Главная страница

Образование человека 13 Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры



НазваниеОбразование человека 13 Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
страница1/9
Дата21.04.2016
Размер1.43 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 13

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА



13.1. Образование как способ вхождения

человека в мир науки и культуры

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взра­щивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосыл­кой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче­ское наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательно­го характера представляют собой совокупность материального и духовного до­стояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является спо­собом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного

человека) определяется отношением к языку. Поэтому одна из миссий образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отноше­ние к родному и иностранному языкам, к сохранению и обо­гащению исторических, научных и культурных ценностей.

Процесс общения педагога и учащихся с представителями разных наций и народностей выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур


Теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге спе­цифический челове­ческий способ преобразования природных задатков и возможностей.

Х.-Г. Гадамер.

Истина и метод

(русской, европейской, американской, западной и восточной).

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

• в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

• через формирование поликультурного образования;

• в условиях культурно-исторического типа образователь­ной системы (вуза, школы);

• как систему культурно-образовательных центров в рам­ках одной или разных стран;

• через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

• путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогиче­ской культуры и умственной культуры учащихся);


Одна из миссий обра­зования состоит в том, чтобы сформиро­вать у молодого поко­ления ответственное отношение к сохране­нию и обогащению культурных ценностей человечества.


• описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-об­разовательной среды растущего человека;

• обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных тради­ций народа, этноса, нации.

Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия куль­туры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Образование есть практика социализации человека и преемственности поко­лений.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

4. Образование процесс трансляции культурно-оформленных образцов чело­веческой деятельности.

5. Образование способствует развитию региональных систем и сохранению на­циональных традиций.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передают­ся и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

7. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных пере­мен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
13.2. Образование как система и процесс

Образование как система представляет собой развивающую­ся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государствен­ный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип обра­зовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Од­нако на протяжении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея

религиозно-духовное проис­хождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхож­дения души и духовности человека, В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе по­знания мира. В связи с этим о школе говорили больше как о том или ином направлении или течении в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т.п., обла­дающем характерными свойствами, методами, приемами, представленном группой учеников и последователей какого-либо ученого или художника, близких по творческим прин­ципам, идеям или манере — например, «ананьевская школа психологов»,


Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества, государ­ства, сопровождаю­щийся констатацией достижения обучаю­щимся определенных государственных образовательных уровней — цензов.

Российский закон «Об образовании»


«строгановская школа иконописи». Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определенных стилистических и хронологических грани­цах — «болонская школа» или «фламандское искусство».

На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Ху­дожественная школа», «Спортивная школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т.д.

Точно так же и содержание понятия «университет» (или лат. Alma Materродная мать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого человека сово­купности всех видов знаний. С давних времен Alma Mater был очагом мудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и пере­давал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные и куль­турные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры. Ис­торически именно в университетах рождалось новое знание, формировалась на­учная теория и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, расти­тельного и животного мира, космоса, человека. В настоящее время слово «уни­верситет», так же как и «школа», обладает общекультурным смыслом (достаточ­но вспомнить название книги М. Горького «Мои университеты»), А сегодня в России известны «Гуманитарный университет», «Классический университет», «Педагогический университет», «Технический университет», «Технологический университет», «Медицинский университет» и др., спектр которых постоян­но пополняется.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9