Главная страница

Муниципальное образовательное учреждение



Скачать 362.01 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение
Дата13.02.2016
Размер362.01 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Городской Дворец детского (юношеского) творчества»

Научное общество учащихся «Поиск»


Научное направление «Хочу все знать»

«Описание музея Бабы-Яги»

Татаркина Татьяна Николаевна, 3 класс, школа № 82

Детское объединение: клуб интеллектуального развития «Эврика»

Руководитель: Зюзина Наталья Олеговна,

педагог ДО, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 82»
Омск 2010

Содержание

Введение 3

Глава 1. Баба-Яга - персонаж русских народных сказок 4

1.1. Сущность персонажа Баба-Яга 4

1.2. Роль Бабы-Яги в русских народных сказках 5

1.3. Требования, предъявляемые к музею Бабы-Яги 6

Глава 2. Требования к созданию музея Бабы-Яги 7

2.1. Что наши одноклассники знают о Бабе-Яге и ее быте 7

2.2. Описание экспонатов музея Бабы-Яги 7

Заключение 9

Список литературы по теме исследования 10

Приложения 11

Введение.

Актуальность исследования. Многие дети любят чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного, но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба-Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках её образ очень разносторонний. Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной.

Хотелось бы узнать, какие предметы окружали Бабу-Ягу в сказках, собрать их или изготовить своими руками.

В нашем городе много музеев, в которых собраны художественные ценности или предметы быта людей. Но мы не нашли ни одного музея, в котором были бы собраны предметы, которые могли бы принадлежать такому литературному герою, как Баба-Яга. Мы решили провести исследование: можно ли создать музей вымышленного литературного персонажа.

Проблема: каким должен быть музей сказочного героя – Бабы-Яги?

Тема исследования: «Описание музея Бабы-Яги».

Цель: определить требования к созданию музея Бабы-Яги, начать сбор, изучение и классификацию его экспонатов.

Гипотеза: лучше всего о характере и роли Бабы-Яги в сказках расскажут предметы её быта.

Объект: музей Бабы-Яги.

Предмет: экспонаты музея Бабы-Яги.

Задачи: 1. Определить сущность Бабы-Яги и ее роль в русских народных сказках.

2. Определить цель, профиль и требования к созданию музея Бабы-Яги.

3. Повести анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о быте Бабе-Яге.

4. Описать музей Бабы-Яги, дать характеристику его экспонатам.

5. Собрать и сделать своими руками экспонаты музея.

Методы: изучение литературных источников (русских народных сказок), сравнение, анализ, обобщение, моделирование, анкетирование.

Перспективы исследования проблемы: продолжить сбор, изучение и классификацию экспонатов музея, способствовать пополнению экспонатов силами одноклассников. На примере русских народных сказок изучать традиции, обычаи и быт славянских народов, живших на территории России.

Глава 1. Баба-Яга – персонаж русских народных сказок

Баба-Яга встречается в славянской мифологии и в русских народных сказках. В славянской мифологии Баба-Яга – лесная старуха, хозяйка диких зверей. В русских народных сказках она живёт в «избушке на курьих ножках», летает в ступе и похищает детей. В первой главе мы исследуем сущность Бабы-Яги и требования к созданию музея .

1.1. Сущность персонажа Баба-Яга

Цель параграфа – изучить сущность Бабы-Яги как литературного персонажа.

Метод исследования – изучение литературных источников. Мы читали русские народные сказки: «Баба-Яга», «Марья-Царевна», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Кощей Бессмерный», «Книга мастеров», «Баба-Яга и Заморышек». В сказках мы обращали внимание на описание внешности, поведения, быта Бабы-Яги, её отношение к героям сказок. Мы узнали о Бабе-Яге следующее.

Что изучали?

Что узнали?

Почему ей дали такое имя?

Баба-Яга переводится как «лесная баба». «Яга» происходит от старосербского «болезнь» и «кошмар». В старославянском языке «ягать», значит пугать или ругаться.

Возраст.

Несколько сотен лет

Национальность.

