№
п/п
| Тема занятия
| Цели и задачи
| Содержание
|
1
| «Я – единственный на планете»
| - повышение активности детей;
- знакомство детей друг с другом;
- знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Я-единственный на планете».
- знакомство с понятиями «внутренний мир», «эмоции».
- упр. «Что я люблю».
- упр. «Угадай по голосу».
|
2
| «Кто я – какой я»
| - повышение активности детей;
- формирование представлений о собственном я;
- ощущение собственного «я», выражение его художественными средствами, в поведении;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
| - формирование представлений о собственном я;
- анализ представлений о собственном «я» через анализ художественных произведений;
- выражение собственного «я» художественными средствами;
- переживание собственного «я», выражение его в поведении;
|
3
| «Развитие эмоциональной сферы»
| - повышение активности детей;
- знакомство детей друг с другом;
- знакомство с основными правилами проведения тренинга;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Принятие правил»;
- игра «Испорченный телефон»;
- игра «Колечко».
|
4
| «Наши имена»
| - повышение активности детей;
- идентификация себя со своим именем;
- формирование позитивного отношения к своему «Я»;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Мои ассоциации»;
- «Сказка об имени» (И.В. Вачков);
|
5
| «Ассоциации»
| - повышение активности детей;
- знакомство детей друг с другом;
- знакомство с понятием: ассоциации;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Сравни предметы»;
- знакомство с понятием «Ассоциации»;
- упр. «Рисуем ассоциации»;
|
6
| «Уверенность – неуверенность»
| - повышение активности детей;
- формирование представлений об уверенности и неуверенности;
- анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях;
- эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении и художественными средствами;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
| - актуализация представлений;
- анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях;
- ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами;
- эмоциональное переживание состояний уверенности и неуверенности, выражение их в поведении;
|
7
| «Моя семья»
| - повышение активности детей;
- формирование чувства принадлежности к своей семье, позитивного отношения к своей семье;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - беседа «Ромашка имен»;
- сказка «Мама для мамонтенка»;
- игра «Верно-неверно»;
- рисование «Моя семья».
|
8
| «Волшебная страна чувств»
| - повышение активности детей;
- закрепление знаний об эмоциях;
- развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - сказка «Волшебная Страна Чувств» (авторская);
|
9
| «Удивительный мир эмоций и чувств»
| - повышение активности детей;
- знакомство детей с эмоциями;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики;
- развитие выразительности жестов;
- снятие психомышечного напряжения;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Я-единственный на планете»;
- сказка «Домовые»;
- беседа «Что такое настроение»;
- релаксационное упражнение «Воздушный шарик»;
|
10
| «Я дарю тебе радость»
| - повышение активности детей;
- знакомство детей друг с другом;
- знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого;
- снятие психомышечного напряжения.
| - упр. «Собери эмоцию»;
- упр. «Солнечный зайчик».
|
11
| «Что такое радость?»
| - повышение активности детей;
- развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством пантомимики;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого;
- снятие психомышечного напряжения.
| - беседа «Что такое радость?»;
- этюд «Кто так радуется?»;
- психогимнастика «Ручеек радости».
|
12
| «Радость – огорчение»
| - повышение активности детей;
- формирование представлений о радости и огорчении;
- ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами и в поведении;
- эмоциональное переживание состояния радости и огорчения;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого;
- снятие психомышечного напряжения.
| - актуализация представлений;
- анализ радости и огорчения в художественных произведениях;
- ощущение радости и огорчения, выражение их художественными средствами;
- эмоциональное переживание радости и огорчения через позиции других людей;
- игра «Бывает – не бывает».
|
13
| «Хвастовство»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Да, я такой»;
- сказка «Приключения новогодней мишуры»;
- беседа о хвастовстве и неискреннем поведении.
|
14
| «Дружелюбие - враждебность»
| - повышение активности детей;
- формирование представлений о дружелюбии и враждебности;
- анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях;
- ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами и в поведении;
- эмоциональное переживание дружелюбия и враждебности;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психомышечного напряжения.
| - актуализация представлений;
- анализ проявления дружелюбия и враждебности в художественных произведениях;
- анализ дружелюбия и враждебности на основе рассматривания иллюстраций;
- анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком окружении ребенка.
|
15
| «Мальчик, который не умел играть»
| - повышение активности детей;
- показать значение внимательности, соблюдения норм в общении между людьми;
- знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - игра «Ответить – не ответить»;
- сказка «Мальчик, который не умел играть» (С.А. Черняева );
- рисование по сюжету сказки;
|
16
| «Капризка»
| - повышение активности детей;
- разрядка агрессивных импульсов;
- актуализация и коррекция упрямства;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - беседа «Когда я был упрямым»;
- игра «Волшебный круг»;
- сказка про лошадку;
- рисование «Мои капризки»
- упр. «Волшебная подушка».
