Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Образовательная программа по предмету «Этнография» |
 Скачать 0.63 Mb. |
Обсуждено на заседании
методического объединения
протокол № 1 от 31.10.2011 г.
руководитель МО____________ Утверждено педагогическим советом
протокол № 2 от 31.10.2011 г.
директор ДШИ «Школа ремесел»
_______________________________
Непочатова Наталья Викторовна Образовательная программа
по предмету «Этнография»
Составитель:
Сычихина Оксана Андреевна
преподаватель этнографии
Муромцево
2011
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Муромцевская детская школа искусств «Школа ремесел»
Администрации Муромцевского муниципального района
Образовательная программа
по предмету «Этнография»
Муромцево
2011
Пояснительная записка.
Актуальность темы и причины введения программы курса «Этнография».
Муромцевский район – очень интересный регион со своей культурой и историей, которые во все времена оказывали большое влияние на формирование человеческой личности. Но, к сожалению, анализ тенденций социального развития района, полученный путем наблюдения и социологических опросов по различной тематике, показал, что сегодня наблюдается снижение социокультурной активности населения, утрата молодежью идеалов и норм поведения, выявлено преобладание пассивной жизненной позиции в восприятии художественно – культурных ценностей, велико влияние массовой культуры.
В связи с этим все большее значение приобретает проблема приобщения населения, и особенно детей, к культурным и историческим корням нашего района, к народной культуре.
Велико участие в решении этой проблемы Муромцевской детской школы искусств «Школа ремесел» - учреждения дополнительного образования детей, которое занимается обучением детей основам декоративно – прикладного и художественного творчества.
Но для более яркого восприятия ребенком предметов декоративно – прикладного и художественного творчества необходимо особое культурное пространство, т.е. ребенок должен понимать не только как, но и почему и для чего создавались те или иные орудия труда, вышивки, домашняя утварь, колыбельные, сказки – все то, чем богата народная культура.
Смоделировать такое культурное пространство помогает введение в «Школе ремесел» курса этнографии, предметом изучения которой является русский народ – человеческая общность с присущими ей взаимоотношениями, способом ведения хозяйства, ремеслами, типами одежды, манерами праздничного и будничного поведения.
Такой курс существует в «Школе ремесел» уже много лет. Но в связи с накоплением нового, интересного материала по истории и культуре Муромцевского района, он требует внесения изменений.
Особенности программного материала
Особый акцент в программе «Этнография» сделан на использование так называемого «местного» материала, полученного в ходе этнографических экспедиций, проводимых на территории Муромцевского района педагогами ДШИ «Школа ремесел», сотрудниками ЦРТК «Родники сибирские», Муромцевского историко-краеведческого музея, преподавателями и студентами Ом ГПУ и Ом ГУ им. Достоевского, сотрудниками БУК ООО «Государственный центр народного творчества». Основа для составления программы
Основой для составления данного курса являются программы «Введение в народоведение» для начальной школы и «Мир народной культуры» для средних и старших классов, созданные и утвержденные Федеральным Советом России по общему образованию, программа С.А.Лыхенко, Д.М.Федяева «Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья», программа М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение», а так же авторская программа преподавателя этнографии Муромцевской ДШИ «Школа ремесел» Н.С.Зайцевой.
Место курса в ряду школьных учебных дисциплин
Курс «Этнография» входит в число обязательных дисциплин, включенных в учебный план Муромцевкой ДШИ «Школа ремесел», и ориентирован на детей в возрасте от 8 до 15 лет.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, преподаваемыми в «Школе ремесел», как фольклор, история русского искусства, различные виды декоративно – прикладного и художественного творчества, а так же с предметами, которые дети изучают в общеобразовательной школе: история России, литература, обществознание, домоводство.
Программа «Этнография» адресована для занятий с учащимися Муромцевской ДШИ «Школа ремесел», а так же может быть использована в студиях общеэстетического развития детей на основе русской традиционной культуры, в ходе уроков по народоведению в общеобразовательных школах, в ходе занятий с детьми на базе историко-краеведческих музеев.