Нерусская. «Что-то русским духом пахнет». (слова Яги)

Описание внешности.

«Впереди голова, ноги из угла в угол, губы на грядке, нога костяная, глиняная или деревянная, нос в потолок упирается, старая, беззубая, морда жилистая, ушами пол заметают, зубами дрова в печь бросает, подбородком в пол упирается».

Где живёт Баба-Яга (её адрес)?

Живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой, в густой непроходимой чаще, в избушке на курьих ножках, при одном окошке».

Какой характер у Бабы-Яги?

  1. Гостеприимная (накормит, напоит, спать уложит).

  2. Характер вспыльчивый (шумит, кричит, ругается).

  3. Жестокая (голову рубит, кости ломает)

  4. Справедливая, благодарная (щедро награждает за хорошую службу.

  5. Любит, когда ласковыми именами называют.

  6. Любит животных (держит кота, гусей-лебедей, коней шестикрылых разводит).

Виды деятельности.

Сваха, колдовство, гостиничный бизнес.

Рацион питания.

Людоедка, чаще всего поедает детей, свинина, мухоморы, лошадиное мясо, пироги, каша.

Вид транспорта.

Железная ступа с помелом. Помелом след заметает, пестом погоняет.

Родственники Яги.

Кощей Бессмертный, Леший, кот Баюн, есть две родных сестры.

Вывод: Баба-Яга – лесная старуха. В ее имени есть указание на её характер. Баба-Яга очень старая, живёт очень далеко, занимается колдовством. Это персонаж отрицательный (вспыльчивая, жестокая, склочная), но в нём присутствуют и положительные качества (гостеприимная, справедливая, благодарная, любит животных).

1.2. Роль Бабы-Яги в русских народных сказках

Цель параграфа - определить роль Бабы-Яги в русских народных сказках.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги.


Старается погубить героя, может изжа-рить в печи. Ягать – язвить, мучать.


Яга-воительница

Похищает детей.

Яга-воительница



Яга-похитительница

Яга-дарительница


Дарит предметы, об-ладающие волшеб-ной силой


Сама ничего не делает для героя, но указы-вает, к кому обратиться за помощью


Яга-

советчица

Повелевает силами природы и миром зверей и птиц.


Яга-

повелительница


Следит за похожде-нием героя с помощью совы, блюдечка.


Яга-охранительница


Связана с ночью и тьмой. Всегда старая. Избушка без окон.


Поднимает ветер помелом, свистом, летает в ступе, лежит на печи.


«Чует сердцем». Испы-тывает людей. Даёт советы, которые помога-ют достичь цели.


Яга - древний образ смерти


Яга связана с воздухом и огнем


Яга ведает судьбой.



Вывод. В волшебных сказках Баба-Яга встречается в образах Яги- воительницы, похитительницы, дарительницы, советчицы, повелительницы и охранительницы. Баба-Яга связана с подземным миром, с воздушной и огненной стихией. Она ведает судьбой.

1.3. Требования, предъявляемые к музею Бабы-Яги

Цель параграфа – определить назначение, профиль, требования к созданию музея.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, хранением, изучением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники и т.д.

Экспонат музея – предмет, выставляемый для обозрения на выставке, в музее.

Первые музеи появились в древней Греции. В них хранились произведения искусства. Отсюда и название, по-гречески «музей» - «храм муз». Старейший русский музей – Оружейная палата – существует с 16 века. В 1718 году в Петербурге создан открытый для посетителей музей – Кунсткамера. Экспонатами для него служили древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. Позже Петр 1 приобрел коллекции минералов и раковин, заспиртованных животных, рыб и насекомых, анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями.

Музеи различают по профилям (приложение 1) и типам.

Музей Бабы-Яги относится к профилю литературных музеев, где собираются и изучаются экспонаты, связанные с литературными персонажами, тип музея – учебный, так как его цель расширить и углубить знания по литературе.

Мы определили, какие требования должны предъявляться к созданию музея.

Требования к созданию музея.

  1. Определить цель музея. Для чего он будет создан. На какую тему будут собираться экспонаты.

