Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.63 Mb. |
Тема 1. Как же жили наши деды? Введение в предмет. Понятие «этнография». Цели, задачи, значение курса. Коллекция предметов быта этноэкспозиции школы игра «Из чего и для чего» (дети определяют, что это за предмет, из чего изготовлен и как применяется в хозяйстве). Особенности использования старинных предметов. Игра «Найди отличия» (современный утюг и разные виды старинных утюгов, рубели, кастрюли и чугуны и др.)
Тема 2. Народный земледельческий календарь. 12 месяцев года и их природные особенности. Хозяйственные занятия человека в каждом времени года. В ходе занятия необходимо обратить внимание детей на то, что год народного земледельческого календаря связан с годовым кругом солнца (летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие, зимнее солнцестояние – ключевые точки). По ходу разговора создаем сетку народного календаря «Природа и хозяйственные занятия человека» - выделяем разными цветами времена года, во временах года фиксируем названия месяцев (современные и старинные), в месяцах фиксируем хозяйственные занятия человека. Календарь должен быть достаточно большим для того, чтобы можно было продолжить его заполнение на следующем уроке.
Тема 3. Духовная жизнь русского человека. Язычество древних славян. Славянские боги. Поклонение силам природы. Принятие православного христианства. Отличия языческой и христианской систем мировоззрения. Праздники церковного календаря. Продолжаем работу с сеткой народного календаря – вносим главные христианские праздники (Рождество, Сороки, Пасха, Троица, Иоана Крестителя и др.) Соотношение праздников народного и церковного календаря – добавляем в сетку праздники народного календаря (Купала, зимние святки, семик и др.)
Тема 4. Народные традиции встречи осени: 3 Спаса, встреча матушки Осенины (Рождество пресвятой Богородицы). Успение Пресвятой богородицы (28 августа), Семенов день (14 сентября), встреча Матушки Осенины (21 сентября). Осенины – это благодатные праздники, праздники урожая. Освящение первых земных плодов – даров Божьих. Добывание нового огня. Встреча матушки Осенины. Изготовление куклы стригуши из сухой травы.
Тема 5. Осенний день год кормит. Уборка урожая. Игра «Что в мешочке?» (угадать, что за овощ или фрукт) Традиционные осенние заготовки. Семейные рецепты приготовления блюд и заготовок из овощей. Приготовление винегрета из отварных овощей.
Тема 6. Покров Пресвятой Богородицы. Церковные и народные традиции праздника. Подготовка к зиме. Покровские ярмарки. Загадки на тему «Ярмарка» (что можно купить или продать). Игра «Горшки». К уроку необходимо приготовить фотографии учащихся и преподавателей Школы ремесел - участников регионального фестиваля «Покровская ярмарка».
Тема 7. Домашние ремесла Муромцевского района. Виды ремесла и его значение в жизни человека. Какие ты знаешь ремесла? Продолжи пословицу, поговорку о ремесле. Работа с материалами этноэкспозиции - что это за предмет, и с помощью какого (или каких) видов ремесла он изготовлен. Создание браслета – обережки из шерстяных ниток (кручение).
Итоговое занятие по разделу «Введение в этнографию». Кроссворд.
Раздел 2. Не от скуки на все руки… Ремесло в жизни человека.
Тема 1. Осенние Кузьминки. Кузьма и Демьян – покровители ремесел. История и традиции праздника. Святые кузнецы (кование дорог и воды, крепкого здоровья, свадьбы). Кованые изделия школьного музея. Рисунок на тему «Кузьма и Демьян».
Тема 2. Освоение ремесла в Муромцевской Школе ремесел. Экскурсия по классам Школы ремесел. Мини-сочинение на тему «Как я пошел учиться…». Посвящение в подмастерья.
Тема 3. По одежке встречают… Смысл и особенности народного мужского и женского костюмов. Одежда – внутреннее душевное состояние человека – готовность к действию, подтянутость, строгость и достоинство. Рубаха, порты, сарафан, пояс. Иллюстрации народного костюма разных регионов России. «Найди пару» – иллюстрация и кукла в народном костюме (коллекция игрушек Школы ремесел). «Модельеры»: дети создают народные костюмы для картонных кукол и демонстрируют свои коллекции.
Итоговое занятие по разделу «Ремесло в жизни человека»
Раздел 3. Зимние праздники: Рождество и Святки.
Тема 1. Зима пришла – снегов намела. Приметы декабря. Пословицы, поговорки, приметы зимы. Зимний солнцеворот. Засыпание – умирание природы после летнего плодоношения перед весенним воскрешением. Карачун. Сказка о зимнем солнцевороте. Разучивание колядки.