Знания и умения, формируемые при изучении курса
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
отношении к окружающему миру как к живому существу;
специфике русского образа жизни, проявляющейся в межличностных отношениях, череде праздников и будней, костюме, кухне, устном народном творчестве;
специфике истории и культуры родного края – Муромцевского района;
многогранности человеческой жизни: владении ремеслом, выполнении различных возрастных и социальных ролей.
умеет:
ориентироваться в понятии «народный календарь» как цикле жизни природы и человека;
выделять главную идею и смысл (ради чего) в праздниках и буднях человеческой жизни;
выделять главную мысль в прочитанном тексте, прослушанной песне и соотносить ее с историческими событиями или событиями в жизни человека;
сравнивать и соотносить события общероссийского культурно – исторического процесса с событиями, связанными с историей и культурой родного края, историей отдельной семьи;
работать с этнографическими материалами, собирать информацию о своей семье, истории и культуре Муромцевского района;
соотносить исторические события и современность – выделять элементы традиции в современной жизни.
владеет:
терминологией, связанной с праздниками народного календаря, бытовой и семейной культурой;
некоторыми приемами работы собирателя этнографической информации: устный опрос, наблюдение и фиксация материала, анализ полученной информации;
культурой общения с людьми старшего поколения и сверстниками, принятыми в традиционной культуре и сохранившейся до наших дней.
Цели и задачи программы:
В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса «Этнография» является приобщение детей к ценностям историко-культурного прошлого и настоящего их большой и малой Родины с точки зрения русской традиционной культуры.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
формировать у ребенка восприятие природы и человеческой жизни как единого целого;
показать самобытность русского народа, проявляющуюся в его будничной и праздничной культуре, в творчестве народных мастеров, а так же различных жанров устного народного творчества;
показать специфику восприятия человеческой жизни в традиционной и современной культуре, а так же взаимоотношения между людьми, семьями, родами, другими культурами;
создать основу для понимания важности собирания, сохранения и передачи информации о своей семье, историко-культурных процессах своей малой родины;
приобщать ребенка к системе ценностных ориентиров, таких как уважение, любовь, сострадание, взаимопомощь, выработанных в народной культуре;
развивать умение творчески находить решение важных ситуаций современности посредством навыков и приемов, выработанных в традиционной русской культуре.
Общая структура программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки, каждый из которых изучается в течение 1 учебного года:
«Живем по народному календарю» (знакомство с календарно – обрядовой деятельностью русского народа);
«Без корня и полынь не родится» (мир народной культуры с точки зрения будней и праздников, хозяйственных занятий человека);
«Где родился – там и пригодился» (место дома, семьи, рода в жизни человека);
«От крестин до поминок» (обычаи, обряды и традиции, сопровождающие круг жизни человека);
«Традиционная русская культура» (обобщение, углубление понятий, повторение основных моментов русской культуры).
Каждый блок программы в свою очередь подразделяется на темы, в которых раскрывается тот или иной вопрос, связанный с жизнью человека в системе народно – земледельческого календаря.
Формы организации учебного процесса
Программа «Этнография» предусматривает проведение традиционных уроков, а так же экскурсий, опытов, практических занятий по декоративно – прикладному и изобразительному искусству, бытовой и праздничной культуре, связанными с изучением той или иной темы.
Кроме того, освоение курса предполагает небольшую самостоятельную работу учащихся, связанную со сбором информации о традициях своей семьи, бытовой и праздничной культуре своих дедушек и бабушек. Такая работа, на наш взгляд, не только позволяет детям глубже понять изучаемый материал, но и осознать себя и свою семью как непосредственных участников живого культурно – исторического процесса.
Оценка знаний и умений учащихся
Оценка знаний и умений учащихся проводится в ходе поурочных занятий в виде игр, разгадывания кроссвордов, небольших самостоятельных работ, посвященных предыдущей теме, а так же в ходе итоговых занятий в конце каждой четверти, включающих комплекс теоретических и практических заданий (чаще всего в игровой форме) по тема, изученным в течение четверти.
Курс завешается экзаменом, форму которого учащиеся определяют сами: защита реферата или собеседование по вопросам, изучаемым в ходе всего курса.
Обязательным условием для допуска ученика к экзамену является положительная оценка выполненных им теоретических и практических заданий, предусмотренных в ходе прохождения всего курса.
