ и запиши его;
- составь кроссворд по определённой теме и запиши его;
- заполни таблицу;
- раскрась и опиши картинку;
III класс
- ответь на вопросы;
- заполни пропуски словами;
- напиши рассказ по образцу;
- составь вопросы и запиши их;
- опиши картинку, используя ключевые слова;
- составь из предложений стихотворение или рассказ;
- составь вопросы для интервью и запиши их;
- поставь слова в нужном порядке и правильно запиши их.
IV класс
- напиши приглашение на праздник;
-заполни анкету;
- напиши поздравление другу с опорой на образец;
- ответь другу на письмо;
- составь и напиши рекламу;
- напиши приглашение на праздник;
- опиши картинку.
На уроках целесообразно использовать различные виды диктантов. Данные задания и игры повышают мотивацию учащихся и способствуют формированию письменной компетенции учащихся.
Литература
1. Примерная программа по иностранному языку для начальной школы образования по английскому языку// Иностр. языки в школе. -2010-№9.
2. Пассов Е.И. Надо писать // Коммуникативная методика. – 2004 - №4.
3. Лапшова Н.К. Игровые приёмы обучения письменной речи на начальном этапе обучения // Иностр. языки в школе. -2009 -№6. |
|
|