№ п/п
| Тема занятия
| Цели и задачи
| Содержание
|
1
| «Кто я?»
| вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления.
| - игра «Эхо»
- игра «Объясни имя»;
- беседа по формированию представлений о собственном «Я»;
- игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»
- беседа по содержанию «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина;
- игра-рисунок «Радужные капельки»
|
2
| «Какой я?»
| вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе; предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; помочь детям почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей, обучить приемам саморасслабления.
| - игра «Волшебный стул»
- Анализ представлений о собственном «я» через рассматривание иллюстраций сказочных героев: Мальвины, Снежной Королевы, Карабаса-Барабаса, Лесного Чудища.
- игра «Узнай, кто позвал»
- упражнение «Продолжи фразу»
- моделирование ситуаций;
- коллективное рисование
|
3
| «Какой ты?»
| предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться с окружающими; обучить приемам саморасслабления.
| - этюд «Солнышко»;
- игра «Дотронься до…»;
- игра «Расскажи стихи руками»;
- игра «Комплименты»
|
4
| «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?»
| научить детей видеть друг в друге сходные черты и различия; развивать внимание и наблюдательность, способности к оценке возможностей другого; научить приемам саморасслабления.
| - игра «Паровозик»;
- игра «Скажи хорошее о друге»;
- игра «Отыщи свою обувь»;
- рисуем себя в прошлом и настоящем;
- упражнение «Катушка»
|
5
| «Мы все такие разные»
| помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.
| - игра «Эхо»;
- игра «Скажи хорошее о друге»;
- игра «Ветер дует на…»;
- игра «Встаньте все, кто…»;
- игра «Чудесные пуговицы»
|
6
| «Мы все такие разные»
| развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, внимание и наблюдательность; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.
| - игра «Скажи хорошее о друге»;
-упражнение «Какой я есть и каким хотел бы стать»;
- упражнение «Доброе животное»
|
7
| «Уверенность – неуверенность»
| формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.
| - анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам;
- анализ проявления уверенности и неуверенности через просмотр мультфильма У. Диснея по сказке А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»
|
8
| «Уверенность – неуверенность»
| формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.
| - анализ проявления уверенности и неуверенности в близком окружении ребенка;
- ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами и в творчестве
|
9
| «Уверенность – неуверенность»
| формирование представлений об уверенности и неуверенности; эмоциональное переживание этих состояний, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности или неуверенности; развитие чувства эмпатии, толерантности; развивать чувство сплочения и единения.
| - анализ проявления уверенности и неуверенности на основе сказки С. Маршака «Кошкин дом»;
- эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности и неуверенности;
- игра «Волшебный стул»
|
10
| «Мое настроение»
| создать комфортную атмосферу в группе; учить детей описывать свое настроение; развивать понимание настроения других людей; воспитывать эмпатию; развивать эмоциональную сферу ребенка; помочь детям осознать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.
| - игра «Настроение»;
- игра «Ромашка настроений»;
- упражнение «Передача чувств»;
- беседа «Школа улыбок»;
- упражнение «Рисуем настроение»
|
11
| «Я умею»
| вызвать у детей позитивное восприятие друг друга; сформулировать умение рассказывать о своих увлечениях, любимых занятиях с помощью изобразительных средств; помочь ребенку проанализировать свои чувства, дать возможность каждому почувствовать себя значимым.
| - игра «Есть или нет»
- упражнение «Как живешь?»;
- упражнение «Сочиним историю»;
- упражнение «Заколдованный ребенок»
|
12
| «Я не боюсь научиться»
| развивать умение согласовывать свои действия, умение перевоплощаться; побуждать детей преодолевать неуверенность; развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого; повышать уверенность в себе.
| - игра «Найди рифму»;
- упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»;
- упражнение «Тень»
|
13
| «Пожалей меня»
| помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим; развивать у детей эмпатию и толерантность; помочь осознать свою индивидуальность; развивать чувство единства.
| - беседа «Как можно пожалеть?»;
- этюд «Я так устал»;
- игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо»;
- этюд «Спаси птенца»
|
14
| «Я и моя семья»
| создать непринужденную обстановку, поднять настроение; развивать эмпатию, толерантность; развивать ассоциативное мышление; подвести детей к пониманию того, что родитель есть не только у людей, но и у животных, и у растений; учить понимать и чувствовать других; формировать чувство единения с группой и семьями своих друзей.
| - игра «Кто придумает больше глупостей»;
- беседа «Что значит любить родителей?»;
- этюд «Из семени в дерево»;
- упражнение «Новоселье нашей дружной семьи»
|
15
| «Я и мои друзья»
| вызвать у детей позитивное отношение друг к другу; развивать навыки сотрудничества в парах; развивать способность к взаимодействию и взаимопринятию.
