Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Образовательная программа по предмету «Этнография»


Скачать 0.63 Mb.
НазваниеОбразовательная программа по предмету «Этнография»
страница3/4
Дата20.04.2016
Размер0.63 Mb.
ТипОбразовательная программа
1   2   3   4
Тема 4. Наш хозяин во дому… Образ мужчины – хозяина дома и защитника своей семьи, Родины в народной культуре. Мужские промыслы – охота и рыболовство. Мини сочинение «Мой папа». Игры «Дартс», «Рыбаки и рыбки»

Тема 5. Семейная история. Приемы сбора этнографической информации о семье. Составление опросника «Семь Я». Какие вопросы о семье вы считаете важными? (опросник составляется с учетом мнения детей). Опрос куратора группы о его семье.

Раздел 6. Семейные отношения в праздниках народного календаря.

Тема 1. Широкая масленица. Тещины вечерки, золовкины посиделки. Секреты чаепития. Выпечка хвороста.

Тема 2. Бог простит, и ты меня прости… Традиции прощеного воскресенья. За что мы просим прощение? Учимся просить прощение.

Итоговое занятие по разделам «Русский человек без родни не живет» и «Семейные отношения в праздниках народного календаря».

Раздел 7. Моя родословная.

Тема 1. Моя родословная. Повторение понятий: род, термины родства и свойства. Правила составления родословной по нисходящей и по восходящей линии. Составление родового древа семьи ребенка.

Тема 2. Корми деда на печи… Отношение к старшим членам семьи. Пословицы, поговорки, загадки о семье, старших членах рода. Отношение к старшим членам семьи в традиционной культуре, фольклоре и литературе. Л.Толстой «Дедушка и внучек». Сказка о мудром старике.

Раздел 8. Традиции поминовения и памяти о прошлом.

Тема 1. Живы родители – почитай, а умерли – поминай. Традиции поминовения в русской культуре. Поминальные даты в церковном календаре. Поминальные блюда. Сказка «Поминальный блинок».

Тема 2. Страстная неделя. Искупление грехов в народной традиции. Людская память. Экскурсия в храм Тихвинской иконы Божией Матери. Беседа с настоятелем храма.

Тема 3. Историко-культурные памятники Муромцево. Экскурсия в Муромцевский ИК музей – бывший купеческий дом, здание средней школы. История здания, особенности его постройки.

Тема 4. Известные и неизвестные герои. Беседа о воинах – муромчанах. Возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата

Итоговое занятие по разделам «Моя родословная» и «Традиции поминовения и памяти о прошлом».

Итоговое занятие по блоку «Где родился – там и пригодился».
Блок 4: «От крестин до поминок» (4 год обучения)

Раздел 1. Младенчество и детство.

Тема 1. Круг солнца – круг жизни. Схема «Круг солнца – круг жизни» - содержит основные точки солнечного календаря (равноденствия, солнцестояния) и основные моменты, связанные с жизнью человека (рождение, взросление, средний возраст, старение, умирание). Вынашивание и рождение младенца. Что можно и чего нельзя делать беременной женщине. Оберег беременной женщины в воспоминаниях жительниц Муромцево. Рождение младенца – отношение к родам и роженице в народной культуре. Повивальная бабка.

Тема 2. Родили – крестили – именем нарекли… Обряд церковного крещения и имянаречения по «Святцам». Экскурсия в храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Тема 3. Домашнее крещение – погружение, домашние имена, ответки. Обычай домашнего крещения. Этнографические записи об обряде погружения в Муромцевском районе. Бабьи каши. Ответки в Муромцевском районе. Подарки на ответки. Домашние имена. Выбор имени в современной культуре.

Тема 4. Уж ты мое дитятко… Детская одежда, питание, обереги. Этнографическая коллекция детской одежды Муромцевкого района. Записи обережных заговоров на здоровье и спокойствие малыша. Способы пеленания младенца (куклы). Обычай «допревания» и «перепекания» ребенка.

