Главная страница

Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!



Скачать 98.54 Kb.
НазваниеНе отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!
Дата10.02.2016
Размер98.54 Kb.
ТипДокументы

Консультация для родителей

по проблеме развития внимания детей.
"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде.

На первый взгляд это поучения-нравоучения, ведь взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взро-




слого, а на то, что значимо для него самого. То есть, ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Взрослый может объяснить, что такое внимательность и внимание в целом. Но не ребенок.

И вот парадокс: взрослый знает, что чем младше ребенок, тем менее он внимателен, но при этом считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание всеми доступными способами: обращениями, поучениями, назиданиями, приказами и даже криком. «Насколько эффективны такие способы?» – вопрос открытый.

Известно, что Внимание - психический процесс, который присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах.

На человека постоянно действуют разные источники информации, количество которых слишком велико и превышает возможности человека. Из потока этой информации благодаря работе внимания человек выбирает ту, которая наиболее интересна и важна для него.



Ребенок в этой ситуации ничем не отличается от взрослого. Разница лишь в том времени, на которое способен удерживать ребенок свое внимание и в тех объектах, которые интересны ему.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Но можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, необычным. Например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что ребенок непроизвольно направит свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлечется от темы занятия.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Опытный родитель-воспитатель справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание ребенка, используя его же механизм. Например, взрослый может применить какой-то новый, необычный элемент (в гости к ребенку в тот момент, когда он отвлекся от действия на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, вдруг постучит по подоконнику птичка и т.д.) Непроизвольное внимание ребенка вновь сработает и его объектом станет снова действие.



На пятом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Как развивается произвольное внимание?

Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!"

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает главным средством управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. То есть произвольное внимание переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения. Например, работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. "Вот это да! Здорово у тебя получается!" - восхищенная реплика сестренки застала его врасплох и очень удивила. Оказывается, мультфильмы закончились, а он и не заметил за интересным занятием, что прошло уже много времени.

Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.



В литературе представлено много информации о внешнем и внутреннем внимании, о непроизвольном, произвольном и послепроизвольном внимании. Внимание - одно из уникальных свойств психики человека, без которого невозможна работа памяти, мышления, воображения.

Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, в спорте, в любом деле. Но как поэтапно и продуктивно развивать внимание ребенка, чтобы не навредить, а, наоборот, помочь ему освоиться в окружающем мире? Каковы пути и способы развития внимания детей от 3 до 7 лет?

Существует большое количество интересных игр, развивающих детских книг и тетрадей, статей в журналах и социальных сетях, где можно подобрать материал, способствующий развитию внимания. Для этого достаточно лишь написать в поисковике: «Игры для развития внимания детей 3-7 лет».

Вот некоторые из них:


1.Игра на развитие наблюдательности.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и найти на ней, например, все цветочки. А чтобы удобнее было искать, сердцевинки можно раскрасить.

Тут же можно посчитать бабочек, которые спрятались между цветами и так и просятся быть ракрашенными.







А на соседней картинке можно поискать домашних животных, которые прячутся друг за друга.

А еще обратить внимание на то, что там есть и птицы.

Подобные картинки можно сделать самостоятельно, а еще лучше – вместе с ребенком, чтобы он не просто пытался по отдельным элементам определить, кто есть на картинке, но и сам четко представлял как получается такая путаница.



2.Игра на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть пару похожих картинок и найти на них отличия. А чтобы отличия не повторились, их можно раскрасить.

Количество отличий, предлагаемых на данных картинках зависит в первую очередь от возраста ребенка.


3.Игра на развитие объема внимания.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки:

1.Расскажи, что нарисовано на картинке?

2.Кто спит в кроватке?

3.Что находится под кроваткой?

4.Какое одеяло у мышонка?

5.Что видно за окошком?

6.Какое время су-



ток нарисовано на картинке? Как ты догадался?

Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности и предлагаемой ребенку картинки.
4.Игра на развитие концентрации внимания.



Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем предлагает поискать:

- все предметы, которые имеют круглую форму;

- все предметы, которые имеют квадратную форму;

- все предметы, которые имеют треугольную форму;

- все предметы, которые имеют прямоугольную форму.

Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.
5.Игра на развитие слухового внимания.

Взрослый подбирает несколько игрушек, которые могут издавать звуки: звон, шум, мелодию, шорох и т.п. Спрятав игрушки за ширму или за спину, предлагает ребенку послушать как «звучит» игрушка. После этого задает вопросы:

1.На что похож звук?

2.С чем его можно сравнить?

3. Какая именно игрушка так «звучит»?

4.Что еще в нашей жизни может так «звучать»?

В качестве «звучащего» предмета не обязательно брать игрушки, можно использовать все, что только позволит фантазия взрослого, начиная от полиэтиленовых пакетов и заканчивая крупой, насыпанной в банку.
6.Игра на развитие внимательности и наблюдательности.

Взрослый во время любого действия: во время игры, во время прогулки, во время посещения магазина и т.п. предлагает ребенку остановить свои действия и, закрыв глаза:

- описать все то, что находится за спиной ребенка в этот момент;

- вспомнить, во что он одет и какого цвета его одежда;

- описать тот предмет, который только что «прозвучал»;

- описать, во что был одет воспитатель в группе, на прогулке и т.п.
7.Игра на развитие объема и переключаемости внимания.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть внимательно представленную картинку в течение одной минуты. Затем он предлагает ребенку рассказать, что на ней изображено, определить тему картинки.



После этого взрослый задает ребенку вопросы о том, что в соответствии с темой картинки является лишним на ней и почему ребенок так считает.

После этого картинка убирается из поля зрения и взрослый предлагает ребенку вспомнить изображенные предметы, которые подходят к теме картинки.



8.Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

Взрослый предлагает ребенку лист газеты с достаточно крупным шрифтом и дает устно задание, сопровождая его наглядным показом: «Давай поиграем в разведчиков, которые шифруют свои послания. Для этого тебе надо просмотреть вот эти строчки из газетной статьи, найти все буквы



«О» и зачеркнуть их».

Количество просматриваемых и «шифруемых» строк зависит от возраста ребенка и шрифта текста в газете.

Если ребенок не знает букв, то можно предложить ему готовый бланк с изображением каких-либо геометрических фигур, изображений предметов, среди которых необходимо отыскивать и зачеркивать какую-то фигуру или предмет.

Для усложнения задания количество фигур, которые необходимо как-то отмечать увеличивается (см. таблицу 1).

Конечно, данные игры не будут для взрослого единственно верным способом решения проблемы по развитию внимания ребенка. Не следует забывать о том, что все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Здорово, если ребенок с помощью взрослого поймет это уже в детстве.

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 76

общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Заговорич И.М.