Объем и сроки изучения курса
Программа «Этнография» общим объемом 165 часов изучается в течение 5 лет
Курс рассчитан на 1 час лекционно-практических занятий в неделю по 40 минут и 33 учебных часа в течение каждого учебного года.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Этнография» на 2012-2013 уч. год
преподавателя Сычихиной О.А.
Блок 1: «Живем по народному календарю». (1 год обучения)
№
| Название разделов и тем.
| Количество часов
| 1.
| Введение в этнографию.
| 8
| 1.1
| Как же жили наши деды? Введение в предмет.
| 1
| 1.2
| Народный земледельческий календарь.
| 1
| 1.3
| Духовная жизнь русского человека.
| 1
| 1.4
| Народные традиции встречи осени
| 1
| 1.5
| Осенний день год кормит.
| 1
| 1.6
| Покров Пресвятой Богородицы
| 1
| 1.7
| Домашние ремесла Муромцевского района.
| 1
| 1.8
| Итоговое занятие по разделу «Введение в этнографию».
| 1
| 2.
| Не от скуки на все руки… Ремесло в жизни человека.
| 4
| 2.1
| Осенние Кузьминки.
| 1
| 2.2
| Освоение ремесла в Муромцевской Школе ремесел.
| 1
| 2.3
| По одежке встречают… Смысл и особенности народного мужского и женского костюмов.
| 1
| 2.4
| Итоговое занятие по разделу «Ремесло в жизни человека»
| 1
| 3.
| Зимние праздники: Рождество и Святки.
| 4
| 3.1
| Зима пришла – снегов намела. Приметы декабря.
| 1
| 3.2
| Рождество Христово
| 1
| 3.3
| Зимние святки.
| 1
| 3.4
| Крещение Господне.
| 1
| 3.5
| Итоговое занятие по разделу «Рождество и Святки».
| 1
| 4.
| Сказка как особый жанр устного народного творчества.
| 4
| 4.1
| Сказки о животных
| 1
| 4.2
| Волшебные сказки и их герои.
| 1
| 4.3
| Бытовые сказки и сказки Сибири.
| 1
| 4.4
| Итоговое занятие по разделу «Сказка как особый жанр устного народного творчества».
| 1
| 5.
| Пришла весна красная…
| 5
| 5.1
| Пришла весна красная… Признаки и приметы весны.
| 1
| 5.2
| Встреча весны в народной традиции
| 1
| 5.3
| Проводы Масленицы
| 1
| 5.4
| Вторая и третья встречи весны.
| 1
| 5.5
| Итоговое занятие по разделу «Пришла весна красная…»
| 1
| 6.
| Пасха.
| 3
| 6.1
| Вербное воскресенье.
| 1
| 6.2
| Страстная седьмица.
| 1
| 6.3
| Праздник Пасхи.
| 1
| 7.
| От весны к теплу летечку…
| 3
| 7.1
| Вы гоните-ка скотинку на широкую долинку… Егорий вешний.
| 1
| 7.2
| Зеленые святки.
| 1
| 7.3
| Итоговое занятие по разделам «Пасха» и «От весны к теплу летечку…»
| 1
|
| Итоговое занятие по блоку «Живем по народному календарю»
| 1
|
| Всего
| 33
| Блок 2. «Без корня и полынь не родится». (2 год обучения)
№
| Название разделов и тем.
| Количество часов.
| 1.
| Природные богатства в жизни человека.
| 8
| 1.1
| Природные богатства Муромцевского района.
| 1
| 1.2
| История заселения и хозяйственного освоения района в свидетельствах археологических и этнографических материалов.
| 1
| 1.3
| Земля и земледелие.
| 1
| 1.4
| Природные богатства и домашние ремесла.
| 1
| 1.5
| Ткачество.
| 1
| 1.6
| Покров – девичий праздник.
| 1
| 1.7
| Святая Параскева – покровительница женского счастья и рукоделия.
| 1
| 1.8
| Итоговое занятие по разделу «Природные богатства в жизни человека»
| 1
| 2.
| Народная медицина.
| 2
| 2.1
| Кузьма и Демьян – врачеватели болезней.