Тема 5. Спи, дитя мое, усни… Детская люлька, колыбельные песни. Какие бывают люльки. Что положим в люлечку (матрац, одеяло, подушка, пеленки, клеенки, украшение люльки кружевом и кружевным пологом). Крепление люльки. Этнографическая люлька. Прослушивание записей колыбельных песен. Вставь пропущенные слова в тексты колыбельных песен. Сочиняем колыбельную песенку сами.

Тема 6. Детские игрушки. Фотографии и образцы детских игрушек. Изготовление куклы - пеленашки, игрушечной люльки.

Тема 7. Детский фольклор: пестушки, потешки, небылицы, считалки, дразнилки, игры. Примеры разных жанров детского фольклора.

Итоговое занятие по теме «Младенчество и детство»
Раздел 2. Юноша и девушка в народной культуре.

Тема 1. Ноябрьские даты в народном календаре. День Параскевы – женской заступницы. Образ Параскевы Пятницы в народной и церковной культуре. Духовные стихи о жизни Параскевы. Икона с изображением святой Параскевы и молитва к ней. Народные представления о Параскеве Пятнице. Почему нужно почитать пятницу (анализ отрывка текста из духовного стиха). Пятничные кресты и ключи. Подарок для Параскевы (жертва богине). Обет. Практическое занятие: изготовление небольшого образца вышивки тамбуром.

Тема 2. Хороводы и вечерки – подготовка к семейной жизни. Осенние кузьминки – девичий праздник. Кузьминская вечерка. Обрядовая кухня. Вечерошние песни, игры, хороводы. Проигрывание игр и хороводов. Этика взаимоотношений юноши и девушки.

Тема 3. Нет лучшего дружка, чем родная матушка… Образ матери. Пословицы, поговорки о матери. Изображение женщины – матери, берегини в предметах ДПИ. Рисунки, изделия с изображениями женской фигуры. Особенности изображений. Сила материнского благословления, просьбы в молитвах, заговорах (прочтение и анализ текстов) и фольклоре. Сказка «Баба Яга» (о материнском благословлении). Мама в современной жизни ребенка, юноши и девушки.

Тема 4. Особенности молодежного костюма. Молодежная мода. Фотографии и коллекция молодежной одежды Школы ремесел. Сарафаны и парочки. Рубахи и порты. Обувь. Казачий костюм. Казачки и казаки – законодатели моды в деревне. Общее и особенное в костюмах сельского и городского типов.

Тема 5. Что написано пером… День Наума – грамотника. Пословицы, поговорки, загадки о письме и грамотности. Кроссворд «Раз, два, три, четыре, пять, научи меня писать…». Писание пером и тушью.

Итоговое занятие по разделу «Юноша и девушка в народной культуре».

Раздел 3. Зимние святки.

Тема 1. Зимний солнцеворот. Природное явление зимнего солнцеворота. Восприятие солнцеворота в народной культуре как момента умирания – воскрешения солнца. Карачун. Сказки, легенды о зимнем солнцевороте, об умирании и воскрешении солнца. Колядки как оберег. Общие черты солнцеворота и Рождества Христова как рождения новой жизни.

Тема 2. Зимние святки. Святочная вечерка и ее особенности. Колядовщики. Ряжение. Обрядовая кухня. Молодежные игры. Шуточная свадьба. Разыгрывание шуточной свадьбы, сценки продажи невесты как своеобразной подготовки к настоящему свадебному действу.
Раздел 4. Свадьба в жизни молодых людей.

Тема 1. Крещение – девьи смотрины. Выбор невесты. Свадьба в жизни молодых людей. Досвадебные обряды: сватовство, рукобитье, девичник. Роли жениха и невесты в досвадебных обрядах. Сваха. Фрагмент девичника, как одного из досвадебных обрядов.

