Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко» города Пятигорска


Скачать 2.83 Mb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко» города Пятигорска
страница5/18
Дата24.02.2016
Размер2.83 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



21. Тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста

по снижению уровня тревожности и преодолению страхов

Программа «Страх мой – враг мой»

(автор - составитель программы педагог- психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)


п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (3,5 часа)

1

«Здравствуйте, это Я»

- повышение активности детей;

- снижение уровня тревожности;

- повышение самооценки ребенка

- упр. «Давайте поздороваемся»

- упр. «Я есть, я буду»

- упр. «Что я люблю»

- упр. «Угадай по голосу»

2

«Тайны моего имени»

- помощь ребенку в познании и принятии собственного имени;

- развитие способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями;

- активизация творческой мотивации;

- упр. «Звонок от Феи»

- упр. «Дорога в Вообразилию»

- упр. «Сказочная лаборатория»

- упр. «Окно в будущее»

3

«Мое имя»

- помочь ребенку раскрыть свое «Я»;

- формирование чувства близости с другими людьми;

- достижение взаимопонимания и сплоченности

- упр. «Узнай по голосу»

- игра «Мое имя»

- игра «Разведчики»

- упр. «Я веселый, сильный»

4

«Это мое имя»

- помочь ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны;

- повышение активности и самооценки ребенка

- упр. «Зеркало»

- упр. «Красивое имя»

- рисование «Автопортрет»

5

«Жил-был один мальчик»

- повышение активности ребенка;

- снижение тревожности;

- развитие произвольности и самоконтроля;

- снятие психоэмоционального напряжения

- упр. из йоговской гимнастики

- упр. «Зеркало»

- игра «Жил-был один мальчик»

6

«Игра в рисунки»

- снижение уровня тревожности;

- выработка у ребенка уверенности в своих силах;

- повышение навыков самоконтроля;

- упр. «Прогулка в лесу»

- упр. «Камень и путники»

- упр. «Игра в рисунки»

7

«Я – внимательный»

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие внимания и наблюдательности;

- снятие мышечных зажимов

- упр. «Передай движение»

- упр. «Слушаем и выполняем»

- упр. «Почему»

- релаксация «Волшебный сон»

II-й блок – «Я и мое настроение» (2,5 часа)

8

«Настроение»

- осознание своего эмоционального состояния;

- снижение психоэмоционального напряжения;

- развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- упр. «Качели»

- упр. «Неваляшка»

- упр. «Превращения»

- упр. «Классификация эмоций»

- рисование «Мое настроение»

9

«Настроение»

- осознание своего эмоционального состояния;

- снижение психоэмоционального напряжения;

- развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- упр. «Закончи предложение»

- упр. «Пружинки»

- упр. «Глаза в глаза»

- игра «Колечко»

10

«Встреча эмоций»

- осознание своего самочувствия;

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение уровня тревожности;

- снижение мышечных зажимов.

- упр. «Злые и добрые кошки»

- игра «На что похоже мое настроение»

- упр. «Ласковый мелок»

- рисование «Автопортрет»

11

«Встреча эмоций»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания, наблюдательности и воображения;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- совершенствование коммуникативных навыков;

- игра «Изобрази движение»

- игра «Самолеты»

- упр. «Надоедливая муха»

- этюд «Кораблик»

12

«Азбука настроения»

- закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей;

- упражнять в регуляции своего эмоционального состояния

- игра «Я очень хороший»

- игра «Азбука настроения»

- игра «Покажи чувство»

- рисование «Мое настроение»

III-й блок – «Я и мои чувства» (4 часа)

13

«Чувства и эмоции»

- помочь ребенку преодолеть зажатость и безынициативность;

- снятие эмоционального и телесного напряжения;

- научить ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения;

- учить ребенка распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики;

- снижение уровня тревожности

- беседа «Наши эмоции»

- упр. «Два брата»

- игра «Звериные чувства»

- упр. «Вылеплялки»

14

«Чувства и эмоции»

- помочь ребенку осознать собственные чувства;

- освоить новые эффективные стратегии поведения;

- совершенствовать умения ребенка передавать свое эмоциональное состояние;

- нейтрализовать страхи и отрицательные переживания

- упр. «Чувства»

- упр. «Злая Фея»

- упр. «Вылеплялки»

15

«Дедушка и внучек»

- снижение уровня тревожности;

- помочь ребенку осознать собственные чувства и переживания;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

- научить ребенку вербально и невербально выражать свои эмоции

- игра-инсценировка «Дедушка и внучек»

- упр. «Стройка»

- упр. «Кто сильнее кричит»

- упр. «Одно большое животное»

16

«Отгадай эмоцию»

- продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

- учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка

- игра «Зайчик и волк»

- игра «Попугай»

- игра «Закончи предложение»

- игра «Баба-Яга»

- рисование «Добрая Баба-Яга»

17

«Эмоции, чувства, настроение»

- развитие самопроизвольности и самоконтроля;

- развитие координации движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- снижение уровня тревожности.

