ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Подвижные игры с элементами бадминтона»
Содержание программы
1. Пояснительная записка 2
2. Учебно-тематический план 7
3. Содержание программы 8
5. Список литературы 17
Приложение №1 19
Приложение № 2 22
1. Пояснительная записка Направленность
Программа ознакомительного уровня первой ступени «Подвижные игры с элементами бадминтона» является модифицированной и имеет физкультурно-спортивную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.) Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках дополнительного образования активное освоение данной деятельности позволяет учащимся не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Подвижные игры и занятие бадминтоном способствуют повышению двигательной активности, развитию быстроты реакции, силы и ловкости, а также специальных спортивно-технических навыков. Занятия подвижными играми с элементами бадминтона не требует больших материальных затрат, в бадминтон можно играть везде. В процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех слоев населения, полноценного семейного досуга.
Программа «Подвижные игры с элементами бадминтона» раскрывает методические особенности обучения игры в бадминтон в учреждении дополнительного образования. Цель программы: развитие общих физических способностей детей с помощью подвижных игр для формирования первичных навыков игры в бадминтон. Задачи программы:
образовательные: развивающие:
развитие физических качеств: силы, быстроты реакции и ловкости, прыгучести, быстроты передвижений и гибкости.
развитие двигательной активности;
воспитательные:
воспитание у детей устойчивого интереса к данному виду спорта и занятиям физической культурой и спортом;
формирование здорового образа жизни детей;
привитие интереса к спортивной игре бадминтон;
воспитание культуры общения и поведения в коллективе, в команде.
Отличительные особенности программы
За основу программы взята авторская программа по физической культуре «Бадминтон» МОУ Г.О. Одинцово (авторы: Бердюгина Я.С. – тренер МОУ ДОД ДЮСШ УО, Леонтьев В.Н. – тренер ДЮСШ «Искра-Одинцово»), а так же многолетний педагогический опыт с использованием специальной литературы по данному виду деятельности. Возраст учащихся: 1-4 классы
Срок реализации программы: 1 год Формы и режим занятий
Год обучения
| Кол-во учащихся
| Продолжитель
ность занятия
| Периодичность в неделю
| Кол-во часов в неделю
| Кол-во часов в год
| Учебные занятия
| Социальная практика
| 1 год
| 15 чел.
| 1,5 часа
| 2 раза
| 3 часа
| 96 часов
| 36 часов
| Всего:
| 132 часа
|
Программа состоит из трех разделов:
основы знаний (теоретические знания);
подвижные игры и общефизическая подготовка;
основы техники и тактики игры в бадминтон.
Формы занятий:
комбинированное занятие;
учебно-тренировочная игра;
учебное соревнование.
Прогнозируемые результаты
Теоретическая подготовка
К окончанию прохождения программы дети должны знать:
правила игры в мини-бадминтон в одиночной категории;
технику безопасности на занятиях по подвижным играм и бадминтоном в спортивном зале и на открытом воздухе.
Техническая подготовка
К окончанию прохождения программы дети должны владеть:
ударом открытой стороной ракетки сверху;
ударом открытой стороной ракетки снизу;
высоко-далёкой подачей открытой стороной ракетки снизу;
правильно перемещаться на площадке по заданным точкам.
Физическая подготовка
К окончанию прохождения программы дети должны уметь выполнять:
общеразвивающие упражнения с воланом;
общеразвивающие упражнения с ракеткой;
сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от пола – мальчики, от гимнастической скамейки – девочки;
поднимание туловища из положения лёжа на спине;
подтягивание в висе на мини-перекладине (м) и из виса лёжа (д);
прыжки через короткую скакалку;
прыжки в длину с места;
«челночный» бег на расстоянии 3 по 10м;
бег на короткие и длинные дистанции.
Способы проверки результативности программы
В процессе изучения программы используются следующие формы контроля: текущий (тестирование) и итоговый (соревнование в учебных группах, участие в учрежденческих и муниципальных соревнованиях).