Тема 2. Свадебное действо. Одежда. Песни. Плачи. Прослушивание народных свадебных песен, выделение их особенностей (содержание, настроение, смысловая нагрузка). Выкуп невесты. Обряд расплетания косы (окручивание). Демонстрация обряда расплетания косы. Особенности второго свадебного дня. Обряд тушения овина.

Тема 3. Народные традиции в современном свадебном обряде. Просмотр фотографий современной свадьбы. Анализ свадебной одежды. Сценарий свадебного действа. Фрагмент встречи молодых в доме жениха. 1 и 2 свадебные дни.

Раздел 5. Новая семья и семейные отношения.

Тема 1. Новая родня: свекровь, свекор, невестка. Особенности принятия невестки в доме мужа. Взаимоотношения невестки и новой родни в народных песнях («Заря»). Писатели о семейном родстве. Секреты семейного счастья. Аксаков С.Т. «Семейная хроника». Чтобы обрести семейное счастье нужно… (мнение детей).

Тема 2. Дом вести не рукавом трясти… Загадки, пословицы, поговорки о доме, ведении хозяйства, ремесле. Разделение обязанностей в большой семье. Работа мужская и женская. Игра «У меня в мешочке…» (предметы, связанные с домом и ведением хозяйства). Ведение хозяйства в современной семье. Чем я помогаю родителям (беседа с детьми).

Раздел 6. Семейные традиции в праздниках народного календаря.

Тема 1. Масленичная неделя. Величание молодых. Выкуп молодого. Аграрная символика обрядов. Гостевание молодых. Участие в масленичных гуляниях.

Тема 2. Народный театр Петрушки. История театра. Персонажи. Значение театра в жизни общества. Просмотр спектакля театра «Петрушка». Анализ сцен.

Тема 3. Великий пост. Нравственный и духовный смысл поста. Взаимоотношения между людьми. Молитва и труд: хозяйственные занятия каждой недели. Прослушивание духовных стихов. Анализ текстов.

Итоговое занятие по темам «Свадьба», «Новая семья и семейные отношения», «Семейные традиции в праздниках народного календаря»

Раздел 7. Весенние праздники.

Тема 1. Благовещение – утро года. Церковная история праздника. Икона «Благовещенье». Восприятие Благовещения в народной культуре как благой вести о пробуждении природы, зарождении новой жизни. Подготовка и начало сельскохозяйственных работ. Девичьи песни, хороводы. Их значение в аграрном цикле. Прослушивание аутентичных записей. Анализ текстов.

Тема 2. Средокрестие. Середина поста. Восприятие перелома в народной традиции. Обычаи праздника. Обрядовая кухня. Практическое занятие: лепка из пресного теста лестниц, плугов, борон. Раздача их девушкам и парням. Символическое значение обрядового печенья.

Тема 3. Вербное воскресение – детский праздник. Библейская история праздника. Предпасхальные ярмарки. Изготовление детских игрушек для ярмарки – продажи.

Тема 4. Праздник Пасхи. Место Великого дня в древнейшем круге рождение – смерть – воскрешение. Смерть как искупление грехов человеческих и надежда на новую жизнь. Прочтение текста последних страниц Библии. Библейская история и современность.

Раздел 8. Воинская служба в истории и современности государства Российского.

Тема 1. Защитники земли русской. Рекрутчина. Рекрутские исторические и современные песни. Прослушивание фольклорных записей. Казачьи песни. Прослушивание записей современных исполнителей. Выделение общего и особенного в восприятии воинской службы в истории и современности. Просмотр фрагмента видеофильма «Сибирская застава» о традиционном воспитании мальчика воином в военно-патриотическом лагере «Сибирская застава».

Раздел 9. Весенне-летние праздники народного календаря.

Тема 1. Зеленые святки. Семик – девичий праздник. Завивание березки. Девичьи хороводы. Особенности мужского ряжения. Трапеза. Поминальная суббота. Обметание могил. Зеленые яйца и поминальный венок.

