№ п/п
| Тема занятия
| Цели и задачи
| Содержание
|
I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (3,5 часа)
|
1
| «Здравствуйте, это Я»
| - повышение активности детей;
- снижение уровня тревожности;
- повышение самооценки ребенка
| - упр. «Давайте поздороваемся»
- упр. «Я есть, я буду»
- упр. «Что я люблю»
- упр. «Угадай по голосу»
|
2
| «Тайны моего имени»
| - помощь ребенку в познании и принятии собственного имени;
- развитие способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями;
- активизация творческой мотивации;
| - упр. «Звонок от Феи»
- упр. «Дорога в Вообразилию»
- упр. «Сказочная лаборатория»
- упр. «Окно в будущее»
|
3
| «Мое имя»
| - помочь ребенку раскрыть свое «Я»;
- формирование чувства близости с другими людьми;
- достижение взаимопонимания и сплоченности
| - упр. «Узнай по голосу»
- игра «Мое имя»
- игра «Разведчики»
- упр. «Я веселый, сильный»
|
4
| «Это мое имя»
| - помочь ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны;
- повышение активности и самооценки ребенка
| - упр. «Зеркало»
- упр. «Красивое имя»
- рисование «Автопортрет»
|
5
| «Жил-был один мальчик»
| - повышение активности ребенка;
- снижение тревожности;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- снятие психоэмоционального напряжения
| - упр. из йоговской гимнастики
- упр. «Зеркало»
- игра «Жил-был один мальчик»
|
6
| «Игра в рисунки»
| - снижение уровня тревожности;
- выработка у ребенка уверенности в своих силах;
- повышение навыков самоконтроля;
| - упр. «Прогулка в лесу»
- упр. «Камень и путники»
- упр. «Игра в рисунки»
|
7
| «Я – внимательный»
| - снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие внимания и наблюдательности;
- снятие мышечных зажимов
| - упр. «Передай движение»
- упр. «Слушаем и выполняем»
- упр. «Почему»
- релаксация «Волшебный сон»
|
II-й блок – «Я и мое настроение» (2,5 часа)
|
8
| «Настроение»
| - осознание своего эмоционального состояния;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
| - упр. «Качели»
- упр. «Неваляшка»
- упр. «Превращения»
- упр. «Классификация эмоций»
- рисование «Мое настроение»
|
9
| «Настроение»
| - осознание своего эмоционального состояния;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
| - упр. «Закончи предложение»
- упр. «Пружинки»
- упр. «Глаза в глаза»
- игра «Колечко»
|
10
| «Встреча эмоций»
| - осознание своего самочувствия;
- снятие эмоционального напряжения;
- снижение уровня тревожности;
- снижение мышечных зажимов.
| - упр. «Злые и добрые кошки»
- игра «На что похоже мое настроение»
- упр. «Ласковый мелок»
- рисование «Автопортрет»
|
11
| «Встреча эмоций»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, наблюдательности и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- совершенствование коммуникативных навыков;
| - игра «Изобрази движение»
- игра «Самолеты»
- упр. «Надоедливая муха»
- этюд «Кораблик»
|
12
| «Азбука настроения»
| - закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей;
- упражнять в регуляции своего эмоционального состояния
| - игра «Я очень хороший»
- игра «Азбука настроения»
- игра «Покажи чувство»
- рисование «Мое настроение»
|
III-й блок – «Я и мои чувства» (4 часа)
|
13
| «Чувства и эмоции»
| - помочь ребенку преодолеть зажатость и безынициативность;
- снятие эмоционального и телесного напряжения;
- научить ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения;
- учить ребенка распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики;
- снижение уровня тревожности
| - беседа «Наши эмоции»
- упр. «Два брата»
- игра «Звериные чувства»
- упр. «Вылеплялки»
|
14
| «Чувства и эмоции»
| - помочь ребенку осознать собственные чувства;
- освоить новые эффективные стратегии поведения;
- совершенствовать умения ребенка передавать свое эмоциональное состояние;
- нейтрализовать страхи и отрицательные переживания
| - упр. «Чувства»
- упр. «Злая Фея»
- упр. «Вылеплялки»
|
15
| «Дедушка и внучек»
| - снижение уровня тревожности;
- помочь ребенку осознать собственные чувства и переживания;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
- научить ребенку вербально и невербально выражать свои эмоции
| - игра-инсценировка «Дедушка и внучек»
- упр. «Стройка»
- упр. «Кто сильнее кричит»
- упр. «Одно большое животное»
|
16
| «Отгадай эмоцию»
| - продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;
- учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка
| - игра «Зайчик и волк»
- игра «Попугай»
- игра «Закончи предложение»
- игра «Баба-Яга»
- рисование «Добрая Баба-Яга»
|
17
| «Эмоции, чувства, настроение»
| - развитие самопроизвольности и самоконтроля;
- развитие координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение уровня тревожности.