По результатам контроля определяется уровень усвоения детьми образовательной программы (см. Приложение 2).
2. Учебно-тематический план
-
№
| Название раздела
| Количество часов по годам обучения
| Теория
| Практика
| Всего
|
| Введение в предмет. Развитие бадминтона в России. Правила техники безопасности.
| 2
|
| 2
|
| Правила соревнований по подвижным играм и мини-бадминтону в одиночной категории.
| 5
|
| 5
| 3.
| Подвижные игры и общефизическая подготовка.
| 4
| 43
| 47
| 4.
| Специальная физическая подготовка.
| 1
| 9
| 10
| 5.
| Техническая подготовка.
| 2
| 20
| 22
| 6.
| Итоговые занятия.
(контрольное тестирование и участие в соревнованиях)
| 2
| 8
| 10
|
| Всего учебных часов:
| 16
| 80
| 96
| 7.
| Социальная практика
| 36
| Всего:
| 132
|
3. Содержание программы
Введение в предмет.
Теория:
Развитие бадминтона в России.
Правила техники безопасности.
Оборудование и инвентарь.
Правила соревнований по подвижным играм и мини-бадминтону в одиночной категории. Основы тактики проведения игр.
Теория:
Педагогические требования к проведению подвижных игр:
Подготовка места для проведения игр;
Подготовка инвентаря к играм;
Разметка площадки;
Размещение играющих и место педагога при объяснении игры;
Объяснение правила игры;
Выбор водящих игроков;
Выбор помощников педагогом;
Руководство процессом игры;
Окончание игры;
Подведение итогов игры.
Подвижные игры
Теория: Организация соревнований по подвижным играм. Подготовка и правильное использование спортивного инвентаря в соответствии с методическими указаниями, с содержанием и правилами игры, с соблюдением техники безопасности.
Практика:
Для развития силы учащиеся знакомятся с играми: «Тяни в круг», «Переноска раненых», «Бой всадников», «Гонка тачек», «Кто сильнее», «Кто устоит», «Бой петухов» даются на каждом занятии во время основной части, акцент на правильность и точность выполнения, с соблюдением правил игры и техники безопасности.
Для развития быстроты реакции и ловкости: «Слушай сигнал», «Подхвати палку», «Землемеры», «Пустое место», «Вызов», «Два мороза», «Бездомный заяц», «Салки маршем», «Третий лишний», «Кто быстрее», «Проворные мотальщики, «Быстрые пальцы», «Точный расчет, «Воздушная цель», «Ловкий перемах», «Не теряя равновесия», «Поединок с ракетками», «Метание в корзину», «Метко в цель», «Остаться в круге», «Быстрее перенести», «Принеси волан», «День и ночь» даются на каждом занятии во время основной или заключительной части, акцент на правильность и точность выполнения, с соблюдением правил игры и техники безопасности.
Для развития быстроты передвижений: «Кто первый», «Воробьи и вороны», «Колдунчики», «Салки», «Наступление», «Эстафета по кругу» даются на каждом занятии во время основной или заключительной части, акцент на правильность и точность выполнения, с соблюдением правил игры и техники безопасности.
Для развития прыгучести: «Удочка», «Прыжки по кочкам», «Эстафета с прыжками», «Кенгуру», «Прыжки через препятствия», «Скакуны» даются на каждом занятии во время основной части, акцент на правильность и точность выполнения, с соблюдением правил игры и техники безопасности.
Общая физическая подготовка
Теория: Знакомство с общеразвивающими упражнениями, с комплексами упражнений для разминки с различными предметами, дыхательной гимнастикой.
Практика:
Общеразвивающие упражнения на все группы мышц
Развитие гибкости и прыгучести: Данные виды упражнений проводится во время вводной части занятия. Проводится практически на каждой тренировке, в большей или меньшей величине, в зависимости от цели и задач занятия.
Развитие общей выносливости: Два периода: сентябрь, май. Занятия проводятся на улице: в лесу на стадионе. Кроссовая подготовка (8час.)