Тема 2. Летний солнцеворот. Иван – травник, Петров день. Особое время разгула нечисти. Огонь небесный и земной. Жгучие травы. Оберег жилья. Цветок папоротника. Купальские костры. Купальские песни (прослушивание записей). Сбор трав и Ивановы росы.

Итоговое занятие по блоку «От крестин до поминок».
Блок 5: «Традиционная русская культура». (5 год обучения)

Раздел 1. Народный календарь.

Тема 1. Русская традиционная культура. История развития и система ценностей. Направления традиционной культуры: духовная культура, бытовая, праздничная, материальная культура. Изменения этих направлений в ходе исторического процесса. Современное состояние традиций. Сочинение на тему «Чем важны традиции?»

Тема 2. Русский народный и церковный календарь. Что такое народный календарь. Времена года. Работа с сеткой народного календаря ( смотри 1 раздел обучения). Пословицы, поговорки, приметы о временах года – энциклопедия естествознания. Пословицы, поговорки, загадки приметы о погоде, временах года. Насколько оправдываются народные приметы о погоде? Кроссворд «Времена года и человек».

Тема 3. Осенние праздники: 3 Спаса, Семенов день, Рождество Богородицы, Покров, Кузьминки. Освящение даров Божьих. Благодарение природы. Отжиночные обряды. Чествование снопа. Славление хозяев. Обрядовые блюда. Покровские ярмарки. Кузьминки – начало вечерок.

Раздел 2. Младенчество на Руси.

Тема 1. Младенчество на Руси. Рождение младенца, крещение, погружение, имянаречение. Особенности культуры материнства и детства в Муромцевском районе. Работа с этнографическим материалом.

Тема 2. Детский фольклор: колыбельные, пестущки, потешки, сказки, присказки, дразнилки, считалки, игры. Демонстрация фольклорного материала. Тексты сибирских сказок.

Раздел 3. Образ юноши и девушки в народной культуре.

Тема 1. Русский эпос: былина, историческая песня, духовный стих. Прослушивание записей духовных стихов и исторических песен. Особенности их исполнения, содержания, соотношения с историческими и культурными событиями в жизни общества. Лирические песни. Прослушивание записей лирических песен, записанных в Муромцевском районе. Прочтение текста былины об Илье Муромце. Составление таблицы «Особенности русского эпоса».

Тема 2. Образы юноши и девушки в народной культуре: черты характера, костюм, занятия. Фотографии костюмов и коллекция костюмов Школы ремесел. Особенности хороводов и вечерок как формы общения молодежи. Этика взаимоотношений юноши и девушки в истории и современности.

Итоговое занятие по разделам «Младенчество на Руси» и «Образ юноши и девушки в народной культуре».

Раздел 4. Народные промыслы.

Тема 1. Народные промыслы. Славна Астрахань осетрами, а Сибирь – соболями… Народные промыслы: охота, рыболовство, бортничество, собирательство. Кузьминки – возвращение с отхожих промыслов. Чистяков М. «Из русского быта» (статьи об отхожих промыслах). Промыслы в воспоминаниях жителей п. Муромцево (материалы экспедиций). Современные промыслы жителей Муромцевского района.

Раздел 5. Традиционная русская свадьба и семейные отношения.

Тема 1. Кузьма и Демьян, скуйте нам свадебку… Особенности традиционной русской свадьбы – как драматического действа. Досвадебные, свадебные и послесвадебные обряды. Элементы традиции в современной свадьбе. Фотографии костюмов. Кроссворд на тему «Свадьба».

Тема 2. Своя хатка – родная матка… Дом как модель мира. Особенности строительства и обустройства русского дома. Нравственный смысл понятия «Дом». Материалы экспедиций по строительству и обустройству жилища русских во 2 пол. 20 – нач. 21 вв.

Тема 3. Дом вести – не рукавом трясти… Домашние ремесла Муромцевского района. Работа с материалами этноэкспозиции Школы ремесел.

