Главная страница

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №15» г. Миасса



Скачать 111.45 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №15» г. Миасса
Дата12.02.2016
Размер111.45 Kb.
ТипЗадача

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«группа 1Основная общеобразовательная школа № 15» г. Миасса

456305, ул. Осипенко, 2; Телефон: (3513) 56-65-93;
E-mail: s15_miass_edu@mail.ru
Согласовано__________2010г. Утверждаю_____________2010г.

Заместитель директора по ВР Директор МОУ «ООШ №15»

_____________ Н.В.Яхутина __________________Е.А.Чешуина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

театрально-фольклорного кружка «Ладушки»

на 2011-2012 учебный год

Автор: Голдина лилия Вильевна

учитель начальных классов

высшей категории

МКОУ «ООШ №15»

г. Миасса

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

         Народное театральное искусство  отличается оригинальными  условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

                                                        Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства

Предполагаемые результаты  реализации программы

учащиеся  должны знать:

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;

учащиеся  должны уметь:

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- играть на простейших музыкальных инструментах;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план занятий по программе «Ладушки»

Рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)
1-й год обучения

п/п

Тема

Всего

1.

Введение

1

2.

«Приметы и календарь»

2

3.

«Осень, осень, в гости просим»

5

4.

«Хрустальный звон зимы»

8

5.

«Февраль – вьюговей»

5

6.

«Весна – всему году ключ»

6

7.

Май – лошадку запрягай»

6

8.

Заключение

1

 

Итого

34


Содержание программы

1. Введение (1 ч)

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

3. «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»
4. «Хрустальный звон зимы» (8 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль - вьюговей» (5ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна - всему году ключ» (6 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (6 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Заключение (1 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.

Поурочное планирование материала




Тема

Количество часов

Понятия, деятельность

Примечание

1

Введение

1

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.





2

Приметы и календарь

2

теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях




«Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

3

Праздники и приметы сентября

Песни во славу осени

2

осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки

песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки




4

День Сергия Радонежского

1

Приметы, загадки про капусту





5

Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком.

1

посиделки




6

Праздник «Вот какой огород»

1




Провели открытое занятие для учителей школы

«Хрустальный звон зимы» (8 ч)

7

Какие имена – такие и праздники

Ноябрь – ворота зимы.

3

Кукольный спектакль

«Подарок для мамы» (на День Матери)

8

Синичкины именины

2

Изготовление кормушек




9

Январь – зимы государь

2

Зимние посиделки, игры




12

«Святочные вечера»

1

Беседа о святках




«Февраль - вьюговей» (5ч)

13

Власьевская неделя

3

Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы




14

Февральские былички

1







15

Масленица

1

Рассказ о Масленице




«Весна - всему году ключ» (6 ч)

16

«Сороки» (ожидание весны)

2

Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны.

Приняли участие в городском конкурсе театрализаций (дипломанты)

17

Благовещенье – третья встреча весны.

1

Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет»




18

«Вербное воскресенье»

1

Игра «Вербохлест»




19

Пасха

1

Игры «Катание яиц»




20

«Веселые потешки»

1

праздник




«Май – лошадку запрягай» (6 ч)

21

Май - «Зеленая неделя»

2

Обряд «Завивание березки»




22

Егорьев день, Никола весенний.


3

Приметы, игры




23

«Весенний Никола гонит всех на поле».

1

Праздник




Заключение (1 ч)



Используемая литература

  1. Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.

  2. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.

  3. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.

  4. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.