| 1
| 2.2
| Народная медицина. Травники.
| 1
| 3.
| Зимняя одежда и обувь.
| 3
| 3.1
| Зима пришла – холода привела. Верхняя одежда и головные уборы сибиряков.
| 1
| 3.2
| Валенки, валенки, не подшиты, стареньки… Обувь сибиряков и северных регионов России.
| 1
| 3.3
| Итоговое занятие по разделу «Зимняя одежда и обувь»
| 1
| 4.
| Зимние святки.
| 4
| 4.1
| Традиции Рождества Христова.
| 1
| 4.2
| Зимние святки. Обрядовые блюда: сырчики, кутья, козули.
| 1
| 4.3
| Зооморфное святочное ряжение.
| 1
| 4.4
| Съезжий праздник моего села.
| 1
| 5.
| Февраль – зимобор, бокогрей.
| 5
| 5.1
| Обычай почитания животных в народной культуре.
| 1
| 5.2
| Февраль – зимобор. Сретенье – встреча зимы с весной в православной и народной культуре.
| 1
| 5.3
| Агафья – коровница.
| 1
| 5.4
| Февраль – бокогрей, бока обогрей. Легенды, предания и сказки сибирских народов.
| 1
| 5.5
| Итоговое занятие по разделу «Февраль – зимобор, бокогрей»
| 1
| 6.
| Масленица – блиноеда.
| 3
| 6.1
| Пора сани запрягать, пора масленку встречать! Масленичная кухня.
| 1
| 6.2
| Великий пост.
| 1
| 6.3
| Итоговое занятие по разделам «Февраль – зимобор» и «Масленица - блиноеда»
| 1
| 7.
| Пасхальное яичко.
| 3
| 7.1
| Страстная седьмица.
| 1
| 7.2
| Пасхальное яичко.
| 1
| 7.3
| Весна – пробуждение природы.
| 1
| 8.
| Защитники земли русской.
| 2
| 8.1
| Георгий Победоносец.
| 1
| 8.2
| Воины – победители в истории Муромцевской земли.
| 1
| 9.
| Зеленые Святки.
| 2
| 9.1
| Зеленые святки.
| 1
| 9.2
| Итоговое занятие по разделам «Пасхальное яичко», «Защитники земли русской», «Зеленые святки».
| 1
|
| Итоговое занятие по блоку «Без корня и полынь не родится»
| 1
|
| Всего
| 33
|
Блок 3. «Где родился – там и пригодился». (3 год обучения)
№
| Название разделов и тем.
| Количество часов.
| 1.
| Мир русской деревни и крестьянского дома.
| 8
| 1.1
| Мир русской деревни.
| 1
| 1.2
| Крестьянский дом.
| 1
| 1.3
| Осенины – 3 новины: дом, семья и урожай.
| 1
| 1.4
| Традиции новоселья.
| 1
| 1.5
| Интерьер крестьянского жилища.
| 1
| 1.6
| Домашние ремесла, изделия и их место в русском доме.
| 1
| 1.7
| Охранительная символика домашней утвари и дома.
| 1
| 1.8
| Итоговое занятие по разделу «Мир русской деревни и крестьянского дома».
| 1
| 2.
| Хранители дома и природы в народной культуре.
| 4
| 2.1
| Кузьма и Демьян – покровители крестьянского дома и хозяйства.
| 1
| 2.2
| Кто в доме живет, а на глаза не показывается? Образ домового в народной культуре.
| 1
| 2.3
| Ходи, бука, под сарай… Рассказы о леших, баннике, водяном, бабе Яге.
| 1
| 2.4
| Итоговое занятие по разделу «Хранители дома и природы в народной культуре».
| 1
| 3.
| Рубаха и пояс - элементы традиционного костюма
| 2
| 3.1
| Секреты кроя и пошива русской традиционной мужской и женской рубахи.
| 1
| 3.2
| Пояс – обязательный элемент народного костюма
| 1
| 4.
| Зимние святки.
| 3
| 4.1
| Накануне Рождества…
|
| 4.2
| Зимние святки.
|
| 4.3
| Крещение Христово. Девьи смотрины.
|
| 5.