  2. Выбрать профиль музея.

  3. Найти помещение для хранения и показа экспонатов музея.

  4. Определить, какие экспонаты должны храниться в музее и как музей будет пополняться экспонатами.

  5. Подумать, как привлечь внимание к музею.

  6. Продумать экскурсионное обслуживание.

Глава 2. Требования к созданию музея Бабы-Яги

Цель главы – определить требования к созданию музея Бабы-Яги», собрать экспонаты для музея, дать описание экспонатов (как они связаны с образом Бабы-Яги)

2.1. Что наши одноклассники знают о Бабе-Яге и её быте

Цель исследования: узнать, что о Бабе-Яге и её быте знают наши одноклассники. Метод исследования: анкетирование одноклассников.

Участники исследования: 24 ученика 3Б класса школы № 82.

Вопросы анкеты: 1. Верите ли вы в существование Бабы-Яги?

2. Как вы думаете, какие вещи лучше всего говорят о быте и характере Бабы-Яги?

3. Какие предметы, которыми владела Баба-Яга, могли бы помочь в жизни современному человеку?

Выводы по результатам исследования:

  1. В существование Бабы-Яги верят 2 человека, считают выдуманным персонажем 22 человека.

  2. О быте и характере Бабы-Яги лучше всего говорят метла, клубок, кошка, ступа или ведро, избушка на курьих ножках, котел, одежда и печка.

Метла, ступа, избушка, одежда, котел нам расскажут о быте Бабы-Яги, кошка, клубок, котел и печка говорят о её характере (любит животных, любит дарить волшебные предметы путникам, любит тепло и уют).

3. По мнению наших одноклассников, самыми полезными предметами из имущества Бабы-Яги, которые могли бы пригодиться современному человеку, являются золотая игла и клубок самокат, но есть и другие ответы на этот вопрос.

Золотую иголочку выбрали потому, что это всем знакомый предмет необходимый для рукоделия и потому, что она может служить украшением. О назначении клубка-самоката тоже многие знают, и он может стать хорошим помощником в пути. Серебряное блюдечко можно использовать и как волшебный предмет и как обычную посуду.

2.2. Описание экспонатов музея Бабы-Яги

Цель параграфа – классифицировать и описать экспонаты музея Бабы-Яги.

Экспонат – предмет, выставляемый для обозрения на выставке в музее.

О жизни Бабы-Яги лучше всего расскажут предметы, которыми она пользовалась. О том, как выглядела она и ее друзья расскажут ее изображения, изображения ее друзей. О Бабе-Яге – хранительнице волшебных предметов расскажут предметы, о которых в сказках говорилось, что они обладали волшебными свойствами.

Мы все экспонаты разделили на те, которые расскажут

о внешности Бабы-Яги и ее друзей: портреты, скульптуры, рисунки;

о ее быте: метла, ступа, лопата, печка;

волшебные предметы: клубок-самокат, золотая иголка, серебряное блюдечко и наливное яблочко, сапоги-скороходы, гребенка, щетка, зеркальце, серебряные пяльцы и золотая иголочка.

О быте Бабы-Яги расскажут метла, ступа и лопата. Ступаустаревшее средство передвижения ведьм и колдуний, которые теперь заменили более быстроходные метлы. Может передвигаться как по земле, так и по воздуху. Лопата служит для зажаривания непослушных, сбежавших от родителей детей.

О том, что Баба-Яга сказочный персонаж расскажут волшебные предметы. Клубок-самокат указывает путь. Сапоги-скороходы – магический инструмент для ускоренного передвижения по земле. Гребенка оборачивается непроходимым лесом, щетка – огненной рекой. Серебряное блюдечко и наливное яблочко позволяет увидеть мир вокруг или наблюдать за похождением Ивана-царевича. Волшебное зеркальце, свойство которого – прибавлять красоты и убавлять возраст. Серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают чудесные узоры.

Заключение

1. Баба-Яга – лесная старуха. Этот литературный персонаж отрицательный (вспыльчивая, жестокая, склочная), но в нём присутствуют и положительные качества (гостеприимная, справедливая, благодарная, любит животных).