Тема 2. Рождество Христово. История и традиции праздника. История праздника в представлении вертепного театра или театра глиняных кукол на столе. Рождественская звезда. Христославия.
Тема 3. Зимние святки. Период Зимних святок – особое время. Тонкая грань между мирами. Возможность общаться с миром мертвых. Антропоморфное ряжение – приближение к предкам. Особенности антропоморфного ряжения – старые вещи.. Его смысл и значение. Изготовление костюмов для святых и страшных вечеров (дети придумывают костюм, создают его из подручных материалов и представляют).
Тема 4. Крещение Господне. История и традиции праздника. Крещение Иисуса Христа. Иордань, крестный ход и ритуальное купание. Крещенская вода и ее свойства. Окропление святой водой.
Итоговое занятие по разделу «Рождество и Святки».
Раздел 4. Сказка как особый жанр устного народного творчества.
Тема 1. Сказки о животных Сказка вечер коротает… Сказка как особый жанр устного народного творчества. Сказки о животных. Моя любимая сказка. Разыгрываем сказки о животных «Кот и лиса» ( мягкие игрушки и перчаточные куклы)
Тема 2. Волшебные сказки и их герои. Отличия сказок о животных и волшебных сказок. Рисуем любимого героя сказки. «Я знаю все на свете…» - героем каких сказок является нарисованный персонаж. Из какой сказки эти волшебные предметы.
Тема 3. Бытовые сказки и сказки Сибири. Персонажи сказок. Разыгрываем сказку «Мнимый барин» Читаем сказки Сибири. Чем они похожи? Чем отличаются от волшебных и сказок о животных.
Итоговое занятие по разделу «Сказка как особый жанр устного народного творчества». Набор заданий по сюжетам, персонажам разных сказок.
Раздел 5. Пришла весна красная…
Тема 1. Пришла весна красная… Признаки и приметы весны. Изменения в природе. Изменение хозяйственных занятий человека: подготовка к весеннему севу. «А мы сеяли лен». Посев цветов для школьной клумбы.
Тема 2. Встреча весны в народной традиции. Заклички. Весенние игры «Гори ясно». Образ солнца – горящее колесо, блин.
Тема 3. Широкая Масленица. Встреча Масленицы. Масленичная неделя – обычаи каждого дня. Веник банчиный – его назначение. Изготовление банчиных веников для ярмарки-продажи.
Тема 4. Проводы Масленицы. Тужилки по Масленице. Последние развлечения. Приготовление постного киселя. Понятие великого поста. Его отличие от масленичного разгула.
Тема 5. Вторая и третья встречи весны. Жаворонушки, перепелушки прилетите к нам… Вторая и третья встречи весны в народной традиции. Сороки – прилетают 40 птиц. Благовещенье – благая весть о новой жизни и воскрешении (пробуждении) природы. Изготовление жаворонков из бумаги.
Итоговое занятие по разделу «Пришла весна красная…»
Раздел 6. Пасха.
Тема 1. Вербное воскресенье. История и традиции праздника. Вход Господень в Иерусалим – икона и история. Пальмовые ветви и русская верба. Вербный базар. Изготовление вербного букета.
Тема 2. Страстная седьмица. События предпраздничной недели Ее особое значение. Особые церковные атрибуты, связанные со страстной неделей. Экскурсия в храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Тема 3. Праздник Пасхи. Традиции и обычаи. Посещение церкви. Обход домов – радостная весть. Пасхальное разговенье – трапеза. Особое место крашеных яиц Легенда о первом крашеном яичке. Крашение яиц старинными способами.
Раздел 7. От весны к теплу летечку…
Тема 1. Вы гоните-ка скотинку на широкую долинку… Егорий вешний, Егорий Хоробрый – образ Георгия в фольклоре (духовный стих с. Седельниково). Егорий земледелец. Начало с/х работ. Аппликация на тему «Веселая Буренка»
Тема 2. Зеленые святки. Соотношение понятий зимние святки и зеленые святки. Почему они зеленые? Символ праздника – березка. Завивание березки. Плетение венков.
Итоговое занятие по разделам «Пасха» и «От весны к теплу летечку…»
Итоговое занятие по блоку «Живем по народному календарю». Блок 2: «Без корня и полынь не родится».
Раздел 1. Природные богатства в жизни человека.
Тема 1.Природные богатства Муромцевского района. Земли, леса, реки, флора и фауна. Экскурсия в зал природы Муромцевского ИК музея.