Силовая подготовка: Две формы проведения: 1.В небольшом объеме на каждом занятии. 2.Один раз в неделю в течении 20 минут. (4 час.)
Специальная физическая подготовка
Теория: Знакомство с комплексами упражнений для разминки с ракеткой и воланом, упражнениями на равновесие, упражнениями на растяжку мышц, упражнениями на расслабление.
Практика:
Специальные упражнения бадминтониста: Упражнения на развитие подвижности кисти рук и плечевого пояса. Упражнения даются на каждой тренировке во время подготовительной и основной части занятия (6 час.)
Передача волана в парах, правила игры в бадминтон
Подача волана через сетку: упражнения даются по мере усвоения учащимися вышеуказанного материала (10 час.) На начальном этапе обучения ставится задача усвоить технику высоко-далёкой подачи волана (6 час.)
Техническая подготовка
Теория: Подготовка к обучению технике выполнения индивидуальных упражнений с воланом, с двумя воланами, имитационных упражнений с ракеткой, парных упражнений с ракеткой и воланом.
Практика:
Подводящие упражнения: Упражнения даются на каждом занятие во время основной части, акцент на правильность их выполнения (без ракетки 2 час., с ракеткой 4 час.)
Жонглирование воланом (открытой и закрытой сторонами ракетки): Упражнения даются на каждом занятие во время основной части (4 час.)
Обучение и совершенствование техники перемещения по площадке: Освоить правильные стойки бадминтониста, обратить особое внимание на правильность постановки стоп ног (4 час.)
Обучение и совершенствование техники высоко-далёкой подачи волана: Акцент на правильность замаха и удара (без сетки 4 час., через сетку 10 час.). Внимание на правильность и точность выполнения движения при подаче 10 час.
Игровая практика в мини-бадминтон в одиночных категориях: В обычном (тренировочном) режиме 10 час.
Итоговые занятия
Теория: Знакомство с итоговыми контрольными нормативами и контрольными тестами, и организационной структурой проведения зачётных мероприятий.
Практика:
Итоговые занятия проводятся в виде выполнения тестовых упражнений.
Контрольное тестирование проводится 2 раза в год по следующим дисциплинам:
бег 30 м, прыжок в длину с места,
подтягивание в висе на мини-перекладине (м) и из виса лёжа (д),
поднимание туловища из положения лёжа на спине,
наклоны вперед из положения сидя,
передвижение по бадминтонной площадке с изменением направления движения,
непрерывный бег 500 метров без учёта времени,
прыжки через короткую скакалку,
жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки,
высоко-далёкая подача открытой стороной ракетки,
челночный бег 3х10 метров.
Соревновательная деятельность: Первенство (соревнования) среди учащихся первого года обучения проводятся не менее 3-х раз за учебный год (6 час.)
Социальная практика
Участие в соревнованиях «весёлые старты» в учебных группах
Участие в соревнованиях «подвижные игры» в учебных группах
Участие в соревнованиях по мини-бадминтону в учебных группах
Посещение музея спортивной славы учреждения
Посещение открытых мероприятий и спортивных праздников учреждения
Встречи с ветеранами спорта4. Методическое обеспечение программы
Основные принципы обучения: сознательность и активность, доступность и наглядность, систематичность и последовательность при обучении физическим упражнениям.
По программе обучения применяются различные формы деятельности: учебное занятие, игровая деятельность и соревнования.
Методы работы с детьми:
словесный (объяснение, лекция, рассказ, беседа);
наглядный (показ с использованием наглядных пособий, видео- материалов);
практический метод (упражнения, подводящие к выполнению сложных элементов; упражнения по части и в целом, исправление ошибок).
В построении двухлетнего учебного процесса необходимо ориентироваться на следующее:
оптимальные возрастные границы, в пределах которых достигается наивысшие результаты;
единый педагогический процесс, который предусматривает строгую преемственность задач, средств и методов тренировки детей;
правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание возрастные особенности детского организма.
