Главная страница

Народные сказки, как средство развития



Скачать 34.82 Kb.
НазваниеНародные сказки, как средство развития
Дата11.02.2016
Размер34.82 Kb.
ТипДоклад

ФИО: Яковлева-Новгородова Нюргуяна Прокопьевна

Адрес: с.Тойбохой Сунтарского улуса

Учреждение: МБДОУ “ЦРР-д/с №3 “Ньургуьун”

Телефон: служ.: 25-125

Тема доклада: Народные сказки, как средство развития

монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Тезис

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Некоторые дети, идущие в дошкольное образовательное учреждение, не могут правильно произносить слова, не могут последовательно и связно излагать свои мысли. В этом нельзя винить родителей, у некоторых детей речь развивается раньше, чем у других, это зависит от природы.

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием развития малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Известно, что речь ребёнка развивается, прежде, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Если ребёнок к 5-6 годам не может правильно произносить слова, не может последовательно и связно излагать свои мысли, если ребёнок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи – ОНР.

Сказки – это лучшие образцы литературного языка, устного творчества народа. Сказки любят все дети. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.

О роли народного фольклора в развитии речи детей говорится в трудах таких выдающихся психологов и педагогов, как Левина Л,Е., Волков Г.Н., Зимняя И.А., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н., Флерина Е.А. и др. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказка не только дает дошкольнику необходимые знания, умения и навыки, но и способствует его развитию как личности. В процессе работы со сказкой раскрывается, развивается творческая сущность ребёнка. Сказка – прекрасное средство для создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной среды детей.

Таким образом, используя сказки в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста с ОНР.

У детей с ОНР связная монологическая речь не может быть сформирована самостоятельно. Принято считать формами монологической речи описание, повествование и рассуждение. Исходя из этого, задача воспитателя – научить ребёнка самостоятельно, связно и последовательно излагать материал. Обучение детей рассказыванию – это прежде всего обучение пересказу. В выборе текста для пересказа важное значение имеет объем (сравнительно небольшой) произведения, доступность содержания, простота сюжета, доступность языка, высокая художественность текста. Всем этим требованиям в полной мере отвечают русские народные сказки. Сказки являются прекрасным средством для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи.

Великий русский педагог Ушинский К.Д. был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не встающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка.

Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования каждого ребёнка.

Все сказки мира всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что русские народные сказки являются неоценимым источником развития связной монологической речи старших дошкольников, страдающих ОНР. Используя сказки в коррекционной работе, педагог занимается не только исправлением речевого дефекта, но и приобщает детей к сокровищнице устного народного творчества, знакомит дошкольников с ярким, богатым, выразительным языком народа.