| Русский человек без родни не живет.
| 5
| 5.1
| Русский человек без родни не живет. Термины родства и свойства.
| 1
| 5.2
| Возрастные особенности одежды членов семьи.
| 1
| 5.3
| Семейные отношения в потешках, сказках, песнях русского народа.
| 1
| 5.4
| Наш хозяин во дому… Образ мужчины – хозяина дома и защитника своей семьи, Родины в народной культуре.
| 1
| 5.5
| Семейная история. Приемы сбора этнографической информации о семье.
| 1
| 6.
| Семейные отношения в праздниках народного календаря.
| 3
| 6.1
| Широкая масленица.
| 1
| 6.2
| Бог простит, и ты меня прости…
| 1
| 6.3
| Итоговое занятие по разделам «Русский человек без родни не живет» и «Семейные отношения в праздниках народного календаря».
| 1
| 7.
| Моя родословная.
| 2
| 7.1
| Моя родословная.
| 1
| 7.2
| Корми деда на печи… Отношение к старшим членам семьи.
| 1
| 8.
| Традиции поминовения и памяти о прошлом.
| 5
| 8.1
| Живы родители – почитай, а умерли – поминай. Традиции поминовения в русской культуре.
| 1
| 8.2
| Страстная неделя.
| 1
| 8.3
| Историко-культурные памятники Муромцево.
| 1
| 8.4
| Известные и неизвестные герои.
| 1
| 8.5
| Итоговое занятие по разделам «Моя родословная» и «Традиции поминовения и памяти о прошлом».
| 1
|
| Итоговое занятие по блоку «Где родился – там и пригодился».
| 1
|
| Всего
| 33
| Блок 4. «От крестин до поминок». (4 год обучения)
№
| Название разделов и тем.
| Количество часов.
| 1.
| Младенчество и детство.
| 8
| 1.1
| Круг солнца – круг жизни.
| 1
| 1.2
| Родили – крестили – именем нарекли…
| 1
| 1.3
| Домашнее крещение – погружение, домашние имена, ответки.
| 1
| 1.4
| Уж ты мое дитятко… Детская одежда, питание, обереги.
| 1
| 1.5
| Спи, дитя мое, усни… Детская люлька, колыбельные песни.
| 1
| 1.6
| Детские игрушки.
| 1
| 1.7
| Детский фольклор
| 1
| 1.8
| Итоговое занятие по разделу «Младенчество и детство»
| 1
| 2.
| Юноша и девушка в народной культуре.
| 6
| 2.1
| Ноябрьские даты в народном календаре.
| 1
| 2.2
| Хороводы и вечерки – подготовка к семейной жизни.
| 1
| 2.3
| Нет лучшего дружка, чем родная матушка… Образ матери.
| 1
| 2.4
| Особенности молодежного костюма.
| 1
| 2.5
| Что написано пером… День Наума – грамотника.
| 1
| 2.6
| Итоговое занятие по разделу «Юноша и девушка в народной культуре».
| 1
| 3.
| Зимние святки.
| 2
| 3.1
| Зимний солнцеворот.
| 1
| 3.2
| Зимние святки. Святочная вечерка и ее особенности.
| 1
| 4.
| Свадьба в жизни молодых людей.
| 3
| 4.1
| Крещение – девьи смотрины. Выбор невесты.
| 1
| 4.2
| Свадебное действо.
| 1
| 4.3
| Народные традиции в современном свадебном обряде.
| 1
| 5.
| Новая семья и семейные отношения.
| 2
| 5.1
| Новая родня: свекровь, свекор, невестка.
| 1
| 5.2
| Дом вести не рукавом трясти…
| 1
| 6.
| Семейные традиции в праздниках народного календаря.
| 4
| 6.1
| Масленичная неделя.
| 1
| 6.2
| Народный театр Петрушки.
| 1
| 6.3
| Великий пост.
| 1
| 6.4
| Итоговое занятие по темам «Свадьба», «Новая семья и семейные отношения», «Семейные традиции в праздниках народного календаря»
| 1
| 7.
| Весенние праздники.
| 4
| 7.1
| Благовещение – утро года.
| 1
| 7.2
| Средокрестие.