- игра «Охотники»

- игра «Белки и орехи»

- игра «Запретное движение»

- игра «Зоопарк»

- релаксация «Водопад»

18

«Сказка о Короле и его слугах – чувствах»

- снижение уровня тревожности;

- отреагирование страха;

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.

- сказкотерапия «Сказка о Короле и его слугах – чувствах»

19

«Эмоции, чувства, настроение»

- создание условий для преодоления зажатости;

- способствовать развитию умений решать проблемные ситуации;

- развитие эмоционально-выразительных движений.

- упр. «Йоговская гимнастика»

- игра «На реке»

- упр. «Бип»

- упр. «Расскажем и покажем»

- релаксация «Шарик»

20

«Эмоциональные состояния»

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- развитие у ребенка чувства уверенности;

- повышение самооценки ребенка.

- упр. «Эмоциональные состояния»

- рисунок-ситуация

IV-й блок – «Я и мои друзья» (3,5 часа)

21

«Я и мои друзья»

- снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий;

- развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений;

- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

- упр. «Найди свою половинку»

- упр. «Клеевой дождик»

- упр. «Насос и мяч»

- игра «Передай мяч»

- релаксация «Избавление от тревог»

22

«Маленький котенок»

- снижение уровня тревожности;

- отреагирование страха;

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.

- сказкотерапия «Маленький котенок»

23

«Мы вместе»

- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- снижение тревожности;

- снятие мышечных зажимов.

- упр. «Качели»

- игра «Паровозик с именем»

- игра «Кенгуру»

- упр. «Большое животное»

- упр. «Добрый-злой, веселый-грустный»

- рисование «Мой любимый сказочный герой»

24

«Мы вместе»

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- удовлетворение потребности в признании;

- снижение уровня тревожности.

- упр. «Охотник и заяц»

- упр. «Гроза»

- упр. «Дракон кусает свой хвост»

- релаксация «Любимый человек»

25

«Давайте жить дружно»

- формировать чувство принадлежности к группе;

- помогать каждому ребенку чувствовать себя защищено, преодолевать трудности в общении

- беседа «Детский сад»

- игра «Передай мячики»

- игра-рисунок «Рукавички»

26

«Случай в лесу»

- способствовать развитию смелости, преодолению страхов;

- снижение тревожности;

- развитие внимания, мышления.

- сказкотерапия Случай в лесу»

27

«Космическое путешествие»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и памяти;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;


- игра «Космическое путешествие»

- упр. «Интервью»

- упр. «Росток»

- упр. «Пловцы»

V-й блок – «Я и мой страх» (6 часов)

28

«Я и мой страх»

- стимулирование аффективной сферы ребенка;

- повышение психического тонуса ребенка;

- развитие коммуникативных навыков.

- упр. «Петушиные бои»

- упр. «Расскажи свой страх»

- рисование «Чего я боялся, когда был маленьким»

- упр. «Чужие рисунки»

29

«Медвежонок и Баба-Яга»

- снижение уровня тревожности;

- отреагирование страха;

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.

- сказкотерапия «Медвежонок и Баба-Яга»

30

«Я и мой страх»

- помощь в проживании чувств и эмоций;

- формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций;

- отреагирование страха.

- беседа «Шкалирование эмоций»

- рисование «Мой страх»

- отреагирование страха (уничтожение)

31

«У страха глаза велики»

- создание благоприятных условий для активизации детей;

- учить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и пантомимику

- этюд «У страха глаза велики»

- ролевая игра «Зайчишка-трусишка»

- упр. «Апельсин»

- упр. «Шарик»

32

«Белочка Нуся»

- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;

- развитие навыков групповой работы;

- снятие тревожности

- сказкотерапия «Белочка Нуся»

- релаксация «Цветок»

33

«В гостях у страха»

- помочь ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности;

- помочь ребенку творчески переработать конфликт и уметь увидеть различные пути его решения.

- упр. «Разговор со страхом»

- упр. «Мумия»

- упр. «Достань звезду»

34

«Игры со страхом»

- снятие мышечных зажимов в ходе обыгрывания стихотворения;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- коррекция страхов и тревожности.

- упр. «Мартышки»

- игра «В темной норе»

- упр. «Пещера страхов»

- упр. «Веселый страх»

- релаксация «Забота о животном»

35

«Сказка о подсолнечном семечке»

- развивать умение детей взаимодействовать друг с другом;

- развивать мышление, внимание;

- снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов

- сказкотерапия «Сказка о подсолнечном семечке»

- релаксация «Полет высоко в небо»

36

«Сказка о страхе»

- коррекция страхов и тревожности;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие коммуникативных навыков;

- упр. «Расскажем и покажем»

- упр. «Прекрасный ужасный рисунок»

- пантомима «Зайка-трусишка»

- упр. «Сказка о страхе»

37

«Маска страха»

- развитие произвольности и самоконтроля, внимания, наблюдательности, памяти;

- отреагирование страха;

- коррекция страхов и тревожности;

- снятие мышечных зажимов.