| - игра «Охотники»
- игра «Белки и орехи»
- игра «Запретное движение»
- игра «Зоопарк»
- релаксация «Водопад»
|
18
| «Сказка о Короле и его слугах – чувствах»
| - снижение уровня тревожности;
- отреагирование страха;
- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
| - сказкотерапия «Сказка о Короле и его слугах – чувствах»
|
19
| «Эмоции, чувства, настроение»
| - создание условий для преодоления зажатости;
- способствовать развитию умений решать проблемные ситуации;
- развитие эмоционально-выразительных движений.
| - упр. «Йоговская гимнастика»
- игра «На реке»
- упр. «Бип»
- упр. «Расскажем и покажем»
- релаксация «Шарик»
|
20
| «Эмоциональные состояния»
| - дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- развитие у ребенка чувства уверенности;
- повышение самооценки ребенка.
| - упр. «Эмоциональные состояния»
- рисунок-ситуация
|
IV-й блок – «Я и мои друзья» (3,5 часа)
|
21
| «Я и мои друзья»
| - снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий;
- развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений;
- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.
| - упр. «Найди свою половинку»
- упр. «Клеевой дождик»
- упр. «Насос и мяч»
- игра «Передай мяч»
- релаксация «Избавление от тревог»
|
22
| «Маленький котенок»
| - снижение уровня тревожности;
- отреагирование страха;
- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
| - сказкотерапия «Маленький котенок»
|
23
| «Мы вместе»
| - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение тревожности;
- снятие мышечных зажимов.
| - упр. «Качели»
- игра «Паровозик с именем»
- игра «Кенгуру»
- упр. «Большое животное»
- упр. «Добрый-злой, веселый-грустный»
- рисование «Мой любимый сказочный герой»
|
24
| «Мы вместе»
| - развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- удовлетворение потребности в признании;
- снижение уровня тревожности.
| - упр. «Охотник и заяц»
- упр. «Гроза»
- упр. «Дракон кусает свой хвост»
- релаксация «Любимый человек»
|
25
| «Давайте жить дружно»
| - формировать чувство принадлежности к группе;
- помогать каждому ребенку чувствовать себя защищено, преодолевать трудности в общении
| - беседа «Детский сад»
- игра «Передай мячики»
- игра-рисунок «Рукавички»
|
26
| «Случай в лесу»
| - способствовать развитию смелости, преодолению страхов;
- снижение тревожности;
- развитие внимания, мышления.
| - сказкотерапия Случай в лесу»
|
27
| «Космическое путешествие»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и памяти;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
| - игра «Космическое путешествие»
- упр. «Интервью»
- упр. «Росток»
- упр. «Пловцы»
|
V-й блок – «Я и мой страх» (6 часов)
|
28
| «Я и мой страх»
| - стимулирование аффективной сферы ребенка;
- повышение психического тонуса ребенка;
- развитие коммуникативных навыков.
| - упр. «Петушиные бои»
- упр. «Расскажи свой страх»
- рисование «Чего я боялся, когда был маленьким»
- упр. «Чужие рисунки»
|
29
| «Медвежонок и Баба-Яга»
| - снижение уровня тревожности;
- отреагирование страха;
- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
| - сказкотерапия «Медвежонок и Баба-Яга»
|
30
| «Я и мой страх»
| - помощь в проживании чувств и эмоций;
- формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций;
- отреагирование страха.
| - беседа «Шкалирование эмоций»
- рисование «Мой страх»
- отреагирование страха (уничтожение)
|
31
| «У страха глаза велики»
| - создание благоприятных условий для активизации детей;
- учить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и пантомимику
| - этюд «У страха глаза велики»
- ролевая игра «Зайчишка-трусишка»
- упр. «Апельсин»
- упр. «Шарик»
|
32
| «Белочка Нуся»
| - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;
- развитие навыков групповой работы;
- снятие тревожности
| - сказкотерапия «Белочка Нуся»
- релаксация «Цветок»
|
33
| «В гостях у страха»
| - помочь ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности;
- помочь ребенку творчески переработать конфликт и уметь увидеть различные пути его решения.
| - упр. «Разговор со страхом»
- упр. «Мумия»
- упр. «Достань звезду»
|
34
| «Игры со страхом»
| - снятие мышечных зажимов в ходе обыгрывания стихотворения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- коррекция страхов и тревожности.
| - упр. «Мартышки»
- игра «В темной норе»
- упр. «Пещера страхов»
- упр. «Веселый страх»
- релаксация «Забота о животном»
|
35
| «Сказка о подсолнечном семечке»
| - развивать умение детей взаимодействовать друг с другом;
- развивать мышление, внимание;
- снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов
| - сказкотерапия «Сказка о подсолнечном семечке»
- релаксация «Полет высоко в небо»
|
36
| «Сказка о страхе»
| - коррекция страхов и тревожности;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие коммуникативных навыков;
| - упр. «Расскажем и покажем»
- упр. «Прекрасный ужасный рисунок»
- пантомима «Зайка-трусишка»
- упр. «Сказка о страхе»
|
37
| «Маска страха»
| - развитие произвольности и самоконтроля, внимания, наблюдательности, памяти;
- отреагирование страха;
- коррекция страхов и тревожности;
- снятие мышечных зажимов.