Тема 4. Щи да каша – пища наша. Русская повседневная, праздничная и постовая кухня. Старинные рецепты блюд. Фрагмент текста книги «В лесах и на горах» (о русской кухне). Кроссворд на тему «Русская кухня».

Итоговое занятие по разделам «Традиционная русская свадьба и семейные отношения»

Раздел 6. Зимние святки.

Тема 1. Ражество Твое Христе Боже наш… Тропарь Рождества. Рождественская история в представлении вертепного театра Школы ремесел. Рождественская звезда. Христославия. Игра «В мешке у механоши…» (определить на ощупь, чем угощали хозяева христославов). Обрядовые блюда. Кроссворд на тему «Рождество».

Тема 2. Пришла Коляда, отворяй ворота… Особенности празднования Зимних Святок. Граница между мирами. Гадания. Ряжение Колядки и колядовщики. Обрядовые блюда. Их состав, смысл и значение. Святочные игры («Покойник») – обращение к потустороннему миру.

Раздел 7. Образы женщины, мужчины и старцев

в традиционной семье и культуре.

Тема 1. Ты хозяюшка, мыя панюша…. Образ женщины в русской культуре: мама, жена, хозяйка, невестка. Особенности характера, костюма, занятий. Фотографии и коллекция женских костюмов. Женские ремесла в этноэкспозиции. Мама в воспоминаниях жителей п. Муромцево. Старинные женские фотографии. Современная женщина – общее и особенное с традиционным образом.

Тема 2. Ты хозяин – господин… Образ мужчины в народной культуре: защитник, наставник, хозяин. Особенности характера, костюма, занятий. Фотографии и коллекция мужских костюмов. Мужские ремесла в этноэкспозиции. Современный мужчина – общее и особенное с традиционным образом.

Тема 3. Уж ты старый старичок… Мудрые старцы и старицы в жизни традиционной семьи и фольклоре. Возрастные особенности одежды в фотографиях. Сказка «Волшебное яблочко». Восприятие старых людей в современной культуре. Мини – сочинение «Мой мудрый дедушка».

Раздел 8. Народный театр: драма и комедия.

Тема 1. Народный театр: драма и комедия. Связь народной драмы с историческими событиями русского общества. Герои драмы. Отношение к персонажам. Текст народной драмы «Лодка» и связь его с историческими событиями России.

Тема 2. Театр Петрушки. Появление театра в России. Сюжеты. Персонажи и их социальная сущность. Причины популярности представлений. Просмотр представления театра «Петрушка». Сочинение на тему «История, которая могла бы произойти с Петром Ивановичем Уксусовым».

Итоговое занятие по разделам «Образ женщины, мужчины и старца в народной культуре» и «Народный театр».

Раздел 9. От весны до лета.

Тема 1. Широкая масленица. Масленичная неделя: ее обычаи, смысл и значение: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – целовник, прощеное. Участие в уличных гуляниях масленичной недели.

Тема 2. Великий пост. Недели Великого поста. Значение поста в духовно – нравственном становлении и совершенствовании человека. Прослушивание духовных стихов в исполнении народных песельниц Омской области. Духовные стихи в современной обработке С. Старостина.

Тема 3. Встречи весны в народной традиции: Сретение, Сороки, Благовещение. Пословицы, поговорки, загадки о весне. Образ птицы в праздниках, фольклоре и народном творчестве. Образцы изделий с изображениями птиц. Обрядовое печенье жаворонки, кулики. Значение встречи весны в цикле аграрного календаря.

Тема 4. Христос воскресе! История и духовно – нравственный смысл праздника Пасхи. Слияние церковных и народных обычаев: понедельник – порядок во дворе, вторник – приготовление масла, среда – воспоминания о предательстве Иуды, четверг – порядок в доме, соль, зола, свеча, баня, пятница – страсти христовы, суббота – красильная, всенощная служба и Христово воскресение. «Что в мешочке» (предметы, связанные с Пасхой и страстной неделей).

Раздел 10. В каком доме живешь – таких обычаев держись.