|
17
| «Слоненок с шариками»
| - повышение активности детей;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
- коррекция негативных поведенческих реакций;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Я – единственный на планете»;
- сказка «Слоненок с шариками» (авторская);
- рисование по сюжету сказки;
- упр. «Ласковый дождик».
|
18
| «Ссора»
| - повышение активности детей;
- научить детей отреагированию эмоций в конфликте;
- формировать адекватные формы поведения;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Я – единственный на планете»;
- сказка «Ссора» (авторская);
- упр. «Ситуации»;
|
19
| «Смешные клоуны»
| - повышение активности детей;
- разрядка вербальной агрессии;
- коррекция страхов;
- релаксация;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - игра «Ругаемся овощами»;
- игра «Рассмеши меня»;
|
20
| «Коряга»
| - повышение активности детей;
- развитие эмпатии;
- вскрытие и обсуждение проблемы понимания человека человеком;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
| - упр. «Я – единственный на планете»;
- сказка «Коряга» (А.Х. Попова);
- упр. «Общий рисунок»
|
21
| «Страх»
| - повышение активности детей;
- знакомство с эмоцией страха;
- учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Знакомство с эмоцией страха»;
- игра «Живая шляпа»;
- упр. «Что нам делать с этим чувством?»
|
22
| «Маленький храбрец»
| - повышение активности детей;
- создание положительного эмоционального фона;
- снятие психического напряжения;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- устранение страхов
| - игра «Круговая беседа»;
- рассказ «Один дома»;
- мозговой штурм «Как побороть страх?»;
- рисование страха;
- упр. «Воспитай свой страх»;
- упр. «Самолет».
|
23
| «Пчелка в темноте»
| - повышение активности детей;
- коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - игра «Пчелка в темноте»;
- рисовании е «Пчелка в темноте»;
- этюд «В лесу»;
- упр. «Тропический остров».
|
24
| «Гнев»
| - повышение активности детей;
- познакомить детей с эмоцией гнева;
- учить различать эмоцию по схематическому изображению;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- снятие психомышечного напряжения.
| - анализ эмоции гнева в произведении К. Чуковского «Мойдодыр»;
- рисование гнева;
- упр. «Что нам делать с этим чувством?»
|
25
| «Как преодолеть гнев?»
| - повышение активности детей;
- продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева;
- продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
- обучать приемам регуляции и саморегуляции;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Я – единственный на планете»;
- рассказ «История про Танечку и Ванечку»;
- рисование по сюжету рассказа.
|
26
| «Грустинка и Обидка»
| - формирование умения понимать эмоции других людей;
- познакомить с эмоцией грусти;
- развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
| - упр. «Я – единственный на планете»;
- истории про Обидку и Грустинку;
- рисование героев рассказа;
- игра «Волшебный стул»;
- упр. «Спаси птенца»
|
27
| «Удивление»
| - познакомить детей с эмоцией удивления;
- продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей;
- развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;
- тренировать умение владеть своими эмоциями;
| - рассказ «Удивленные гномы»;
- рисование удивления;
|
28
| «Жадный кармашек»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - сказка «Жадный кармашек»;
- беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным»;
- упр. «Доброе животное»
|
29
| «Я и другие»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Да, я такой»;
- игра «Встаньте все те, кто…»;
- беседа «Я и другие»
- игра «Клеевой дождик»
- упр. «Релаксация»
|
30
| «Я и другие – 2»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Взаимное цитирование»;
- игра «Гвалт»;
- игра «Избушка на курьих ножках»;
- игра «Если бы…»
|
31
| «Я и другие – 3»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Рукопожатие по кругу»;
- упр. «Взаимное цитирование»;
- притча «Ворона и павлин»
- игра «Мир без тебя»;
- игра «Похвались соседом».
|
32
| «Я глазами других»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Взаимное цитирование»;
- сказка «Мафин и паук»;
- упр. «Никто один не будет»
|
33
| «Вместе веселей»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие организаторских и коммуникативных навыков;
| - игра «Человек и тень»
- игра «Внутри круга»
- игра «Отгадаем загадку»
|
34
| «Вместе веселей – 2»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие организаторских и коммуникативных навыков;
| - упр. «Звездочка»
- игра «Башня»
- игра «Три богатыря»
|
35
| «Вместе скучно нам не будет»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Добрые слова»
- игра «Курочка и цыплята»
- рисование парами
|
36
| «Вместе скучно нам не будет – 2»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - игра «Кто первый у флажка?»;
- упр. «Сочиним сказку»;
- упр. «Подари цветок».
|
37
| «Затейники»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого.
| - упр. «Затейники»;
- релаксация;
- рисование «Мои облака»
|
38
| «Царевна-лягушка»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание экологической культуры.
| - игра «Лягушкой была даже царевна»;
- игра «Лягушачий хор»;
- этюд «Лягушата»
|
ИТОГО – 19 часов
|