Главная страница

«Не будем лениться, а будем трудиться!»



Скачать 145.05 Kb.
Название«Не будем лениться, а будем трудиться!»
Дата21.04.2016
Размер145.05 Kb.
ТипДокументы

безимени-1

Департамент образования администрации г.Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №113 «Белочка»

(МБДОУ № 113 )

ПРОЕКТ

«Не будем лениться, а будем трудиться!»

Руководитель проекта:

педагог-психолог МБДОУ №113

О.И.Семкина

Н.Новгород

2014г.

Паспорт проекта

Тема: «Не будем лениться, а будем трудиться!»

Руководитель проекта: Семкина О.И., педагог- психолог МБДОУ №113.

Актуальность проекта:

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно- трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей- не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст- ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления- обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Актуальность исследования по проблеме воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных изучению развития трудолюбия дошкольников ( И.В. Житко, Г.Н. Каменева, Р.Н. Кузьмина, А.А. Люблинская, Г.С. Малунова, Т.А. Маркова, О.П. Мачехина, Я.З. Неверович, Л.Е. Образцова, И.Ф. Свадковский, Д.В. Сергеева, А.Г. Тулегенова, А.Д. Шатова, М.И. Шилова и др.), вопрос о влиянии детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается недостаточно изученным.

Особое место среди личностных качеств, которые формируются в дошкольном детстве, занимают нравственные- доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия, умение учитывать позицию участника диалога и т.п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, и будет способствовать воспитанию трудолюбия дошкольников.

Вид проекта: долгосрочный, информационно -практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников: воспитанники старшей группы МБДОУ №113, их родители и педагоги.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2014г.- май 2015г.

Методологические и теоретические основы проекта составили: теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович,Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Глотова, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, Н.М.Крылова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Концептуальную основу проекта составили: концепции нравственного развития детей (Л.И. Божович, В.С. Мухина); концепции деятельностного подхода и ведущей роли деятельности в формировании нравственной личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев); базовые положения об особенностях социализации ребенка дошкольного возраста ( Л.И. Божович,С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, В.С. Мухина).

Цель проекта: изучение влияния детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни;

  2. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников,

  3. Воспитание положительного отношения к труду взрослых.

  4. Развитие личностных качеств дошкольника: доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия;

  5. Повысить культурный уровень родителей в области воспитания трудолюбия в семье.


I этап проекта: Постановка проблемы (формулирование гипотезы)

Предполагается, что воспитание трудолюбия у дошкольников в семье будет эффективным если:

  • обобщены особенности нравственного воспитания;

  • выявлена сущность трудолюбия, как одного из нравственных качеств;

  • изучены особенности влияния детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия.

II этап проекта: Организация реализации проекта

  • выявить уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника и влияние психологических факторов семьи на данный процесс.

  • анкетирование родителей.

  • выявить уровень сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

  • Беседа с детьми

План работы с детьми старшего дошкольного возраста

по воспитанию трудолюбия

Образовательная область

Вид деятельности

Коммуникация

1. Беседа «Как важен труд»

2. Беседа и сказки о трудолюбии


Познание


1. Пословицы, загадки о труде

2. Рассматривание иллюстраций

3. Дидактические игры: «Кто что делает», «Как я могу помочь дома маме»

Художественная литература

Чтение стихотворения «Кем быть?» , «Чем пахнут ремесла».


Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахер», «Моя работа», «Магазин», «Салон красоты», «Заправочная станция» и т.п.


Художественное творчество

«Рисование людей разных профессий».

Изготовление сувениров, поздравлений, поделок ко дню рождения, праздникам и т.д.


Труд

Организация труда в природе, организация дежурств ,

Хоз.-бытовой труд: протирание пыли с полок, стирка кукольной одежды, полив комнатных растений .

Для решения поставленных задач использовались различные методы и приемы:

  • наблюдения за трудом взрослых;

  • беседы на нравственные темы;

  • чтение художественной литературы;

  • поручения;

  • разучивание пословиц о труде.

Мы считаем, что повысить уровень сформированности трудолюбия дошкольников можно, подключив к образовательному процессу семью. Воспитание трудолюбия дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование трудолюбия всех членов семьи. Просвещение родителей- одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач- привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Перспективный план для работы с родителями.