В волшебных сказках Баба-Яга встречается в образах Яги- воительницы, похитительницы, дарительницы, советчицы, повелительницы и охранительницы. Баба-Яга связана с подземным миром, с воздушной и огненной стихией. Она ведает судьбой.

2. Музей Бабы-Яги относится к профилю литературных музеев, где собираются и изучаются экспонаты, связанные с писателями, литературными персонажами. Цель музея – расширить и углубить знания по литературе.

3. В существование Бабы-Яги верят только 2 человека из 24. О быте и характере Бабы-Яги лучше всего говорят метла, клубок, кошка, ступа или ведро, избушка на курьих ножках, котел, одежда и печка. Наши одноклассники считают, что Баба-Яга любит животных, дарить волшебные предметы путникам, тепло и уют.

4. Все экспонаты музея Бабы-Яги мы разделили на группы: 1) портреты, скульптуры, рисунки, которые расскажут о внешности Бабы-Яги и ее друзей; 2) метла, ступа, лопата, печка, которые расскажут о ее быте; 3) волшебные предметы: клубок-самокат, золотая иголка, серебряное блюдечко и наливное яблочко, сапоги-скороходы, гребенка, щетка, зеркальце, серебряные пяльцы и золотая иголочка.


Список литературы по теме исследования

1. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

2. О чем рассказывают музеи // Как работают историки. Детская энциклопедия. Т. 8. М., 1997.

3. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1. М., 1985; Т. 2. М., 1986; Т. 3. М., 1985.

4. Усачев Андрей. "Большая книга Бабы Яги".

5. Пропп. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Приложение 1

Таблица 1

Профили музеев (на примере музеев г. Омска)

Профили музеев

Чем занимаются

Примеры музеев (г. Омск)

Искусствоведческие:Театральные

Художественные

В них собирают и хранят произведения живописи и скульптуры, театральные костюмы.

Искусство Омска. Музей театрального искусства. Либеров-центр. Омский музей Кондратия Белова. Омский областной музей изобразительного искусства М.А. Врубеля

Литературные

Изучают и собирают экспонаты, посвященные писателям и литератур-ным героям.

Омский государственный литератур-ный музей им. Ф.М. Достоевского

Краеведческие

Изучают и собирают материалы по истории и природе родного края.

Омский государственный историко-краеведческий музей
Музейный комплекс воинской славы омичей.

Исторические:

Археологические

Этнографические

Военно-исторические

Историко-краеведческие

В исторических музеях собирают и хранят исторические памятники, вещественные, документальные, изобразительные.

Профессиональные:

Педагогические

Музей милиции

Музей космонавтики

Ведут сбор, изучение и хранение памятников культуры и документы, отражающие историю профессиональной деятельности.

Омский музей просвещения.

Музей истории милиции культурного центра УВД по Омской области.

Музей космонавтики школы № 55.

Естественно-научные

В них изучают коллекции анатомические, рыб, ми-нералов, животных.





Приложение 2

Обработка данных анкетирования одноклассников

1. Верите ли вы в существование Бабы-Яги?

Ответы одноклассников:


*

*
«Да»
«Нет»



































































Всего одноклассников – 24.

2. Как вы думаете, какие вещи лучше всего говорят о быте и характере Бабы-Яги?

Ответы одноклассников:

Ответы на вопрос

Количество ответов.

«Метла»

21
































































«Клубок»

9
































































«Кошка»

4
































































«Ступа»

4
































































«Котел»

3
































































«Избушка»

3
































































«Ведро»

2
































































«Одежда»

2
































































«Печка»

2



































































  1. Какие предметы, которыми владела Баба-Яга, могли бы помочь в жизни современному человеку? Ответы одноклассников:

Ответы на вопрос

Количество ответов.

Золотая иголочка

10
































































Клубок-самокат

8
































































Серебряное блюдечко

7
































































Щетка, которая оборачивается рекой

7
































































Гребёнка, которая может стать лесом

6
































































Серебряное донце – веретёнце

4
































































Серебряные пяльцы

1