- упр. «Потерялся»

- упр. «Штанга»

- упр. «Превращаемся в страшных»

- релаксация «Порхание бабочки»

38

«Слоненок, который боялся темноты»

- снижение уровня тревожности;

- отреагирование страха;

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.

- сказкотерапия «Слоненок, который боялся темноты»

39

«Маска страха»

- развитие внимания и произвольного поведения;

- профилактика страхов;

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие уверенности в себе;

- упр. «Потягушечки»

- упр. «Зеркало»

- этюд «Ночные звуки»

- релаксация «Тихое озеро»

VI-й блок – «Я больше не боюсь!» (5 часов)

40

«Не страшно, а смешно»

- коррекция страха высоты;

- развитие доверия друг к другу;

- снятие эмоционального напряжения;

- способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

- упр. «Слепой и поводырь»

- этюд «Собака лает и хватает за пятки»

- этюд «Лисенок боится»

- рисование «Смешной страх»

41

«Девочка Надя и Баба-Яга»

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие внимания и координации движений;

- регулирование поведения в коллективе.

- сказкотерапия «Девочка Надя и Баба-Яга»

- упр. «Солнечный лучик»

42

«Я больше, чем страх»

- формирование эмпатии, умения сопереживать другим;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;


- игра «Жмурки»

- упр. «Аэробус»

- игра «Нить повествования»

- упр. «Дождь в лесу»

43

«Как Кенгуреныш стал самостоятельным»

- снижение уровня тревожности;

- отреагирование страха;

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.

- сказкотерапия «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»

44

«Я больше, чем страх»

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- упр. «Фоторобот страха»

- упр. «Страх и скульптор»

45

«Я больше не боюсь»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и координации движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

- игра «Кто первый»

- упр. «Подснежник»

46

«Чебурашка»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- коррекция тревожности;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

- сказкотерапия «Про Чебурашку»

- упр. «Газета»

47

«Страх не страшен мне»

- преодоление негативных переживаний;

- символическое уничтожение страха;

- снижение эмоционального напряжения.

- упр. «Смелые ребята»

- упр. «Азбука страхов»

- упр. «Я тебя не боюсь»

- упр. «Одно большое животное»

48

«Волшебный лес»

- развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ;

- снижение психоэмоционального напряжения;

- повышение уверенности в себе.

- игра «Тропинка»

- коллективное рисование «Волшебный лес»

- упр. «Доверяющее падение»

49

«Волшебники»

- снижение психомышечного напряжения;

- закрепление адекватных форм проявления эмоций;

- развитие социального доверия.

- упр. «Ток»

- игра «Путаница»

- упр. «Отдых на море»

VII-й блок – «Сказочная шкатулка» (3,5 часа)

50

«Серое ухо»

- снижение уровня тревожности;

- отреагирование страха;

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.

- сказкотерапия «Серое ухо»

51

«Сказочная шкатулка»

- формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- развитие социального доверия.

- упр. «Волшебники»

- игра «Сказочная шкатулка»

- релаксация «Доверие»

52

«Сказочная шкатулка»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и эмоционально-выразительных движений;

- удовлетворение потребности в признании;

- снятие психоэмоционального напряжения.

- игра «Ручеек»

- рисование «Волшебные зеркала»

- беседа по рисункам

- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

53

«Сказочная шкатулка»

- развитие слухового внимания;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие тактильного восприятия;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.


- упр. «Ищем ошибки»

- упр. «Расскажем и покажем»

- игра «Броуновское движение»

- упр. «Сидели два медведя»

54

«Солнце в ладошке»

- освобождение от отрицательных эмоций;

- развитие социального доверия;

- повышение уверенности в своих силах;

- повышение значимости в глазах окружающих;

- снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

- упр. «Неоконченные предложения»

- игра «Комплименты»

- упр. «Расскажем и покажем»

- релаксация «На солнышке»

55

«Сказка про ночные страхи»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- обесценивание страхов;

- развитие коммуникативных навыков.

- йоговская гимнастика

- сказкотерапия «Сказка про ночные страхи»

- упр. «Черепашки»

56

«Путешествие на облаке»

- профилактика агрессии;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- повышение значимости в глазах окружающих.

- упр. «Прошепчи ответ»

- упр. «Гусеница»

- упр. «Эмоции»

- релаксация «Путешествие на облаке»

ИТОГО – 28 часов
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18