| 1
| 7.3
| Вербное воскресение – детский праздник
| 1
| 7.4
| Праздник Пасхи.
| 1
| 8.
| Воинская служба в истории и современности государства Российского.
| 1
| 8.1
| Защитники земли русской. Рекрутчина.
| 1
| 9.
| Весенне – летние праздники народного календаря.
| 2
| 9.1
| Зеленые святки. Семик – девичий праздник.
| 1
| 9.2
| Летний солнцеворот.
| 1
|
| Итоговое занятие по блоку «От крестин до поминок»
| 1
|
| Всего
| 33
|
Блок 5. «Традиционная русская культура». (5 год обучения)
№
| Название разделов и тем
| Количество часов.
| 1.
| Народный календарь.
| 3
| 1.1
| Русская традиционная культура. История развития и система ценностей.
| 1
| 1.2
| Русский народный и церковный календарь.
| 1
| 1.3
| Осенние праздники:
| 1
| 2.
| Младенчество на Руси.
| 2
| 2.1
| Младенчество на Руси.
| 1
| 2.2
| Детский фольклор:
| 1
| 3.
| Образ юноши и девушки в народной культуре.
| 3
| 3.1
| Русский эпос: былина, историческая песня, духовный стих.
| 1
| 3.2
| Образы юноши и девушки в народной культуре:
| 1
| 3.3
| Итоговое занятие по разделам «Младенчество на Руси» и «Образ юноши и девушки в народной культуре».
| 1
| 4.
| Народные промыслы.
| 1
| 4.1
| Народные промыслы.
| 1
| 5.
| Традиционная русская свадьба и семейные отношения.
| 5
| 5.1
| Кузьма и Демьян, скуйте нам свадебку…
| 1
| 5.2
| Своя хатка – родная матка… Дом как модель мира.
| 1
| 5.3
| Дом вести – не рукавом трясти… Домашние ремесла Муромцевского района.
| 1
| 5.4
| Щи да каша – пища наша. Русская повседневная, праздничная и постовая кухня.
| 1
| 5.5
| Итоговое занятие по разделу «Традиционная русская свадьба и семейные отношения»
| 1
| 6
| Зимние святки.
| 2
| 6.1
| Ражество Твое Христе Боже наш…
| 1
| 6.2
| Пришла Коляда, отворяй ворота…
| 1
| 7.
| Образы женщины, мужчины и старцев в традиционной семье и культуре.
| 3
| 7.1
| Ты хозяюшка, мыя панюша…. Образ женщины в русской культуре:
| 1
| 7.2
| Ты хозяин – господин… Образ мужчины в народной культуре:
| 1
| 7.3
| Уж ты старый старичок… Мудрые старцы и старицы в жизни традиционной семьи и фольклоре.
| 1
| 8.
| Народный театр: драма и комедия.
| 3
| 8.1
| Народный театр: драма и комедия.
| 1
| 8.2
| Театр Петрушки.
| 1
| 8.3
| Итоговое занятие по разделам «Образ женщины, мужчины и старца в народной культуре» и «Народный театр».
| 1
| 9.
| От весны до лета.
| 4
| 9.1
| Широкая масленица.
| 1
| 9.2
| Великий пост.
| 1
| 9.3
| Встречи весны в народной традиции: Сретение, Сороки, Благовещение.
| 1
| 9.4
| Христос воскресе! История и духовно – нравственный смысл праздника Пасхи.
| 1
| 10.
| В каком доме живешь – таких обычаев держись.
| 1
| 10.1
| В каком доме живешь – таких обычаев держись…Особенности национальных культур соседей.
| 1
|
| Итоговое занятие по блоку «Особенности русской традиционной культуры».
| 1
| 11.
| Подготовка и сдача экзамена по курсу «Этнография»
| 5
| 11.1
| Выбор темы реферата и консультации по написанию реферата и билетам (в зависимости от формы экзамена, выбранной учащимися).
| 3
| 11.2
| Сдача экзамена по курсу «Этнография».
| 2
|
| Всего
| 33
|
Содержание программы «Этнография».
Блок 1: «Живем по народному календарю» (1 год обучения)
Раздел 1. Введение в этнографию.
|
|
|