В соответствии с психолого-физиологическими особенностями детей 7-10 лет необходимо сочетать словесный метод с методом показа, так как благодаря наглядно-образному мышлению учащиеся лучше воспринимают новую информацию. Таким образом, ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели используются:
- объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.;
- методические приёмы, усиливающие словесные методы: сравнение, повторение, интонация и т. д.
Наглядные методы - применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
Практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Обучение осуществляется с помощью целостного, расчлененного и целостно-расчлененного способов разучивания упражнений.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. В учебных занятиях так же применяются методы предупреждения и исправления ошибок: метод подводящих упражнений, метод изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление), метод ориентиров.
Педагог должен обращать внимание на малейшие успехи своих учеников, так как положительная атмосфера и создание ситуации успеха для каждого учащегося повышает мотивацию к занятиям и желание совершенствоваться в данном виде деятельности. Обязательным условием учебно-тренировочного процесса является единство обучения и воспитания. Обучение должно быть воспитывающим. Обучая двигательным умением, навыкам и знаниям педагог воспитывает в детях сознательную дисциплину, приучает их к честности, исполнительности, аккуратности, скромности, воспитывает у них высокие волевые качества. Эти принципы должны пронизывать весь процесс обучения. Основным средствам воспитания волевых качеств являться выполнение упражнений способствующих воспитанию таких ценных качеств как настойчивость, смелость, решительность.
Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение заданий воспитывает у детей чувство дружбы и товарищества. Необходимо также воспитывать у занимающихся чувство справедливости в спортивной борьбе, уважение к сопернику, судьям, зрителям.
Строгое соблюдение установленных правил на занятии, требовательность к внешнему виду учащихся, наличие спортивной формы, образцовый внешний вид педагога содействует воспитанию аккуратности, точности, опрятности. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения.
Количество учебного оборудования определяется исходя из его необходимого минимума. При наличии соответствующих возможностей учреждение дополнительного образования может изменять это количество в сторону увеличения.
Средства материально-технического обеспечения:
Технические средства обучения (мультимедийный компьютер)
Учебно-практическое оборудование (сетка бадминтонная, ракетки, воланы, табло перекидное, гимнастическая стенка, гимнастические лавочки, гимнастические маты, мини-перекладина, скакалки, малые и большие мячи ПВХ).
Контрольно-измерительные приборы (секундомер, мерная лента фиберглассовая, весы медицинские, ростомер, пульсометр, тонометр автоматический)
Большой спортивный зал игровой с игровыми площадками для бадминтона
Специальное подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Методические и дидактические пособия
видеофильмы: «Подвижные игры», «Азбука волана»
печатные пособия (текстовый материал; наглядные комплекты цветных листовок и карточек с подробным описанием подвижных игр и правил; печатные рисунки, таблицы и схемы по основам техники бадминтона и правилам мини-бадминтона).
5. Список литературы
Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Марков. – М.: ФиС, 1987.
Горячев А.Н., Ивашин А.А. /Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ/ - М.; Советский спорт, 2010г.;
Лепешкин В.А. /Бадминтон для всех/ - Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 2007 г.;
Лившиц В.Я. Бадминтон для всех / В.Я. Лившиц. – М.: ФиС, 1988.
Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона / Д. Рыбаков, М. Штильман. – М.: ФиС, 1982.
Скрипко А.В., В.С.Шульман. В игре стремительный волан. - Минск: «Полымя», 1990 г.
Смирнов Ю.Н. Бадминтон учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. –М.: 1989.
Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
Турманидзе В.Г. /Бадминтон/ (1-4кл, рабочая программа для учителей общеобразовательных учреждений) - ,изд-во Омск Гос.ун-т, 2011 г.
Турманидзе, В.Г. Физическая культура. Бадминтон. 1–11 класс: рабочая программа (для учителей общеобразовательных учреждений) / Турманидзе В. Г., Л.В. Харченко, А.М. Антропов. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – 76 с.