Тема 1. В каком доме живешь – таких обычаев держись… Особенности национальных культур соседей: татары, белорусы. Карта Муромцевского района и ареалы расселения русских и татар. История появления русских на землях Муромцевского района. Фотографии предметов ДПИ и праздников татарского населения Муромцевского района. Общее и особенное в культурах.

Итоговое занятие по теме «Особенности русской традиционной культуры»

Раздел 11. Подготовка и сдача экзамена по курсу «Этнография»

Выбор темы реферата и консультации по написанию реферата и билетам (в зависимости от формы экзамена, выбранной учащимися).

Сдача экзамена по курсу «Этнография».
Литература для учащихся

к программе «Этнография».

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М.,1983.

  2. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. – М., 1987.

  3. Афанасьев А. Н. Праздники русского народного календаря. – СПб., 1996.

  4. Беловинский А. Типология русского народного костюма. – М., 1997.

  5. Богуславская И. Добрых рук мастерство. – Л., 1976.

  6. Бусева – Давыдова И. Игрушки Крутца.- М., 1991.

  7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.

  8. Забылин М. Русский народ. Обряды, обычаи, предания, суеверия. – М., 1996.

  9. Заинька во садочке/Сост. Л.В.Суровяк, Н.А.Тарасевич. – Новосибирск, 2002.

  10. Золотова Т.А. Русские календарные праздники в Западной Сибири (кон. 19 – нач. 20 вв). – Омск, 2002.

  11. Игры со сказками./Сост. О.С.Жукова, О.А.Ершова, О.А.Новиковская. – СПб., 2005.

  12. История Муромцевского района. – Омск, 2002.

  13. Книга для семейного чтения./Сост. З.Я.Рез, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая. – М.. 1980.

  14. Комисаренко С.С. Культурные традиции русского общества. – М., 2003.

  15. Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы//Ребенок и игрушка. – М., 1950.

  16. Мелетинский Е.М. Герои волшебной сказки. Происхождение образа. – М., 1958.

  17. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. – М.. 1994.

  18. Народная культура Муромцевского района. – Омск, 2000.

  19. Науменко Г.М. Этнография детства. – М., 1998.

  20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург, 1994.

  21. От осени до осени. Хрестоматия /Сост. Новицкая М,Ю. – М., 1994.

  22. Петров В., Гришина Г., Короткова Л. Праздники, игры и забавы для детей ( зима, весна, лето, осень). - М., 1998.

  23. «Поучение» Владимира Мономаха// Восхождение к гармонии. – М., 1989.

  24. Пропп.А. Корни волшебной сказки. – Л., 1986.

  25. Рожнова П. Русский народный календарь. – М., 2000.

  26. Розова Л.К. Дымковская игрушка. – М., 1980.

  27. Русецкая О. Прикосновение к истокам. – М., 1987.

  28. Русские Сибири. Культура, обычаи, обряды. – Новосибирск, 1998.

  29. Русские сказки. – М., 2002.

  30. Семенова М. Мы – славяне. – СПб.. 1997.

  31. Славинецкий Епифаний. Гражданство обычаев детских// Восхождение к гармонии. – М., 1989.

  32. Сладков Н.И, Лесной календарь. – М., 2003.

  33. Толстой Л.Н. О ручном труде // Восхождение к гармонии. – М., 1989.

  34. Традиционная культура и мир детства/ Народное искусство Урала. /Сост. Н.Н.Успенская.- Екатеринбург. 2008.

  35. Три царства: русские народные сказки и песенки./ Сост. Л.Н.Елисеева. – М., 1994.

  36. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

  37. Фольклор Западной Сибири/ Под ред. Т.Г.Леоновой. – Омск, 1974.

  38. Юности честное зерцало// Восхождение к гармонии. – М., 1989.

  39. Я познаю мир: История ремесел: Энциклопедия./Сост. Е.Пономарев, Т.Пономарева.- М., 2004.
1   2   3   4