Традиционные формы

Содержание

Нетрадиционные формы

Содержание

Наглядно-информационные

Папка-передвижка «Как приучить ребенка к труду?»

Памятки и рекомендации

Памятка «Авторитет - основа воспитания»

Выставка педагогической литературы "Как приучать ребенка к труду"


Наглядно-информационные


Газета «Маленькие помощники»

Фотоальбом

«День труда»


Индивидуальные


Индивидуальные беседы

Консультация «Роль родителей в воспитании трудолюбия у ребенка»

Оформление родительского уголка

"Советы для родителей по организации живого уголка в семье"

Информационно-аналитические


Почтовый ящик «Вы спрашиваете – мы отвечаем»


Познавательные

Педагогическая гостиная

Устный журнал


Коллективные


Родительское собрание «Воспитание у детей трудолюбия в семье»

Беседа на тему: «Климат в семье и родительская позиция в формировании личности ребенка


Досуговые

Познавательные


Конкурс: мини-сочинение «Папа, мама, я - трудолюбивая семья»

Моделирование педагогических ситуаций родителями совместно с детьми "Ваше мнение"


Для решения поставленных задач проводились разные формы работы с семьей. Использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам можно отнести: родительские собрания, тематические выставки, консультации, беседы; информационный блок: папки-передвижки, анкетирование, памятки. К нетрадиционным формам относится: выпуск газет, устный журнал, консультация с использованием технических средств. Проведенная работа с семьей позволяет решить поставленные задачи.

III этап: Заключительный

  • проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий. (Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.)

  • Индивидуальное консультирование родителей и педагогов в рамках темы проекта.

Ожидаемый результат:

  • Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий;

  • Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.

  • Самостоятелен, инициативен в самообслуживании.

  • С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата.

Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамки влиянии детско-родительских отношений на воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в виде графиков, диаграмм, аналитических справок.

Анализ результатов реализации проекта «Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников»

Первичное обследование детей и родителей старшей группы проводилось в октябре 2014г. Для эксперимента было произвольно отобрано 10 детей и родителей.

Диагностика ставила своей целью:

  • выявить уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольников;

  • выявить уровень сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Методы:

-беседа,

- анкетирование.

В ходе обследования были получены следующие результаты:
Гистограмма №1. Анализ ответов родителей на поставленные вопросы.


Критерии:

15-16 положительных ответов- высокий уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия.

12-14 положительных ответов- средний уровень

9-11- положительных ответов- низкий уровень.
Из гистограммы видно, что уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольников:

Высокий-0;

Средний-4 - недостаточно полные представления о воспитании трудолюбия у дошкольников

Низкий-6- Отсутствуют знания о воспитании трудолюбия у дошкольников. Родители не понимают значимость трудового воспитания, не считают нужным развивать в ребенке такое качество как трудолюбие.

Уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника представлен в общей круговой диаграмме №1
Диаграмма№1.
Анализ ответов детей на поставленные вопросы позволяет составить гистограмму уровня сформированности трудолюбия у дошкольников.

Гистограмма№2. Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников.

Критерии: высокий уровень трудолюбия- от 7 до 10 «+»

средний уровень трудолюбия - от 4 до 7 «+»

низкий уровень трудолюбия - от 0 до 4 «+»

Из данных гистограммы №2 видно, что

Высоким уровнем сформированности трудолюбия обладают двое детей из десяти опрошенных детей. Дети понимают значимость и необходимость труда, хотят и любят трудиться, охотно выполняют поручения, доводят дело до конца, трудовые процессы выполняют самостоятельно.

Средний уровень имеют четыре ребенка. Дети достаточно хорошо владеют трудовыми навыками и умениями, но у них плохо сформировано представление о необходимости труда.

Оставшиеся четыре имеют низкий уровень. Дети не понимают значимости труда, отсутствуют знания, умения и навыки в трудовой деятельности.

Из гистограммы №2 видно, что большинство детей утвердительно ответили на вопросы №3, №4, №7(-одобряют ли твой труд члены семьи? –помогаешь ли ты маме по хозяйству? и -доводишь ли ты дело до конца?), а самым трудным оказался вопрос №9 (- как ты думаешь, помогаешь ли ты своим трудом взрослым?), на него ответило меньше всего детей.

Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников. Представлен в общей круговой диаграмме№2.