| - упражнение «Дождик»;
- игра «Комплименты»;
- беседа «Подружки»;
- игра «Путанка»;
- упражнение «Договорись взглядом»;
- игра «Нарисуй узор»
|
16
| «Город нашей дружбы»
| развивать чувство коллектива, сплоченности группы; развивать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения; развивать эмпатию и толерантность; повышать у детей уверенность в себе, формировать чувство ответственности за другого, бережного отношения друг к другу;
| - игра «Подарки»;
- релаксация «Путешествие в волшебный город»;
- игра «Клеевой дождик»;
- упражнение «Волшебный лес»;
- упражнение «Строители»;
- игра «Торт»
|
17
| «Море радости»
| развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - беседа «Дружба начинается с улыбки»;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- этюд «Встреча с другом»;
- этюд «Водный карнавал»;
- этюд «Солнечный зайчик»;
- рисование «Море радости»
|
18
| «Остров Чунга-чанга»
| развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - упражнение «Ласковое приветствие»;
- упражнение «Найди чувство»;
- игра «Пойми меня»;
- этюд «Разноцветная вода»
|
19
| «Животный мир острова Чунга-чанга»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений; развивать творческое воображение детей, фантазию, память.
| - упражнение «Заряд бодрости»;
- упражнение «Гусеница»;
- упражнение «На что похоже настроение?»;
- этюд «Слон и бабочки»;
- этюд «Шаловливые обезьянки»;
- упражнение «Ералаш»;
- игра «Веселый мяч»;
- упражнение «Баян»;
- упражнение «Певец»
|
20
| «Растительный мир острова Чунга-чанга»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); сформировать у детей представление о том, что овощи, фрукты и ягоды могут быть мимическими компонентами для создания эмоции; обучить детей способам регуляции своих чувств и поведения
| - упражнение «Паутинка»;
- этюд «Солнечный зайчик»;
- упражнение «Экологическая азбука эмоций»;
- упражнение «Светлые мысли»
|
21
| «Радость – огорчение»
| формирование представлений о радости и огорчении; ощущение состояний радости и огорчения, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении.
| - анализ проявлений радости и огорчения через художественные произведения и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам;
- проявление радости и огорчения в близком окружении ребенка;
- эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении
|
22
| «В гостях у сеньора Минора на острове Плакс»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах;
| - ритуал приветствия;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- этюд «Растеряша Мери»;
- этюд «Пропала собака»;
- упражнение на дыхание «Веточка»
|
23
| «Царевна Несмеяна на острове Плакс»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - упражнение «Доброе утро»;
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- игра «Пойми меня»;
- игра «Царевна Несмеяна»;
- упражнение «Грустный рисунок»;
- упражнение «Волшебный сон»
|
24
| «Животный мир острова Плакс»
| развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - игра «Паровозик»;
- упражнение «Улитка»;
- этюд «Медвежата заболели»;
- этюд «Воробей»;
- этюд «Котенок загрустил»;
- игра «Грустный мяч»
- рисование;
|
25
| «Растительный мир острова Плакс»
| развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - упражнение «Здесь и сейчас»;
- игра «Клеевой дождик»;
- упражнение «Дождь в лесу»;
- упражнение «Экологическая азбука эмоций»
|
26
| «Клокочущий вулкан»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - ритуал приветствия;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- этюд «Злюка»;
- этюд «Драка»;
- упражнение «Зинка-злюка»;
- игра «Разозлись, как…»
- рисование вулкана;
- упражнение «Волшебный шарик злости»;
- упражнение «Певец»
|
27
| «Жители Клокочущего вулкана»
| развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - упражнение «Здесь и сейчас»;
- игра «Пойми меня»;
- упражнение «Упрямый ребенок»;
- упражнение «Тух-тиби-дух»;
- упражнение «Волшебный сон»
|
28
| «Дружелюбие – враждебность»
| формирование представлений о дружелюбии и враждебности; ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии дружелюбия и враждебности; анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка.
| - анализ проявлений дружбы и вражды в стихах и сказках, в близком окружении ребенка;
- ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами;
- моделирование ситуаций
|
29
| «Любовь – нелюбовь (ненависть)»
| формирование представлений о любви и ненависти; анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях; ощущение состояний любви и ненависти, выражение их художественными средствами; эмоциональное ощущение состояний любви и ненависти, выражение их в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии любви и ненависти; моделирование ситуаций с проявлением любви и ненависти.
| - формирование представлений о любви нелюбви (ненависти);
- анализ проявления любви и ненависти в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к сказке «Аленький цветочек»;
- эмоциональное переживание позиций любви и ненависти, в которые ставится сам ребенок;
|
30
| «Злой язычок»
| учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.