Тема 2. История заселения и хозяйственного освоения района в свидетельствах археологических и этнографических материалов. Кто такие археологи и этнографы. Особенности их работы, собирания материалов. Экспедиции на территории Муромцевского района. Экспонаты музея Школы ремесел. Фотоколлекция находок из археологических памятников Муромцеского района.
Тема 3. Земля и земледелие. Осенние праздники урожая. 3 спаса (медовый – 14 августа, яблочный – 19 августа, хлебный 29 августа). Освящение даров. Обычай благодарения Матери – Земли. Зажинки, дожинки. Обряд завивания бороды. Славление хозяев. Последний сноп.
Тема 4. Природные богатства и домашние ремесла. Какие домашние ремесла вы знаете? (по предметам этноэкспозиции) Из каких материалов они изготовлены? Особенности добычи глины, правила ее хранения и использования. Изготовление изделий из глины.
Тема 5. Ткачество. Травы: лен, конопля, крапива. Изготовление волокна. Ткачество. Просмотр тканых поясов, изделий из коллекции Школы ремесел. Принцип работы ткацкого станка.
Тема 6. Покров – девичий праздник. Элементы декора и обереги девичьего костюма. Пояс, обручья, ожерелья, бусы. Девичьи украшения в фотографиях. Изготовление низанных рябиновых бус или приемы плетения из крупного бисера.
Тема 7. Святая Параскева – покровительница женского счастья и рукоделия. Кто такая Параскева. Образ Параскевы в народной культуре. Святые пятницы. Подарки и обеты Параскеве. Пятничные родники. Постный праздник. Постные каши. Гадания на печном горшке.
Итоговое занятие по разделу «Природные богатства в жизни человека»
Раздел 2. Народная медицина.
Тема 1. Кузьма и Демьян – врачеватели болезней. Исцеление молитвой. Пантелеймон Целитель, Святая Матроно, Пресвятая Богородица. Церковные иконы и молитвы. Народные заговоры. Экспедиционные записи заговоров. Сравнение церковных и народных текстов.
Тема 2. Народная медицина. Травники. Правила сбора, хранения и использования лекарственных трав. Сорняки приносят пользу. Наборы различных целебных трав. Приготовление лечебного чая, настоев и мазей.
Раздел 3. Зимняя одежда и обувь.
Тема 1. Зима пришла – холода привела. Верхняя одежда и головные уборы сибиряков. Возрастные особенности одежды. Названия и назначение костюмов. Фотографии костюмов в комплекте «Этностиль». Коллекция одежды Школы ремесел. Мужской и женский головной убор. Отличия и их причины. Почему нужно повязывать платок? Магия женских волос. Способы повязывания платка.
Тема 2. Валенки, валенки, не подшиты, стареньки… Обувь сибиряков и северных регионов России: лапти, кожаные сапоги, валенки. Изготовление лучших валенок. Валенки и бурки в современной жизни – возвращение моды. Украшение валенок (общие фотографии и фотографии изделий мастера В. Пацулы). Практическое занятие: приемы валяния из шерсти.
Итоговое занятие по разделу «Зимняя одежда и обувь»
Раздел 4. Зимние святки.
Тема 1. Традиции Рождества Христова. Рождество как рождение новой жизни, нового порядка. Символика мирового древа, Древа Жизни. Мировое древо в изделиях народных мастеров. Украшение рождественского дерева - яблоневой ветви, цветами из гофрированной бумаги.
Тема 2. Зимние святки. Обрядовые блюда: сырчики, кутья, козули. Старинные рецепты, компоненты теста и их значение, способы изготовления. Приготовление кутьи и сырчиков для школьного праздника.
Тема 3. Зооморфное святочное ряжение. Персонажи ряжения. Изготовление костюмов из подручных материалов. Маски. Его смысл и значение ряжения. Разучивание обряда вождения коня, козы.
Тема 4. Съезжий праздник моего села. Понятие «Съезжий праздник». Крещение как съезжий праздник п. Муромцево. Работа с таблицей «Съезжие праздники Муцромцевского района». Итоговое занятие по теме «Зимние святки».
Раздел 5. Февраль – зимобор, бокогрей.
Тема 1. Обычай почитания животных в народной культуре. Звериные символы в народном ДПИ и легендах. Изделия ДПИ со звериной символикой. Волшебные животные – китоврас, индрик. Лось, олень, медведь, конь. Тотем – оберег – покровитель. Покровитель моего рода.Рисунок по отпечатку ладони «Мой покровитель»
Тема 2. Февраль – зимобор. Сретенье – встреча зимы с весной в православной и народной культуре. Природа в момент встречи зимы и весны. Икона «Сретение». Экскурсия в храм и несение сретенской свечи (в число!).