Физическая культура: Программа дополнительного образования детей 7-10 лет в условиях санаторно-оздоровительного образовательного учреждения. / Под ред. В.Т. Чичикина. - Нижний Новгород: НГЦ, 2004. – 103 с.
Чичикин В.Т. Контроль эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях. - Нижний Новгород: НГЦ, 2001. – 131 с.
Климкова Р.В. Организация и проведение подвижных игр с детьми: учебно-методическое пособие / Р.В.Климкова, Е.Л.Жарикова, –М.: 2010.
Приложение №1
ИНСТРУКЦИЯ № ИОТ – У -001-2012
по охране труда при проведении занятий
по бадминтону. 1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в спортзале или на площадке данным видом спорта.
К занятиям по бадминтону допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
При проведении занятий по бадминтону возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
столкновения друг с другом,
падение на мокром, скользком полу или площадке
удар ракеткой или воланом в игре.
Занятия по бадминтону должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.6При проведении занятий по бадминтону должна иметься медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи при травмах.
Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
Начало занятий после болезни или перенесенных травм возможно только по разрешению врача и в уменьшенном объеме.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ.
Переодеться в спортивную форму и спортивную обувь в раздевалке.
На занятиях запрещается иметь в одежде и принадлежностях колющие и режущие предметы (булавки, заколки т.п.)
Не входить в спортивный зал без разрешения педагога.
Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить в спортзал.
Не включать самостоятельно электроосвещение, аудио-видеотехнику.
Проверить надежность установки и крепления стоек, натяжение сетки и другого спортивного оборудования и инвентаря.
Поверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
Внимательно прослушать инструктаж на данном занятии.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
Тщательно провести разминку, следуя рекомендациям педагога.
Не приступать к выполнению упражнений и учебных заданий без команды педагога, строго и четко выполняя все команды педагога.
Не выполнять упражнения, не убедившись в безопасности для себя и окружающих, соблюдая очередность выполнения задания.
Избегать столкновения с другими учащимися, толчков, ударов по рукам и ногам игроков.
Не забывайте о взаимной подстраховке друг друга во время выполнения упражнений.
Беговые упражнения в спортзале и на площадке выполняйте в направлении против движения часовой стрелки.
При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
Не выполняйте упражнения не предусмотренные заданием педагога, соблюдайте дисциплину, исключая невнимательность и поспешность.
Не уходите с учебных занятий без разрешения педагога.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом педагогу. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
При плохом самочувствии или внезапном недомогании прекратите занятие и сообщите об этом педагогу.
При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости – отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
При возникновении пожара или других чрезвычайных ситуаций в спортивном зале, немедленно произвести эвакуацию из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре или ЧС администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ.
Выходить из спортивного зала или с площадки по команде педагога спокойно, не торопясь.
По окончании занятий, спортивный зал тщательно проветрить.
Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.
О всех недостатках, замеченных во время занятий сообщить педагогу.
Приложение № 2
Итоговая и промежуточная аттестация детей
по усвоению образовательной программы
«Подвижные игры с элементами бадминтона»
1.Поднимание туловища из положения лёжа на спине – 14-15 раз.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа – от пола – 8-10 раз (мальчики), от скамейки – 4-7 раз (девочки).
Непрерывный бег 500 метров без учёта времени.
Жонглирование воланом открытой стороной ракетки - 10 раз.
Жонглирование воланом закрытой стороной ракетки - 10 раз.
Высоко-далёкая подача открытой стороной ракетки – 4-5 раз.
Подтягивание в висе на мини-перекладине (м) – 2-3 раза, и из виса лёжа (д) – 5-6 раз.
Перемещение по площадке по заданным точкам в течение 30 сек. - 2-3 раза.
Прыжки через короткую скакалку (кол-во прыжков за 30 сек.) -30-35 раз.
Прыжки в длину с места – 110-120 см.
Бег 30 метров – 6.5-7.0 сек.
Челночный бег 3х10 метров – 9.0-10.0 сек.
|