| - актуализация темы занятия;
- игра «Голоса животных»
- разыгрывание сказки про медведя;
- анализ истории про злой язычок»
|
31
| «Дремучий лес»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать саморегуляцию (концентрацию внимания); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах;
| - ритуал приветствия;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- игра «Пугать запрещается»;
- этюд «Страх»;
- этюд «Галя и гусь»;
- этюд «Что в углу?»
|
32
| «У страха глаза велики»
| создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.
| - ролевая игра «У страха глаза велики»;
- игра-инсценировка «Зайчики и волк»;
|
33
| «Жители Дремучего леса»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - игра «Эхо»;
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- упражнение «Пойми меня»;
- этюд «Дети заболели»;
- этюд «Потерялся»;
- упражнение «Черная метка»
|
34
| «Животные Дремучего леса»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - упражнение «Заряд бодрости»;
- игра «Коровы, собаки и кошки»;
- игра «На что похоже настроение?»;
- упражнение «Волшебный сон»
|
35
| «Удивительная планета»
| настроить детей на позитивное восприятие друг друга; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, умение рассказывать о своих чувствах; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений.
| - ритуал приветствия;
- релакс «Путешествие на удивительную планету»;
- упражнение «Инопланетяне»;
- этюд «Живая шляпа»;
- игра «Круглые глаза»;
- упражнение «Ракета»
|
36
| «Жители Удивительной планеты»
| учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.
| - упражнение «Волшебный микрофон»;
- упражнение «Здесь и сейчас»;
- этюд «Ваня приехал к бабушке»;
- упражнение «Разноцветная вода»
|
37
| «Животные Удивительной планеты»
| учить детей передавать чувства интонацией; учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации; учить давать моральную оценку происходящему.
| - упражнение «Все вместе»;
- упражнение «Заряд бодрости»;
- упражнение «Что я чувствую»;
- этюд «Любопытная кошка»;
- этюд «Кто позвал?»;
- этюд «Лягушка»;
- упражнение «Ералаш»;
- упражнение «Ракета»
|
38
| «Смелость – трусость»
| формирование представлений о смелости и трусости, анализ проявления смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам; ощущение состояния смелости и трусости, выражение их художественными средствами и в поведении; эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в определенном состоянии; моделирование ситуаций с проявлением смелости и трусости; обучение сотрудничеству.
| - формирование представлений о смелости и трусости;
- анализ проявлений смелости и трусости в художественных произведениях и на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам;
- эмоциональное переживание смелости и трусости, выражение их в поведении;
|
39
| «Выдержка – несдержанность»
| формирование представлений о выдержке и несдержанности, анализ этих качеств в русских народных сказках «Кот, петух и лиса» и «Жихарка», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний выдержки и несдержанности, выражение их в поведении;
| - анализ проявлений выдержки и несдержанности в русских народных сказках и на основе рассматривания иллюстраций к сказкам;
- беседа о проявлении выдержки и несдержанности в отношениях с друзьями;
|
40
| «Вежливость – грубость»
| формирование представлений о вежливости и грубости, анализ этих качеств в сказках «Заяц и еж» и «Аленький цветочек», анализ качеств на основе рассматривания иллюстраций к сказкам; эмоциональное переживание состояний вежливости и грубости, выражение их в поведении; моделирование ситуаций с проявлением вежливости и грубости;
| - формирование представлений о вежливости и грубости;
- анализ проявлений вежливости и грубости в художественных произведениях и в близком окружении ребенка
|
41
| «Маша и сандалики»
| формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений; обучение сотрудничеству.
| - сказка «Маша и сандалики»;
- беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки
|
42
| «Пес Барбос»
| формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;
| - сказка «Пес Барбос»;
- беседа по сказке;
- этюд «Сломанная кукла»
|
43
| «Волшебники»
| формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;
| - сказка «Волшебники»;
- беседа по сказке
|
44
| «Про чашечку»
| формирование представлений о вежливости и грубости, добре и зле, хороших и плохих поступках и других качеств на основе анализа художественных произведений;
| - сказка «Про чашечку»;
- беседа по сказке
|
45
| «Страна понимания»
| формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников; обучение детей навыкам взаимодействия и сотрудничества; развитие умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальными и невербальными способами; развитие зрительного внимания и восприятия; снятие психомышечного напряжения; создание положительного эмоционального настроения.
| - игра «Здравствуй»;
- игра «Скользкая дорога»;
- этюд «Поссорились – помирились»;
- этюд «Плот»;
- упражнение «Покажи эмоцию»;
- игра «Путаница»;
- упражнение «Варежки»;
- этюд «Опасная тропа»;
- упражнение «Горячий стул»;
- упражнение «Волшебная прогулка»
|