Тема 3. Агафья – коровница. Особое место коровы в жизни крестьянской семьи и русской сказке. Оберег коровы. Разыгрывание сказки «Крошечка – Хаврошечка».
Тема 4. Февраль – бокогрей, бока обогрей. Легенды, предания и сказки сибирских народов. Особое отношение к природе своего края.Прочтение и анализ текстов легенд и преданий. Мультфильм «Таежная сказка».
Итоговое занятие по разделу «Февраль – зимобор, бокогрей».
Раздел 6. Масленица – блиноеда.
Тема 1. Пора сани запрягать, пора масленку встречать! Масленичная кухня. Ее символика и значение. Блин как символ солнца и поминальное блюдо для приходящих в особые дни предков, жертва земле. Выпечка блинов, оладьев.
Тема 2. Великий пост. Особые недели Великого поста. Постовая кухня и ее значение. Что можно и чего нельзя употреблять в пост. Старинные рецепты постовой кухни. Прочтение фрагмента о постовом столе из книги «В лесах и на горах». Формирование у ребенка восприятия поста как времени воздержания, но не голодания. Составление постового меню на 1 день. Постные лепешки - лапуны.
Итоговое занятие по разделам «Февраль – зимобор» и «Масленица - блиноеда»
Раздел 7. Пасхальное яичко.
Тема 1. Страстная седьмица. Обычаи великой недели: понедельник (уборка двора и дома), вторник (приготовление масла), среда (воспоминания о предательстве Иуды), чистый четверг (завершение уборки и баня для семьи и странников, убогих, четверговая зола, соль, свеча), пятница (страсти Христовы, обязательное посещение храма), красильная суббота (крашение яиц, приготовление куличей и паски), всенощная служба и Христово воскресение. Их смысл и значение. «Угадайка» - дети рисуют иллюстрации к обычаям страстной недели и угадывают, у кого что нарисовано.
Тема 2. Пасхальное яичко. Символ яйца в народной культуре – как начала новой жизни, пробуждения природы. Роспись яиц и способы окрашивания. Фотоколлекция Школы ремесел. Пасхальные подарки – поделки с использованием яиц. Пасхальные фонарики.
Тема 3. Весна – пробуждение природы. Древние обряды размыкания ключей. Отражение обрядов в детских играх и забавах. Игры «Заря – заряница», «Дедушка – мадведушко», « У медведя во бору».
Раздел 8. Защитники земли русской.
Тема 1. Георгий Победоносец. Образ змея и змееборца в народной культуре и фольклоре. Образ змея Волоса. Волос и Перун. Русские сказки о Змее Горыныче. Разыгрывание сказки «Никита кожемяка» с помощью изделий мастеров Школы ремесел.
Тема 2. Воины – победители в истории Муромцевской земли. Экскурсия в Муромцевский ИК музей.
Раздел 9. Зеленые Святки.
Тема 1. Зеленые святки. Подбор фотографий о Троице. Завивание березки. Троицкие венки. Сказки о Троицких венках. Троицкие гадания. Практическое занятие: плетение венков.
Итоговое занятие по разделам «Пасхальное яичко», «Защитники земли русской», «Зеленые святки».
Итоговое занятие по блоку «Без корня и полынь не родится». Блок 3: «Где родился – там и пригодился» (3 год обучения)
Раздел 1 Мир русской деревни и крестьянского дома.
Тема 1. Мир русской деревни: околица, гумно, огород, колодцы, подворья. Выбор места для строительства деревни (хорошую помощь может оказать книга Б.Гвоздева «Легенды и предания земли Омской»). Крестьянские поселения: село, деревня, посад, слобода. Типы застройки деревни, села: круговая, линейная. Церковь – центр духовной культуры деревни. Чертим план «Деревня моей бабушки» и отмечаем на нем улицы, огороды, гумно и др.
Тема 2. Крестьянский дом. Выбор места, материала для строительства. Из чего не строят дом? Обычаи и обряды, связанные со строительством дома. «Строительные жертвы». Помочи. Кроссворд «Что нам стоит дом построить» (материалы, инструменты, части дома). Изба в фольклоре и сказке.
Тема 3.Осенины – 3 новины: дом, семья и урожай. Осенины – капустницы. Уборка урожая. Игра «Что в мешочке» (набор овощей). Голова среди овощей. Приемы и рецепты соления капусты.