Высокий уровень: ребенок понимает значимость труда, необходимость труда, хочет и любит трудиться, охотно выполняет поручения, доводит дело до конца, трудовые процессы выполняет самостоятельно.

Средний уровень: ребенок предостаточно владеет трудовыми навыками и умениями. Плохо сформировано представление о необходимости труда.

Низкий уровень :ребенок не понимает значимости труда, отсутствуют знания, навыки и умения трудовой деятельности.

Повторная диагностика проводилась в апреле 2015г. и ставила своей целью проверку эффективности разработанного комплекса мероприятий.

По результатам повторной диагностики были получены следующие данные:
Гистограмма №3. Анализ ответов родителей на поставленные вопросы.

Критерии:

15-16 положительных ответов- высокий уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия.

12-14 положительных ответов- средний уровень

9-11- положительных ответов- низкий уровень.

Из гистограммы №3 видно, что уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольников значительно повысился:

Высокий-3

Средний -7 семей, а низкого совсем не стало.

Дети стали больше принимать участие в различных видах домашней работы, стали трудиться по собственной инициативе без напоминания. Родители сменили стиль воспитания, в некоторых семьях стали складываться трудовые традиции.

Уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника

Представлен в общей круговой диаграмме №3
Диаграмма№3.


Анализ ответов детей на поставленные вопросы позволяет составить гистограмму уровня сформированности трудолюбия у дошкольников.

Гистограмма№4. Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников.

Критерии: высокий уровень трудолюбия- от 7 до 10 «+»

средний уровень трудолюбия - от 4 до 7 «+»

низкий уровень трудолюбия - от 0 до 4 «+»

Из данных гистограммы №4 видно, что уровень сформированности трудолюбия дошкольников повысился.

С высоким уровнем сформированности трудолюбия стало 4 ребенка; средний уровень имеют 6 детей;

низкого уровня не стало.

Дети стали с большим удовольствием трудиться, понимать значимость труда и его необходимость, стали доводить дело до конца и самостоятельно.

Уровень сформированности трудолюбия у дошкольников. Представлен в общей круговой диаграмме №4.

Высокий уровень: ребенок понимает значимость труда, необходимость труда, хочет и любит трудиться, охотно выполняет поручения, доводит дело до конца, трудовые процессы выполняет самостоятельно.

Средний уровень: ребенок предостаточно владеет трудовыми навыками и умениями. Плохо сформировано представление о необходимости труда.

Низкий уровень :ребенок не понимает значимости труда, отсутствуют знания, навыки и умения трудовой деятельности.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов анкетирования родителей, отражающие уровень представлений родителей о воспитании трудолюбия дошкольника отражены в диаграмме №5:

Диаграмма №5.

Затем мы провели сравнительный анализ уровня сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов беседы с детьми, отражающие уровень сформированности трудолюбия дошкольника отражены в диаграмме №6:

Диаграмма №6.
Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что дети обладают достаточно полными и систематизированными знаниями о труде.

Анализ диаграмм позволил нам увидеть, что уровень сформированности трудолюбия, знаний о труде у детей повысился. Дети с низким уровнем сформированности трудолюбия отсутствуют, все остальные дети с высоким и средним уровнем сформированности трудолюбия.

Исходя из сравнительных результатов констатирующего и контрольного этапов проекта, можно сделать следующий вывод: разработанная и организованная система работы, направленная на формирование трудолюбия у дошкольников позволила развить у детей устойчивый, опосредованный интерес детей к данной деятельности и способствовала развитию у детей знаний, умений и навыков, знаний об труде.

Из результатов анкетирования мы можем сделать вывод о том, что родители положительно оценивают педагогический процесс трудового воспитания в МБДОУ. Родители высказывают свою заинтересованность к проблеме воспитания трудолюбия , что является хорошим показателем. После проведённой нами работы заниматься воспитанием трудолюбия детей стала большая часть родителей.

Список используемой литературы

  1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие
    для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004.

  3. Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности
    личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения:
    Автореф. дисс... канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2009.

4. Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики. - Архангельск, 2003.

5. Куцакова Л.В.Нравственно-трудовоевоспитание ребенка- дошкольника:

Програм.- метод, пособие. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. Книга для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.

7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебное пособие. / Под ред. С.А. Козловой. - М., 2002.

8.Шингаркина Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: Автореф.
дисс... канд. пед. наук.- Челябинск, 2009.