| - упр. «Потерялся»
- упр. «Штанга»
- упр. «Превращаемся в страшных»
- релаксация «Порхание бабочки»
|
38
| «Слоненок, который боялся темноты»
| - снижение уровня тревожности;
- отреагирование страха;
- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
| - сказкотерапия «Слоненок, который боялся темноты»
|
39
| «Маска страха»
| - развитие внимания и произвольного поведения;
- профилактика страхов;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие уверенности в себе;
| - упр. «Потягушечки»
- упр. «Зеркало»
- этюд «Ночные звуки»
- релаксация «Тихое озеро»
|
VI-й блок – «Я больше не боюсь!» (5 часов)
|
40
| «Не страшно, а смешно»
| - коррекция страха высоты;
- развитие доверия друг к другу;
- снятие эмоционального напряжения;
- способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.
| - упр. «Слепой и поводырь»
- этюд «Собака лает и хватает за пятки»
- этюд «Лисенок боится»
- рисование «Смешной страх»
|
41
| «Девочка Надя и Баба-Яга»
| - развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие внимания и координации движений;
- регулирование поведения в коллективе.
| - сказкотерапия «Девочка Надя и Баба-Яга»
- упр. «Солнечный лучик»
|
42
| «Я больше, чем страх»
| - формирование эмпатии, умения сопереживать другим;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
| - игра «Жмурки»
- упр. «Аэробус»
- игра «Нить повествования»
- упр. «Дождь в лесу»
|
43
| «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»
| - снижение уровня тревожности;
- отреагирование страха;
- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
| - сказкотерапия «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»
|
44
| «Я больше, чем страх»
| - снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
| - упр. «Фоторобот страха»
- упр. «Страх и скульптор»
|
45
| «Я больше не боюсь»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
| - игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
- игра «Кто первый»
- упр. «Подснежник»
|
46
| «Чебурашка»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- коррекция тревожности;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
| - сказкотерапия «Про Чебурашку»
- упр. «Газета»
|
47
| «Страх не страшен мне»
| - преодоление негативных переживаний;
- символическое уничтожение страха;
- снижение эмоционального напряжения.
| - упр. «Смелые ребята»
- упр. «Азбука страхов»
- упр. «Я тебя не боюсь»
- упр. «Одно большое животное»
|
48
| «Волшебный лес»
| - развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- повышение уверенности в себе.
| - игра «Тропинка»
- коллективное рисование «Волшебный лес»
- упр. «Доверяющее падение»
|
49
| «Волшебники»
| - снижение психомышечного напряжения;
- закрепление адекватных форм проявления эмоций;
- развитие социального доверия.
| - упр. «Ток»
- игра «Путаница»
- упр. «Отдых на море»
|
VII-й блок – «Сказочная шкатулка» (3,5 часа)
|
50
| «Серое ухо»
| - снижение уровня тревожности;
- отреагирование страха;
- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
| - сказкотерапия «Серое ухо»
|
51
| «Сказочная шкатулка»
| - формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- развитие социального доверия.
| - упр. «Волшебники»
- игра «Сказочная шкатулка»
- релаксация «Доверие»
|
52
| «Сказочная шкатулка»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и эмоционально-выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- снятие психоэмоционального напряжения.
| - игра «Ручеек»
- рисование «Волшебные зеркала»
- беседа по рисункам
- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
|
53
| «Сказочная шкатулка»
| - развитие слухового внимания;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
| - упр. «Ищем ошибки»
- упр. «Расскажем и покажем»
- игра «Броуновское движение»
- упр. «Сидели два медведя»
|
54
| «Солнце в ладошке»
| - освобождение от отрицательных эмоций;
- развитие социального доверия;
- повышение уверенности в своих силах;
- повышение значимости в глазах окружающих;
- снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.
| - упр. «Неоконченные предложения»
- игра «Комплименты»
- упр. «Расскажем и покажем»
- релаксация «На солнышке»
|
55
| «Сказка про ночные страхи»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- обесценивание страхов;
- развитие коммуникативных навыков.
| - йоговская гимнастика
- сказкотерапия «Сказка про ночные страхи»
- упр. «Черепашки»
|
56
| «Путешествие на облаке»
| - профилактика агрессии;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- повышение значимости в глазах окружающих.
| - упр. «Прошепчи ответ»
- упр. «Гусеница»
- упр. «Эмоции»
- релаксация «Путешествие на облаке»
|
ИТОГО – 28 часов
|