Тема 4. Традиции новоселья. Домашняя утварь. Кошка. Угли. Домовой. Подарки к новоселью. Этнографическая информация о традициях новоселья в Муромцевском районе. Рисунок на тему «Подарок к новоселью»
Тема 5. Интерьер крестьянского жилища. Русская печь и красный угол в истории и современности. Значение икон в жизни русской семьи. Фотографии домашних икон. Печь и ее значение в русском доме. Русская печь и иконы в домах жителей п. Муромцево сегодня. Изменение роли и места. Изготовление цветов из гофрированной бумаги для украшения красного угла. Сказка «Гуси – лебеди».
Тема 6. Домашние ремесла, изделия и их место в русском доме. Работа с материалами этноэкспозиции Школы ремесел. «Найди пару» (изделие и мастер, который его сделал. Например: бочонок – бондарь). Ремесленные изделия в современной жизни жителей п. Муромцево (результаты наблюдений и опроса).
Тема 7. Охранительная символика домашней утвари и дома. Знаки и символы природы в народной культуре. «Найди пару» (явление природы и его обозначение символом. Например: рисунок дождя и вертикальные волнистые линии). Орнаменты в одежде и утвари в коллекции Школы ремесел.
Итоговое занятие по разделу «Мир русской деревни и крестьянского дома».
Раздел 2. Хранители дома и природы в народной культуре.
Тема 1 Кузьма и Демьян – покровители крестьянского дома и хозяйства. Кроссворд на тему «Бабушкин двор». Курячьи именины. Кузнецы семейного счастья. Изготовление куклы из ниток - хозяина или хозяйки дома. Обрядовые блюда праздника
Тема 2. Кто в доме живет, а на глаза не показывается? Образ домового в народной культуре. Откуда берутся домовые. Значение домового в жизни русской традиционной семьи. Что я знаю о домовых. Как поладить с домовым? Сказка про Кудеську. Рисунок «Вот такой наш домовой»
Тема 3. Ходи, бука, под сарай… Рассказы о леших, баннике, водяном, бабе Яге. Игра «Что в мешочке, чье оно?» (задача: определить на ощупь, что спрятано в мешочке и кому из героев урока оно может принадлежать). Как поладить с водяным и лешим? Мультфильм «Летучий корабль».
Итоговое занятие по разделу «Хранители дома и природы в народной культуре».
Раздел 3. Рубаха и пояс – элементы традиционного костюма.
Тема 1. Секреты кроя и пошива русской традиционной мужской и женской рубахи. Фотографии и коллекция рубах Школы ремесел. Особенности кроя и орнаментации рубах. Изготавливаем образец рубахи для куклы.
Тема 2. Пояс – обязательный элемент народного костюма. Образцы этнографических поясов коллекции Школы ремесел. Знаки и символы в народной культуре (обращение к изученному ранее материалу в форме игры «Найди пару»). Символика орнамента. Выполнение крученого пояса с фигурными кистями.
Раздел 4. Рождество и Зимние святки.
Тема 1. Накануне Рождества… Воспоминания о рождественской истории. Народный театр «Вертеп». История театра. Иностранные и русские куклы. Традиция рождественских представлений. Просмотр рождественской истории в исполнении школьного театра «Вертеп».
Тема 2.Зимние святки. Граница между мирами. Гадания. Особый вид гаданий – подблюдные гадания. Подблюдные песни. Прослушивание и расшифровка этнографических записей подблюдных песен. Возможность современного прочтения текстов гаданий.
Тема 3. Крещение Христово. Девьи смотрины. Коса – девья краса. Способы плетения девичьей косы. Украшение кос лентами и накосниками. Фотографии и иллюстрации накосников. Способы изготовления накосников и расшитых лент. Расшиваем ленты к русскому костюму.
Раздел 5. Русский человек без родни не живет.
Тема 1. Русский человек без родни не живет. Термины родства и свойства. «Найди пару» (обозначение родства и определение. Например: деверь – брат жены). Старые семейные фотографии. Загадки, головоломки о семье
Тема 2. Возрастные особенности одежды членов семьи. Фотографии одежды и коллекция одежды Школы ремесел. Современные возрастные особенности одежды семьи (воспоминания детей об одежде своей, младших и старших членов своих семей). Откуда идут различия? Кроссворд на тему «Одежда».
Тема 3. Семейные отношения в потешках, сказках, песнях русского народа. Детский фольклор (этот пальчик, дедушка…; Ивану большаку дрова рубить…; сорока – ворона…; дедушке поклон большой… и др.) Тексты сказок. Мультфильм «Чудесный колокольчик».
|
|
|